У этого путешествия забавная предыстория. Как-то осенью старшие дети смотрели альбом с фотографиями из нашего свадебного путешествия по Турции в 2002 году, разглядывали молодых родителей, красоты вокруг и вдруг спросили: а почему, собственно, мы не свозили до сих пор в Турцию их? Мы призадумались и начали подготовку. На самом деле, Саня уже много где в Турции побывал, но было ему тогда два года. Наступило время, когда нужно повторять некоторые самые интересные маршруты ради детей, и мы этому рады, потому что вернуться в любимые места всегда радостно.

Турция невероятно разнообразна, на ее современной территории находятся обломки многих культур, тут есть и выжженный солнцем безжизненный Харран, где пас стада Авраам; и высокие горы с ледниками; и средиземноморское побережье с банановыми пальмами, черепаховыми пляжами, с красивейшими бухтами с пресными ручьями, окруженные сосновым лесом; и средневековые армянские и грузинские заброшенные храмы на востоке; и руины античных городов; и Междуречье, послужившее колыбелью всей мировой цивилизации; вулканические озера; древнейшие ассирийские монастыри, в которых до сих пор служат на языке Спасителя; пещерные монастыри и города Каппадокии, византийские крепости и храмы - всего не перечислишь, да мы и всего посмотреть, конечно, не успели. Тут жизнь проживешь - всего не увидишь.

Благодаря этому разнообразию за 40 дней пути дети не устали, никто ни разу не попросился обратно в деревню в детскую тусовку. Мы с ними разговаривали об этом в самом конце путешествия и поняли, что можно было бы легко ездить и дольше, но нас уже поджимали сроки. Бабушка с дедушкой хотели пожить еще недельку со старшими в Крыму, мы договорились передать им детей 15 июля, надо было успеть ко времени.

Турция. 2018
Карта крутится мышкой

Маршрут путешествия

Маршрут может показаться странным, поскольку не захватывает Стамбул, Эгейское побережье и другие интересные места, типа Измира, Изника, Эфеса, Эрзурума, Диярбакира и Памукале. Но надо понимать, что в Турции мы уже бывали не один раз. И этот маршрут обусловлен некоторым компромиссом между тем, что хотелось бы увидеть взрослым (из того, что еще не видели в Турции и того, что уже видели) и тем, что мы хотели бы показать подросшим детям.

Как обычно, мы спланировали очень разнообразное и насыщенное путешествие, полное всевозможных "интересностей". Сначала мы ехали по интересным горным областям "Турецкой Грузии": Турецкое Самцхе и Артани мимо высокогорного озера Чилдыр. Потом мы въехали в Западную Армению. Здесь мы смотрели Ани и малоизвестные памятники к югу и к северу от него. В частности нам удалось посмотреть очень редко посещаемые монастырь Хоромос и собор Мрен). В Карсе мы смотрели наследие Российской империи, а потом сделали крюк ради неизвестной, но весьма интересной грузинской церкви в горном селе Шенгели над озером Карагёлю. Через дворец в Догубаязите мимо Арарата мы выехали к Вану. На этот раз мы его объехали с западного берега, и снова поднялись в кратер вулкана Немрут. Из Вана мы поехали в сердце Курдистана в Хаккири. По дороге смотрели Армянские храмы и Византийскую крепость Хошап. Рядом с Хаккири мы устроили поход в горы Джило к ледниковому озеру. Под Хаккири мы собирались смотреть наследие ассирийских несториан, но из-за террористической опасности военные нас не пустили в этот район. Дальше вдоль Иракской границы мы ехали на запад в очень интересную область Тур Абдин, все еще пока что сохранившую небольшое сирийское христианское население. Здесь мы смотрели ассирийские монастыри и церкви в городах Мидят и Мардин и в их окрестностях. Потом мы встречали закат на Немруте (это другой Немрут, не вулкан), но сначала сделали крюк в Харран и Шанли Урфу (древняя Эдесса). После мы плавали на кораблике по Евфрату рядом с Армянской крепостью Румкале и смотрели чудесные мозаики из затопленной римской виллы в музее Гази-Антепа. Через Антакью (древнюю Антиохию) мы выехали на восточный берег Средиземного моря. Потом мы вернулись на север и пересекли Таврский хребет по забытой страшной дороге по каньону Киликийские ворота. Это была изюминка нашего путешествия. В горах Адалагар мы снова устроили горный поход. Дальше мы по приморскому шоссе двигались на запад. По дороге мы мало где останавливались, поскольку 12 лет назад мы здесь проезжали в обратном направлении. Известные близкие окрестности Анталии мы когда-то уже видели, поэтому, дав детям поплескаться в аквапарке, направились на север, чтобы побывать на больших пресных и соленых озерах, осмотреть их прибрежные города и античные памятники в горах. Потом мы вернулись в Анталию и осели на несколько дней на море в чудесной бухте с сосновым лесом и песчаным пляжем. На этом, можно сказать, закончилась основная часть путешествия. Дальше мы поехали под Кушадасы, где пожили несколько дней у родственников на даче на Эгейском море. На обратном пути мы вновь побывали в Каппадокии, ну и в самом конце заехали в Сарикамыш рядом с Карсом, чтоб дополнить тему русского наследия в Восточной Турции. Из Турции мы поехали в Крым, где сдали старших детей бабушке с дедушкой и вернулись теперь уже отдыхать в нашу деревню.

Путеводители и карты

Хороших путеводителей по нашему маршруту нет. Всю информацию приходится собирать из разных источников. Начнем по порядку. По "Турецкой Грузии": Проект Грузинского Географического общества Александра Джавахишвили - классификация (с картой) грузинских памятников на территории Турции. Также немного информации можно найти на сайте Алексея Мухранова "Грузия для всех". По Западной Армении: Сайт Virtual Ani - почти все (за очень редким исключением) армянские памятники на территории Турции. Про Хаккири информации почти нет. Несколько постов популярных блогеров про Хаккири абсолютно бесполезны и не информативны. Про горы Джило-Сат то же самое, за исключением описания какой-то французской экспедиции. Про ассирийских горцев-несториан и про ассирийских христиан Тур Абдина много интересного можно прочитать вот в этом журнале. Дальше по ходу маршрута с информацией намного лучше. Здесь очень полезен путеводитель Елены Трувы Каппадокия и другая Турция. Про Киликийские ворота известно только из отчетов велосипедистов, да и на ютубе есть пара-тройка видео со шлемов мотоциклистов и из окна подготовленного джипа. Про маршруты в горах Адалагар можно найти на сайте местного кемпинга.

Карты. Стиль наших путешествий, а так же наши интересы приводят к тому, что очень часто наш путь пролегает по грунтовкам и очень плохим дорогам, которых нет ни в одной навигационной системе. Как и в последних наших путешествиях мы использовали SasPlanet с выкаченным заранее кэшем спутниковых снимков от Google, Bing и Яндекс. Без них ориентироваться и прокладывать путь в сети грунтовок невозможно. Спутниковые снимки позволяли нам не только находить труднодоступные и малоизвестные памятники, но также удачные и красивые места для наших ночевок и попадать в безлюдные бухты на море. Для обычной навигации на асфальте пользовались Maps.me.

Снаряжение

Снаряжение у нас не сильно меняется от путешествия к путешествию. Сейчас нас стало больше, поэтому быструю Сашину палатку не стали брать, в нее не влезает двухместный матрас. Саша с Ниной спали в одной из наших горных палаток. К этому путешествию мы поменяли спальники. Теперь у всей семьи спальники серии Alexika mountain разных размеров. С двумя маленькими детьми нам понадобилась вторая переноска. Знакомые нам отдали переноску Tatonka. В походе Аня и Саня заняты переноской младших детей, на Ксеню много не нагрузишь, поэтому к путешествию купили большой столитровый рюкзак RedFox light 100 для меня. Понятно, что детям пришлось обновить одежду и треккинговую обувь. И еще один зонт купили в декатлоне, не было пляжного, взяли рыболовный.

Траты

Подробно все траты по дням и категориям можно посмотреть на отдельной странице ТРАТЫ.

Главная особенность этого путешествия для нас заключалась в том, что мы ездили на те деньги, которые нам перевели читатели. Всего было переведено 199.547 р, мы потратили 218.875 р. Подробно информацию о переводах можно посмотреть внизу вот этой страницы.
Мы бы, наверное, никогда не решились на объявление о сборе, если бы не два обстоятельства: во-первых, мы сильно разбили машину зимой и попали на дорогой ремонт (120 тысяч), и, во-вторых, мы продали квартиру, купили другую - побольше и подальше от центра - и начали делать капитальный ремонт, соответственно, влезли в долги по уши. Разнести во времени все это не удалось, мы очень долго ждали покупателя и все отговаривали нас переносить сделку после аварии. Это было очень страшно - подписывать авансовый договор прямо на следующий день после того, как попали в аварию. Для нас было настоящим потрясением, что набралось столько денег, что мы спокойно смогли поехать на них в путешествие. Мы почти каждый день проверяли счет, зачитывали комментарии, радовались и удивлялись вместе с детьми! Спасибо вам! Если бы не эти деньги, мы бы точно в этом году никуда не поехали. В благодарность всем, кто перевел деньги и прислал адреса, мы отправили открытки из восточной Турции, надеемся, что они дошли!

Итак, из чего в итоге сложился бюджет нашей сорокадневной поездки:

1) еда - 61.992 р. (28% бюджета)
2) топливо - 90.372 р. (41% бюджета)
3) музеи - 10.096 р. (5% бюджета)
4) ночлег - 7.535 р. (3% бюджета)
5) дорожные расходы-17.947 р. (8% бюджета)
6) всякое - 30.930 р. (14% бюджета)

В тратах не учтены деньги, потраченные на провизию, привезенную домой, одежду турецких марок для школы детям (обувь для путешествия, купленную взамен потерянной, в тратах учли) и грузинские гамаки для деревни. Мы покупали только то, что имело смысл везти домой впрок как гораздо более качественное и дешевое: оливковое масло, халву, лукум, мед, вино, орехи, варенье, сухофрукты. Например, оливковое масло экстра верджин в пятилитровых жестяных канистрах стоило на наши деньги 1300 р. Мы привезли домой 5 таких канистр. :) На вещи, не имеющие никакого отношения к поездке было потрачено в сумме около 50 тысяч. Самое существенное, это, конечно, одежда и обувь всем членам семьи. Мне все равно пришлось бы тратить на это время и деньги в конце августа.

Интересно, что в Норвегии в 2014 году (при еще сильном рубле) мы тратили в день больше денег, хотя нас было на два человека меньше. В этом путешествии было рекордно дорогое топливо и пришлось покупать новый аккумулятор и тормозные колодки для Старекса взамен умерших.

Так что считаем поездку довольно экономичной (912 р в день на человека).

Старекс

1. Дорога. "Турецкая Грузия": Пософ, Дамала, замок Шайтан калеси, Урта. Озеро Чилдыр

2. Озеро Чилдыр, Догиёл. Западная Армения: Огузлу, Ягикесен, Тайлар, монастырь Хоромос

3. Ани, Козлуджа

25. Каппадокия: Ихлара, Деринкою, Белая и Розовая долины

26. Мустафапаша, дорога, Сарикамыш, дорога в Крым

27. В Крыму, дорога домой

Если наши рассказы о путешествиях оказались для вас полезными, будем рады поддержке сайта