(Часть 3)


Ани. Անի

Ани, вид со стороны дороги в Оромос


От монастыря Оромос до Ани ведет полевая дорога. В одном месте она пересекает ручей немного ниже плотины. С этой стороны открывается впечатляющий вид на Ани, гораздо более красивый, чем от основной дороги, поскольку город не загораживают никакие деревенские постройки.


Ани

История Ани (по материалам сайта virtualani.org)

Ранняя история
Ани впервые упоминается армянскими летописцами в V веке AD как крепкий замок, построенный на вершине холма и принадлежащий династии Камсаракан. В середине VII-го века Армения была захвачена арабами, но этнический состав населения мало изменился в результате этого вторжения. К концу IX-го века Армения восстановила большую часть своей прежней независимости, но была разделена на многочисленные царства и княжества. Двумя самыми могущественными армянскими царствами были династия Арцруни вокруг озера Ван, и династия Багратидов, которая управляла большей частью Северо-Восточной Армении и которая установила свою столицу в Ани.


Главная дорога в Ани

Период Багратидов
Багратиды купили замок Ани и близлежащии земли у Камсараканов, а в 971 году Багратид царь Ашот III перенес свою столицу из Карса в Ани. В это время Ани, вероятно, была не более чем городом-крепостью, построенным вокруг холма цитадели. Царь Ашот построил новые городские стены в самой узкой точке площадки. Город рос так быстро, что к 989 году были достроены большие внешние стены. Руины, которые все еще простираются за этими стенами, доказывают, что даже они не охватывали достаточно большой площади, чтобы вместить все население.
Ани стал важным перекрестком путей торговых караванов, а город контролировал торговые пути между Византией, Персией, Сирией и Центральной Азией. Купцы и ремесленники стекались в Ани из старых городов Армении, сопровождаемые потоком населения из сельских районов. В 992 году Армянский Католикосат перенес кафедру в Ани: в начале XI века в городе было 12 епископов, 40 монахов и 500 священников. К XI веку население Ани составляло более 100 000 человек, возможно, даже 200 000, а его богатство и известность были таковы, что он был известен как "город тысячи и одной церкви".
После смерти царя Гагика I в 1020 году двое его сыновей поссорились и боролись за то, кто станет его преемником. Старший сын Ованнес-Сембат получил контроль над Ани. Его младший брат Ашот контролировал другие части Багратидского царства. Ованес поддерживал царя Грузии в его войне против Византии, и он опасался, что византийцы теперь нападут на ослабленное Багратидское Царство. Чтобы избежать этого, он сделал византийского императора Василия наследником своих владений.


Львиные ворота. Последствия турецкой "реставрации" 1990-х
Львиные ворота

Ани под Византийским правлением
Царь Ованес умер в 1041 году, а византийский император Михаил IV провозгласил власть над Ани. Ованес умер бездетным, поэтому народ Ани выдвинул сына Ашота Гагика II в качестве своего преемника. Византийская армия, посланная захватить Ани, потерпела поражение в 1042 году. (Армянские летописцы говорят о византийских потерях более 20 000 человек, но византийские летописцы молчат обо всем событии). Провизантийские армяне в Ани уговорили Гагика отправиться в Константинополь для подписания мирного договора; по прибытии туда Гагик был заключен в тюрьму. Византийцы снова напали на Ани, и снова они были разгромлены, но в 1045 году население города, поняв, что они без правителя и окружены врагами, решило сдать Ани Византийцам. В качестве компенсации царю Гагику II был предоставлен дворец в Константинополе и город Кесария (современный Кайсери). После турецкого вторжения в Византийскую империю он был убит в замке Кибистра в Северной Киликии.


На неперелицованных камнях стены видно следы от стрел
Лев

Ани под турками-сельджуками.
Набеги турок из Средней Азии, начали достигать Армении и Византийской Анатолии во второй половине XI века. Византийской империи не удалось остановить продвижение турок-сельджуков. Летом 1064 года большая Сельджукская турецкая армия атаковала Ани, а после двадцатипятидневной осады они захватили город. В 1071 году, в битве при Манзикерте Турецкие войска одержали решительную победу над объединенными Византийскими и армянскими силами, а византийский император Роман Диогенез попал в плен. Теперь ничто не могло защитить Армению и большую часть Византийской империи от волн турецких вторжений.



Ани Под Грузинским Правлением
В 1072 году турки продали Ани курдской династии Шаддадидов, которая до конца XII века удерживала Ани (несколько раз теряя его из-за грузин или внутренних восстаний все еще почти исключительно армянского населения города). В 1200 году Грузинская царица Тамара захватила Ани и отдала его семье Мхаргрдзели. Под их правлением Ани восстановила большую часть своего прежнего процветания - несколько церквей датируются этим периодом, как и многие башни в городских стенах. Вся область Ани была захвачена монголами в 1237 году, но после обычных убийств и грабежа династия Мхаргрдзели продолжала править Ани, только теперь как вассалы монголов, а не грузин. Однако к 1330-м годам они потеряли контроль над городом, уступив его череде турецких династий, в том числе клану Кара-Коюнлу (клан Черной овцы), который сделал Ани своей столицей.


Стены
Львиные ворота

Упадок и конец Ани
Массовая эмиграция населения началась с монгольских нашествий. К середине XIV века Ани перестал быть торговым городом, а оставшиеся торговые пути теперь проходили дальше на юг. Тамерлан захватил Ани в 1380-х годах, но после его смерти Кара Коюнлу восстановил контроль. К тому времени Ани был близок к краху как город - Кара Коюнлу перенес свою столицу в Ереван (Армянский Католикосат сделал то же самое в 1441 году), и большая часть оставшегося населения города покинула его. Это миф (до сих пор распространенный во многих путеводителях по Турции) о том, что город был заброшен после землетрясения 1319 года.



Ани стала частью Османской турецкой империи в 1579 году. Небольшой город все еще оставался в его стенах, по крайней мере, до середины XVII-го века, а европейский путешественник в начале XVII-го века упоминает о существовании 200 церквей в Ани и ближайших окрестностях. Окончательный упадок Ани сопровождался бегством сельского населения по мере того, как регион становился управляемым кочевыми Курдскими племенами, которые грабили и убивали по своему желанию. Церковь в Кизкале использовалась монахами, по крайней мере, до 1735 года, поэтому окончательное и полное вымирание Ани, вероятно, приходится на середину XVIII века. К началу XIX века Ани был необитаем.


Изнанка Львиных ворот
Ксеня

Ранние путешественники в Ани
"...вся страна имеет вид обширной пустыни, с то тут, то там стоящими голыми руинами, как бы напоминая путешественнику, что эти места когда-то были плодородными, густонаселенными и населенными высоко цивилизованной нацией."
- Путешественник Джон Ушер

В начале XIX века большая часть Армении была неизвестным регионом, в основном неосвоенным и практически неисследованным. Условия для путешествия были крайне тяжелыми - это была необитаемая земля почти без дорог, заполненная Курдскими бандитами. Несмотря на это, а может быть, и благодаря этому, количество европейских путешественников в Армению постепенно с течением времени увеличивалось. Многие из этих поездок состоялась в конце осени или зимой. Причину объясняет путешественник Ричард Уилбрахам: "Зимой гораздо безопаснее путешествовать среди Курдов, чем летом, потому что, когда равнины больше не пригодны для пастбища, курды удаляются в свои деревни, оставляя свои беззаконные, хищнические привычки, в какой-то степени неотделимые от кочевой жизни."


Церковь Апостолов и ицерковь св. Григория

Руины Ани упоминаются в в трудах следующих путешественников:

Издание армянских книг, таких как "путешествие в Великой Армении" Саркис Дгалеанц в 1842, и "описание Великой Армении" Л. Алишан, в 1855 году, привели к открытию Ани армянами, многие из которых живут за пределами исторической Армении.
В 1839 году Ани посетил француз Шарль Тексье, а в 1842 году он опубликовал свое "Description de l'Armenie", содержащее десять больших гравюр Ани, которые пробудили интерес Запада к армянской архитектуре.



Ани под русскими
После успешной войны России против Турции в 1877 году Карский регион был включен в состав Российской империи. Под властью России курды были усмирены (или переселены на турецкую территорию для продолжения грабежей и убийств), построены новые дороги, расширились города, и регион постепенно стал безопасным для цивилизованной жизни. Был также значительный приток армянских поселенцев на почти пустую землю, воссоздавая коренное население, которое интересовалось руинами в Ани и их сохранением.


дневной сон
Саша поймал в объектив какого-то зверька

Эти армяне, вероятно, смотрели на Ани не так, как европейцы смотрели бы на романтические руины, окутанные растительностью. Большая часть Армении была опустошенной землей, заполненной руинами заброшенных поселений, и Ани рассматривалась как самый яркий пример этого разрушения - символ утраченной славы Армении и вдохновение для того, что может быть достигнуто в будущем. К концу XIX века Ани для армян стал больше, чем местом - он стал символом. Романы, пьесы и даже оперы были вдохновлены Ани. Многие здания, построенные в контролируемых Россией частях Армении в этот период, имеют архитектурные мотивы, вытекающие из зданий в Ани. Собор Ани был особым источником вдохновения, и по его проекту в городах Карс и Александрополь (ныне Гюмри) были построены новые церкви.



Археологические раскопки в Ани
1892 и 1893 годы положили начало археологическим раскопкам в Ани. Тогда были открыты городские стены царя Ашота. Рядом были обнаружены фундаменты церкви, содержащие фрески, а также сделаны раскопки вокруг Церкви Искупителя. Эти работы спонсировались Санкт-Петербургской Академией наук и проходили под руководством русского археолога и востоковеда Николая Марра (1864-1934).



После перерыва раскопки Марра в Ани возобновились в 1904 году и продолжались ежегодно до 1917 года. Были раскопаны большие участки города, обследован весь город. Археологические находки размещались в двух музеях: церкви Искупителя и мечети Муничир. Многочисленные примеры армянского и русского граффити, которые до сих пор видны на стенах многих церквей, свидетельствуют о растущем числе посетителей Ани.



Возвращение турок
Во время Первой Мировой Войны погромы и депортации в контролируемых Турцией районах Армении привели к почти полному уничтожению армянского населения. Распад Российской Императорской армии после революции 1917 года позволил Турции прорваться на территорию провозглашенной Республики Армения, захватив Карс в апреле 1918 года и в конечном итоге достигнув Баку на Каспийском море.

В Ани были предприняты попытки эвакуировать наиболее ценные экспонаты из двух музеев до прибытия турецкой армии. Археолог Ашхарбек Калантар, как говорят, организовал эвакуацию около 6000 мелких предметов. Громоздкие, тяжелые предметы, такие как статуя короля Гагика, были оставлены. Все, что осталось (в том числе архивы раскопок, изыскания, отчеты, фотографии), впоследствии было разграблено или уничтожено.



Поражение на других фронтах заставило Турцию сдаться и отойти к довоенным границам. Они оставили после себя опустошенную землю. В 1920 году Турция возобновила наступление. Армянская армия - только созданная, плохо оснащенная, плохо обученная, не могла остановить новое вторжение. Карс снова попал к туркам (октябрь 1920), так же как и Александрополь.

В ноябре 1920 года большевики вторглись на оставшуюся территорию Армении. Армения находилась теперь под Советской "защитой", турки прекратили наступление и даже ушли с некоторых захваченных территорий, включая Александрополь.



Большевики хотели хороших отношений с Кемалистской Турцией, и в 1921 году они подписали "Карский договор", который официально уступил Турции города Карс, Сарикамиш, Игдир, Кагизман, Ардахан, Артвин и Олту. То, что осталось от армянского населения в этих районах, было вынуждено уехать, и все еще действующие средневековые армянские церкви и монастыри (в том числе Хоромос) были оставлены. Ахурян или реки Арпа стала новой границей между Турцией и Советской Арменией. Ани был оставлен на турецкой стороне этой новой границы, в пределах все более напряженного региона, который вскоре был закрыт для инстранных путушуственников.

Одним из последних посетителей Ани в эту эпоху был писатель Константин Паустовский в 1923 году.



После Первой Мировой Войны
С 1915 года до начала 1920-х годов серия массовых убийств и депортаций привела к уничтожению почти всего армянского населения на контролируемой Турцией территории. По оценкам, 1,5 миллиона армян погибли от турецких и курдских рук.

По сей день турецкое государство спорит о том, что все, что может быть классифицировано как "геноцид", действительно имело место. Важной частью этого отрицания стало сведение к минимуму или устранение доказательств длительного армянского присутствия на территории нынешней Восточной Турции. Если жертвы никогда не существовали, то как их можно было убить, и если (несколько) были убиты, то почему это должно иметь значение, если они, как народ, не имеют культурного значения? С этой целью была переписана официальная турецкая история, чтобы исключить важность Армении и изобрести или преувеличить турецкое влияние, сфальсифицирована демографическая статистика, и большинство топонимов армянского происхождения были изменены на турецкие. Ничто из этого не способствует сохранению армянских зданий, наиболее очевидного напоминания и наследия прошлого, которое Турция желает полностью уничтожить.


Мечеть, Кизкале, Церкви Апостолов и Григория
Собор

Культурный геноцид
После убийства или выселения исконного населения того или иного региона неизбежно происходит уничтожение культурных памятников этого населения. Последний пример этого процесса произошел в Косово. В последующие годы после Геноцида армян сотни армянских церквей в Турции были преднамеренно разрушены из-за их армянского происхождения. Эта политика продолжалась, по крайней мере, до 1970-х годов. Сотням церквей было позволено обрушиться или быть разграбленными для строительных материалов. Большинство этих зданий никогда должным образом не изучались и даже не фотографировались. С 1930-х годов среди западных археологов и искусствоведов существует заговор молчания относительно армянских памятников в Турции: они кажутся необъяснимо слепыми, глухими и немыми всякий раз, когда упоминается слово "Армения".

Сегодня на территории Турции сохранившимся армянским зданиям (особенно важным для туризма) часто приписывается турецкое или византийское происхождение, или они представлены как отдельные примеры, не связанные с какой-либо более крупной армянской культурой, или армянская идентичность строителей замаскирована, их называют "Багратид" или "Арцруни" (имена средневековых армянских княжеских семей).


Стены

В мае 1921 года Риза Нур, член турецкой Ассамблеи, написал генералу Казиму Карабекиру, командующему восточным фронтом, приказ о том, чтобы "остатки и следы памятников Ани были стерты с лица земли". Он добавил: "вы окажете Турции большую услугу, когда достигнете этой цели". Карабекир записал в своих воспоминаниях, что он пренебрежительно ответил Нуру, сказав, что руины Ани были огромны, как стены Стамбула, и что даже если бы они были разрушены - что само по себе было бы очень трудной задачей - они все равно остались бы руинами на том же месте. Он также предупредил, что уничтожение Ани, скорее всего, вызовет недовольства в армянской религиозной общине.
Некоторые разрушения действительно имели место. Были уничтожены видимые результаты раскопок Николая Марра, в том числе большинство его ремонтов и реставраций. Определенные постройки, имеющие символическое значение для армян, также были разрушены в это время (такие как гробница царя Ашота в Оромос, и хачкар Католикоса Барсега). Хотя приказ 1921 года на снос Ани не был выполнен, история Ани с 1920-х годов была чередой разрушений.


 


 

Церковь Искупителя. Сурб Аменапркитч

Церковь Искупителя

Эта большая церковь была закончена примерно в 1035 году, и стены покрыты длинными и изящно вырезанными надписями, которые показывают большую часть ее истории. Надпись повествует, что церковь была заказана князем Аблгарибом Пахлавидом для размещения частицы Святого Креста: "В 480 году (1035 год AD) я, Аблгариб марзпан (генерал), принял эдикт от имени Смбата шаханшаха (царя царей) к Михаилу, императору греков, в Константинополе, и с большим трудом и большими затратами я купил фрагмент Святого Креста, а когда вернулся, завершил этот храм..." В других надписях говорится о реставрации 1193 года священником Трдатом, а 1291 года - о том, что человек по имени Мхитар построил перед входом колокольню. Другая надпись рассказывает о том, что в 1342 году князь Ваграм Закарид распорядился о реставрации купола, которую предпринял архитектор Василь. Также на верхней части Южного фасада имеется надпись с названием "Трдат". К концу XIX века церковь была еще цела, но в запущенном состоянии. В 1912 году русские археологи восстановили большой участок кладки на восточном фасаде. После реставрации в храме была пристроена дверь с замком и создан небольшой музей с каменными предметами. Восточная половина церкви рухнула во время шторма в 1957 году.


Церковь Искупителя

Церковь круглая, нижняя часть - 19-гранный многоугольник. Очень высокий (и очень широкий) барабан не разделен на многоугольник, а представляет собой идеальный круг. Он пронизан 12 узкими окнами и увенчан полукруглым куполом. В интерьере было восемь апсид, алтарная апсида была значительно больше остальных. По обе стороны алтарной апсиды находились крошечные часовни, втиснутые в толщу стены. Эти часовни и увеличенная апсида, вероятно, ослабили структуру до такой степени, что повреждения здесь привели к краху церкви.

В стенах и полукуполах каждой сохранившейся апсиды сохранились следы фресок. Фрески конца XIII века были выполнены армянским художником Саргисом Пяртчкансом в византийском духе.


Церковь Искупителя

Огромный диаметр барабана (который не намного меньше, чем у основания церкви) является самым поразительным во внешнем виде церкви. Церковь Искупителя - одна из самых геометрически чистых армянских церквей, она состоит исключительно из элементарных геометрических объемов - цилиндров и сфер. Это также самое технически смелое здание в Ани.


Фундаменты построек рядом с церковью

Церковь Святого Григория. (Тиграна Хоненца.) (Греческая церковь, Грузинская церковь)


Надпись на восточной стене церкви показывает, что церковь была заказана богатым купцом по имени Тигран Хоненц и завершена в 1215 году. Он не только оплачивал ее строительство, но и снабжал ее драгоценными предметами: крестами, светильниками, золотыми и серебряными сосудами, религиозными реликвиями.



В то время Ани находилась под грузинским контролем - и эта церковь, как полагают, относилась к Грузинской Православной церкви.
Снаружи купольная прямоугольная конструкция напоминает собор Ани, но гораздо меньше. Внутренняя планировка купольная базилика - один неф, разделенный на три секции с куполом над центральной секцией. Перед церковью стоит более поздний притвор, сейчас разрушенный. Он был открыт с двух сторон и включал часовню. Интерьер этого нартекса (включая фасад церкви) был покрыт фресками. Тигран Хоненц был членом одной из нескольких чрезвычайно богатых купеческих семей, которые накопили огромные состояния (в основном за счет торговли) и сами назвали себя "Баронами".



Северный фасад
 

Интерьер полностью покрыт фресками того же времени, что и церковь. Они развивают две основные темы - жизнь Христа и жизнь Святого Григория Просветителя, которому и была посвящена церковь.
Восточная половина церкви содержит сцены из жизни Христа: Благовещение, Рождество Христово, вход в Иерусалим, воскрешение Лазаря и др.
В полукуполе апсиды находится фигура Христа, ниже - изображение Христа в Евхаристии, еще ниже - ряд епископов или пророков (они были недавно уничтожены побелкой).

Западная часть церкви содержит 16 сцен из жизни Святого Григория просветителя - в том числе суд над царем Трдатом; различные пытки, которым он подвергался (включая его заключение в яму); мученичество Святой Рипсиме; крещение царя Трдата и царей Грузии.

Над дверью часовни к югу от апсиды расположена необычная панель с мотивами, напоминающими шелковые текстильные узоры того времени. Каждый из четырех связанных медальонов содержит симурга - мифическую птицу с головой Льва из персидской легенды.

На северной стене нартекса сейчас виден выцветший образ Рая, с Исааком, Иаковом, Авраамом, Марией, Адамом и тетраморфным существом, охраняющим Врата небес. На нижней стороне арки находятся фигуры святых или пророков.


Арка нартекса
С запада. Руины нартекса
Тропинка к церкви
Аркада
Апсида
Вход в Иерусалим
Успение
В куполе было Вознесение
Западный вход
Житие св. Григория Просветителя
Житие св. Григория Просветителя
Мученичество
Мученичество
Воскрешение Лазаря
 
Фрески в нартексе
Благовещенье
Надя
В соборе
Евхаристия
Южный фасад
Аркада
Северная стена
Надпись на стене
Река Арпа (Ахурян)


Виды от Ани

Собор Ани

Собор, вдали церковь Искупителя, внизу мост и вдали Девичей монастырь

Недалеко от Южной окраины города стоит внушительный собор, это самое большое и значимое здание в Ани. Согласно различным историческим источникам и надписям, известно, что строительные работы начались в 989 году при царе Смбате II (977-89) и были завершены к 1001 году (или 1010 году в зависимости от прочтения надписи) по приказу царицы Катраниде (Екатерины), жены царя Гагика Багратуни, преемницы Смбата. Собор был создан Трдатом, одним из самых знаменитых архитекторов средневековой Армении.


Южный фасад собора

Во время осады 1064 года Собор имел символическое значение. Когда турки разграбили город, один из них взобрался на крышу собора и снес большой крест. Говорят, что этот крест был позже запечатан под порогом мечети, чтобы его можно было непрерывно топтать. Затем собор был преобразован в мечеть и переименован в Фетхие Джамиси, мечеть Победы. Он был возвращен христианам в 1124 году, и надписи говорят о реставрационных работах, проведенных в начале 13 века. Разрушительное землетрясение 1319 года обвалило купол и ознаменовало конец официального религиозного использования здания.


Южный фасад


Апсида

Как и большинство армянских зданий, собор построен полностью из камня: облицовка из чистотесанных каменных разноцветных блоков скрывает щебеночное ядро. План выполнен в виде купольной базилики. Эта схема используется в Армении с VII века. Однако, архитектор Трдат поднял эту старую форму к новым высотам.
Утрата центрального купола придала зданию кубовидную форму, которой оно первоначально не имело. Купол рухнул в результате землетрясения в 1319 году, а остальная часть барабана, как говорят, рухнула во время другого в 1832 году. Зияющая дыра в северо-западном углу была вызвана землетрясением 1988 года, которое также вызвало серьезные проблемы в юго-западном углу (это землетрясение, унесшие жизни 25000 человек в Армении в Спитаке и Ленинакане (Гюмри, Александрополис); к 1998 году части крыши здесь начали падать. Взрывные работы из Армянской каменоломни напротив собора через границу в 2000-2001 гг. нанесли дополнительный ущерб: трещина в юго-западном углу значительно углубилась и расширилась, а западный фасад начал выпирать из первоначального положения. Сейчас существует риск полного обрушения Западного фасада.
В Северной, Южной и Западной стенах есть входные проемы-они традиционно были для патриарха, царя и народа соответственно. Перед каждым дверным проемом первоначально стояло сводчатое крыльцо, в настоящее время в основном разрушенное, вероятно, навес, опирающийся на свободно стоящие столбы.


В соборе

Иследователи архитектуры собора отмечают, что вертикальные пропорции здания, подчеркнутые множеством пилястр по фасадам, а также многочисленные ребра вокруг пилонов, образованные скоплением квадратных и полукруглых пилястр, поднимающиеся на подкупольные арки, плюс еще остроконечные своды - все это подчеркивает вертикальное устремление здания, подобное тому, которое было найдено несколько столетий позднее в готической архитектуре Западной Европы.



Для X-го века собор слишком продвинутый, и некоторые исследователи считаеют реставрацию XIII века основной датой постройки. Но серьезных оснований для такой датировки нет.


В соборе
Купол
Змея под колонной
В соборе

 

Западный фасад
Девичий монастырь Рипсиме и руины моста через Арпу

Мечеть Минучихр

Мечеть Минучихр и Цитадель

Эта мечеть, построенная на самом краю ущелья с видом на реку Ахурян или Арпа была основана эмиром Муничихр. Он был первым из династии Шаддадидов, которая правила Ани примерно с 1072 года. Однако фактическая дата постройки и происхождение этого здания до сих пор являются предметом многочисленных споров, основанных скорее на притязаниях Армении и Турции, чем на каких-либо твердых архитектурных или археологических доказательствах.


Девичий монастырь Рипсиме

Некоторые (в основном армяне) считают, что здание было построено еще до турецкого завоевания и что первоначально оно было дворцом Багратидского периода, а затем преобразовано в мечеть. Из-за положения здания рядом со стенами короля Ашота и его укрепленного внешнего вида, также было высказано предположение, что первоначально это была таможня или даже резиденция армянского Католикоса. Другая армянская теория заключается в том, что здание является жаматуном церкви, превращенной в мечеть после разрушения церкви. Эти теории имеют ту же сомнительную основу - убеждение, что мусульманские правители Ани были неспособны построить что-либо существенное в период своего контроля.

Другие (в основном турки) считают, что вся структура была специально построена как мечеть сразу после турецкого завоевания Ани, что делает ее самой ранней сохранившейся турецкой мечетью в Анатолии.

Более вероятное предположение, что, хотя здание было построен как мечеть, оно датируется более поздним периодом, так как интерьер похож на другие здания XII-го и XIII-го века. Но нынешняя структура частично использует старые фундаменты - отсюда ее странное выравнивание. Кроме того, минарет предшествует нынешней постройке, что объясняет странное расположение минарета, который, вероятно, был построен для более ранней мечети.


Церковь в Кизкале


Замурованные Марром арки
подпись

Западный фасад мечети полностью разрушился к концу XIX-го века, но разрушенное здание продолжало использоваться в качестве мечети местными мусульманскими жителями до 1906 года. Тогда же он был превращен в музей раскопок Николая Марра. Для обеспечения безопасности здания открытые своды с западной стороны были замурованы. Марр также перестроил большое окно в сохранившейся части северной стены.


Мечеть Минучиров, собор и церковь Искупителя

Этот маленький музей был разграблен в конце Первой мировой войны. Еще в 1990-е годы на полу можно было увидеть множество мелких осколков стекла, вероятно, из разбитых витрин или фотопластинок, а также скульптурные фрагменты у основания мечети, которые могли быть выброшены из ее окон. Каменная брусчатка на полу также была убрана в какой-то момент после разрушения музея.



Есть неглубокий михраб, грубо врезавшийся во внутреннюю южную стену мечети. Его нет на фотографиях интерьера, сделанных, когда он использовался в качестве музея.

В 1990 году мечеть была осмотрена и измерена группой студентов-архитекторов из Анкары. Некоторые фундаменты непосредственно к северу от минарета были раскопаны Карамагарали в 1991 году. В 1999 году в мечети началась ограниченная "реставрация" (пол был выложен новой брусчаткой), а в следующем году начались работы по восстановлению недостающих стен. Эта высококачественная реконструкция не вышла за пределы короткого участка южной стены.


Церковь св. Григория

Церковь св. Григория

Эта небольшая церковь расположена на краю крутого склона с видом на долину Цаходзадзор (Аладже чай). Интересно, что почти все церкви в Ани были построены очень близко к краю плато, как будто они были спроектированы так, чтобы их лучше всего было видно за пределами города.

Она датируется концом десятого века - многие из особенностей здания характерны для этого периода. Церковь была заказана князем Григором Пахлавуни в качестве частной часовни для семьи Пахлавуни. Эта семья приобрела большое значение в последние годы независимости Ани; самым известным был Ваграм Пахлавуни, лидер фракции, которая выступала против присоединения Ани к Византийской империи. Ваграм упоминается в надписи, вырезанной на тимпане над дверным проемом, в которой говорится, что он отложил деньги, чтобы заплатить за службы за душу своего сына Абу Хамира.


Церковь св. Григория

Снаружи церковь - двенадцатиугольник. На каждой стороне чередуются глубокие ниши и малые окна. На восточном фасаде из-за камер, обрамляющих апсиду, две ниши более мелкие. Единый вход находится с юго-западной стороны, а не с западной стороны вдоль обычной оси Восток-Запад. Возможно, чтобы дверь открывалась не на край скалы, а на внутренний двор. Позже к входу было пристроено крытое крыльцо, которое полностью исчезло, за исключением нескольких блоков кладки и следов бетона, застрявших на стене над дверным проемом.

Разнообразие форм фасада (особенно портальных пристроек с их сложными карнизами) и игра света и тени на них придают этой церкви почти барочный вид.


Ущелье Цаходзадзор - северная граница города
Арпа
В год 489 (1040), я, Аблгариб, марзипан (владетель) армян, сын Григора и внук Абугамира, хотя я был в пренебрежении
у моего отца из-за того, что я был младшим сыном, тем не менее, движимый любовью к моим родителям,
восстанавил это место покоя для моего отца Григора и моего брата Хамза и моей сестры Седы и построил две часовни,
Святого Стефана и Святого Христофора. И условие для священников таково: каждую пятницу в Святом Стефаносе
они проводят религиозное служение для моей матери Шушан и каждую субботу для моего отца Григора,
и в Святом Христофоре каждую пятницу для моей сестры Седы ...

 


Дизайн интерьера совсем непредсказуем со стороны, и он удивительно просторен. Церковь имеет центральный шестигранный план - шесть апсид ровно 3/4 окружности сгруппированы вокруг центрального пространства. Над ним, опираясь на маятники, возвышается цилиндрический барабан, освещенный 12 окнами и увенчанный полукруглым куполом.

На крыше и стенах алтарной апсиды сохранились следы фресок. Они более поздние, чем церковь, и, вероятно, относятся к тринадцатому веку. Алтарная апсида окружена крошечными камерами, вероятно, часовнями. Довольно потрепанные стены выбелены, на них начерчено большое количество граффити на армянском, русском и арабском языках конца девятнадцатого и начала двадцатого века. Возможно, эта церковь имела символическое значение для этих посетителей из-за своей связи с героическим Ваграмом?


Интерьер

Поскольку Ваграм Пахлавуни погиб в битве в 1047 году, возможно, что он также был похоронен в нем.

Фундаменты этой гробницы примыкают к северной стороне церкви. Раскопана в 1907 году. В 1998 году ее полы были вскрыты гробокопателями. То, что под ним были захоронены нетронутые могилы, несомненно, из-за множества фрагментов человеческих костей, которые были разбросаны среди обломков, оставленных охотниками за сокровищами. Было по крайней мере три отдельных могилы, каждая из которых была запечатана толстым бетонным покрытием.


Церковь святого Григория

Церковь царя Гагика

Слева руины церкви Гагика

Между 1001 и 1005 годом в Ани царем Гагиком была возведена церковь "Миллениум", "подобной по размерам и плану Великой Церкви в Вагаршапате". Архитектором стал Трдат, спроектировавший собор в Ани.

Упомянутая выше Церковь в Вагаршапате была грандиозным собором Звартноц ("бдительные Ангелы"), возведенным между 642 и 662 годами, разрушенным в 10 веке землетрясением, и самым известным архитектурным памятником раннесредневековой Армении. Звартноц был построен на предполагаемом месте встречи царя Трдата Армении и Святого Григория просветителя. Традиция также гласит, что он был построен для размещения останков святого.

Покровитель и, возможно, архитектор Звартноца был армянский Католикос Нерсес III (известный как "Строитель"). Он был про-византийским, и его собор объединил византийские и армянские архитектурные формы-в результате чего получился поразительно элегантный, сложный и смело инновационный дизайн. Это круглая амбулатория, обернутая вокруг вписанного четырехлистника (четыре открытые апсиды, содержащиеся в круглых наружных стенах), который очень напоминает размер и план основания оригинала Звартноца.


Идем к церкви Гагика


Руины церкв Гагика

Конструкция церкви была не очень прочная, и вскоре церковь рухнула.

В 13 веке вокруг и над руинами были построены дома, из кирпичной кладки упавшей церкви. Позже руины покрылись землей. К этому времени знания о местонахождении Гагикской церкви были утрачены, и было сказано, что на этом месте находятся остатки "Синодального дома" армянской Церкви в Ани.

Руины раскопал в 1906 году Николай Марр. Поскольку сохранились только фундаменты, точный внешний вид здания неизвестен (как у Звартноца, который также был раскопан в течение того же десятилетия). Во время раскопок была найдена статуя царя Гагика с моделью церкви, но верхняя часть модели отсутствовала, поэтому точный внешний вид церкви остается неизвестным.

Церковь царя Гагика в Ани и Церковь Звартноц напоминали высокие трехступенчатые ротонды. Внутреннее пространство их четырехлистника поднималось на три этажа и венчалось высоким куполом на барабане.




 


ёцерковь царя Гагика

Церковь Апостолов

Церковь Апостолов теперь обнесена забором. Ближе подойти нельзя

Эта важная церковь, по-видимому, была основана княжеской династией Пахлавуни и использовалась архиепископами Ани, принадлежащими к этой династии. Надписей на фундаменте не обнаружено. Самая ранняя надпись на его стенах относится к 1031 году и сообщает о даровании земли, сделанном Абугамиром Пахлавуни.

Николай Марр полностью раскопал Церковь Апостолов и прилегающие к ней здания в 1909 году. В 1912 году были укреплены наиболее хрупкие части церкви и южный притвор, стены церкви были укреплены. В южном притворе были заменены все недостающие облицовочные камни на нижней половине восточного фасада, а для поддержки нависающей части сталактитового купола была установлена деревянная балка. Большая часть этой работы была преднамеренно разрушена в турецкий период, и очень мало сохранилось от зданий, обнаруженных во время раскопок 1909 года. В 2001 (?) упал большой фрагмент крыши южного нартекса. В 2003 году земля, выросшая вокруг фундамента маленькой церкви, построенной против Южного нартекса, была очень грубо расчищена рабочими кирками.

 

 

Церковь Апостолов имела четырехапсидный интерьер, вписанный в прямоугольник, с четырьмя комнатами, вероятно, часовнями, заполняющими пространство в углах. Эта архитектура существовала в Армении с VII-го века, но декоративные элементы стилистически датируют это здание первой третью XI-го века.

Открытия раскопок 1909 года позволяют точно воссоздать общий облик церкви. На Южном фасаде церкви построен нартекс (по-армянски гавит), который, вероятно, датируется началом тринадцатого века. Все южные и западные стены этого нартекса обрушились. Только Восточный фасад притвора сохранился почти неизменным. В турецкой литературе Южный нартекс иногда ошибочно называют "Сельджукским караван-сараем".

Богатый резной Восточный фасад Южного нартекса находится под сильным влиянием современного Сельджукского и иранского искусства. Стиль этого нартекса с арками, которые пересекаются по диагонали, а не перпендикулярно стенам, является, пожалуй, уникальным среди армянских зданий.

12 лет назад забора не было, и мы могли любоваться удивительными сводами этого гавита.

 

Церковь Апостолов

Храм огнепоклонников

Основы этого необычного сооружения были вскрыты раскопками Николая Марра перед Первой Мировой войной, во время сезона 1909 года. С тех пор, как эти раскопки закончились, храм огня в основном игнорировался и исключался из карт и описаний Ани.

Считается, что это останки Зороастрийского храма "огнепоклонников", построенного в период с начала первого века до середины четвертого века нашей эры. Кроме того, это может быть раннехристианский памятник: открытый мартирион четвертого или пятого века.

Независимо от его назначения, это, вероятно, самое старое сохранившееся строение в Ани. В более поздний период структура была преобразована в часовню путем вставки изогнутых стен между его четырьмя колоннами.


Зороастрийский храм

Грузинская церковь

Грузинская церковь

Эта церковь представляла собой большое прямоугольное сооружение с двускатной крышей и без купола. Внутри она имела один неф, заканчивающийся полукруглой апсидой. Сейчас стоит только Северная стена нефа. Большая часть Южной стены обрушилась примерно в 1840 году, но стены апсиды все еще сохранились. Для укрепления конструкции недостающие облицовочные камни в основании апсиды были вставлены в ходе реставрации, проведенной Марром в 1912 году.

На южной стене была надпись на грузинском языке, датированная 1288. Когда в 1910 году были раскопаны остатки руин Южной стены, была найдена еще одна надпись на грузинском языке. Надпись датирована 1218 годом и содержит пастырскую проповедь Католикоса Грузии Епифана грузинам, проживающим в Ани. В этот период слово "грузин" означало не просто этнического грузина, но всех, кто исповедовал Халкидонскую веру (Православие). Хотя церковь относилась к Грузинскому патриархату, ее прихожанами были в основном армяне.


Стены
Мечеть Минучиров, Цитадель, церковь Апостолов, церковь , Грузинская церковь, Церковь Гагика
Башня
Стены Ани
Ани
Стены Ани
Ани. Слева Дворец Купцов

Ани. Музей 8 лир на взрослого, дети бесплатно.
15 тысяч шагов по шагомеру на браслете.


Стены Ани. Видно вмонтированные хачкары

Монастырь Багнайр в деревне Козлуджа

Из Ани мы выехали в начинающихся сумерках. Надо уже искать мето для ночевки. Была идея заночевать на дне ущелья Цахкадзадзор прямо под Ани, но мы не смогли туда спуститься на нашей машине. Зато посмотрели на Ани с необычного ракурса. Снова вернулись на Анийское шоссе, доехали до ближайшей деревни и свернули налево. У нас есть присмотренное в гугль снимках место для ночевки в каньоне на местной дорожке в Дигор. Но тогда придется посмотреть церкви в Козлуджа уже сейчас, до ночевки, потому что они по дороге.


Жаматун

Название "Багнайр" означает "пещера алтарей", что говорит о гораздо более раннем присутствии на этом месте зороастрийского святилища. Историк XI века Стефанос Асогик говорит, что Ваграм Пахлавуни основал монастырь в 989 году. К 1040-м годам он стал крупным религиозным центром, а Пахлавуни и их вассалы продолжали свое покровительство и в XIII веке. Монастырь, вероятно, был заброшен в конце 13 века, когда контроль над регионом был потерян из-за кочевых турецких племен.
В XIX веке заброшенный монастырь служил пристанищем для курдских кочевников. В конце века большинство монастырских зданий было еще в достаточно хорошем состоянии. Разрушения с тех пор были обширными и, к сожалению, типичными для большинства армянских памятников Турции.



Главный храм - известный как Аствацацин, Святой Богородицы - был основан князем Смбатом Магистрос Пахлавуни (сын Ваграма). Это была трехнефная купольная базилика. Почти все, что сейчас осталось от церкви - фрагменты западной стены. С запада от церкви был построен жаматун. Он был больше, чем церковь, датируется примерно концом XII-го века. Сегодня сохранились лишь части восточной и северной стен и небольшой фрагмент крыши.



Внутри жаматуна четыре отдельно стоящих колонны и восемь пристенных полуколонн поддерживали каменный потолок, разделенный на девять отсеков. Потолок над большим центральным отсеком имел пирамидальное сечение и сталактитовый свод с окном в центре. К главной церкви на юго-востоке примыкали две небольшие часовни. Они еще существовали в 1960-х годах, но с тех пор были полностью разрушены.

Часовня рядом с церковью, наверное, от первой четверти XI века. В XIX веке в ней была усыпальница, которую местные жители почитали как место захоронения Святого Григория просветителя.

На второй часовне была надпись 1145 года, что ее основала женщина по имени Азиз в память о своем сыне Григоре.


Вид на главную церковь от часовни
Старая фотография

К северу от главного комплекса находится небольшая шестиугольная часовня, которая избежала разрушений, нанесенных остальной части монастыря.


Часовня, вид от церкви

На стенах часовни есть поврежденная надпись 1223 года, но церковь, вероятно, намного раньше - девятого или (скорее) десятого века. Интерьер похож на церковь Святого Григория здесь в Ани (конец X века), которая также была основана семьей Пахлавуни. Сегодня часовня и ее ограждение используются как загон для скота.


Часовня
Внутри

Из Козлуджи мы вернулись на дорогу и продолжаем движение в сторону Дигора. Присмотренное место оказалось не подходящим. Чуть позже просто свернули в поле и отъехали подальше от дороги. Место выбрали так, чтоб нас не было видно из окрестных деревень.
Палатки ставили в высокой траве, так что дно палаток выпирало как натянутый парус, пока не положили матрасы и не легли спать.


Вечер


Закат

Встали в паре километров от последнего села с храмами, нашли свертку влево, отъехали в поле.
Ужин -  картошка с тушенкой и чай с местными сладостями, похожими на сладкую стекловату. Дети лопали ее за обе щеки, ссорясь за ложки. Очень вкусная.
Спать легли в 9 вечера, Нинка попросилась ко мне с Надей, пришлось взять, чтоб она не огорчалась. Пишу вот сейчас о прошедшем дне, лежа в спальнике, а Нинка под бочком слушает с моего же ноутбука аудиосказки, читать у меня нет сил уже, да и писать тоже. Хороший день, очень долгий и местами трудный, но явно полезный и правильный для детей.

Из Саниного дневника: "Вечером Нинке разрешили спать с мамой и Надей, но она твёрдо заверила меня: «Оооох Сашка, не беспокойся! Завтра я с тобой посплю!».


 

Часть 2 Часть 4

     

Оглавление

На страницу с путешествиями