(Часть 24)

Лаодикея

Сирийская улица

День 32. (10 июля)
Прощаемся с гостеприимным домом родных и отправляемся в путь в сторону Каппадокии.
По дороге решаем завернуть на раскопки в Лаодикею. Интересный город, почти безлюдный на жаре, есть агора, улицы, два театра, храм с мозаиками.



Лаодикея на Лике Λαοδίκεια πρὸς τοῦ Λύκου — древнегреческий город на границе Карии и Лидии в Малой Азии. В 261 — 253 гг. до н. э. на месте древнего города Диополис царь Антиох II из династии Селевкидов основал новый город, назвав его в честь своей жены Лаодики — Лаодикеей. Лаодикея находилась на важном торговом пути, и процветание города было обусловлено торговлей. В I веке до н. э. Лаодикея переходит под контроль Рима. В период первоначального распространения христианства в Лаодикее была основана одна из «Семи церквей» Анатолии, о которой упоминается в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 3:14) и в Посланиях апостола Павла (Кол. 4:12).


Портик торговой лавки

После распада Римской империи город находился под властью Византии. В 1079 году город был захвачен турками, но в 1119 г. Иоанн II Комнин разбил отряд местного тюркского бея Алипаши, построил крепостные стены. При этом новая планировка города подверглась изменениям: его широко разбросанные позднеантичные кварталы были скомпонованы и реорганизованы для создания ядра небольшой средневековой крепости. Bласть грекoв в нём сохранялась до 1204 года, но и она держалась на волоске. Лаодикея фактически превратилась в небольшой островок греческой цивилизации, окружённой землями, занятыми кочевыми племенами туркмен, которые не давали грекам заниматься возделыванием полей, грабили, убивали их и уводили в рабство.


Сирийская улица
Храм Аполлона
Храм Аполлона
Мозаичный пол церкви
Церковь


Церковь
Пол церкви
Баптистерий
Пол

Церковь
Церковь
Еще баптистерий
Церковь

Храм Зевса
Улица к театру
Большой амфитеатр. По центру белое пятно - это Памукале
Большой амфитеатр на 20 000 человек
Театр и храм Зевса

После падения Константинополя город стал временной столицей наместнического государства Мануила Маврозома (1204—1207), который, опираясь на военизированные формирования из осевших в Малой Азии турок, не подчинился Никейской империи. Воспользовавшись политическим хаосом в греческой среде, в 1207 году город подчинил себе сам сельджукский султан. Впоследствии был разрушен в результате непрекращающихся войн между турками и Византией. О резком сокращении числа православных прихожан свидетельствую хроники середины XIII века. Первая, дошедшая до нас надпись арабской вязью, датируется 1230 годом, говорит о том что к этому времени город снова перешел в руки турок, давших ему искаженное название Лядик. Ближайший город Денизли был основан выходцами из Лаодикеи. Около 1257 года Никейская империя поддержала разбитых монголами сельджуков и получила от них взамен Лаодикею, Хоны, Сакену и Ипсили. Hо расквартированный здесь греческий гарнизон по не до конца понятным причинам оставил Лаодикею вскоре после ее взятия. Скорее всего, к этому времени, его окрестности уже заселили кочевые и весьма агрессивные туркменские племена, которые нарушили торговлю и подвоз провизии грабежами на дорогах: мирная оседлая жизнь стала для греков невозможной.


Оболтусы (зрители самых верхних рядов, которых пускали за оболт)
Жилой дом
Храм Зевса
Малый амфитеатр

Городская жизнь сохранилась, но язык, религия и интеллектуальная мысль подверглись постепенной исламизации. Местные туркменские вожди сделали город центром идеологии суфизма, поддерживая очень тесные культурные связи с Коньей. Греческое население сохранялось в большом количестве и в середине ХIV века, но оно не имело никакой политической власти: греки (в основном женщины) занимались изготовлением тонких хлопковых тканей, с которых мусульманские вожди собирали налоги. Греков можно было отличить по высоким длинным тюрбанам красного или белого цветов. О незавидной участи остатков греческого населения Лаодикеи писал посетивший город в 1330 году Ибн Баттута. Даже он, будучи мусульманином, не слишком симпатизировавшим христианам, был шокирован тем что многие более или менее знатные турки жили тем что сдавали своих греческих рабынь в качестве проституток в бордели и хамамы.


Малый амфитеатр на 15 000 человек
Театр и храм

х
Храм
Колоннада храма
Атриум жилого дома

Вход в дом
Храмы
Сирийская улица

 

Озеро Аджыгель

Озеро Аджыгель

Продолжаем движение на запад в сторону Каппадокии. Наша дорога проходит через север Озерного края, где мы путешествовали несколько дней назад мимо большого соленого озера Аджыгёль.


Свадебная фотосессия

Едем, играем в антонимы, народ веселится, придумывает загадки-строчки. Из смешного: Кирилл – «девушку на равнину брось!» (парня в горы возьми – Высоцкий). Ксеня сегодня одну за одной выдает строчки.
Накупили в маркете еды на пару дней, на обед хлеба, сыров, всяких ядов и кучу мороженого, килограмма полтора в сумме, все это лопали и так хорошо было одновременно играть и хрустеть вкусненьким. Дети попеременно спят, мы слушаем Тарковского, потом японские сказки «Журавлиные перья».
Надя требовательно орёт «ПЫТЬ!», когда хочет пить, новое слово.



Это бессточное озеро, расположенное на высоте 842 метра, тектонического происхождения. Озеро Аджигёль имеет сравнительно небольшую глубину — в среднем 150-210 см. Уровень воды в озере варьируется в зависимости от времени года. Летом озеро местами пересыхает.


Добыча сульфатов
Сульфат натрия

Озеро имеет богатый запас минеральных веществ, в числе которых помимо соли, сульфат натрия и калия. Озеро Аджигёль является вторым в мире по величине и единственным в Турции бессточным озером, имеющим чистые и натуральные запасы сульфата натрия. Из 98 % натурального натрия, добываемого в Турции, 90 % добывается здесь. Вещества используется в производстве стекла, моющих средств, в текстильной промышленности.


Озеро поделено дамбами на несколько частей
Озеро Аджыгель

Мы свернули с шоссе, заехали на огороженную территорию добычи сульфатов и немного покатались по дамбам между испарительных бассейнов.


Озеро Аджыгель
Ксеня
Ксеня

Потом мы долго ехали на запад в сторону Аксарая. Ночевать планировали на реке в долине Ихлара в Каппадокии и очень боялись, что не успеем туда засветло. В темноте искать стоянку невозможно. Уже в сумерках выехали к намеченным местам, где по карте просматривались полянки у реки рядом с дорогой. Как и ожидалось, не мы одни были такими умными: места эти очень сильно замусорены, и самое удобное место вдалеке от дороги было уже занято двумя парнями с палаткой и машиной, а в середине стоял турецкий микроавтобус, и люди готовились к пикнику. Все бы ничего, но уж очень вытоптано, и очень много мусора. Посмотрели по сторонам, изучили спутниковые снимки, и вот мы едем кругом на другой берег реки. Здесь сразу после моста сворачиваем к реке и аккуратно, но быстро проезжаем неприятное скользкое место с лужей и грязью между валуном и рекой. И вот мы на отличнейшей тенистой зеленой полянке у реки и совершенно одни!
Палатки ставили почти в темноте.



Долина Ихлара

Наша стоянка

Дети успели соскучиться друг по другу за то время, что мы жили в гостях, ведут себя сказочно прекрасно, боюсь верить. За ужином Саня обнимает Ксеньку и кормит с ложки, они шутят и смеются. Почаще бы так, какая радость для родителей.

У меня сегодня день рождения, но я не люблю его, потом попразднуем с родственниками в Москве. Тут сейчас и без того каждый день событиями наполнен. Смотрю на часы ночью и выдыхаю с облегчением: уже 12 было, можно больше не переживать. Всегда нервничаю и огорчаюсь, жду, что муж, может быть, вспомнит и подарит подарок, но этого обычно не происходит. Он всякие даты игнорирует всю жизнь, а подарки дарит просто так. Не могу к этому за 16 лет привыкнуть никак.


Часть 23 Часть 25

     

Оглавление

На страницу с путешествиями