Горы Джило

утром Нинка всегда приходит "обнимучкаться"

День 11. (19 июня)

Ночь прошла спокойно, даже слишком, потому что проспали до 9 утра почти. А мы с Надей бодрствовали с 5 до 7 часов. Она веселилась и ползала по палатке, хватала очки, телефоны, все пробовала на зуб. Удалось ее усыпить только, спрятавшись в спальник с головой. Она потеряла меня, стала плакать от огорчения и вскоре заснула, лежа у меня поперек ног.

наш лагерь
Дети играют на реке. Вершина Эриндж (Erinç) 4116 м

Мы стоим в самом конце дороги в месте слияния двух долин, запертых высочайшими вершинами гор Тавр. Направо вверх уходит ущелье Эриндж с горой 4116 м, у её подножья есть небольшой ледник. А прямо продолжается долина, по которой мы сегодня собираемся дойти до подножья горы Джило (Cilo) 4168 м, другие названия: Решко (Reşko), Улудорук (Uludoruk) к леднику, питаемому лавинами с западных склонов горы, и ледниковому озеру.

приготовление завтрака на газу
Мума проветривается и ползает по коврику

Вид вверх по нашей долине. Гора Джило, 4168 м.
Кирилл вытащил на солнце все наши спальники, Ксенька мытую посуду носит с реки
все 6 спальников одной фирмы :) непроплаченная реклама Алексики :)
завтрак
геркулес

кое-кто не в восторге от геркулеса :)
Гора Джило, 4168 м.
мытье посуды в запруде
Наде сделали для ползания целый плац
Мумку охлаждаем перед долгой дорогой
Вершина Эриндж (Erinç) 4116 м

Утром после завтрака оставили палатки и вещи на стоянке, взяли только обеденную провизию, газ и посуду и ушли к леднику. Надо было взять еще теплые вещи, у ледника будет очень холодно, но здесь внизу на жаре такое не пришло в голову.

Карта
Гора Джило, 4168 м. Нам туда - к леднику

брод
мостик
Нинка по легкой дороге идет сама
Гора Джило, 4168 м.

Гора Эриндж (Erinç) 4116 м
Саня как всегда тащит Надю
привал
хорошая дорога закончилась, Нинка залезла в переноску

у кое-кого дневной сон

снежный мост над рекой
снег

Наде дали попробовать снег
Удивительно! Саня еще чуть ниже меня, а осенью уже значительно перерос!

всяких цветов - море
лютики
сурепка

цветочки закончились

по крупным камням идти неудобно
подъем уже не для детских ножек

Санька всегда сам выбирает себе маршрут, а Ксеня ему доверяет больше чем родителям и идёт обычно следом за братом
взгляд назад

Часа два с половиной поднимались, потом посидели у ледника, дети побродили по снегу, потрогали ледяную воду, потом отошли чуть ниже и спрятались от ветра за скалы. Наверху очень холодно, а мы оставили теплые вещи в палатках. Там утром было пекло, мы и представить не могли, что у ледника при такой погоде может быть холодно. Хорошо, с собой была стояночная одежда для младших, утеплили хоть их.

наш финиш
живые склоны, всюду ручьи

в леднике пещера, похожая на гортань

Горы Джило-Сат очень необычные. Турки открыди доступ сюда для всех совсем недавно. Если бы не полная неизвестность и удаленность этих гор, они могли бы стать довольно популярными среди альпинистов. Удобные и быстрые подходы, скальные технические маршруты, все это напоминает Фанские горы.

правда же, похоже на пасть?

Панорама крутится мышкой
Долина Зап. Панорама крутится мышкой

привал на финише

вспомнили про общую фотку
идем вниз

прячемся от ветра за валуны

На обед лаваш, сыр, огурцы и суп "с петухом". После обеда двинулись вниз к лагерю, собрали палатки и вернулись к машине. Несколько раз купались в горных речках в ледяной воде.

Весь день такой прекрасный и наполненный. Мы все очень любим горные походы, в этом всё дело. И ведут себя старшие превосходно, помогают друг другу, поддерживают. У всех есть возможность проявить свои лучшие качества. Нинка говорит, что мы все горные козлики, а она горный ягненочек. Все самые важные разговоры со старшими детьми случаются в горах. Нинка за эти сутки вытрясла из меня все имеющиеся сведения о появлении гор на земле, о тектонических плитах и их сдвигах, о том, почему море соленое, откуда берется снег и ледники, откуда текут реки и много еще других. Я даже не знала, что все это помню :) А потом Нинка это вполне толково пересказывала Кириллу, так что все поняла и запомнила.

царь горы
ручьи

Видно старекс

На обратном пути мы с Ниной вспугнули на дороге здоровую змею песочного цвета, она уползла на склон.
Около 17 часов двинулись вниз на машине. Кирилл едет и говорит: «Как я тут поднялся????». Несколько очень неприятных мест, но в целом прилично.

Неприятное узкое место на повороте
нить дороги все время тянется рядом с рекой. Церковь направо метров 100

Очень обидно, что мы проехали в сотне метров от несторианской церкви. Я знал, что в этой долине до генноцида была ассирийская несторианская церковь Кирикдаг. Но где была она, и сохранилась ли - не было никакой информации. И вот через месяц после нас здесь побывали местные велосипедисты из Хаккири. Они выложили метку и фото в Гугле.

Водопад, чуть выше него по течению ручья несторианская церковь
вчера тут были люди, а сегодня вообще никого, можно остановиться и искупаться

Стрижка овец
выровненный и освобожденный от камней участок земли под посев

Мы въехали через очень серьезный КПП в город Хаккири. Здесь долго проверяли наши документы, потом все же пропустили. Хаккири раскинулся на дне и по склонам большой котловины, образованной слиянием трех ущелий. Сам по себе город ничем не примечателен, но он очень красиво расположен, окруженный высокими горами, где в июне еще не везде стаял снег.

Наша цель - деревня Конак, рядом с которой еще можно различить руины горной деревни Кудшанис, бывшей резиденции ассирийского патрирха Мар Шиммуна.

Вот несколько ссылок, где можно прочитать об ассирийских несторианах:
Введение к книге леди Сурмы д'Бет Мар Шиммун преп. Виграма Эйнджера Виграма.
Ассирийский народ. Сурма д'Бет Мар Шиммун.
Пасха и Евхаристия в Ассирийской Церкви Востока. (Несторианская церковь)
ГОРЫ И ГОРЕ (Геноцид ассирийцев в Османской империи в 1915-1918 гг.)

Кудшанис - резиденция патриархов - католикосов Ассирийской Церкви Востока.
Кудшанис в Хаккяри.
Церковь Мар Шаллита.
Ассирийцы в Хаккяри.

Броневик

При выезде с окраины Хаккири на нужную нам грунтовку, ведущую в горы в Кудшанис, мы были остановлены жандармами. Они забрали наши паспорта, долго куда-то звонили и в итоге не пропустили нас.

Пытались проехать к ассирийской церкви, но на КПП в Хаккири нас не пустили, «террор ситуэйшен, сори». Нужен пермит, которого у нас, конечно, нет. Разворачиваемся и едем обратно. Чуть позже в интернете наткнемся на информацию, что в этот день там был захват курдских повстанцев, погибло двое военнослужащих Турции. Так что хорошо, что они нас не пустили.

Едем из Хаккири на запад, проезжаем огромные горы тлеющего мусора. На многие километры ниже мусорных свалок все русло реки Зап засыпано мусором. Каждое дерево, каждая веточка увешаны цветными полиэтиленовыми пакетами. Если не знать, что это мусор, можно подумать, что тут какие-то странные местные паломнические традиции, как у буддистов.

Зап
Пещера прямо на шоссе
мелкие жуют лаваш на пледе, пока старшие ставят лагерь

Встаем на ночевку высоко над дорогой и над Запом, нас не видно. Перетряхиваем гору вещей в багажнике, Кирилл плотнее складывает запасы, мы многое уже подъели, собирает на дно багажника походное, достает кемпинговское, сортируем обратно посуду, одежду и прочее. Это все отнимает много времени. Ужинать садимся уже в сумерках, зажигаем нашу настольную газовую лампу, льющую теплый желтый свет. Сашка-дежурный нарезал салат, едим макароны и рыбные консервы. За чаем слово за слово дети начинают расспрашивать, как мы про кого из них узнали и при каких обстоятельствах. Вспоминаем, смеемся, истории про появление младших и старшие помнят. Нинка счастлива, когда дети втолковывают ей, что она уже была в Норвегии, просто была тогда в животе у мамы.

стоянка над дорогой и рекой

Такой теплый и радостный вечер получился.
И еще из радостного ностальгического: старшие вспомнили, как два года назад на Тянь-Шане точно так же как и сейчас, мы сидели за столом под звездами и пили чай, а маленькая Нина увидела луну, стала на нее зачарованно смотреть и первый раз отчетливо повторила за папой «муна!» Потом каждый вечер ей все искали луну на небе, и она очень радовалась и повторяла свое «муна!». Так и теперь Наде показали луну, она на протяжении часа то и дело тыкала пальцем в черное небо над головой и говорила «ыыыы!».
Легли дети в 21:30, мы на час позже, потому что сливали и смотрели фотографии с фотика на ноутбук. Обнаружили, что сдулся матрас в спальне Ксени и Кирилла, надули новый запасной.
Я немного дергаюсь: луна светит очень ярко, подсвечивая крутые склоны гор вокруг нас, где-то недалеко воет какой-то зверь, видимо, шакал. Наверное, мне на нервы действует близость к Ираку. Чувствуется некая враждебность этих мест, может быть, надуманная. Но спать тут неуютно.