(Часть 7)

 



В кратере вулкана Немрут

Утро

День 9. (17 июня)
На озере тихо и пусто, никого кроме нас нет. Никакие медведи, которыми нас пугали вчера, не приходили. Но мы, как всегда, предприняли все возможное, чтобы не привлекать диких животных – убрали в багажник всю еду и помойку.


Завтрак

В 7 все повылезали из палаток. Мелких теперь до переодевания надо намазывать от солнца, на это тоже уходит время. На завтрак разжарила вчерашнюю картошку со сливочным маслом, расплавила сверху сыр. Саня сел завтракать в приличных шортах, забыл надеть кемпинговское, заляпался жиром, получил взбучку и ушел посреди завтрака стирать. Утро неудач. Саня вернулся, попросил налить кофе, а Надюха в этот момент сильно пихнула стол, обдав меня этим кофе с ног до головы. Кирилл тоже почему-то оказался сразу в приличной одежде и облился своим кофе самостоятельно. На этот раз стирать ушла я. Из-за всех этих бесконечных стирок и намазываний собирались ужасно долго. Выехали в 9:30 только.


В Кратере вулкана Немрут

В машине
Одна из многих "луж" в кратере
Большое "Холодное" озеро. На переднем плане лава
Панорама крутится мышкой
Вид на кратер Немрута с перевала через кальдеру Панорама крутится мышкой
Озеро Ван. Вид с Немрута

Мы пересекли кратер, перевалили через кальдеру. С перевала открывается очень красивый вид на кратер Немрута, а если проехать немного дальше, то можно любоваться панорамой озера Ван.
Мы спустились с горы и оказались в городе Татван. 12 лет назад мы в нем обедали в фастфуде, сейчас же заехали в магазин за продуктами.


Панорама крутится мышкой
Вид на Ван с перевала Панорама крутится мышкой
Овцы
 

После Татвана D300 уходит в горы, потом ненадолго спускается к озеру, чтобы обогнуть вдоль него высокий хребет, на котором в июне еще лежит снег. Потом дорога уходит от Вана и вдоль этого хребта поднимается к альпийским лугам. В начале этого подъема между дорогой и озером оказывается довольно любопытное место - долина Goms или Kümüs. Göllü Ovasi - "равнина с озером", это необычное геологическое явление. Это идеально ровная, веерообразная долина, окруженная холмами. Равнина отделена от озера Ван лишь длинным изогнутым хребтом.
Весной, когда тает снег, равнина превращается в неглубокое озеро до тех пор, пока вода не просачивается под хребтом в озеро Ван. По краю равнины и выше уровня наводнения находится ряд деревень: до 1915 года большинство из них были армянскими, и, по крайней мере, две до сих пор содержат позднесредневековые церкви. На берегу Вана за хребтом стоят руины монастыря Святого Георгия Гомского (Сурб Гомки Георги Ванк).
Если по деревням долины проехать можно, то до монастыря точно придется идти через хребет под палящим солнцем. Мы решили пропустить его, посколку сам монастырь не очень интересный, правда, у него зрелищное расположение на берегу Вана. Когда мы готовились к путешествию, не было хороших космоснимков этого места. Сейчас же в гугле появились очень подробные снимки. На них видно тропинку от дороги к церкви, и хорошо видно естественный туннель, по которому стекает вода с этой равнины. Примерно от него начинается тропа.


Ван

Дальше D0300 поднимается в гору и уходит в тоннель. 12 лет назад он только строился, и мы ехали по красивой горной дороге через перевал. Потом мы снова спустились к озеру и свернули на мелкую дорожку в сторону деревни Göründü.


 

Кармракванк (церковь Гёрюндю)

Ван

Сегодня девятый день, как мы в пути. Я все пытаюсь понять, что получается, что нет, что самое трудное. Пока стало понятно вот что: в пути вылезают и очень остро встают те конфликты между детьми, которые дома ты научился сглаживать и разруливать. Здесь приходится заново выстраивать отношения между детьми и искать новые решения. У нас, например, трудно адаптировалась Нина к Наде, полгода где-то были очень тяжелыми, Нинка проверяла новорожденную сестру на прочность. Потом это ушло, мы над этим кропотливо работали, и мы расслабились, а теперь опять все вернулось. Потому что я сплю с Надей, а куда еще денешь младенца, сосущего ночью грудь? И в машине сижу с Надей спереди. А Нина спит с Сашей в палатке и сидит с ним в машине. Посадить или положить иначе всех невозможно. И вот из-за недостатка моего внимания Нинка опять начала мучить Надю при любом удобном случае. И это вносит определенную нервозность, конечно, потому что на стоянках нельзя оставить Надю без присмотра, нужен отдельный взрослый. Или нужно трудоустраивать или занимать чем-то Нину. И еще один трудный для меня момент. Ксеня любит Нину и умеет с ней заниматься как никто другой, но делать это часто и долго она очень не любит. Начинает грубить, становится злюкой. Дома я стараюсь не нагружать ее Ниной, стараюсь по максимуму все делать сама. Но в пути это невозможно! Нина сидит на заднем сидении между Сашей и Ксеней, Саня навигирует, у него на руках ноутбук большую часть пути. А Нине нужно то подать что-то из коробки с дорожными занималками, то пристегнуть, то дать попить. И Ксеня под конец дня становится от этого раздражительной. Проще всего с Надей, она пока ничего ни от кого не хочет и претензии не предъявляет. Ест, спит, веселится и играет. С подростками тяжело везде, и дома, и в путешествии, поэтому Саня в свои темные периоды достает родственников среднестатистически обычно. Короче говоря, итог такой: сложность нахождения детей в путешествии зависит от того, есть ли какие-то побежденные или непобежденные проблемы между детьми в обычной жизни. Если есть, они у вас вылезут и расцветут, будьте уверены. С другой стороны, светлых общих эпизодов тоже в путешествии гораздо больше, чем в обыденной жизни. Так что тут есть о чем подумать.


Ван

После деревни мы по грунтовой дороге вдоль озера огибаем красивый мыс и после него сворачиваем на совсем заросшую колейную грунтовку вверх в долину.


На Ване
 

Колеи шли потихоньку вверх, но чем выше, тем хуже они читались. Ехать можно было, но мы решили остановиться на пятачке, где можно было развернуть машину. Дальше пошли пешком.


Разворачиваемся
Идем вверх. Внизу машина

Накупили в Татване фруктов на 80 лир и лукума. Сняли в банкомате денег. Обменные пункты все еще не работают.
Подъехали к храму Кармракванк. Долго петляли по грунтовке вдоль Вана, потом пробирались через огромное стадо коров, не реагирующих на гудки и подталкивания. Оставшиеся метров 300-400 шли пешком.


Идем

Вполне можно было доехать и до монастыря, и там было, где развернуться. Зато мы прогулялись после долгого сидения в машине. Детям это всегда идет на пользу. Чем больше усталости в ногах, тем меньше ссор :)


Кармракванк

Кармракванк (иногда пишется Камракванк или Кармраванк) - заброшенный армянский монастырь в историческом районе Рштуник провинции Васпуракан. Известен как Гёрюндю клисе по названию ближайшей деревни и Кирмизи килисе ("красноватая церковь") из-за цвета его кирпичного купола. Гёрюндю, ныне населенная курдами, была армянским селом Мохрапет.


Небольшие хачкары, вмонтированные в кладку

Мало известно об истории монастыря. Традиция приписывает его основание Гагик Арцруни Васпураканскому. Этот царь основал много монастырей в этом регионе, в первую очередь церковь Святого Креста на острове Ахтамар и монастырь Святого Георгия Гомского. Кармракванк получил свое название от реликвария монастыря, который был украшен красными камнями и содержал фрагмент Креста.


Хачкары в кладке

В конце XIX века Кармракванк был одним из немногих оставшихся владений Католикосата Ахтамар. В 1895 году его разграбили курды.



Интересно, что храм более поздний из тех, что мы тут смотрим, но и гораздо более грубо сделанный. Хачкары примитивные, архитектура тоже, технологии вообще совсем простые. Как обычно, внутри храма огромные ямы, опять поработали черные археологи.


Проем входа на галерею. Хачкар 1306 года

Монастырский комплекс сохранился в виде двух церквей и разрушенной оборонительной стены. Главный храм, называемый Сурб-Аствацацин (церковь Пресвятой Богородицы) - большое сооружение с куполом над высоким барабаном. С северной стороны, напротив северной стены, находится небольшая церковь, название которой неизвестно. Обе церкви построены из блоков сланцевого камня неправильной формы.


 

За стенами немного к юго-востоку от главной церкви сохранились остатки кладбища. Большинство его могил были выкопаны охотниками за сокровищами, их надгробия разбиты. Есть родник питьевой воды в долине, прямо под монастырем, но его вода сейчас по трубе передается вниз.


 

Вход в церковь с запада. На западном фасаде есть также два других дверных проема, расположенных так высоко над уровнем земли, что до них можно было добраться только по лестнице. Подобные дверные проемы верхнего уровня существуют, по крайней мере, в двух других сохранившихся монастырских церквях в районе озера Ван, в монастырях Святого Георгия Гомского и Святого Фомы Гандзакского. Каждая дверь ведет в открытую с одной стороны камеру, образуя галерею,открытую в храм. По краю каждой галереи есть следы каменного балкона, а в восточной стене каждой камеры есть ниша.


Барабан и купол
Видно дверные проемы, ведущие на галереи

Один из дверных проемов галереи образован из повторно используемого хачкара. На нем есть надпись, в которой говорится, что он был сделан в 1306 году отцом Фаддеем. Существует множество других хачкаров более простых конструкций, повторно используемых в стенах церкви, как снаружи, так и внутри. Некоторые из них также имеют даты: 1276, 1347, 1380 и 1411. Это позволяет предположить, что церковь была построена где-то после начала XV века. Количество повторно использованных хачкаров указывает на то, что на этом месте скорее всего был более древний храм.



Мы вернулись к машине и поехали назад на шоссе. Если же продолжить движение по грунтовке вдоль Вана то через несколько километров будет деревенька Алтинсаш. В следующей после деревне долине есть остатки монастыря Сурб Товмас. Сохранилась церковь с жаматуном, красиво стоящая на горе над Ваном.


 
Армянская семья
Армянки в районе Вана
 
Ванские армяне

Ахтамар


По шоссе проехали несколько километров, и вот паркуемся у перехода к пристани, откуда отправляются кораблики на Ахтамар. Как здесь все изменилось за 12 лет! Помню, что была здесь пустынная пристань, и туристов не набиралось на один рейс, так что нам пришлось переплачивать, чтоб не ждать неизвестно чего. Теперь же здесь большая парковка, куча кафешек и сувенирных лотков. Кораблики ходят каждые полчаса или по мере заполнения.



Ахтамар. Корабль 15 лир с взрослого, музей на острове 10 лир со взрослого. У нас вышло 50 лир. С детей ничего не взяли.
Кораблики идут регулярно, народу море. По дороге Кирилл рассказывает историю этого места детям.


Ахтамар
На корабле
 

 

Вот так мы плыли на Ахтамар в
2006 году с одним малким Саней.
Встречный кораблик
Ахтамар

Церковь была построена в период расцвета Васпураканского царства в 915—921 гг. зодчим Мануэлом (Манвелом) в правление царя Гагика Арцруни. Она строилась как придворная для его несохранившейся летней резиденции. Также, на острове Ахтамар есть руины порта X века.


Церковь Святого Креста

С 1113 года Церковь Сурб Хач (Святого Креста) становится резиденцией Ахтамарского католикосата Армянской церкви. Причиной этого являлось несогласие 5 епископов с поставлением патриархом молодого Григора III Пахлавуни. В 1114 году Собор в местечке Шугра в Киликии низложил ахтамарского епископа Давида, однако последний, не подчинившись решению, провозгласил Ахтамарский Католикосат. Его юрисдикция распространилась только в части Васпуракана.


С запада

С XIII века, в эпоху монгольского владычества, Ахтамарские католикосы избирались из рода Арцруни-Хеденекидов, тогда же этот сан становится наследственным. Пользуясь покровительством Джахан-шаха Кара-Коюнлу католикос Закария III сумел на короткое время объединить Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским, но всего 14 епархий. В конце XVIII века после длительных споров между двумя католикосатами касательно разграничении юрисдикции, было признана главенство Эчмиадзина. Уже в конце XIX столетия Ахтамарский Католикосат имел две епархии с 302 церквями и 58 монастырями. В 1895 году епархии перешли в юрисдикцию константинопольского патриархата Армянской церкви. Монастырь опустел после  геноцида армян 1915 года.


Рельефы храма

Церковь святого Креста украшена фресками и богатейшей резьбой по камню. Архитектор Мануэл, будучи также скульптором, покрыл весь фасад церкви рельефами религиозного и светского характера. Рельефы богаты орнаменами звериной и растительных мотивов. Часто используемый художниками более позднего времени мотив «звериного гона» (XII—XIII вв.), изображённый под карнизами нижней части храма, можно увидеть на предметах искусства Ирана и Кавказа. Тематическим разнообразием и в частности светским содержанием, особо выделяется рельефный пояс, опоясывающий всю церковь и проходящий по верхней части фасада — так называемая «виноградный фриз» (иначе «Сбор винограда»). На рельефе виноградной лозой сплетены сюжеты уборки урожая, сцены охоты, пира, животные, фигуры людей и т. д. На восточной части фасада рельефный пояс прерывается скульптурой царя Васпуракана — ктитора Гагика Арцруни. Эти рельефы, «по сюжетному и иконографическому многообразию, глубокому символизму не имеют себе равных… на всем христианском Востоке».

Давид и Голиаф
 
 
Давид и Голиаф
 
Хачкар на кладбище
Юго-западный угол
Северный фасад
Южный фасад
Адам и Ева

Даниил во рву львином
Георгий, Феодор Тирон, Феодор Стратилат
Виноградный фриз
 
Львы Даниила
 
Виноградный фриз
Виноградный фриз
Виноградный фриз
Виноградный фриз
Охота


 
Вознесение Креста

В композиции «Вознесение Креста», расположенной под центральным окном западного фасада, отражено посвящение храма: представлена сцена поднесения царем Гагиком модели храма Иисусу Христу.

Царь Гагик с моделью церкви
Херувим
Западный фасад

Фасадные поверхности церкви полностью покрыты рельефами из сюжетов Ветхнего и Нового Завета, образами пророков и апостолов, иногда портретами святых. Стилевые особенности ахтамарских рельефов позднее оказали влияние в миниатюры «ванской» или «васпураканской» школы миниатюры. В рельефах храма, в ряде иконографических мотивов, прослеживается связь с традициями сасанидского искусства. В некоторых изображениях животных отмечается мусульманское влияние, а влияние византийской иконографии — в религиозных сценах.


 
Виноградный фриз
Виноградный фриз
Фриз с бегущими животными

Фриз с бегущими животными

На верхнем фризе храма исполнены горельефы, изображающие человеческие лица. Есть мнение, что они изображают театральные маски. В целом Мануэл стремился к орнаментальности и отходил от прежней пластической ясности.

 
 
Виноградный фриз
Виноградный фриз

Фриз с бегущими животными
Фриз с бегущими животными
Хачкары на кладбище
Хачкары на кладбище
Купол и своды

Фрески церкви, видимо, были исполнены под непосредственным руководством архитектора и скульптора Ахтамара Мануэла. Сохранилось два слоя фресок. В куполе было изображение Креста или композиции «Вознесение Креста». Цикл начинается росписью истории Адама и Евы на барабане, а внизу в алтарях в трех ярусах обширный цикл фресок земной жизни Иисуса Христа. Примечательно также, что последовательность расположения фресок отличается и от византийской, и от западной традиции: считается, что композиция «Второе пришествие Иисуса Христа», расположенная над входом южной экседры, является прототипом византийской редакции «Страшного Суда».


 

Алтарь
Святители
Святители
Воскрешение Лазаря и Вход в Иерусалим
Вознесение
Благовещенье и встреча Марии и Елисаветы
 
Избиение младенцев?
Матери
Распятие
 
 


 
Хачкар
Жаматун XVIII века
Центральный свод жаматуна
Процессия в Ахтамаре
Ван
Полицейский катер
Плывем назад
 
Надя и Саня

Ван

Ванская крепость
Справа Урартская крепость

Обедали в городе Ван, 136 лир за шикарный обед (4 супа, 4 основных блюда, айран; салаты, закуски и воду дают просто так в изобилии). Есть в приличном месте с нашими детьми – это всегда стресс. Старшие молодцы, но младшие…  Нина  перемазалась с ног до головы, перевернула воду, стала носиться по ресторану и возить коляску, потом сказала: «Я пошла погулять! Пока!» И удрала на шумную людную улицу быстрее, чем мы успели встать из-за стола. С трудом поймали. Потом я услышала сзади себя жуткий грохот, поворачиваюсь, уверенная, что Нина опрокинула соседний стол. Но нет, какое счастье, это другой ребенок какой-то. В такой радостной обстановке пробовали местные деликатесы. А Надька сидела в детском стульчике и с упоением крошила вокруг себя лаваш. Есть перченое мясо она не стала. Турки – милые люди, они не теряли самообладания. Я уже давно его потеряла.


Панорама крутится мышкой
Ванская крепость Панорама крутится мышкой
Ван

Варагаванк

Армянский монастырь Варагаванк, также известный как Еди Килисе ("семь церквей"), ранее был самым богатым и известным монастырем Васпуракана и резиденцией архиепископа Ванского. Монастырь лежит недалеко от южных склонов горы Вараг (теперь называется Erek Dağı).

Во время своего путешествия по Армении в конце III-го века святые Гаяне и Рипсимэ, как говорят, принесли в Ван фрагмент Креста Господня. Когда они покинули Васпуракан, реликвия была утрачена до VII века, когда ее чудом нашел на горе Вараг монах и отвез в скит, стоявший на месте того, что должно было стать варагаванским монастырем. Васпураканский царь Сенекерим-Ованес в начале своего правления (1003-1022 гг.) расширил существующий комплекс в монастырь, чтобы создать более подходящие условия для самой важной реликвии в его царстве. После того, как он уступил свое царство Византийской империи, Сенекерим взял реликвию с собой в Сивас, где она находилась в армянском монастыре Сурп Нишан, недалеко от города. После его смерти Крест был возвращен в Варагаванк. В 1231 году эта ныне глубоко почитаемая реликвия была вывезена на хранение в Норварагванк ("новый варагский монастырь") на северо-востоке Армении. В более поздний период он был возвращен Вану и размещался в церкви, известной как Сурп Нишан, внутри старого города-крепости. Крест был потерян, по-видимому, навсегда, во время осады и массовых убийств 1915 года.


Западная стена жаматуна
Монастырь Варагаванк
Вот тот паортал в центре сейчас еще сохранился


Вход в жаматун
Руины
Монахи монастыря Варагаванк показывают трон царя Синакерима Арцруни
Руины монастыря
Вокруг монастыря

Дослушали, наконец, трилогию Лагерлеф. Долго разговаривали с недоумевающими и расстроенными детьми. Трудно слушать книгу, главный герой которой тебя раздражает и вызывает неприязнь. Но Саня сам исторический список читать не будет, поэтому приходится слушать всем.
Заехали в монастырь Варагаванк. Мы были два года назад в Армении в монастыре, основанном выходцами отсюда.
На стоянку встали в 18 часов. Радостное настроение у детей выливается в то, что они (старшие) начинают друг друга подзуживать, хихикать и донимать. Заканчивается это всегда слезами. Тяжелый вечерок выдался, хотя ничто не предвещало.


Водохранилище Земек

После Вана мы заехали в монастырь Варагаванк, после него выехали на шоссе D975, ведущее в юго-восточный угол Турции в Хаккири. На ночевку стали недалеко от шоссе сразу после водохранилища, немного не доехав до крепости Хошап, которую будем смотреть завтра.


Мангал и насос для матрасов

Часть 6 Часть 8

     

Оглавление

На страницу с путешествиями