(Часть 16)
День
17. (10 июля) Страшно сказать, сегодня мне исполняется 30 лет. Любопытно, что 18 праздновали тоже в Армении на берегу Севана, Кирилл говорит, что вечером должны успеть встать на Севане. Это будет красиво. |
Спускаемся в Иджеванскую долину и едем вдоль заброшенной железной дороги вниз в сторону Азербайджана. В Армянском большом селе Азатамут в советское время выстроили хрущевки из андезита. Смотрится это весьма терпко: барачное здание из благородного материала. |
Дома из туфа |
Едем по области Тавуш, где исторически несколько храмов были православными, а не монофизитскими. Грузины считают, что это были грузинские церкви и хотят поставить здесь своих священников. Армяне утверждают, что были православные армяне, это их храмы, не хотят отдавать церкви грузинам. Кирилл стал рассказывать Сане про монофизитство и православие, про споры вокруг божественной и человеческой сущности Христа. Слушаю и тоже спрашиваю. История церкви - интереснейший предмет. Кирилл очень хочет попробовать подняться к труднодоступному монастырю Срвег, его видно от дороги высоко над селом на горе среди леса. Останавливаемся несколько раз в селе Айгеовит и спрашиваем дорогу. (По спутниковой карте в Срвег идет через лес две грунтовки) В какой-то момент собирается целый консилиум из одного говорящего по-русски мужика и двух не говорящих. Долго что-то обсуждают, потом объясняют, что мы можем попробовать заехать, если будут проблемы, остановимся, через час туда пойдет камаз-лесовоз, он нас подберет. |
Дальше не едет |
Так и сделали. Одолели километра три с половиной крутых подъемов, камней и колей. Потом стали затирать на совсем уж мощном подъеме перед перегибом и здоровым валуном на валу между колеями. Мы еще только обсуждали, что делать, когда навстречу выехал камаз с лесом, мужики оттуда помогли нам спуститься до места, где можно было развернуться. Кирилл выкручивал колеса боком и просто съезжал задом вниз едва не задевая крыльями земляных отвалов дороги. Один раз он сел брюхом на перешеек, так мужики подцепили его на камазную лебедку и играючи выдернули. |
Только мы встали с краю дороги, показался снизу порожний камаз, идущий вверх мимо нашего монастыря. Мужики помогли детям залезть в кузов и подкинули нас оставшиеся метров 500. Как у всех в Армении, у мужика, с которым мы ехали в кузове, братья, конечно же, живут в Москве. |
В кузове |
Вылезли из машины |
Источник у монастыря |
Нина |
Монастырь Срвег
Срвег |
Монастырь Срвег (Срвеги ванк) построен в местности, называемой Хачи Так, на высоком склоне лесистой чащи. Главная церковь сложена из обожженного кирпича в XIII в. Только нижние ряды стен, примерно высотой в 1м, построены из темного красного гладкотесанного камня андезит. Это вторая монументальная группа, построенная из кирпича, после комплекса Киранца. |
Интерьер |
Когда-то кроме главной церкви Богородицы Св. Ншан были еще кельи, маслобойня, хозяйственные здания и даже стена, которая все это окружала. Но теперь фундаменты этих построек совершенно не видно в кустарнике и высокой желтой траве. |
Барабан снаружи двенадцатигранный, внутри круглый |
Интересно, что монастырь Срвег был православным (халкидонитским), как и монастырь Киранц, который мы вчера не посмотрели. К XIII веку, когда построен Срвег, уже после нашествия турок-сельджуков, присутствие Византии в Армении прекратилось. И все православные епископские кафедры армян-халкидонитов перешли под юрисдикцию грузинского католикоса. |
Алтарь |
Западная часть
|
Этим объясняются многие грузинские черты в архитектуре церкви. Странно, что Срвег, похоже, не был расписан. Ведь фрески и иконы - это отличительная черта именно халкидонитских православных армянских церквей. Отсутствие росписей и икон в Армянской церкви логически вытекает из богословия монофизитов. Если человеческая природа Христа полностью поглощена божественной, то тогда непонятно, что изображать. |
Кладка
|
Сейчас проблема Армян-халкидонитов чрезвычайно политизирована. Ведь исторически сложилось, что после XI века приходы православных армян подчинялись грузинскому католикосу. Теперь Грузия претендует на несколько храмов на севере Тавуша. Армяне в противовес создали свою Армянскою-халкидонитскую церковь. О ее прихожанах и каноническом статусе ничего не знаем. |
Срвег |
Интересно, что в Средние века можно говорить о своеобразной культуре православных армян, которая ориентировалась на Византию и Грузию. Про это есть интересные научные статьи: вот и вот. |
Как обычно, ремонтные работы в армянских храмах выполнялись с помощью надгробных камней и хачкаров, которые брали тут же в монастыре |
Идем назад к машине |
Вернулись к машине. С трудом, пробуксовывая на камнях, в несколько приемов выехали из кармана, куда припарковали машину. Едем дальше в северо-восточную часть Тавуша. Здесь хочется сделать отступление и рассказать о культуре источников воды в Армении. В Армении очень много оборудованных источников. В Армении есть замечательная традиция посвящать источники в память каких-то людей или событий. На источнике всегда есть крест и надпись, а часто еще фотография и имя человека, в память о котором создан этот источник. Это совершенно замечательная традиция! Когда в жаркий день напьешься холодной воды под тенью большого дерева, ну как не помянуть добрым словом и молитвой того, в память о ком сделан источник, и создавших его. В других странах Кавказа такого нет. Если сравнивать, то в Армении в десятки раз больше источников, чем, например, в Азербайджане. |
Источник по дороге к монастырю |
Места здесь не населенные. Узкая очень петлючая дорога переваливает через лесистую гряду и спускается к селу Варагаван. Над селом высоко-высоко на склоне видно стройную церковь монастыря. Мы едем пока по асфальту и все не верим, что доберемся до Нор Врагаванка. Смотрим на карту: вот если до этого поворота будет асфальт, уже хорошо. Но асфальт идет все дальше и дальше, и вот мы уже паркуемся у храма, стараясь задвинуть автобус подальше, чтоб он не портил кадры. |
Нор Варагаванк
Полуразрушенные гавиты к западу от церквей |
Монастырь был основан князем Нор Берда Давидом, который построил в 1193-98 гг. однонефную церковь Анапат с двумя неравными апсидами, а также фамильный склеп с севера от нее (1200). В дальнейшем, была построена также однонефная, сводчатая часовня к югу. Еще севернее склепа стоит церковь Св. Аствацацин Богородицы из полированного желто-зеленого фельзита, которая была построена сыном князя Давидом Васаком Вторым в 1224-37 гг. Сейчас от первой церкви Анапат и часовни остались только стены, зато церковь Аствацацин была не так давно отреставрирована. |
Церквоь Богородицы |
Церковь Богородицы |
Церковь Богородицы |
Церковь Аствацацин (Богородицы) изнутри крестовая, в четырех углах с двухэтажными приделами. На куполе есть надпись «Анийский мастер Газан». |
Лестницы в приделы по углам церкви |
Западный портал церкви |
Западный вход имеет оформление уникальное в средневековом армянском искусстве, напоминающее мозаику из шестигранных плиток темно-фиолетового и голубого цвета в виде ромба и звезд, на которых есть рельефы животной и растительной тематики. |
Западный вход |
К югу от церкви Аствацацин стоят более древние сооружения монастыря: по порядку от церкви: склеп, церковь Анапат и часовня. Их западные фасады стоят на одной линии. Гавит, перекрывавший пространство к западу от них, соответственно к югу от церкви Аствацацин разрушен. От него осталась западная стена с порталом. |
Церковь Богородицы, порталы склепа и церкви Анапат | Апсиды церкви Анапат |
Церковь Анапат построена из жёлтого гладкотёсаного камня. Очень красив вход в церковь, состоящий из резного портала с двумя высеченными хачкарами по бокам. С севера к церкви примыкает сводчатый мавзолей, с юга - маленькая однонефная часовня, с запада — притвор, южная стена и крыша которого упали. |
Церковь Анапат |
Хачкары церкви Анапат |
Портал склепа |
Портал склепа |
Южный портал западного притвора | Западный портал южного притвора |
Малый из двух гавитов (притворов) монастыря Нор Варагаванка находится к югу от церкви Св. Богородицы, а большой - с запада. Он был построен в 1237-61 гг. |
Портал притвора |
Остатки притвора |
Часовня |
Изначально монастырь назывался Анапат (в пер. «пустыня»). |
Вид от монастыря в долину
|
Церковь Анапат |
Церковь Аствацацин |
Восточный фасад церкви Аствацацин |
Спустились с горы назад в Варагаван. Мы в этих краях хотим осмотреть еще три интересных монастыря, но нам пришлось возвращаться ни с чем. Доехали до поворота на село Верин Цахкаван и спросили местных о состоянии дороги к монастырю Шхмурад. Нам сказали, что мы не проедем. Тогда спросили про монастырь Каптаванк, в него тоже не проехать. Тогда спросили про известный монастырь Хоранашат, в который точно можно проехать, но там не всегда безопасно. В селе собрался целый консилиум, нам сказали, чтобы мы не ехали в Хоранашат, поскольку там совсем недавно снова стреляли. |
Тогда мы спросили про обозначенную на карте дорогу на Севан через леса и гоы. Нам тоже отсоветовали по ней ехать: больше трех часов плохой грунтовки. Дорога на Иджеван через Навур - тоже плохая грунтовка. Длинные грунтовые дороги нам за это путешествие изрядно надоели. И так в подвеске что-то постоянно громыхает. |
Раз мы пропустили целых три интересных памятника, решили осмотреть менее интересную церковь в селе Лусаовит - остатки монастыря Моро Дзоро ванк |
Моро Дзоро ванк
Церковь Сурб Аствацацин (Св. Богородицы) монастыря Моро Дзоро возведена в V в. Церковь возведена из грубо обработанных камней базальта. В VI-VII вв. чисто тесанными камнями базальта были перестроены несущие купол арки, конхи и купол. В 1197 и 1213 гг. князья Иване и Захаре Захаряны отремонтировали монастырь, восстановили купол и перекрытие церкви Сурб Аствацацин. |
Купол |
Один из хачкаров вокруг церкви |
Спустились обратно на шоссе и сворачиваем снова вверх в сторону села Енокаван в долину Ластивер. Асфальт идет до Енокавана, дальше до турбазы ухабистая грунтовка. |
Ластивер
Турбаза |
Здесь в национальном Иджеванском природном парке не так давно построили турбазу для иностранцев и жителей Еревана. Кстати, путевка сюда стоит достаточно гуманно, при том, что "все включено". Но делать здесь особенно нечего. Слишком мало пока проложено пеших и конных маршрутов вокруг турбазы. |
Обед в турбазе |
Кирилл с Саней надели трекинговую обувь и ушли на маршрут к водопадам, а мы с девочками остались сидеть на веранде ресторана за тем же столиком. Ксенька притащила цветную бумагу и ножницы, сидела и вырезала какие-то фигурки, а я обрабатывала фотографии. Народ вокруг сновал и говорил преимущественно на армянском. Мимо окон процокала группа конников на прогулку. Я давно мечтаю о конных прогулках в горах, но пока дети мелкие, это не для нас. Будем ждать, когда подрастут. |
Над долиной |
Тропа |
Тропа простая и приятная. В лесу можно идти достаточно быстро по пружинящей почве. В просветах между деревьями открываются отличные виды на леса Иджеванского нацпарка. |
Тропа |
Река |
На дне долины у реки устроено что-то типа кемпинга. Здесь есть выстроенные из деревянных палок и ветвей беседки и хижины на деревьях. За небольшую сумму дадут спальник, и можно переночевать в таком домике или поставить свою палатку. Это заведение конкурирует с верхней турбазой, от которой мы спустились. |
"Водопады" |
Водопады |
Мы с Саней искупались и потопали назад, предварительно спросив у хозяина кемпинга, как найти пещеру. |
В пещере |
Пещера находится под тропой, чтобы к ней спуститься,надо немного пролезть по скале. Это небольшая двухуровневая пещера со странными рельефами на стенах. Кроме крестов есть изображения зверей и людей. Пещеру называют Ластивер или Анапат. Некоторые считают эти изображения чуть ли не дохристианскими. Но мне кажется, им не больше сотни лет. |
Кресты |
Пещера |
Возвращаемся |
Долина |
Горы |
Вернулись к турбазе, сели в машину и покатили искать место для ночевки. Хотелось встать до ближайшего села Еновакан. В итоге остановились у оборудованного родника в распалубке на повороте дороги. |
С днем рождения! |
Салют! |
Часть 15 | Часть 17 |