(Часть 15)

 

День 16. (9 июля) Утром опять прикатили наши грузины на жигулях, спрашивали, хорошо ли мы спали, нужно ли что-нибудь. Велели непременно в следующий раз ночевать у них дома.



Выехали в 8, Санек рулил по разбитой дороге и был этому чрезвычайно рад. Отпускал забавные комментарии относительно пешеходов: «Тетя, подвинься! Мне нужно здесь проехать!» Включал рециркуляцию воздуха, когда проезжала, пыля, встречка.  Очередное новенькое от Нино: она захватывает ручками край платья и засовывает в рот. Таким макаром она обсосала себе уже весь подол.



Едем по мусульманским селам, храмов не видно, зато стоят мечети. Интересно. Надписи попадаются на трех языках: русском, грузинском и азербайджанском. Видели седоволосого мотоциклиста из Швейцарии на навьюченном мотике.



Саня читает и не разрешает нам ставить музыку с русским словами. Ксеня опять требует Чилентано. Нинок довольный спит, мы ее вместе со всеми остальными перед выездом помыли холодной водой.



Грузинскую границу прошли за минут 10, никаких проблем и вопросов, армянскую значительно дольше, полтора часа примерно. Пассажиры (я с детьми) влипли в очередь автобусников-поляков, потом Кирилл сто лет бегал оформлял временный ввоз машины. Мы боялись проблем из-за Азербайджанских штампов, но погранец только спросил, что мы там делали. Потом улыбнулся, пристально посмотрел и спросил: «Ну что, понравилось тебе в Азербайджане?»
Подошел поболтать с нами про дороги и перевалы какой-то армянин, расстроили  его тем, что не знаем пока, что там с Крестовым перевалом.
Кирилл за 30 лари купил симку армянскую с интернетом, а то мы тут ездим уже больше недели вообще без связи, московская симка Кирилла почему-то показывает сигнал, но ничего не отправляет и не звонит. Копались в настройках, да без толку. А мой телефон помер в первый день дороги. Родные могут беспокоиться за нас, мы пропали для них на границе Азербайджана и Дагестана. Да к тому же завтра мне стукнет тридцать, надо будет позвонить родителям.


Бердаван

Крепость Бердаван

Первое, что мы смотрим в Армении - это крепость Бердаван прямо в первом же селе после границы. Крепость находится в нескольких километрах от села почти на границе с Азербайджаном. Доехали до нее, выбирая грунтовки по спутниковым снимкам.


Бердаван

Подъезжая к крепости, остановились рядом с крестьянином, который косил в поле. Спросили его, можно ли подъехать к церкви, безопасно ли сейчас. Мы читали, что здесь иногда постреливают азербайджанцы. Он сказал, что сейчас нормально, и даже хотел прокосить нам тропинки в колючках, но мы, поблагодарив, отказались.



Крепость Галинджар или Бердаван была построена в XI веке.

Крепость совсем небольшая, внутри ничего интересного нет. В двухстах метрах от крепости в высокой траве можно различить руины церкви XVII века и кладбище вокруг нее.


Вид от крепости. За автобусом руины церкви

Идем смотреть хачкары


Церковь, XVII в.
Хачкары и надгробия


Церковь и крепость. На холме - окопы
Часовня и хачкары
Один из двух хачкаров
Надгробия

Едем дальше, дети играют в клеточки, Нино пристегнутая спит в кресле.

Дорога идет через городок Ноембрян. Здесь в офисе Билайна настроили интернет на телефоне и пообедали в ресторанчике, в который проводил нас на машине один дядька, спрошенный на улице. Поели на 8 тысяч драм свиной шашлык, соленую капусту и сыр. Вкусно, но чего-то не хватает. Вспоминаю с грустью вчерашний харчо, баклажаны и хачапури. Все же в этом путешествии самая вкусная кухня грузинская.
Кирилл разобрался, как тут можно звонить, и мы поговорили, наконец, с обеими бабушками. Много новостей, есть грустные.
Интернет вроде есть, но ничего не грузит, даже одну страницу открыть не может. Ничего страшного, но фотографии на фб не загрузишь для родных, придется им ждать нашего возвращения.

Едем фактически между Арменией и Азербайджаном, проезжаем покинутые села, видим окопы.

 

Воскепар

Это руины домов, которые до военного конфликта Армении и Азербайджана принадлежали азербайджанским семьям.
В досоветские времена это была армянонаселенная так называемая "нижняя" часть села Воскепар. Она находилась в непосредственной близости к Азербайджану и активно стала заселяться азербайджанцами в советское время. Потому и название этой местности было на азербайджанский манер - "Ашагы Аскипара" (нижний Воскепар). В ходе Карабахской войны с этой местности велись обстрелы села Воскепар "верхней части" некогда одного села, со стороны азербайджанских военных сил.
После 2002 года эта местность перешла под контроль вооружённых сил Армении. Азербайджанское население было выселено (еще в 90-х). Сейчас это село представляет собой руины уничтоженного селения вдоль дороги.


Нижний Воскепар

На этой дороге произошло много трагических событий в начале той войны. Да и совсем недавно, меньше 10 лет назад дорогу простреливали, и ездить по ней было небезопасно. Армяне даже построили петлю в обход, через перевал, чтобы ехать в Ноембрян не под прицелом с азербайджанской стороны. Но сейчас здесь вроде бы спокойно.

Церковь Сурб Аствацацин (Богородицы), 590-е - 620-е гг.



Церковь Святой Богородицы - это небольшая центричная церковь, сложенная из разноцветного фельзитного туфа. Подобные церкви мы видели в прошлое путешествие по Армении в Талине, в Ариче и в Артике, но те были большего размера.

Алтарь и приделы
Видно арочные тромпы - переходы от квадрата к восьмиграннику

Остановились в церкви села Воскепар, Саня заметил, что с горы за нами в бинокль наблюдают пограничники. Нину оставили в машине с открытыми окнами.


Слегка удлинненная восточная часть


Азербайджан. Гора . На вершине есть руины крепости

Видели прекрасно сделанную зону отдыха с местом для жарки шашлыка, детской площадкой, источником, столами под тентом. На источнике прикреплена мемориальная доска, надпись на армянском прочитать мы не смогли, но на фотографии мужчина в военной форме, а дата смерти 2003 год.


Источник

Возвращаюсь от источника к машине с мытой Ниной, какой-то армянин подходит к нашей машине, просит жестом Кирилла опустить стекло и говорит: «Проблем нет? Все хорошо? Помощь нужна?» и потом добавляет: «Какая у вас дочка хорошая!»



У нас в планах было посмотреть монастыри долины Киранц. Приехали в село Киранц, сейчас там ремонтируют дорогу, и проехать дальше в лес можно будет только через 30-40 минут. Мы говорили с местными жителями в магазине. Они сказали, что на нашем автобусе нечего и пытаться проехать по дороге по долине. Максимум сможем доехать до остатков монастыря Аракелоц (Апостолов), да и то, придется идти пешком.
Мы подумали, и решили пропустить долину Киранц, пешком мы пока не дойдем. Может быть, когда-нибудь мы посмотрим монастыри Дездзнут, Киранц, Аракелоц и Самсон. Кроме них в долине есть еще и церкви и старинные мосты.



Спускаемся в Иджеванскую долину. По ее дну проходит шоссе и железная дорога, которые упираются в линию фронта. А раньше они шли в Азербайджан в долину Куры, и через Казах и Гянджу скоростной дорогой можно было попасть на Каспийское море и в Баку. Но мы не доезжаем до шоссе буквально сотню метров и сворачиваем снова в гору в село Ачаджур и далее в Макараванк.

Купили в мясной лавке свинины, вечером сделаем гриль. Пошли искать лимон для мариновки мяса в соседнюю лавочку, а там хозяйка спросила, зачем нам лимон, покачала головой: «Ай, зачем лимон? Не надо лимон! Тут хорошее мясо, мягкое, не нужно лимон класть!» Достала из-под прилавка какой-то пакет, отсыпала из него травы, дала мне, объяснила, как ее растирать между ладонями. Хотела еще перца молотого дать, но у нас есть, я отказалась. Поднимаемся над этим селом в монастырь.


 

Макараванк


Гавит и главная церковь Сурб Аствацацин

Очень красивый монастырь, в который входят два крошечных храма и один большой крестово-купольный с примыкающим гавитом. Вспоминаем забытую за 12 лет, что мы не были в Армении, терминологию. Показываем детям хачкары, каменные барельефы на храме, Кирилл рассказывает, как это все создавалось века назад без электрического инструмента.


Западный портал главной церкви

Церкви Макараванка, построенные из темно-розового андезита и красного туфа с вкраплениями зеленоватых камней, необычайно живописны. Макараванк хорошо известен среди историков армянской архитектуры. Его изящные церкви богато украшены барельефами и каменной резьбой. Макараванк построен в X-XIII веках, состоит из трех церквей, гавита (притвора) и часовни.
В свое время при церкви была школа, а в окрестностях–обширное селение, которые разрушились и со временем исчезли очевидно из-за оползневых или других природных явлений.                             


Замковые камни портала
Южный фасад
Солнечные часы и голубь

Каменные узоры южного фасада
Подкупольное пространство главной церкви
 
Западная часть интерьера

Восточный фасад главной церкви

Круглая церковь. За ней часовня

С востока от главных церквей стоит небольшая восьмигранная церковь и кубическая часовня с хачкаром над ней. Восьмигранная церковь очень интересна, она построена в 1198 г и представляет собой центрическую, круглую в нижней части композицию с красивой игрой объемов: квадратный плоский стилобат, потом цилиндр, восьмигранник и снова цилиндр.


Круглая (восьмигранная) церковь
Портал круглой церкви

Интерьер круглой церкви
Южный фасад

На северном и южном фасадах выделяются оригинальные рельефы аиста и змеи — на северной стороне, сцена схватки двух диких зверей — над южным окном. На северном фасаде рельеф почти не видно из-за пристроенной вплотную к храму часовни. Нижний кадр сделан "на ощупь", увидеть так рельеф нет возможности.


Аист и змея

Юго-западный фасад
Притолка портала
Детали портала
Резьба портала вокруг входа (слева и справа)
Часовня с хачкаром, XIII в.
Резьба вокруг входа в часовню
 
 
Хачкар
Самая старая церковь монастыря, X в.

Церковь X века
Хачкары
 
Хачкар
Портал гавита
Гавит, XII в.
 
Гавит и главный храм
Лев и бык
Сфинкс
Голуби
Кресты на стенах гавита
Детали барабана
Западное окно главной церкви
Барабан

У ворот монастыря встретили джип с русскими номерами, разговорились. Это армянин приехал в свое родное село из Хантымансийска, где теперь живет с русской женой. Пока Кирилл с ними разговаривал, Ксеня с Сашей залезали на огромное дерево и пускали бумажный самолет вниз.


 
Ворота, XII в.
 
Вид на Азербайджан

Но ночлег встали рядом с зоной отдыха. Кирилл поговорил с местными пастухами, они сказали, что никаких проблем нет, никто нас не побеспокоит. Вечером досматривали «Огни большого города», пили чай с щербетом и разговаривали.



Легли спать поздно, дети еще долго читали по спальням, а мы с Кириллом сливали и смотрели фотографии. Армянская карточка интернет дает весьма ненадежный и слабый, ничего загрузить не удалось. Жаль.





 

Часть 14 Часть 16

     

Оглавление

На страницу с путешествиями