(Часть 14)

 

День 15. (8 июля) Погода серая и мрачная, и это просто прекрасно! Не спеша возимся, убираем сувениры на места, собираем белье, не успевшее высохнуть из-за ночного дождя, завтракаем, Ксенька моет посуду. Мимо нас по соседнему полю проезжает грузовичок с несколькими мужчинами в кузове, они машут руками и здороваются, потом через непродолжительное время слышим недалеко звук бензопилы и их разговоры.


наш лагерь

Нина научилась совершенно чисто пить с ложечки молоко с линексом, радуется, когда видит знакомую чашку, машет руками и открывает рот. А потом обиженно плачет, когда молоко больше не дают.



Закатала


Городок Закатала очень приличный, почти курортный какой-то по духу: красивый парк в центре, магазинчики, куча детей, женщины одеты по-европейски. Даже второстепенные улицы очень приятные. Церковь армянская совершенно заброшена.


Армянская церковь, XIX в.

Разбитая церковь стоит во дворе жилого дома. Она построена армянской общиной города в XIX веке, азербайджанцы, понятное дело, ее называют албанской. В Закатале жили армяне, аварцы, лезгины и немного грузин.



Территория Закатальского округа составляла некогда часть Кавказской Албании, после её распада вошла в состав Грузии. Местное албанское население было обраено в грузинское православное вероисповедание кахетинской царицей Данарой. В начале XI века кахетинский царь Квирике присоединил Эрети к Кахетии. В XV веке грузинский царь Александр I Великий отдал Кахетию своему младшему сыну Давиду. В XV веке эти земли, в то время восточную окраину Кахетии, начали заселять прибывавшие из-за Кавказского хребта жители Дагестана — аварцы. В начале XVII века этому благоприятствовало разорение Кахетии Шах-Аббасом, сопровождавшееся истреблением и уводом в плен жителей, а также расселением в этой области азербайджанских татар. Остатки прежнего грузинского населения, под давлением аварцев и цахурцев принявшие ислам, именовались ингилойцами (новообращёнными). После окончательного своего утверждения в начале XVIII века аварцы и цахуры образовали несколько вольных обществ (союзов) — так называемые Джаро-Белоканские общества. После присоединения Грузии к России явилась необходимость обуздать своеволие джарских обществ и прекратить их набеги, что и было исполнено, в 1803 году, генералом Гуляковым. После нового возмущения в 1830 году земли джарских обществ были окончательно присоединены к Грузии, и из них была образована Джаро-Белоканская область, впоследствии — Джаро-Белоканский округ, к которому в 1844 году было присоединено Илисуйское султанство.


Улицы Закаталы

В 1860 году, Джаро-Белоканский военный округ был преобразован в Закатальский округ во главе с окружным начальником, временно подчиненный начальнику Верхнего Дагестана. 26 мая 1918 после распада Закавказской Демократической Федеративной Республики образуется Грузинская Демократическая Республика. Закатальский округ входит в состав Грузинской республики, но Азербайджан оспаривал это, мотивируя тем, что начиная с XVII века на этой территории живет и азербайджанский народ. 1921 г. — вооруженный конфликт, в котором участвовали: с одной стороны — грузинские большевики и части 11-й и 9-й Кубанской армий РСФСР, с другой — части вооружённых сил Грузинской Демократической Республики, закончился установлением советской власти в Грузии. В начале марта 1922 года решением Закавказского Бюро ЦК ВКП(б) из состава Грузии были выведены четыре района бывшего Закатальского округа бывшей Тифлисской губернии и переданы в состав Азербайджана. В этом большую роль сыграли те же аварцы и цахурцы, дело в том, что представители РСФСР предоставили решающий выбор представителям дагестанских национальностей, местные старейшины просили войти в состав Дагестана, но представители комиссии, опираясь на имеющийся исторический опыт (бунты), не приняли этого варианта, тогда старейшины выбрали Азербайджан, объясняя свой выбор тем, что лучше быть вместе с мусульманами, нежели с христианами.



В конце XIX века почти половину населения города составляли армяне, но в конце XX века здесь не осталось ни одного армянина. Сейчас Закатала - крупный туристический центр, здесь есть много гостиниц, и бакинцы любят отдыхать здесь зимой.


Русская крепость

Дети превратили машину в корзину для мусора, третий день уже готовятся к моему дню рождения, мастерят что-то из цветной бумаги. Когда Нина начинает беспокоиться, все просят Ксеню: «Ксеня, байкачи! Скорее!» Дело в том, что Ксенька своими фольклорными колыбельными умеет мастерски усыплять Нино. Смеемся с Кириллом, вспоминаем сцену из фильма «Человек-оркестр», когда кто-то из музыкантов делает герою Луи де Фюнеса «птичку», чтобы тот успокоился.
Первый раз общаемся с азербайджанскими ментами, они проверяют все-все документы и хотят денег за Саню, сидящего на переднем сидении, ему меньше 13 лет. Кирилл объясняет добродушно, что тот старший сын, рост уже больше 140 см и т.д. Про наш маршрут, что у них видели и т.д. Они вступают в разговор, рекомендуют какой-то водопад неподалеку, потом и вовсе отпускают с миром.
Подъезжаем к границе с Грузией, Кирилл тратит последние манаты на заправку. Кирилл тормозит потом у какого-то минимаркета, чтобы потратить последние три маната, не хочется везти их домой, вряд ли мы скоро опять окажемся в Азербайджане. 

Закрываю статистику по Азербайджану в своем файле с тратами. Эта страна оказалась сильно дороже наших кавказских республик. В России мы тратили в среднем 2800 в день, а в Азербайджане – 4510. И это без сувениров!

Подъезжаем к погранпереходу, впереди небольшая очередь, морально готовимся к трудному и долгому общению с азербайджанцами. Прошлый опыт шестидневной давности не вселяет оптимизма. Да и теперь у нас в машине огромный антикварный медный поднос, Кирилл засунул его в палатку, но проблемы все равно могут быть. Беспокоимся немного.
Прошли обе границы за час. Никаких проблем и вопросов, только пришлось мне с детьми проходить по тому же каналу, где пассажиры автобусов. Все быстро и просто, но Нинка руки оттянула.


Грузия. Бодбийский монастырь

Пересекли границу и сразу это почувствовали: появились мужчины и женщины в шортах.
Постоянно встречаем сидящих на лавочках мужчин и женщин вперемежку, в Азербайджане никогда такого не видели, все мужики кучкуются отдельно от женщин. В городе стало попадаться множество грузинок в черном. Кирилл снял 200 лари. На обочине паслись поросята, все встретили их радостным ура, в мусульманских странах ни поросят, ни свинины в магазинах, конечно, не было.
За 50 лари привинтили защиту картера. Дядька-чинильщик не говорит по-русски. Кирилл ворчит, что это дорого.

Слушаем «Повести Белкина», детям нравится.
Цнори. Обед в пивной на 45 лари (1111 руб.). Вкуснее чем в Азербайджане в сто раз, да и дешевле: 4 супа, 2 порции баклажанов, 2 порции лаваша, 1 большой салат, 2 порции картошки с чесноком и зеленью, две полуторалитровые бутылки газировки, 4 хачапури. Пока нам еще не принесли приборы, голодный Кирилл положил баклажан на лаваш, надкусил и замычал от удовольствия. В Азербайджане красиво, конечно, но в Грузии и красиво, и вкусно. :) Да простят нас азербайджанцы.



Бодбе.
Подъезжаем к монастырю с особым чувством, три года назад мы были здесь с Кириллом и молились о ребенке, теперь привезли к святой Нине нашу Нину. Сердце переполняет благодарность.
Сперва доехали до источника, чтобы потом, если получится, побыть в храме на всенощной. Припарковали машину, взяли полотенца и пошли к купальне, над которой устроен храм в честь родителей святой Нины – Завулона и Сосанны. Рядом с купальней в теньке сидит молодая монахиня Нина, очень приветливая и добрая. Взяла у меня Ниночку подержать, все улыбалась ей, добилась ответных улыбок. В купальню очередь, заходят женщины и мужчины отдельно друг от друга по трое. Мы прождали своей очереди час примерно. Кирилл с Саней зашли перед нами с каким-то парнем, а потом и мы с Ксеней. Когда мы были готовы, монахиня занесла нам голенькую Нину. Я погрузила ее в ледяную купель троекратно с головой, но она не пикнула даже, это всех так обрадовало и удивило. Монахиня забрала у меня Нину в полотенце и отдала Кириллу. Он ее спокойно одел, дочь лежала на коленках у папы и улыбалась всем. Такое вот наше маленькое семейное чудо. Так уж получается, что мы почти никогда не бываем в одних и тех же местах повторно, и особенно радостно, что мы смогли приехать и поблагодарить святую.


Новый строящийся храм в монастыре

После купальни подъехали к монастырю. Бодбийский монастырь стоит на том месте, где последние годы своей жизни жила в пещере святая Нина. Это очень живописное место, от низенькой монастырской стены, обращенной к Алазанской долине, видно лоскутный пестрый желто-зеленый ковер полей и пашен, дальше в голубой дымке встают горы Азербайджана. Заходим в древний храм, в приделе которого погребена святая Нина. Мы очень надеялись попасть на литургию завтра, переночевать где-нибудь недалеко от монастыря, но оказалось, что мирян не пускают на службы в будние дни. Мы, огорчились, конечно, очень хотелось побыть на литургии и причаститься, но не заслужили, видимо. Ждать 5 дней до субботы невозможно. Зашли в книжную лавку, потом простились со святой Ниной и поехали в сторону Армении.


Алазанская долина
Гора Цой-Лоам. Видно Кели
Базилика


Сигнахи

Едем и читаем житие святой Нины по красивой, недавно изданной (в 2014 году) книжке с красивыми иллюстрациями. В прошлый раз мы ее тут не видели.
Вечером встали на краю поля, мимо мальчишки гнали на лошадях коров и с криками гарцевали перед нами. А поздно вечером подъехали два грузина на машине, очень беспокоились, что нас комары потревожат и настоятельно предлагали ехать ночевать к ним домой на ферму. Добрые отличные дядьки, все спрашивали нас, сыты ли мы, звали и никак не хотели уезжать. Кирилл смог уговорить их оставить нас ночевать в палатке только при условии, что мы им сразу позвоним, если что-то будет нас тревожить, оставили телефоны и уехали огорченные. Мне всегда неловко отказываться от гостеприимства, но, как я уже писала, нас много, мы шумные, неловко обременять никого.
У меня давно уже скачены на ноутбук фильмы по списку, которые нужно посмотреть с детьми, дома времени на фильмы почти нет, а в поездке по вечерам, если встаем не очень поздно, можно восполнить пробелы в образовании. Во время ужина посмотрели с детьми половину примерно фильма «Огни большого города», хохотали так, что в Сванетии слышно, наверное, было. Дети впервые увидели Чарли Чаплина, восторгу не было конца.
Дикая совершенно стоянка, на каждом квадратном метре поля по пять кузнечиков как минимум и не наших небольших милых кузнечиков, а каких-то страшных огромных страшков. Я готова разглядывать таких в сушеном виде на булавке где-нибудь в музее за стеклом, но не тогда, когда они прыгают мне на ноги, на моих детей, палатку и вещи. Ужас. Я перетрусила и, к своему стыду, после ужина спряталась с Ниной в спальню. А героическая Ксенька осталась помогать Кириллу убираться. Она тоже слиняла бы в палатку, но на их спальне сидел гигантский царь-кузнечик, она потопталась перед входом и пошла помогать папе.
Уже лежа в темноте в палатке, я слышала характерные глухие звуки, когда кузнечики напрыгивали на наш тент.




 

Часть 13 Часть 15

     

Оглавление

На страницу с путешествиями