(Часть 17)

 

Утро

День 17. (11 июля) Хорошее утро. Мы стоим в расщелине, утреннее солнце никак до нас не достает, поэтому можно позволить себе валяться дольше обычного, а потом заняться переборкой детских вещей и игр, мытьем пола в машине. Саня выстирал свои сандалии с мылом, Кирилл давно ворчит на него за грязь и запах. Выкинули горы настриженных бумажек из-под детских сидений, теперь на время бумажная лихорадка прекратится, это раньше они бесконечно нарезали бумагу для праздничного салюта и поделок к моему дню рождения. А еще утро это знаменательно тем, что наша Нина первый раз сама перевернулась. Мы сидели с Кириллом и пили чай, а Нинка лежала на спине на коврике, потом она внезапно перевернулась набок и застряла, рука помешала. Я позвала ее по имени, она вынуждена была повернуть в мою сторону голову и тогда смогла выпрямить руку и окончательно плюхнуться на пузо. Мы так радовались, позвали детей, которые у источника зубы чистили.



Пока мы копались со сборами, пару раз к нашему источнику подъезжали закипевшие уазики, мужики лили воду в радиатор и уезжали, пожелав нам всего хорошего.


Долина. Видно домики турбазы
Дорога
Внизу Иджеван

При въезде в село Еновакан у дороги заметили кладбище с традиционными армянскими надгробными камнями. Их всегда очень интересно рассматривать.



Орнаменты. В центре какая-то бытовая сцена

Наверное, погребена женщина



Лошадь и воин?
У человека было двое детей?


В Иджеване остановились на рынке. Купили фруктов, овощей, мяса и сладостей на несколько дней вперед. Хотели пообедать, но не нашли, где бы нас покормили лепешками лагманжо, от шашлыка мы уже устали. Надо было заправить машину в Иджеване, но мы проехали все заправки, надеясь найти заправку, принимающую карточки. Проехали Иджеван, едем дальше по ереванской дороге и сворачиваем на восток на второстепенную дорогу в Чамбарак (Красносельск).

Проехали поворот на знаменитый монастырь Гошаванк, мы там были в 2003 году, и на этот раз решили не заезжать.



Агавнаванк


Приехали в село Агавнаванк. Но на окраине села дорога перекрыта шлагбаумом - национанльный парк. И домов вокруг нет, спросить ключи не у кого. Оставили машину в теньке и пошли по лесной дороге вверх.



Поднялись к храму 12 века пешком километр. В этих древних армянских храмах прекрасна не столько архитектура, сколько местоположение. Дорога к нему тянется в ущелье, поросшем лесом, вдоль речушки. Идешь в пятнах светотени и наступаешь на зеленые грецкие орехи. Тихо, прохладно и красиво. А храм из розового камня стоит на склоне ущелья, сзади лес, спереди спускается к реке небольшая поляна. Как-то трогательно красиво и нежно.


Церковь Аствацацин

Церковь Сурб Аствацацин Анапат (Пустынь Св. Богородицы) или Агавнаванк (Ласточкин монастырь) построена из желтой тесаной пемзы. Согласно сохранившейся лапидарной надписи, церковь возведена в XI-XII вв..




Западный фасад

Хачкары


Обратный путь

На обратном пути искупались в ванне ручья.



Покидаем марз Тавуш и въезжаем в Гехаркуник.



Едем вверх по долине реки Гетик. Здесь в этой долине и ее отрогах до войны было несколько азербайджанских деревень, сейчас они заселены беженцами из бывшего соседнего армянского эксклава Арцвашен. Здесь где-то встречаются азербайджанские кладбища.
Это одна из самых красивых дорог Армении.
Руины монастыря Гетик найти не удалось, зато видели высоко над дорогой остатки крепости Агигкала.

Руины церкви


Хачкары при въезде в Красносельск (Чамбарак)

Въехали в Чамбарак. Село основано в 1835—1840 годах русскими поселенцами в основном староверами под названием Михайловка. В 1920 году переименовано в Кармир гюх (в переводе с армянского - «красное село»). В 1972 году опять переименовано в Красносельск, в 1991 году село получило современное название Чамбарак (в переводе с курдского - "узкая речка"). После событий 1991 года русских здесь почти не осталось.

Заправились на 33000. Это больше четырех тысяч рублей. Ужас. Да еще и проблема была найти заправку с пистолетом, предлагали в других местах залить нечто из канистры. А тут нас заправили дизелем из ржавого советского автомата с надписью БЕНЗИН. С заправками проблема тут.
И еще одна глобальная проблема – мусор. Тут вообще нет баков для мусора в сельской местности. И народ страшно мусорит на источниках, там просто горы пластикового хлама по оврагам. Мы в овраги мусор кидать не хотим, приходится дня по три возить в багажнике мусорные мешки. Кирилл очень из-за этого переживает, потому что появляется запах.




Дорога Красносельск - Севан


Дорога полого поднимается в гору, чтобы перевалить в Севанскую котловину. Теперь нас окружают разноцветные красивейшие альпийские луга. Ищем место, где бы пообедать.




Обедаем в поле у ручья среди какого-то цветочного безумия всех цветов радуги. Присматриваемся к цветам и понимаем, что знаем тут только 5 названий: клевер, зверобой, мышиный горошек, конский щавель и мак. Надо бы почитать какие-нибудь ботанические справочники.


Остановились на обед
Нина

Обед
Дорога на Севан

Чем ближе Севан, тем круче подъем на перевал. Удивительно, что такое огромное озеро находится на такой высоте. Перевал преодолен, дорога начинает заметно понижаться и вот в распадке между холмами возникает ослепительная синь Севана, сливающаяся вдали с голубизной неба. Шумевший народ замолкает и любуется, а на меня нахлынули воспоминания двенадцатилетней давности о нашем путешествии по Армении и отдыхе на Севане.


Впереди Севан

Едем по дороге вдоль Севана, от озера нас отделяет низкий сосновый лес. Решили свернуть на озеро и покупаться, проехали по хорошей накатанной грунтовке метров 100 и оказались в каком-то самопальном кемпинге.


Шашлык и Севан


Место тут и правда хорошее – черный песчаный пляж, плавно уходящий в прозрачную воду озера, лес подступает почти к самому пляжу, а между деревьями стоят какие-то домики типа вагончиков. К нам сразу подошел хозяин этих домиков и стал рассказывать про место, цены и т.д.  Кирилл не хотел стоять среди людей, он надеялся найти уединенное место, но оказалось, что хорошие дороги все засижены людьми, а по плохой нам не проехать. Решили остаться. Кирилл сторговался на 15.000 (1870 руб. ) за сутки за двухкомнатный домик с туалетом и душем на четверых. Изначально запросили с нас 20.000.



Забросили вещи, разложили все по местам, Саня собрал мне кухню, Кирилл повесил гамак. До вечера все время провели на пляже, потом погрилили мясо, поели, Кирилла заманили соседи-армяне к ним есть/пить и разговаривать. Дети остались бегать в сумерках с армянскими детьми, качаться на гамаке и смотреть салюты.



Нину традиционно все обласкали, пофотографировали и зацеловали, потом  мы с ней ушли в домик укладываться, благо все это совсем близко. Я даже краем уха слышала возгласы мужчин и обсуждения разных армянских руин, находящихся то в Турции, то в Азербайджане. Кирилл пришел спать совсем поздно, посиделки кончились тем, что его гостеприимные армяне перепили водки. Он хитрец большую часть вылил в темноте. Саня пришел за спальником и лег спать в гамаке под звездным небом, а Ксенька уснула у себя в комнате в гордом одиночестве.




День 18. (12 июля) Весь день купаемся, играем с детьми в игры, читаем, грилим и разговариваем с соседями. Кирилл то и дело исчезает, потом появляется и со вздохом говорит: «Опять пить пришлось». Армяне не отпускают русского, не угостив его чем-нибудь: то шашлыком, то курицей на гриле, то дыней, то каким-то рагу из баранины и овощей.



На пляже рядом с нами расположилось большое армянское семейство, где на шестерых взрослых приходился один маленький полуторалетний мальчик. Мы не могли без улыбок смотреть на то, как все взрослые, а особенно почему-то мужчины с придыханием носились за ним и постоянно на грани счастливой истерики кричали: “Рубэнчииик! Бубэнчииик!” Апофеозом был момент, когда малыш пописал на песок, все семейство, бегавшее за ним по пятам, разразилось такими счастливыми охами и визгами, что наши все рассмеялись, глядя на эту картину. Весь день жили под эти зашкаливающие вопли: “Рубэнчииик! Бубэнчииик!”.



Нину непрерывно все берут потискать и поцеловать. У армян какой-то странный праздник, никто, правда, не может объяснить толком, в чем дело. Мы поняли, что они в этот день поливают друг друга водой на счастье. Нашим детям тоже досталось, нас с Кириллом обливать никто не рискнул. Саня как-то вбежал мокрый и сердитый в домик и сказал, что его дремлющего на солнышке в гамаке какая-то женщина полила и «даже не извинилась». А Ксеню полил какой-то мужик, когда она мимо пробегала. Она тоже мокрая вся была и сердитая.



Весь кемпинг забит народом, машины запирают одна другую и паркуются уже просто на дорожке, перекрывая проход людям, вокруг дымятся мангалы и слышно сразу как минимум 5 разных мелодий из разных машин. Везде русский блатняк, Кирилл даже спросил своих вчерашних угощателей, нет ли у них армянской музыки. Те сказали, что тут все в России бывают, все привыкли пить водку и слушать русский блатняк.



Потом какие-то ребята в наколках попросили у Кирилла денег: «Ты же русский, что тебе три тысячи! А мы в тюрьму сейчас едем, передачку от тебя сделаем.» Кирилл отказался. Говорит: «Неужели я от своих детей деньги отбирать буду ради ваших бандитов?»



Разговорились потом с хозяином домиков, он пришел посмотреть, что мы грилим и покачал головой: «Зачем лимон? Не нужно лимон! Только мясо, перец и приправы!» А мы, на наш взгляд, очень удачно их нежную свинину маринуем с лимоном, перцем и луком. Потом очень вкусно маринованный лук есть с шашлыком. Мы спросили, многие ли тут из Еревана, тогда же хозяин сказал: «Э, не знаю, кто тут куда потом едет. Один в тюрьму, другой в аэропорт, третий не знаю куда!»



Какие-то мужики сказали Кириллу, угощая его, что все из Еревана в этот день поехали на Севан, что от озера до города будет пробка к вечеру. И действительно, ближе к вечеру пляж почти опустел, уехали почти все. Вечером непривычно тихо, вообще нет музыки.



Играем с Ксенькой в занимач, она читает на коробке надпись: от 5 до 99 лет. Комментирует:

- Тебе скоро в эту игру нельзя будет играть.
-
Почему это?
-
Скоро 99. Уже же 30!


Саня спит в гамаке



 

Часть 16 Часть 18

     

Оглавление

На страницу с путешествиями