(Часть 18)

 


День 19. (13 июля) Ранний подъем устроила Нина, которая накануне легла в 19:30. В 5:30 она уже вовсю гулила, хихикала с папой и всячески демонстрировала, что она совершенно выспалась. Остальных детей начали будить в 6:30, и это было очень непросто, особенно Ксенька тяжело просыпалась. Сашу Кирилл принес прямо в спальнике из гамака и положил на свою постель.

Решили ехать без завтрака, тем более молока нет. Выехали так рано, что хозяин наш еще спал, хорошо, что мы уже расплатились вчера.

Завтрак

В четырех километрах от нашего домика остановились в магазине спросить молока, опять оказалось, что пакетного нет, но сейчас из-за раннего времени был шанс найти коровье. По наводке местных нашли пункт сдачи молока от молокозавода, при нас туда подъезжали местные со своими полными бидонами. Кирилл зашел и попросил молочка, ему налили две бутылки, денег не взяли.


Дорога вдоль северного берега Севана.
Горы

Едем вдоль Севана и смотрим, где можно было бы встать дичком. Мест таких мало, но есть. Видимо, уровень Севана за последние годы поднялся, потому что в воде оказались затопленными некоторые деревья, часть берега заболотилась и заросла тростником. Мелькают возделанные поля, где-то уже собран урожай, где-то видны свежие посадки. По дороге навстречу попадаются грузовики с огромными тюками сена – сельская идиллия.  




12 лет назад мы уже ехали по этой дороге, когда возвращались из Нагорного Карабаха через Зодский перевал. Тогда эта дорога была сильно разбита. Асфальт с советских времен не ремонтировался, и часто легче было ехать по стихийным грунтовкам, проложенным параллельно дороге. Оказывается, здесь ничего за это время не изменилось!


Дорога


Севан

Варденис

Церковь Сурб Аствацацин конца XIX — начала XX века. Вокруг церкви хачкары и надгробия XIV—XVII века

На востоке Севана до войны преобладало азербайджанское население. Сейчас здесь живут армянские беженцы из Азербайджана.

В Варденисе мы на рынке накупили овощей, фруктов и мяса и поехали дальше.


Макеняц

Сушат навоз для топлива

В село Макенис, где находится монастырь Макеняц долго-долго ползли по разбитой грунтовке. Приехали к церкви на край села. Монах сказал, что не может нас пустить в шортах, и мы вернулись в машину за штанами.



Дата основания монастыря Макеняц неизвестна, но есть достоверные сведения, что к VII веку он был уже достаточно знаменит и был родной обителью для многих иерархов Армянской церкви. При монастыре существовал известный учебный центр.


Церковь Богородицы
Лапидарные надписи о ремонтах церки
Как обычно, в ремонт пошли хачкары
Барабан снаружи круглый, внутри восьмигранный. Переход к нему через тромпы

В церкви есть четыре придела в углах на втором этаже. В них ведут каменные лестницы.


Алтарь
Хачкары во дворе церкви
Хачкары и надгробия

Ограда монастыря сохранилась до наших дней. Стена построена из необработанного камня без раствора и иногда доходит до высоты 8-9 метров. В центре - церковь Св. Богородицы. На юго-восточной стороне стоят две небольшие зальные церкви. На дворе осталось множество развалин других зданий.

Хачкар, ограда и зальные церкви
Речка у монастыря
Ограда
Надгробие ребенка (маленькое)
Хачкары

Надгробие. Какая-то бытовая сценка

Вот что это за сцена?

Снова человек и кувшин, да еще и лошадь


Хачкары

На обратном пути увидели местных жителей, собирающих чеснок. Вспомнили, что у нас нет чеснока, и мы не могли его нигде купить. Попросили крестьян продать нам несколько головок. Они дали пучок только что вырванного из земли чеснока. Денег не взяли.


Дорога от Макениса назад к Севану


Едем вдоль Севана. Пытались найти местечко на берегу, чтобы пообедать и искупаться, но берега восточной части озера заболочены, и везде очень много гадких комаров. Мы можем потерпеть, но Нинку закусают.




Ваневан

Монастырь спрятался на дне расщелины на краю села Арцванист, так что его и не сразу найдешь даже по спутниковым снимкам. Надо в селе выбрать неприметную среднюю дорогу на развилке из трех дорог.


Церговь Григория, 903 г., более поздний гавит и ранняя базилика

Согласно строительной надписи, в 903г. церковь Св. Григория Просветителя построил армянский спарапет Шапух Багратуни со своей сестрой Мариам – сюникской княжной. Церковь была воздвигнута возле однонефной базилики, стоявшей еще с раннего средневековья.
Церковь Св. Григория Просветителя выложена из груботесанного базальта, а арки и купола – из туфа.
В 914г. в Ваневане был похоронен армянский царь Смбат I Багратуни. В 980-ых гг. монастырь был реставрирован будущим царем Гагиком I Багратуни, который также построил и гавит (притвор).


Барабан
Церковь Григория
Гавит
Хачкар, 1502 г.

В 1502г. в притворе был похоронен епископ Меликсет, на могиле которого был установлен большой хачкар.


Базилика с юга
Надгробие
Надгробие, XIX в.
Отреставрированная церковь в Золакаре

При въезде в Мартуни на дорогу на Селимский перевал рассказываем Сане о том, как 12 лет назад потеряли на этом перевале глушитель. Смеемся. Кирилл говорит, что теперь тут хай-вей отгрохали, проблем не будет.  А потом посмотрели на магазины справа и слева – везде глушители новенькие продают, оптимизма поубавилось насчет хай-вея.

Неожиданная проблема: в городе Мартуни памперсы продают только на 4 кг и только поштучно. А нам надо на 9 кг. Есть еще только 20 штук, поглядим, что будет, дотянем ли до следующего города.

Заправили баллон газом за 2500, в России дешевле.



Селимский перевал

Караван-сарай

В древности через Селимский перевал проходил Великий шелковый путь, напоминанием чему служит Селимский караван-сарай, расположенный под перевалом. Первый камень караван-сарая был заложен в 1326 году, а окончилось строительство в 1332 году. Строительство заказали князь Чесар Орбелян и его братья. Два барельефа на фасаде - герб династии Орбелянов.



Здание Караван-сарая состоит из трехнефного зала с перекрытием под конической кровлей (для приюта животных). В конце зала — два смежных помещения, предназначенных для ночлега людей.


Световые "окна" в крыше
Помещения для животных

Рядом с караван-сараем на каменном столе мы устроили обед. Снова впечатляет разность высот по разные стороны перевала. Какой был пологий подъем от озера, и какой крутой спуск в Вайоцдзор. Чувствуется, что Севан - высокогорное озеро.


Вайоцдзор

Очень грустно, что много древних храмов сейчас недоступно для нас, автобус туда не проедет.
Так в селе Шатин выяснили, что наша машина не проедет к монастырю Шативанк. Что ж, едем дальше.
Подъехали к селу Артабуйнк, Кирилл остановился спросить, можно ли доехать до крепости и монастыря Цахкац Кар, ему сказали, что на нашей машине нет, а идти далеко для нас сейчас – 4 км в гору. Этот наш советчик Сергей предложил помощь друга, тот может поднять нас на уазике до крепости и монастыря за плату.

Мы согласились, очень уж интересно было посмотреть на монастырь. Взяли спящую Нинку, рюкзак для нее, фотосумку и пересели в уазик.

Крепость Смбатаберд и монастырь Цахацкар


Дети приходят в восторг от езды на уазике по местным дорогам, Саня попросился сесть спереди. Дорога жуткая, кое-где ручьями размыта так сильно, что там не канавы, а просто рвы какие-то. Огромные камни попадаются, подъемы и спуски такие, что нужно держаться двумя руками за ручки, чтобы не улететь. Водитель с удовольствием отвечает на наши вопросы и рассказывает про местную жизнь. Нас вообще очень удивляет кипучая жизнь армянских сел, для нашей глубинки это совершенно нехарактерно. До них не докатилась никакая коллективизация и укрупнение. А тут и дети, и скот, все дома жилые, сады и огороды возделаны. Да, немного неопрятно все и грязновато, но это характерно для южных сел вообще. Наш водитель рассказывает, что работы тут нет, все живут своими хозяйствами. За разговорами преодолеваем последние метры до крепости, припарковались на полочке над обрывом  и пошли внутрь через древние каменные ворота.



Крепость стоит на гребне между двумя долинами, в которых лежат село Артабуйнк, из которого мы поднялись, и большое село Ехегис, куда мы поедем завтра. Почти со всех сторон крепость окружают скальные обрывы.


Внутри крепости
Вторые ворота

Внутри ничего не сохранилось, стены восстановлены до какого-то уровня, по кладке хорошо видно оригинал и реставрацию. Пересекаем внутреннее пространство крепости и оказываемся у других древних ворот, обращенных прямо в ущелье. Сейчас тут смотровая площадка. Трудно представить себе, какая тут была дорога от ворот вниз, такая круча под ногами…


Семейка над долиной Ехегис

Смбатаберд являлась одной из самых старых и больших крепостей Вайоц Дзора и Сюника. Возможно, она существовала еще до V века. Смбатаберд служила военно-фортификационным пунктом династии Васакянов и была впоследствии укреплена во время правления Орбелянов, чей дворец был в Ехегисе, прямо под крепостью.


Ехегис. В конце села, на кончике зеленого треугольника стоит церковь, фото внизу
Войсковая церковь в Ехегисе, куда мы поедем завтра




После крепости едем в монастырь. Дорога до него еще хуже, нас мотает и кидает по салону, Нина проснулась и во все глаза смотрит, что происходит. Я крепко приживаю ее к себе одной рукой, другой вцепляюсь в спинку переднего сиденья.


Вид от монастыря на дорогу к крепости
Церковь Ншан и церковь Карапет

Монастырь состоит из двух частей: на востоке две хорошо сохранившиеся церкви и в двухстах метрах от них на западе в руинированном состоянии две церкви, гавит и фундаменты хозяйственных построек.


Церковь Карапет

Крытую куполом крестообразную церковь Св.Карапет (Иоанна Крестителя) построил настоятель Вардик. Церковь имеет четыре придела и богато орнаментирована резьбой как внутри, так и снаружи. Стены снаружи украшены арочными нишами.


Южный фасад. Орел с ягненком - фамильный герб династии Прошянов

Барельефы на стенах включает в себя несколько символов, некоторые из которых обозначают имена благодетелей или же военные гербы тех, кто пал в битвах V века, происходивших рядом с монастырем. Особенно богато орнаментировано обрамление восточного окна.


Северный фасад. Лев задирает быка - герб Орбелянов
Западное окно
Хачкары



Основание алтаря имеет орнаменты в форме ваз на фронтисписе, напоминающие узоры в кафедральной церкви VI -VII веков недалеко от Еревана в селении Птгни. Купол поддерживается парусами свода по углам центрального квадрата.


Вечер

Монастырь действительно стоил такой трудной дороги. Мы первый раз видели двухэтажную усыпальницу с вмонтированными с двух сторон от входа трехметровыми хачкарами. Очень интересно. На храме рядом с усыпальницей интереснейшие барельефы с животными, на одном орел с добычей в когтях, на другой – сражающиеся лев и бык.


Церковь Ншан

Маленькая сводчатая церковь Св. Ншан с огромными хачкарами на западном фасаде была построена тоже настоятелем Вардиком в то же самое время, когда построили церковь Св. Карапет (в 1041 году). Второй этаж церкви - часовня, построенная над притвором, два великолепных хачкара и ниша со сдвоенной аркой. Двухэтажный вход ведет в узкий одноэтажный зал, являющийся первоначальным сооружением.


 
Церковь Ншан
Западный фасад
С юго-востока
Церковь Карапет
Вид в сторону крепости

Кирилл в сопровождении нашего водителя побежал под начинающимся дождем пешком до других зданий монастыря в трехстах метрах выше по склону. Мы с детьми сначала сели под деревом у ручья, потом перебрались в уазик. Громыхал гром, но дождь был небольшой: крупные редкие капли. Я спрашиваю Ксеню:
- Ты грома не боишься?
- Нет, я смелая. Если боишься, держись за меня.
Саня отвечает:
- Это ты просто физику не знаешь, поэтому не боишься.


Церковь Аствацацин, гавит и зал

Сооружения в западной части монастыря были построены в X веке во времена правления Аббаса Багратуни (самая старая надпись датирована 989 годом). Последние 75 лет X столетия были относительно спокойными и благоприятными для Армении, о чем свидетельствует интенсивное строительство в Цахац Каре.


Церковь Аствацацин
Вход в гавит между церквами
Надпись
Церкви Ншан и Карапет
Вайоцдздор
Дорога

Спускаемся вниз, наш водитель созванивается с друзьями на грузовике и просит их задержаться, чтобы мы догнали и посмотрели со стороны, как тут машина дорогу проходит. Это, конечно, настоящее шоу. Кирилл снимает видео.



На середине дороги к селу Кирилл вдруг начинает ощупывать свои карманы и говорит, что потерял ключи от машины. Страшно стало не передать как. Останавливаемся, вытряхиваем нехитрый скарб, обыскиваем каждый сантиметр машины и вот, минут через десять, водитель наш находит ключ в щели между сиденьем и стенкой уазика. Слава Богу! Не представляю, что бы мы делали… Кирилл потом сказал, что ехали бы домой на эвакуаторе.



Водитель зовет нас к себе ночевать, но Кирилл отказывается, говорит, что у нас шумная и беспокойная компания, лучше палатку поставим. В селе к нам присоединяется Сергей, они обсуждают, где бы нам встать на ночь, и ведут Кирилла смотреть место у реки. А мы с Нино стоим в переулочке под очередным грецким орехом и ждем их. Открывается соседняя калиточка в глухой стене, высовывается молодая девушка, улыбается, щебечет, потом высовывается, видимо, ее мать, голова с сединой, выходит к нам, улыбается Нине и выясняет, кто мы и откуда. В это время из калиточки появляется совсем седая бабушка, тоже улыбается и щебечет. Они за руку буквально уводят нас в свою калиточку, за ней открывается тенистый сад, дом с верандой, обращенный в этот сад, низенький столик, кресла. Тут сейчас семья ужинает. Старики с пледами на ногах сидят в креслах и тихо переговариваются. Со мной разговаривает по-русски мать, а девушке и старикам она переводит. Угощает домашним лавашем, яйцами, щедро сыпет шелковицу, девушка набивает мне карманы конфетами для детей. Так уютно и по-доброму все, а я даже не знаю, как их зовут. Замечательные люди. Кирилл с детьми возвращаются и проходят мимо нашей калиточки, их окликают. Им тоже наваливают еды и с трудом отпускают. Здесь нам тоже предлагали ночлег. Я бы согласилась, но Кирилл не хочет никого обременять.
Наш водитель провожает нас до своего сада за селом и предлагает встать в нем, но там трава не кошена, комары, мы извиняемся и встаем в другом месте недалеко от сада – на краю футбольного поля. Дядьки забирают у нас пустые бутыли и привозят на уазике холодную вкусную воду, мы в это время быстренько разворачиваем лагерь. Водитель наш выходит из машины своей, смотрит на две палатки, стол и кухню, на которой уже стоят кастрюли и охает: «Я бы тоже тут ночевать захотел, а не домой к кому-нибудь шел! Квартира!» Прощаемся, он дает свой телефон, сердечно благодарим его и опять погружаемся в вечерние хлопоты. Нину так за день утрясло и укачало, что она долго-долго спокойно и с радостью лежит в коляске, явно наслаждаясь покоем.



Вечером Ксенька попросила продолжить смотреть фильм под названием «Джип и бустер». Поди догадайся :) Речь идет о «Дживсе и Вустере»


 

Часть 17 Часть 19

     

Оглавление

На страницу с путешествиями