Часть VII
10 июля. Анин день рождения! Решили объехать Севан, только теперь с севера. Место где мы встали было довольно неудачное. Собрались, выехали на шоссе. Зверски поцарапали бока нашей волги о придорожный кустарник. Удивительно, как мы могли здесь плутать ночью?
Проехав километров 20 назад в сторону Вардениса, свернули к Севану искупаться и позавтракать. Нашли отличное место с белым раскаленным песком. До Вардениса на скорости км 90 – 100 в час лопнуло переднее колесо. Руль буквально вырывало из рук, пока останавливал машину. На тормозном пути где-то влетел в яму – диск здорово вмят с двух сторон. Не успели достать домкрат, останавливается Камаз, выбегают мужики и начинают помогать. Теперь лысая запаска спереди. Мужик из Камаза пересаживается к нам вторым на переднее сиденье, обещает показать хороший шиномонтаж в Варденисе. На автосервисе крутой и резкий армянин показывает мне камеру, которую он достал из лопнутого колеса: «Старый камера». Я говорю: «Старый?! Мужик в Горисе поставил, сказал, что новая, 3000 драмов взял». – «Три тысячи за старую камеру!!! Да я бы его убил!». Вообще дядька был резкий. Я ему рассказал как в Гюмри в аэропорту нас пытались раскрутить таксисты. Он ответил: «Это не армяне, жаль, что они все не погибли при землетрясении». Кувалдой выровнял вмятины на дисках. Наотрез отказался брать деньги. Угостили его фруктами, поехали дальше.
В районе Вардениса дорога отходит от берега Севана километров на 10 и идет по потрясающе разноцветным лугам. Приближаясь к Севану, дорога становится невыносимой. Разбитая гравийная отсыпка позволяет ехать 10 – 15 км/час. Бывают колеи по полю вдоль обочины, но они коварны. Колея упирается в отсыпку дороги, на волге туда не въедешь.
Приходится ехать задом, пока не развернешься. В районе деревни Цапатах начинаются отличные места для купания, правда, не на всякой машине подъедешь к воде. После полуострова дорога становится хорошей. Остановились в бунгало у ресторанчика, устроенного в старой ракете на подводных крыльях. Отличное место, прямо на берегу Севана. Отмечали Анькин день рождения. Всего 124 км.
11 июля. Едем в Ереван. Великолепный автобн, встречаются выбоины. Дорога идет все время вниз. На прямых затяжных спусках выключаю двигатель. От Севана до Еревана 70 км. Ереван поражает полным отсутствием указателей. Где-то проскочили окружную. Едем насквозь через город. Мы хотим на прощанье с Арменией съездить к монастырю Хор Вирап в 40 км на юг от Еревана. Отличная дорога идет по Араратской долине, утопающей в садах и полях. Монастырь стоит почти на границе с Турцией. Арарат еле просвечивает сквозь знойную дымку.
Вернулись в Ереван. Отдали машину. В Ереване дороги бывают очень разбитые. Армяне, объезжая ямы вылетают на встречную – это никого не беспокоит. Поражает отсутствие знаков приоритета на нерегулируемых перекрестках. Первый едет тот, кто бибикнет и кто ничего не боится. Маршрутки неожиданно и резко дают вправо и останавливаются. Могут остановиться посреди перекрестка, чтобы подобрать людей. Вечером улицы не освещаются. Дегустационный зал на коньячном заводе по выходным не работает. Всего 217 км.
12 июля. Сходили в Матенадаран (хранилище рукописей), поговорили с двумя шведами (единственные туристы, кого мы встретили в Армении).
Гуляли по городу и по остаткам от крепости Эребуни (не ходите в тамошний музей: очень скучный и экспозиция скудная, в общем все то же самое лежит рядом на улице), но недолго - расплавились на жестоком армянском солнце.
13 июля. Все кроме нас с женой утром уехали в Ленинакан на самолет в Москву. Наш самолет вечером из ереванского аэропорта Звартноц. Мы летим в Краснодар на море. Так, к нашему большому сожалению, кончилось семнадцатидневное путешествие по солнечной гостеприимной Армении.
Я тебя никогда не увижу,
|