Часть V

6 июля. Продолжаем путешествие. По дороге вдоль Севана заезжаем в монастырь Айраванк. Монастырь одиноко стоит на горе на берегу Севана, вокруг него пасутся овцы. Рядом с храмом множество надгробий, и на одном из них гора битого стекла. У нас вышел такой разговор с пастухом: "Ужасно! Зачем же бутылки о надгробие бить?!" "Как зачем? Обычай такой. Здесь поп похоронен, если кто болеет, приезжает сюда и разбивает бутылку. Кто с водой, кто с водкой, кто как..." Вот такой обычай.

монастырь Айраванк, X-XIII век
цветы на крыше
хачкар

Затем сворачиваем в Норадуз. Норадуз – потрясающее место. Огромное кладбище, где можно увидеть хачкары от 11 до 20 века. Между надгродиями нет бурьяна, везде низенькая трава и цветы, на кладбище пасутся коровы и овцы. Пока мы ходили от хачкара к хачкару и разглядывали узоры, к нам робко подошли несколько детей. Они подарили барышням и маме по букету цветов, собранных здесь же. Ни слова не понимали по русски, только один мальчик что-то мог объяснить, остальные молча улыбались.

Норадуз

Недалеко от Мартуни сворачиваем по грунтовке к озеру. Купаемся, вода здесь теплее, чем у города Севан, можно спокойно и далеко плавать. Мы застали необычную картину: несколько мужчин купаются верхом на лошадях. Они подъехали к нам и мы поговорили. Оказалось, что они - язиды и спустились с гор купать лошадей. Язиды – некий дремучий горный народ. Они не армяне и не христиане, они поклоняются солнцу. Машка не выдержала, и хоть была жутко обгоревшая (не могла сидеть), все равно залезла на лошадь и лихо поездила без седла вместе с потрясенными язидами. Они звали нас с собой в горы «есть барашка».

Язиды и Машка

В Мартуни сворачиваем направо. До Ехегнадзора 65км через Селимский перевал (2400м), это одна из самых тяжелых дорог. Прямо в Мартуни и начинаются жуткие колдобины и камни. Местами дорога распадается на множество колейных грунтовок, часть из которых упирается в свежие насыпи. Движения нет никакого. За весь путь встретили 3 машины. Сейчас эту дорогу реконструируют и обещают к декабрю 2003 г отличную трассу. Но нам от этого было не легче. Амортизаторы у нашей рухляди были никакие. Постоянные удары глушителем достали. Несколько раз весьма основательно ударились дном о камни. Но виды здесь красивейшие. Широкая и просторная долина, покрытая зеленой травой, пересекается журчащими ручьями и извилистой лентой дороги. Вот перевальный крутой взлет с бесконечными языками серпантина. Наконец, перевальная точка, удар по дну, звон и грохот мотора без глушителя. Раскаленный оторванный глушитель пинками вытаскиваем на ветер, чтобы быстрей остыл. Переупаковываем багажник, кладем туда глушитель.

Дорога на Ехегнадзор через Селимский перевал

Вид с перевала в другую от Севана сторону весьма отличается. Крутые скалистые склоны, дорога стремительно проваливается на дно узкого ущелья. Прямо на Селимском перевале, чуть ниже караван сарай. На перевале, когда ждали, пока остынет глушитель, познакомились с ехегнадзорским армянином Акопом. Они с женой и сыном возили на рынок в Мартуни цыплят. Решили отпраздновать знакомство на реке, как только спустимся с перевала. Спускаемся, мотор орет на второй передаче. В Шатине купили вина и свернули налево и за Ехегисом устроили пикник. Акоп сделал отменный шашлык из сига и овощей, купались, пили вино и ели черешню.

Караван сарай
Акоп делает шашлык из сига

В Ехегнадзор приехали поздно вечером, сразу стали искать, где можно переночевать. Гостиница 2+3 стоила 10000 драмов (500р). Всего 171 км.

7 июля. Починили глушитель (2 шва газовой сварки и установка на яме обошлись в 3000 драмов = 160р). Купили иранский газовый баллон с горелкой. Едем по Айоцдзору (название этой местности) на восток. Дорога хорошая, идет вдоль реки. Это основная армянская трасса, дорога жизни. Проходит через всю Армению, соединяет Ереван с Ираном, единственным торговым соседом Армении. Поворачиваем налево по указателю на Джермук. Отличное покрытие, резкий серпантинный взлет. Дорога выбирается со дна ущелья на плато. Виды здесь потрясающе красивые. Серая лента шоссе извивается по пологим зеленым склонам, огибая расщелины, подбирается к обрывистым краям плато, показывая, глубококо внизу бурлящую Арпу. На плато можно хорошо разогнаться. В Джермуке бетонный виадук на высоте метров сто над каньоном Арпы. Остановились на мосту, с восторгом смотрим вниз на каньон. После моста останавливает гаишник: «Вы нарушили правила» «Да, я знаю, на мосту нельзя останавливаться, но такая красота! Мы туристы из Москвы». Все, никаких проблем, рассказал, как устроены дороги в Джермуке, где интересные места.

Мост через Арпу
Минеральные воды
В каньоне Арпы

В Джермуке парк с прудами, галерея с минеральными источниками. Стоит побродить по каньону. Водопад, стекающий по скале, боковой каньон, впадающий в основной через естественную арку. Здорово прыгать с мостика в горную реку, а потом отогреваться рядом в горячей минеральной ванне.

Галерея с минеральными источниками
Водопад, стекающий по скале

Поели в местном ресторанчике на природе и двинулись дальше. Вернулись на трассу, едем в сторону Зангезура (следующий район Армении). Долгий напряженный, изобилующий серпантином подъем на Зангезурский перевал (2344м). Приходится считаться с большим количеством длинных иранских фур. На перевале холодно, стихийный дорогой рыночек готовой еды для дальнобойщиков. Продают огромные шампиньоны, которые тут же в полях и собирают. За перевалом ожидаешь такой же изнуряющий спуск, а видишь бескрайнее пологое плато, по которому слегка петляя проложена дорога. Это Зангезур. Дорога коварная. Вечереет, хочется найти место для лагеря, жмешь на газ. Дорога позволяет, внезапно начинаются выбоины ямы и бугры, потом опять гладко.

Километров через 80 после джермуковского поворота сворачиваем направо на Татев. Узкая дорога спускается по плато и подходит к краю каньона реки Воротан. Потом ныряет в ущелье, начинаются грунтовые серпантины в селе Халидзор. Едем с фарами по лесистому склону ущелья. Мелькнула дорожка налево. Сбегали посмотреть с фонарем, да можно встать. Метров 50 проехали по траве, объезжая камни, и вот мы на отличной полянке, окруженной обрывами с каменистой осыпью. Воды нет, но у нас есть небольшой запас в бутыли и вдоволь сухого вина. Готовим на иранском газу ужин. 203 км.