(Часть 19)
Утро |
День 20. (14 июля) Сегодня очень быстро сделали все утренние дела и выехали через 1:15 после пробуждения. Нас подвигло на такие подвиги солнце и невозможность принимать душ, так как мы на людях. |
Ехегис
Проехали совсем чуть-чуть от стоянки и попали в село Ехегис с богатейшей историей. В XIII-XIV веках он был престольным градом династии Орбелянов, которые позже перенесли свою столицу в Ани. Потом Ехегис пришел в упадок, превратился в село, тут жили азербайджанцы, называлось это поселение Алояз. В 90-ые годы азербайджанцы уехали, а на их место пришли армяне из Сумгаита и Баку. Селу дали обратно название древнего города, чьи руины до сих пор видны на окрестных холмах. Чувствуется, что здесь живут беженцы, что это не их земля, не их святыни. Древний храм в центре села весь угажен коровами, там нет даже загородки от скота. |
Церковь Зорац |
Есть здесь уникальный для Армении храм – полковая церковь, состоящая только из алтаря и двух ризниц по бокам от него. Перед алтарем площадка, на которой стояли конные и пешие войска перед выходом в поход. Нам очень любопытно посмотреть на такое здание, у нас рядом с деревней есть детский лагерь, так там построили нечто похожее, только из дерева. Интересно поговорить с авторами проекта, знали ли они про полковую церковь 13 века в Ехегисе. |
Церковь Зорац |
Церковь Зорац была заложена в 1303 году внуком князя Тарсаича Орбеляна, чей замок находился в Арени. Конструкция Зорац является совершенно уникальной для армянских церквей. Здесь нет обычного для церквей помещения со сводчатым или купольным перекрытием. Единственное крытое место – апсида восточного алтаря с двумя приделами, открывающаяся в сторону большого двора с западной стороны. Алтарь расположен довольно высоко, примерно на уровне лица всадника в седле. |
Церковь была выстроена так, чтобы всадники, не сходя со своих лошадей, могли бы давать клятву и получать благословение перед уходом на войну. Хотя благословение войск и их лошадей перед сражениями проводилось всюду, ни одна другая церковь в Армении не предусматривала размещения воинов и конницы прямо у алтаря под открытым небом. |
Церковь Зорац (дословно «Церковь Воителей») расположилась на холме, возвышающемся над рекой. Во время недавних археологических раскопок здесь были обнаружены основания хорошо сохранившихся стен с проемами окон. Постройки эти относятся к эпохе раннего средневековья, то есть к тому времени, когда и был основан этот монастырь. |
За алтарем Зорац находится кладбище с очень интересными надгробиями. На всех могильных камнях изображены человечки с двумя крестами в руках. Видимо, здесь хоронили епископов. Больше нигде мы не встречали таких изображений. |
Часы |
Вторая церковь Ехегиса спряталась в садах. Церковь XIII века Св. Карапета - это хорошо сохранившееся купольно-крестообразное сооружение. Церковь открыта, и в ней бродят коровы. Это происходит в центре большого села! |
Церковь Карапет |
Во дворе церкви в ряд стоят хачкары XIII века. |
Церковь Аствацацин |
Третья церковь села - Аствацацин. Это трехнефная базилика, она была сооружена в 1703 году с использованием каменных блоков и надгробных камней раннего периода. |
Западный фасад, видно сирен |
Над дверью западного фасада есть арочная ниша со старым хачкаром. По обе стороны сводчатого входа – изображения двух сирен с коронами. Сирены были популярными образами в Средние века, а коронованные фигуры, вероятнее всего, символизировали членов царской семьи. Позади каждой фигуры раскинулись ветви символа Древа Жизни. |
Стены церкви |
Внутри |
При въезде в село можно увидеть несколько замечательных хачкаров. |
Хачкар под крышей XII-XIII веков, над ним изображение Христа на троне и святых. Через дорогу от этого памятника стоит еще несколько хачкаров и надгробий. |
Два стоящих рядом хачкара накрыты искусным тимпаном, возможно, от не существующей ныне часовни. Орнаментированная резьба датирована XII-XIV веками. |
На другой стороне реки, куда можно попасть, спустившись вниз и перейдя мост, находится еврейское кладбище Ехегиса. Могильные плиты XIII века свидетельствуют о процветающей общине в Ехегисе в пору правления Орбелянов и Прошьянов. |
Еврейское кладбище |
Кладбище принадлежало еврейской общине, прижившейся в Ехегисе в XIII-XIV веках. Других свидетельств о существовании этой общины нет, так же как нет и сведений о других еврейских общинах того времени в Армении. |
Самое старое надгробие датировано 1266 годом, а самое позднее – 1346; таким образом, кладбище создавалось по крайней мере в течение 80 лет. Однако, история возникновения еврейской общины Ехегиса так и осталась тайной, и точно так же покрыта мраком причина ее исчезновения. |
На этом кладбище сохранилось около 40 надгробных камней и еще 30 были найдены неподалеку. 10 надгробий имеют надписи на иврите или арамейском: погребальные тексты на древнееврейском языке, строки из Библии, наполненные традиционным религиозным содержанием, и выражения из Талмуда. Некоторые из имен усопших соответствуют именам евреев, населявших в те времена Иран, – в связи с этим напрашивается вывод об иранском происхождении еврейской общины Ехегиса. |
С 2000 по 2003 годы кладбище было исследовано армяно-израильской группой ученых. |
Некоторые из этих кладбищенских камней вместе с армянскими хачкарами (крестами-камнями) были использованы в основании пешеходного моста, а также как настил для водяной мельницы. Остальные надгробия вполне хорошо сохранились на открытом воздухе на территории, некогда обнесенной стеной, и в близлежащей роще. |
К руинам монастыря Аратес проложен асфальт. |
Аратес
С севера на юг церкви Св. Сион, Св. Карапет (Иоанн Креститель) и Св. Аствацацин (Богоматери) |
В годы, когда Степанос Орбелян был митрополитом, с конца 1280-х годов, монастырь Аратес являлся летней резиденцией митрополитов области Сюняц (сама резиденция находилась в Нораванке). Аратес был известен как центр по переписи манускриптов. |
Вид на церкви с востока
|
С юга |
Церковь Св. Сион датируется VII веком. |
Церкви Карапет и Аствацацин и руины гавита |
Квадратная в плане притвор-церковь Св. Карапет построена между церквями Св. Сион и Св. Аствацацин. Точная дата строительства также неизвестна, хотя внутри сохранилась надпись от 1251 года. |
Церковь Аствацацин |
Вход из гавита в церковь Аствацацин |
Хачкар |
Отдельный гавит-часовня церкви Карапет |
Интересна притвор-часовня, которую в 1270 году возвели архитекторы Сиранес и Григорис по заказу Айрапета, настоятеля монастыря и при покровительстве князя Смбата Орбеляна. Покрытие притвора выполнено своеобразным способом применения пересекающихся арок – от пары арок по направлению север-юг к западной и восточной стенам тянутся два полуарочных свода. По центру двух полуарок некогда возвышался сталактитовый купол. |
Арки церкви Карапет |
Церковь Сион |
Остатки гавита |
Вокруг церквей на склонах небольшого холма расположено множество средневековых хачкаров и надгробий. Одно большое надгробие пропустить невозможно, на нем изображено все, что любил делать похороненный под ним человек. |
То, чем занимался человек: орудия труда слева, поохотиться был не прочь (лук), повеселиться и выпить был не дурак |
Хачкары |
Руины |
Из Аратеса спускаемся назад в основную долину в Хермон. Здесь у нас дилемма. Или возвращаться назад на селимскую дорогу и ехать в Ехегнадзор, или продолжить подъем в горы и через Кармрашен и Гергер выехать на главную армянскую дорогу. Местные не советуют дорогу через горы. Вроде бы она проезжаемая, но это грунтовка. Решаем возвращаться, тем более что так логичней и удобней будет осматривать памятники вокруг Ехегнадзора. |
Средневековый мост через Арпу
Пора обедать, и мы надеемся, что рядом со средневековым мостом через Арпу, который стоит в отдалении от всех населенных пунктов, будет удачное место для пикника. |
Так все и оказалось. Пришлось протрястись по грунтовке, но мы были награждены отличным тенистым местом, мостом и купанием в прохладной Арпе. |
Мост |
Придумали новую вкуснючку: сначала нарезала картошку тонкими пластами как чипсы, потом загрилили с двух сторон ее, но внутри она осталась сырая. Сложила ее в фольгу слоями с солью, чесноком и оливковым маслом, завернула в фольгу и положила доходить на решетку. Пока грилили мясо, чипсы дошли. Необыкновенно вкусно, даже привередливые дети ели за обе щеки и нахваливали. Мясо тут очень сочное и нежное, мы даже жир есть стали, дома всегда срезаем. Такое ощущение, что тут мясо не из огромных мясных хозяйств, а от частников, как молоко. Во всяком случае в том мясном магазине, где мы покупали мясо, была только одна свинья, от которой все отрезали. |
Несколько раз все купались, даже Нину макали в холодную воду, чтобы остудить. Она не пищала, только обиженно губки поджимала. |
Уезжая от моста, я для себя отметил, что если сегодня выполним программу по окрестностям Ехегнадзора, то очень удобно будет сюда вернуться ночевать. |
Нарзаны
Оголовок скважины |
Холодная ванна |
Приехали к нарзанам, смотрим с дороги и видим под нами большую ванну, какой-то сарайчик, на крыше которого два коричневых мальчишки лежат на солнце и машут в воздухе пятками. Ну точно кузнечики. Я осталась со спящей Ниной в машине, а Кирилл с детьми ушли плавать, вернулись очень довольные. |
теплая |
Спитаковор
В Спитаковор мы очень хотели попасть, но сведения о дороге были противоречивые. Сначала грунтовка идет по окраине Вернашена. Тут мы спросили местных про качество дороги. Они нам сказали, что вроде бы туда на праздники народ на жигулях поднимается. И мы поехали дальше. Сначала было все довольно просто, но потом последовал крутой подъем с несколькими серпантинными петлями. Дорога разбита, но снижать скорость на подъеме нельзя, а то забуксуем. Так, пробуксовывая на поворотах между петлями серпантина, мы поднялись наверх. |
Дальше приятная дорога траверсирует склон горы. Самые неприятные места, когда уже проехал под монастырем, и осталась до него одна петля. Здесь посреди дороги ручьи углубили колеи. Нужно подняться, не соскочив в эти глубокие колеи. А при небольшой пробуксовке заднего моста, зад автобуса так и спрыгнет в них. Но все же мы благополучно добрались до площадки над церковью. |
Название церкви Спитакавор Св. Аствацацин (Белая церковь Св. Богоматери) происходит от белых отшлифованных камней из фельзита. Церковь была заложена князем Эачи Прошяном, после гибели которого в 1318 г, она была достроена его сыном князем Амиром Хассаном II в 1321 году. |
Спитакавор был одним из наиболее важных культурных, образовательных и духовных центров Вайоц Дзора. После закрытия университета в Гладзоре, Спитакавор стал образовательным центром и скрипторием Прошянов, достигший расцвета во второй половине XV века в годы службы настоятеля Авагтера, некоторые манускрипты которого дошли до нас. Набеги тимуридов полностью опустошили монастырь, разрушили притвор, сровняли с землей защитные стены и сожгли служебные постройки, которые уже никогда не восстанавливались. Женский монастырь был переведен в более безопасное место к югу, хотя церковь еще продолжала функционировать до 1604 года во время насильственного переселения армян шахом Аббасом. |
Портал с барельефом Богородицы |
Притвор |
Барельеф Богородицы |
Князь Эачи Прошян и его сын Амир Хасан II с макетом церкви |
Рельеф Христос |
Подкупольное пространство |
Рельеф в куполе. Сошествие св. Духа и символы евангелистов |
Лапидарные надписи |
Церковь была богато декорирована барельефами духовного и мирского содержания. На северной стене фасада изображены князь Эачи с сыном Амиром Хасаном (ныне находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге), а на южной стене – Амир Хасан во время охоты (хранится в Государственном историческом музее Армении в Ереване). |
Восточный фасад |
Солнечные часы |
Под стенами монастыря был похоронен армянский полководец, известный борец с турками Гарегин Нжде. Нжде, урожденный Гарегин Тер-Арутюнян, родился в семье священника в 1886 году в селе Кзнут Нахичеванского уезда. В период первой Балканской войны возглавлял группу армян, сражающихся на стороне болгар. Впоследствии возглавил объединенные армяно-езидские добровольные силы в борьбе с турками в Первую мировую войну. В 1919-1921 годах возглавлял армянские нерегулярные войска в Занзегуре в борьбе за независимость Армении. Отправленный в изгнание в процессе советизации Армении, Нжде пытался вести безуспешные переговоры с нацистской Германией, надеясь вернуть потерянные армянские земли в Восточной Турции. Он умер в советской тюрьме в 1955 году. Брату, Левону Тер-Арутюняну, было отказано похоронить Нжде в Армении и из личных вещей были выданы только одежда и часы. 31 августа 1983 года прах Гарегина Нжде был перевезён в Армению, в 1987 году перезахоронен во дворе церкви Спитакавор. Однако в своем завещании Нжде выразил желание быть похороненным у подножья горы Хуступ в Сюнике (Капан). Пожелание это было исполнено лишь в апреле 2005 года. Похоронная церемония состоялась у памятника Г. Нжде на подножии горы Хуступ. Часть праха Нжде осталась в Спитакаворе и 17 июня армяне со всех концов мира приезжают и совершают паломничество от деревни Вернашен до Спитакавора. |
Спитаковор производит очень большое впечатление. Долго-долго едешь вверх по абсолютно безлюдным и невозделанным склонам и вдруг попадаешь к совершенно столичному изысканному храму. Очень красив утонченный продуманный интерьер храма. Для нас Спитаковором открывается целая череда рафинированных храмов, построенных Прошянами и Орбелянами. Один из них мы увидим сегодня и несколько в следующие дни. |
Деталь портала |
Чуть позже нас на площадку над храмом прикатил джип. За рулем армянин, уроженец здешних мест, сейчас живет в Москве. Установил множество камер на склонах гор и следит за местной живностью. Видел тут медведей, горных козлов, диких кошек, змей (гюрза и иж). С ним очень интересно было поговорить, рассказал нам о том, как отличить ижа от гюрзы по окраске, поведению, по реакции тела на укус, о первой помощи и т.д. Дал баночку аптечную, при помощи которой хорошо яд отсасывать. Прокомментировал те истории про медведей, которые нам рассказывали местные. Чрезвычайно интересно и познавательно разговаривать с образованным человеком, увлекающимся местной флорой и фауной. |
Он посмотрел, как Саня без опаски лазает по краю обрыва и спросил, москвич ли этот мальчик. Говорит, нехарактерное поведение. Я давно ругаю его за подобные лазания, но он всегда убеждает меня в своей адекватности и внимательности. Наверное, надо поверить, другого не остается. |
Обратная дорога |
Обратно мы ехали, понятное дело, вниз. Поэтому можно было слегка расслабится, посмотреть по сторонам, остановиться и пофотографировать окрестные горы. Хотя колеи, даже при движении вниз вызвали некоторые сложности. |
Дорога, видно Спитаковор |
Развилка: направо в Спитаковор, а налево - тупик, а прямо вверх можно доехать до руин Шативанк и спуститься в село Шатин рядом с Ехегисом, но дорога плохая |
Гладзорская долина |
Дорога |
Спуск |
Петли дороги |
Размытая дорога |
Внизу Вернашен |
Ковыль |
Вернашен
От Гладзорского университета ничего не осталось, он был закрыт еще в XIV веке. Недавно в Вернашенской церкви св. Акопа открыли музей, посвященный Гладзорскому университету. Студенты Гладзорского университета изучали богословие, мифологию, философию, библиографию, грамматику, риторику, логику, арифметику, астрономию, хронологию и геометрию. Гладзор являлся крупным центром, где были составлены сотни манускриптов. Основателем университета и его первым ректором был известный вардапет (архимандрит) Нерсес Мшеци (богослов, педагог и переписчик), которого в 1284 году заменил Есаи Нчеци (педагог, переписчик и грамматик). После его смерти (1338) ректор Тиратур Киликийский (педагог, переписчик и миниатюрист) переместил университет в монастырь Эрмон, а впоследствии в Воротнаванке и Татеве университетом руководили Ован Воротнеци (философ, богослов и педагог) и Григор Татеваци (философ, богослов, педагог, переписчик и миниатюрист). |
Танаатванк
Танаатванк находится в безлюдной местности рядом с дорогой за Вернашеном. Сразу удивляет необычный черный цвет храма. Он построен из темно-синих шлифованных плит фельзита. Спитаковор построен из белого фельзита, а Танаатванк из черного. Но у них очень много общего. Танаатванк также изыскан и красив, хотя, конечно, не так строен, как Спитаковор. |
Главная монастырская церковь Св. Степаноса возводилась с 1273 по 1279 гг. под покровительством князей Прошьянов. В отличие от круглого барабана Спитаковора здесь барабан двенадцатигранный с двадцатигранным эффектным шатром. На южной стене церкви рельеф с гербом рода Прошьянов – орел, сжимающий в своих когтях ягненка. |
Церковь Сурб Ншан к церкви Степаноса с севера,она построена в XIII столетии. Во время раскопок были обнаружены однонефная церковь с двумя ризницами, светские сооружения, множество надгробных плит XIII–XIV столетий, а в западной стороне – квадратный в плане притвор. |
Портал церкви Ншан. Охота |
Барабан |
Герб Орбелянов |
Барабан |
Герб Прошянов |
Портал церкви Степаноса |
Подкупольное пространство |
Входы и лестницы в восточные приделы второго яруса |
По мнению некоторых ученых, именно здесь в Танаатванке находился Университет Гладзор, явившийся самым важным образовательным учреждением средневековой Армении, где преподавались естественные науки, математика, богословие, геометрия, астрономия, хронология, искусство миниатюры и другие предметы. |
Западный фасад |
Хачкары |
Танаатванк |
Хачкар на дороге между Танаатванком и Аркази |
Аркази
Церквоь Сурб Хач |
Раз уж мы сюда добрались, то съездили и к церкви Сурб Хач в Аркази, от Танаатванка до нее несколько километров по асфальту. Церковь XVI века, но выстроена почти заново. Она ничем особенным не интересна. При церкви есть небольшой действующий монастырь. |
Сурб Хач |
Арпа и средневековый мост |
Ночевать приехали на то же место, где обедали. Всегда приятно стоять у воды! |
Долина Арпы |
Часть 18 | Часть 20 |