(Часть 19)

 


Утро

День 20. (14 июля) Сегодня очень быстро сделали все утренние дела и выехали через 1:15 после пробуждения. Нас подвигло на такие подвиги солнце и невозможность принимать душ, так как мы на людях.


Ехегис


Проехали совсем чуть-чуть от стоянки и попали в село Ехегис с богатейшей историей. В XIII-XIV веках он был престольным градом династии Орбелянов, которые позже перенесли свою столицу в Ани. Потом Ехегис пришел в упадок, превратился в село, тут жили азербайджанцы, называлось это поселение Алояз. В 90-ые годы азербайджанцы уехали, а на их место пришли армяне из Сумгаита и Баку. Селу дали обратно название древнего города, чьи руины до сих пор видны на окрестных холмах. Чувствуется, что здесь живут беженцы, что это не их земля, не их святыни. Древний храм в центре села весь угажен коровами, там нет даже загородки от скота.


Церковь Зорац

Есть здесь уникальный для Армении храм – полковая церковь, состоящая только из алтаря и двух ризниц по бокам от него. Перед алтарем площадка, на которой стояли конные и пешие войска перед выходом в поход. Нам очень любопытно посмотреть на такое здание, у нас рядом с деревней есть детский лагерь, так там построили нечто похожее, только из дерева. Интересно поговорить с авторами проекта, знали ли они про полковую церковь 13 века в Ехегисе.


Церковь Зорац

Церковь Зорац была заложена в 1303 году внуком князя Тарсаича Орбеляна, чей замок находился в Арени. Конструкция Зорац является совершенно уникальной для армянских церквей. Здесь нет обычного для церквей помещения со сводчатым или купольным перекрытием. Единственное крытое место – апсида восточного алтаря с двумя приделами, открывающаяся в сторону большого двора с западной стороны. Алтарь расположен довольно высоко, примерно на уровне лица всадника в седле.



Церковь была выстроена так, чтобы всадники, не сходя со своих лошадей, могли бы давать клятву и получать благословение перед уходом на войну. Хотя благословение войск и их лошадей перед сражениями проводилось всюду, ни одна другая церковь в Армении не предусматривала размещения воинов и конницы прямо у алтаря под открытым небом.



Церковь Зорац (дословно «Церковь Воителей») расположилась на холме, возвышающемся над рекой. Во время недавних археологических раскопок здесь были обнаружены основания хорошо сохранившихся стен с проемами окон. Постройки эти относятся к эпохе раннего средневековья, то есть к тому времени, когда и был основан этот монастырь.



За алтарем Зорац находится кладбище с очень интересными надгробиями. На всех могильных камнях изображены человечки с двумя крестами в руках. Видимо, здесь хоронили епископов. Больше нигде мы не встречали таких изображений.





Часы


Вторая церковь Ехегиса спряталась в садах. Церковь XIII века Св. Карапета - это хорошо сохранившееся купольно-крестообразное сооружение. Церковь открыта, и в ней бродят коровы. Это происходит в центре большого села!

Церковь Карапет

Во дворе церкви в ряд стоят хачкары XIII века.

Церковь Аствацацин

Третья церковь села - Аствацацин. Это трехнефная базилика, она была сооружена в 1703 году с использованием каменных блоков и надгробных камней раннего периода.

Западный фасад, видно сирен

Над дверью западного фасада есть арочная ниша со старым хачкаром. По обе стороны сводчатого входа – изображения двух сирен с коронами. Сирены были популярными образами в Средние века, а коронованные фигуры, вероятнее всего, символизировали членов царской семьи. Позади каждой фигуры раскинулись ветви символа Древа Жизни.

Стены церкви

Внутри

При въезде в село можно увидеть несколько замечательных хачкаров.


Хачкар под крышей XII-XIII веков, над ним изображение Христа на троне и святых.
Через дорогу от этого памятника стоит еще несколько хачкаров и надгробий.


Два стоящих рядом хачкара накрыты искусным тимпаном, возможно, от не существующей ныне часовни. Орнаментированная резьба датирована XII-XIV веками.



На другой стороне реки, куда можно попасть, спустившись вниз и перейдя мост, находится еврейское кладбище Ехегиса. Могильные плиты XIII века свидетельствуют о процветающей общине в Ехегисе в пору правления Орбелянов и Прошьянов.

Еврейское кладбище

Кладбище принадлежало еврейской общине, прижившейся в Ехегисе в XIII-XIV веках. Других свидетельств о существовании этой общины нет, так же как нет и сведений о других еврейских общинах того времени в Армении.


Самое старое надгробие датировано 1266 годом, а самое позднее – 1346; таким образом, кладбище создавалось по крайней мере в течение 80 лет. Однако, история возникновения еврейской общины Ехегиса так и осталась тайной, и точно так же покрыта мраком причина ее исчезновения.


На этом кладбище сохранилось около 40 надгробных камней и еще 30 были найдены неподалеку. 10 надгробий имеют надписи на иврите или арамейском: погребальные тексты на древнееврейском языке, строки из Библии, наполненные традиционным религиозным содержанием, и выражения из Талмуда. Некоторые из имен усопших соответствуют именам евреев, населявших в те времена Иран, – в связи с этим напрашивается вывод об иранском происхождении еврейской общины Ехегиса.


С 2000 по 2003 годы кладбище было исследовано армяно-израильской группой ученых.


Некоторые из этих кладбищенских камней вместе с армянскими хачкарами (крестами-камнями) были использованы в основании пешеходного моста, а также как настил для водяной мельницы. Остальные надгробия вполне хорошо сохранились на открытом воздухе на территории, некогда обнесенной стеной, и в близлежащей роще.




К руинам монастыря Аратес проложен асфальт.

Аратес

С севера на юг церкви Св. Сион, Св. Карапет (Иоанн Креститель) и Св. Аствацацин (Богоматери)

В годы, когда Степанос Орбелян был митрополитом, с конца 1280-х годов, монастырь Аратес являлся летней резиденцией митрополитов области Сюняц (сама резиденция находилась в Нораванке). Аратес был известен как центр по переписи манускриптов.
Самая древняя надпись в монастыре относится к 907 году, а самая поздняя – 1713 году.
Монастырь состоит из трех полуразрушенных церквей и гавита.


Вид на церкви с востока
С юга

Церковь Св. Сион датируется VII веком.

Церкви Карапет и Аствацацин и руины гавита

Квадратная в плане притвор-церковь Св. Карапет построена между церквями Св. Сион и Св. Аствацацин. Точная дата строительства также неизвестна, хотя внутри сохранилась надпись от 1251 года.

Церковь Аствацацин
Вход из гавита в церковь Аствацацин
Хачкар
Отдельный гавит-часовня церкви Карапет

Интересна притвор-часовня, которую в 1270 году возвели архитекторы Сиранес и Григорис по заказу Айрапета, настоятеля монастыря и при покровительстве князя Смбата Орбеляна. Покрытие притвора выполнено своеобразным способом применения пересекающихся арок – от пары арок по направлению север-юг к западной и восточной стенам тянутся два полуарочных свода. По центру двух полуарок некогда возвышался сталактитовый купол.

Арки церкви Карапет
Церковь Сион
Остатки гавита

Вокруг церквей на склонах небольшого холма расположено множество средневековых хачкаров и надгробий. Одно большое надгробие пропустить невозможно, на нем изображено все, что любил делать похороненный под ним человек.


То, чем занимался человек: орудия труда слева, поохотиться был не прочь (лук), повеселиться и выпить был не дурак
Хачкары
Руины

Из Аратеса спускаемся назад в основную долину в Хермон. Здесь у нас дилемма. Или возвращаться назад на селимскую дорогу и ехать в Ехегнадзор, или продолжить подъем в горы и через Кармрашен и Гергер выехать на главную армянскую дорогу. Местные не советуют дорогу через горы. Вроде бы она проезжаемая, но это грунтовка. Решаем возвращаться, тем более что так логичней и удобней будет осматривать памятники вокруг Ехегнадзора.

Средневековый мост через Арпу

Пора обедать, и мы надеемся, что рядом со средневековым мостом через Арпу, который стоит в отдалении от всех населенных пунктов, будет удачное место для пикника.



Так все и оказалось. Пришлось протрястись по грунтовке, но мы были награждены отличным тенистым местом, мостом и купанием в прохладной Арпе.


Мост

Придумали новую вкуснючку: сначала нарезала картошку тонкими пластами как чипсы, потом загрилили с двух сторон ее, но внутри она осталась сырая. Сложила ее в фольгу слоями с солью, чесноком и оливковым маслом, завернула в фольгу и положила доходить на решетку. Пока грилили мясо, чипсы дошли. Необыкновенно вкусно, даже привередливые дети ели за обе щеки и нахваливали. Мясо тут очень сочное и нежное, мы даже жир есть стали, дома всегда срезаем. Такое ощущение, что тут мясо не из огромных мясных хозяйств, а от частников, как молоко. Во всяком случае в том мясном магазине, где мы покупали мясо, была только одна свинья, от которой все отрезали.




Несколько раз все купались, даже Нину макали в холодную воду, чтобы остудить. Она не пищала, только обиженно губки поджимала.
Наелись до отвала, еще немного мяса и картошки осталось на ужин, убрали в миске в холодильник. А овощи и маринованный лук все слопали. И вино армянское попалось славное.
Кирилл миловался с Нинкой, улыбался и сказал:
- Ну все, я точно скоро стану армянином! Помнишь Рубэнчика- бубэнчика?



Уезжая от моста, я для себя отметил, что если сегодня выполним программу по окрестностям Ехегнадзора, то очень удобно будет сюда вернуться ночевать.





Нарзаны

Оголовок скважины
Холодная ванна

Приехали к нарзанам, смотрим с дороги и видим под нами большую ванну, какой-то сарайчик, на крыше которого два коричневых мальчишки лежат на солнце и машут в воздухе пятками. Ну точно кузнечики. Я осталась со спящей Ниной в машине, а Кирилл с детьми ушли плавать, вернулись очень довольные.


теплая

Спитаковор


В Спитаковор мы очень хотели попасть, но сведения о дороге были противоречивые. Сначала грунтовка идет по окраине Вернашена. Тут мы спросили местных про качество дороги. Они нам сказали, что вроде бы туда на праздники народ на жигулях поднимается. И мы поехали дальше. Сначала было все довольно просто, но потом последовал крутой подъем с несколькими серпантинными петлями. Дорога разбита, но снижать скорость на подъеме нельзя, а то забуксуем. Так, пробуксовывая на поворотах между петлями серпантина, мы поднялись наверх.



Дальше приятная дорога траверсирует склон горы. Самые неприятные места, когда уже проехал под монастырем, и осталась до него одна петля. Здесь посреди дороги ручьи углубили колеи. Нужно подняться, не соскочив в эти глубокие колеи. А при небольшой пробуксовке заднего моста, зад автобуса так и спрыгнет в них. Но все же мы благополучно добрались до площадки над церковью.



Название церкви Спитакавор Св. Аствацацин (Белая церковь Св. Богоматери) происходит от белых отшлифованных камней из фельзита. Церковь была заложена князем Эачи Прошяном, после гибели которого в 1318 г, она была достроена его сыном князем Амиром Хассаном II в 1321 году.



Спитакавор был одним из наиболее важных культурных, образовательных и духовных центров Вайоц Дзора. После закрытия университета в Гладзоре, Спитакавор стал образовательным центром и скрипторием Прошянов, достигший расцвета во второй половине XV века в годы службы настоятеля Авагтера, некоторые манускрипты которого дошли до нас.

Набеги тимуридов полностью опустошили монастырь, разрушили притвор, сровняли с землей защитные стены и сожгли служебные постройки, которые уже никогда не восстанавливались. Женский монастырь был переведен в более безопасное место к югу, хотя церковь еще продолжала функционировать до 1604 года во время насильственного переселения армян шахом Аббасом.


Портал с барельефом Богородицы
Притвор
Барельеф Богородицы
Князь Эачи Прошян и его сын Амир Хасан II с макетом церкви
Рельеф Христос
Подкупольное пространство
Рельеф в куполе. Сошествие св. Духа и символы евангелистов
Лапидарные надписи

Церковь была богато декорирована барельефами духовного и мирского содержания. На северной стене фасада изображены князь Эачи с сыном Амиром Хасаном (ныне находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге), а на южной стене – Амир Хасан во время охоты (хранится в Государственном историческом музее Армении в Ереване).


Восточный фасад
Солнечные часы

Под стенами монастыря был похоронен армянский полководец, известный борец с турками Гарегин Нжде. Нжде, урожденный Гарегин Тер-Арутюнян, родился в семье священника в 1886 году в селе Кзнут Нахичеванского уезда. В период первой Балканской войны возглавлял группу армян, сражающихся на стороне болгар. Впоследствии возглавил объединенные армяно-езидские добровольные силы в борьбе с турками в Первую мировую войну. В 1919-1921 годах возглавлял армянские нерегулярные войска в Занзегуре в борьбе за независимость Армении. Отправленный в изгнание в процессе советизации Армении, Нжде пытался вести безуспешные переговоры с нацистской Германией, надеясь вернуть потерянные армянские земли в Восточной Турции. Он умер в советской тюрьме в 1955 году. Брату, Левону Тер-Арутюняну, было отказано похоронить Нжде в Армении и из личных вещей были выданы только одежда и часы. 31 августа 1983 года прах Гарегина Нжде был перевезён в Армению, в 1987 году перезахоронен во дворе церкви Спитакавор. Однако в своем завещании Нжде выразил желание быть похороненным у подножья горы Хуступ в Сюнике (Капан). Пожелание это было исполнено лишь в апреле 2005 года. Похоронная церемония состоялась у памятника Г. Нжде на подножии горы Хуступ. Часть праха Нжде осталась в Спитакаворе и 17 июня армяне со всех концов мира приезжают и совершают паломничество от деревни Вернашен до Спитакавора.



Спитаковор производит очень большое впечатление. Долго-долго едешь вверх по абсолютно безлюдным и невозделанным склонам и вдруг попадаешь к совершенно столичному изысканному храму. Очень красив утонченный продуманный интерьер храма. Для нас Спитаковором открывается целая череда рафинированных храмов, построенных Прошянами и Орбелянами. Один из них мы увидим сегодня и несколько в следующие дни.


Деталь портала

Чуть позже нас на площадку над храмом прикатил джип. За рулем армянин, уроженец здешних мест, сейчас живет в Москве. Установил множество камер на склонах гор и следит за местной живностью. Видел тут медведей, горных козлов, диких кошек, змей (гюрза и иж). С ним очень интересно было поговорить, рассказал нам о том, как отличить ижа от гюрзы по окраске, поведению, по реакции тела на укус, о первой помощи и т.д. Дал баночку аптечную, при помощи которой хорошо яд отсасывать. Прокомментировал те истории про медведей, которые нам рассказывали местные. Чрезвычайно интересно и познавательно разговаривать с образованным человеком, увлекающимся местной флорой и фауной.



Он посмотрел, как Саня без опаски лазает по краю обрыва и спросил, москвич ли этот мальчик. Говорит, нехарактерное поведение.  Я давно ругаю его за подобные лазания, но он всегда убеждает меня в своей адекватности и внимательности. Наверное, надо поверить, другого не остается.


Обратная дорога

Обратно мы ехали, понятное дело, вниз. Поэтому можно было слегка расслабится, посмотреть по сторонам, остановиться и пофотографировать окрестные горы. Хотя колеи, даже при движении вниз вызвали некоторые сложности.


Дорога, видно Спитаковор
Развилка: направо в Спитаковор, а налево - тупик, а прямо вверх можно доехать до руин Шативанк
и спуститься в село Шатин рядом с Ехегисом, но дорога плохая
Гладзорская долина
Дорога
Спуск
Петли дороги
Размытая дорога
Внизу Вернашен
Ковыль

Вернашен


От Гладзорского университета ничего не осталось, он был закрыт еще в XIV веке. Недавно в Вернашенской церкви св. Акопа открыли музей, посвященный Гладзорскому университету. Студенты Гладзорского университета изучали богословие, мифологию, философию, библиографию, грамматику, риторику, логику, арифметику, астрономию, хронологию и геометрию. Гладзор являлся крупным центром, где были составлены сотни манускриптов. Основателем университета и его первым ректором был известный вардапет (архимандрит) Нерсес Мшеци (богослов, педагог и переписчик), которого в 1284 году заменил Есаи Нчеци (педагог, переписчик и грамматик). После его смерти (1338) ректор Тиратур Киликийский (педагог, переписчик и миниатюрист) переместил университет в монастырь Эрмон, а впоследствии в Воротнаванке и Татеве университетом руководили Ован Воротнеци (философ, богослов и педагог) и Григор Татеваци (философ, богослов, педагог, переписчик и миниатюрист).


 

Танаатванк


Танаатванк находится в безлюдной местности рядом с дорогой за Вернашеном. Сразу удивляет необычный черный цвет храма. Он построен из темно-синих шлифованных плит фельзита. Спитаковор построен из белого фельзита, а Танаатванк из черного. Но у них очень много общего. Танаатванк также изыскан и красив, хотя, конечно, не так строен, как Спитаковор.



Главная монастырская церковь Св. Степаноса возводилась с 1273 по 1279 гг. под покровительством князей Прошьянов. В отличие от круглого барабана Спитаковора здесь барабан двенадцатигранный с двадцатигранным эффектным шатром. На южной стене церкви рельеф с гербом рода Прошьянов – орел, сжимающий в своих когтях ягненка.



Церковь Сурб Ншан к церкви Степаноса с севера,она построена в XIII столетии. Во время раскопок были обнаружены однонефная церковь с двумя ризницами, светские сооружения, множество надгробных плит XIII–XIV столетий, а в западной стороне – квадратный в плане притвор.


Портал церкви Ншан. Охота
Барабан
Герб Орбелянов
Барабан
Герб Прошянов
Портал церкви Степаноса
 
Подкупольное пространство
Входы и лестницы в восточные приделы второго яруса

По мнению некоторых ученых, именно здесь в Танаатванке находился Университет Гладзор, явившийся самым важным образовательным учреждением средневековой Армении, где преподавались естественные науки, математика, богословие, геометрия, астрономия, хронология, искусство миниатюры и другие предметы.


Западный фасад
Хачкары
Танаатванк
Хачкар на дороге между Танаатванком и Аркази

Аркази

Церквоь Сурб Хач

Раз уж мы сюда добрались, то съездили и к церкви Сурб Хач в Аркази, от Танаатванка до нее несколько километров по асфальту. Церковь XVI века, но выстроена почти заново. Она ничем особенным не интересна. При церкви есть небольшой действующий монастырь.


Сурб Хач
Арпа и средневековый мост

Ночевать приехали на то же место, где обедали. Всегда приятно стоять у воды!
Нина научилась вертеться, теперь нужно за ней присматривать постоянно, не лежит просто так, все время изгибается. Научилась дотягиваться до пальчиков ног и теперь часто за них держится. Смешная девочка.


Долина Арпы




 

Часть 18 Часть 20

     

Оглавление

На страницу с путешествиями