(Часть 20)
День 24. (15 июля) Нина опять подняла всех в 6, Кирилл смеется, с ней не нужен будильник. Но я очень плохо спала эту ночь из-за малышни, она всю ночь почти кормилась, поэтому Кирилл, добрая душа, забрал Нину на улицу проветриваться и дал мне еще полчаса поспать нормально. Благо тут совсем нежарко, ночью даже пришлось спальники достать, от реки веет прохладой, от деревьев утром тень. Отличное место, да и гнуса нет, а это редкость по здешним меркам. |
Долина Норванк |
Выехали, проехали опять через край Ехегнадзора мимо статуи старика с орлом на плече, Кирилл заправился на 20 000 драм до полного бака. |
На парковке |
Смотрим сегодня Нораванк. Храм-усыпальница красивый, много общих деталей с вчерашним Спитакавором, так как строила та же семья. |
Нораванк: Церковь Аствацацин и церковь Степаноса |
Нораванк - самый изысканный монастырь Армении. Нораванк был основан епископом Ованесом, настоятелем монастыря Ваганаванк (около г. Капан, мы там будем через три дня), перенесшим сюда в 1205 г. свой епископат. Периодом наивысшего расцвета для монастыря стали последующие два столетия во время правления царской династии Орбелянов, которые превратили его в религиозный и духовный центр Сюника, основав при монастыре родовой склеп. |
Церковь Аствацацин с востока |
Герб Орбелянов-Прошянов |
Нораванк в свое время был главным культурным центром Армении, тесно связанным с Гладзорским университетом, монастырем Татев и другими. Благодаря Орбелянам, монастырь находился в центре политических событий своего времени. В Нораванке жил и творил один из самых известных деятелей политики, культуры и религии Степанос Орбелян, автор “Истории государства Сисакан” (1299 г.) |
Еще Нораванк связан с именем художника, архитектора и скульптора Момика (1250?-1339 гг. ) Свою творческую деятельность Момик начинал в Киликии как художник-миниатюрист, создавая произведения в стиле поздней готики, привнесенной крестоносцами. Возможно, во время посещения Киликии епископ Степанос Орбелян пригласил Момика в Вайоц Дзор, где тот вскоре обрел славу, в особенности благодаря своим скульптурным работам и хачкарам. Момик являлся архитектором и художником-скульптором церкви Св. Аствацацин (1321 г.). В тот же год он создал изящные барельефы над порталом гавита церкви Степанос. Он сделал множество хачкаров, которые считаются непревзойденными шедеврами искусства. Его последние работы были в Нораванке, где он возвел склеп Орбеляна – церковь Св. Аствацацин, создал два барельефа на его западной и южной стенах и маленький простой хачкар для своей могилы, который находится у южной стены церкви. |
Западный фасад |
Портал входа второго этажа: Христос и Петр и Павел |
Церковь Св. Аствацацин была построена князем Буртелом в качестве усыпальницы рода Орбелянов. Она была одной из последних работ мастера Момика. Здание имеет ту же планировку, что и церковь Св. Аствацацин в с. Арени (следующий пункт нашего путешествия). Особенно впечатляют барельефные скульптуры над входом в усыпальницу (Богоматерь и архангелы) и на портале входа второго этажа (Христос с апостолами Петром и Павлом). |
Портал входа в усыпальницу: Богоматерь с архангелами |
Стоит обратить особое внимание на барельефы тимпанов порталов западного фасада. Они созданы Момиком и живо напоминают нам раннеготические скульптурные изображения, особенно нижняя сцена Богоматерь с архангелами. Интересно, что после падения Константинополя, и образования Латинских королевств, западное влияние на искусство Византии ощущалось в основном в пластике, никак ни касалось живописи, и только слегка касалось архитектуры. Видимо, Момик, пришедший из Киликии, был носителем такого западного влияния, что отразилось в его больших скульптурных композициях и в мелких фигурах на его хачкарах. В рельефе второго этажа Момик, наверное, почувствовал себя гораздо уверенней и оторвал почти полностью фигуры от плоскости стены. Это было совершенно ново для Армянского искусства. |
Портал входа второго этажа: Христос и Петр и Павел |
Хачкар работы Момика |
Своды усыпальницы. Символы евангелистов |
Символы евангелистов |
Символы евангелистов |
После землетрясения 1939 года ротонда на колоннах над церковью Асвацацин упала. Ее восстановили во второй половине XX века, вмонтировав несколько старых найденных капителей. Церковь невероятно изящна, даже, можно сказать, рафинирована. В прошлую поездку по Армении 12 лет назад искусство Орбелянов прошло мимо нас, мы видели в основном другие памятники. Сейчас мы просто влюбились в эти изысканные утонченные церкви, в которых найдено какое-то неуловимое равновесие, в которых, казалось бы, мелочная декоративность фасадов не разрушает, а, наоборот, подчеркивает тектоничность всего здания. И то же самое в невероятных интерьерах, где опять-таки все эти рельефные тяги, карнизы и орнаменты подчинены общему движению вверх. Спитаковор, Нораванк, Арени, Танаатванк - лучшие постройки Орбелянов. |
Консольная лестница на второй этаж |
Саня лезет в подземелье |
Руины церкви Карапет, церковь Степанос и часовня |
Церковь Степаноса сильно отличается от церкви Аствацацин простотой, даже лапидарностью фасадов. Но пропорции церкви от этого не менее изысканы. Церковь была построена по поручению князя Липарита Орбеляна в 1216-1221 гг. |
Здесь покоится Саргис, подобный льву-победителю в бою, сын Палка. Пусть в моих молитвах хранится вечная память о нем |
Перед руинами церкви Карапет |
Сохранилось несколько изящных ажурных хачкаров и фрагментов хачкаров, расположенных перед старой церковью Карапет. Хачкары имеют особую иконографию, где сочетаются центральный крест с древом жизни (фигура, заимствованная из ассирийской и шумерской культур) и геометрическими рисунками. Иногда крест расположен над орнаментированным символом солнца, самого древнего символа поклонения в армянской истории. |
Вход в гавит |
Гавит (притвор) примыкает с западной стороны к главной церкви Св. Степаноса. Он был построен сразу же после возведения усыпальницы рода Орбелянов и настоятелей монастыря. В 1261 г. он был реконструирован архитектором Сиранесом по поручению князя Смбата Орбеляна. После землетрясения 1321 г. гавит был вновь восстановлен, предположительно, Момиком, который в то время завершал строительство церкви в селе Арени. Во время реконструкции в 1321 г. Момиком были выполнены две великолепные скульптуры на тимпане входа и арке верхнего окна. |
Богоматерь и святые |
Богоматерь и святые - совсем готическое произведение, только ковер с армянским узором возвращает нас в реальность. А вот иконография "Сотворение Адама" очень сложная и запутанная. Кроме Бога-отца и Св. Духа в виде голубя здесь изображено Распятие. Может быть, Момик наполнил сцену сотворения Адама смыслом Предвечного совета? Как это сделал Андрей Рублев с Троицей? |
Сотворение Адама |
Гавит |
Гавит был реконструирован в 1261 г. архитектором Сиранесом для Смбата Орбеляна. Во время реконструкции были удалены четыре центральные колонны, несущие на себе купол, а кровля заменена центральным шатровым сводом и сталактитовым куполом, опирающимся на колонны. В дальнейшем, в 1321 г, когда кровля притвора была разрушена землетрясением, сталактитовая кровля и западная стена были восстановлены и добавлен главных вход. Внутренние стены украшены великолепными хачкарами. |
Окно гавита |
Гавит |
Хачкары в гавите |
Кто-то из князей Орбелянов со львом |
Сталактитовый купол |
Северовосточный угол гавита |
Своды гавита |
Церковь Степаноса |
Надгробные плиты в полу гавита |
Часовня св. Григория - гробница князя Смбата Орбеляна |
Эта небольшая гробница-часовня была построена для династии Орбелянов и ее иногда называют “Могила Смбата” по имени погребенного здесь одного из князей. |
Прекрасный Эликум, сын Великого Тарсаича, кто подобно льву рычал на врага. Я прошу вас поминать его в своих молитвах |
Птички на стенах часовни |
Хачкары на восток от монастыря |
Хачкары на восток от монастыря |
Долина Нораванка |
Арени
Постройку церкви начал в 1321 году архепископ Ованес Орбели. Церковь Св. Аствацацин была спроектирована Момиком, о котором мы говорили в Нораванке. После переезда из Киликии в Гладзор в 1302-1304 гг. по заказу митрополита Степаноса Орбеляна он создал свое лучшее произведение “Евангелие войны” (миниатюры “Погребение” и “Ангел, явившийся Пресвятой Деве”). Неустанный труд в течение 17 лет приводит к ухудшению зрения Момика, и он в 1307 г. уже не был в состоянии завершить свое последнее Евангелие. Он продолжает творить как архитектор и ваятель, создавая свои шедевры в Нораванке, Татеве, Ехегисе (церкви Зорац), Гладзоре и др. |
Интерьер |
Эту церковь в Арени считают лучшим творением Момика. И правда, она необычайно изыскана. Сложному, пластичному и проработанному в деталях барабану противопоставляется гладкие ровные стены фасадов почти без украшений. Но барабан кажется тяжеловесным, от этого церковь выглядит не такой воздушной и устремленной вверх как Спитаковор или Танаатванк. |
Подкупольное пространство |
Символы евангелистов в парусах |
Символы евангелистов в парусах
|
Богородица. Рельеф в тимпане портала. Зодчий Момик |
Во дворе церкви сохранились надгробия и хачкары различного периода. Малые в размерах, но красиво орнаментированные хачкары выполнены одновременно со строительством церкви, а относительно простые с грубой обработкой – ранее. |
Надгробие епископа
|
Охота? |
Хачкары |
Хачкары |
Из Арени мы едем на юг в сторону Нахичевани к церкви Каркопи. Дорога постепенно поднимается в горы и выходит на хребет левого склона долины Нораванка. Виды с этой дороги открываются замечательные. В какой-то момент видно далеко внизу Нораванк и туристическую суету на его парковке. А мы по совершенно пустынному шоссе едем дальше. Сейчас не фотографировали, чтобы не останавливаться и не будить Нинку, снимали зато на обратном пути. |
Каркопи ванк
К церкви ехали по спутниковым снимкам. Свернули с шоссе на грунтовку, но когда внизу показалась церковь, решили остановиться. Наша грунтовка превратилась в две каменистых колеи, круто спускающихся вниз. Назад не въедем. Отсюда, кстати, видно, что основной подъезд к церкви снизу от села Хачик. |
Посадили Нинку в переноску и спустились до церкви пешком. |
Церковь Каркопи оказалась совершенно скучная. Только на южном фасаде окно с резным наличником и лапидарными надписями на шлифованных плитах стены над окном. Но мы не жалеем, что сюда съездили, уж больно красивая дорога, особенно виды сверху на долину Нораванка. |
Дорога проходит в нескольких километрах от Азербайджанского анклава Нахичевань. Интересно бы съездить в эту забытую землю. Но там, по большому сету смотреть нечего. Азербайджанцы уничтожили все армянские памятники в Нахичивани. Последним было уничтожено в 2005 году известное кладбище с уникальными хачкарами в Джуге. Солдаты дробили хачкары и надгробные камни в гравий и укатывали их в дорогу. |
Виды на дороге Арени - Хачик |
Виды на дороге Арени - Хачик |
Виды на дороге Арени - Хачик
|
Теперь мы продолжаем движение на восток. Снова проехали мимо Ехегнадзора, ищем, где бы пообедать в теньке. Но здесь, вдоль оживленной трассы местные жители на всех съездах поставили шлагбаумы. Но все же мы нашли тенистое местечко и перекусили. |
Гергер
Церковь в селе Гергер |
Так мы и дотряслись до Гергера. Одна дорога обходит село с краю, а вторая идет прямо через центр села мимо церкви. Церковь - стандартная армянская трехнефная базилика, скажем так, периода упадка, это XVII век и позже, времен массового переселения армян вглубь Персии и миграции в Европу. |
Но если приглядеться к церкви, можно увидеть, что она сложена из более древнего материала, из надгробных плит предыдущих веков. Это тоже обычное явление для церквей XVII-XVIII века. |
Западный фасад |
Западный фасад |
Левая сторона портала |
Тимпан портала и притолока |
Интерьер |
Хачкар - строительный материал в интерьере церкви |
Сурб Сион
Но в Гергер мы едем не ради этой церкви. Где-то на краю села должен быть интересный монастырь Орбелянов Сион. Мы смотрим на спутниковые снимки и сворачиваем на разбитую фермерскую дорожку. К сожалению, на гугль снимках это место в не лучшем разрешении. Дорога превратилась в ухабистые колеи, соединяющие крестьянские поля. В какой-то момент видим, что начинаем уезжать в сторону, остановились. Из соседнего перелеска раздавался визг бензопил. Мы сбегали к этим фермерам, и они рассказали нам, как найти храмы. Без них мы бы, конечно, ничего не нашли. Дело в том, что к монастырю нет дороги в принципе. Только тропинка, ныряющая с края поля сразу вниз в ущелье. |
Впереди Сион |
Тропинка пересекает мостиком речку и затем по кругу поднимается на холм, где стоят храмы. Точное время основания монастыря неизвестно. Упоминается в XVII в. |
Вид с запада. Хачкары и храмы |
Церковь Сурб Сион (Ованнес) — древнейшая церковь монастыря. Она на севере или слева, если смотреть на входы в церкви. Построена тесаными камнями. Это прямоугольный сводчатый зал с полукруглой апсидой. Время постройки неизвестно. Согласно сохранившейся надписи, ремонтировалась в XIII в. |
Церкви Сион и Аствацацин |
Церковь Сурб Аствацацин (Св. Богородицы) - с юга примыкает к церкви Сурб Сион. Это сводчатый зал с двумя полукруглыми апсидами. Построена чисто тесанными камнями. Согласно сохранившейся надписи, возведена в 1283 г. князем Пароном Ваграмом Шахрунци. На внешних и внутренних стенах церкви сохранились многочисленные дарственные надписи XIII-XIV вв. |
Церковь Аствацацин |
Есть еще небольшая часовня, тоже сводчатая зала, но она плохо сохранилась. Часовня была пристроена с севера к церкви Сион. Церкви, особенно Сион в аварийном состоянии. |
Хачкары. Самый правый - выдающийся |
Герб Прошянов |
Тропинка к монастырю |
Обратно с холма спустились в другую сторону, так, что теперь обошли его вдоль реки с противоположной стороны. Здесь же искупались в горной речке в небольшом омуте. В жару принять холодную ванну всегда приятно. |
Армянские дети в Гергере |
На обратном пути к шоссе еще раз искупались в речке, а также искупали Нинку. |
Дорога в Гергер |
Вернулись на шоссе, но теперь мы снова сворачиваем на север, на старую дорогу, которая вела когда-то в Джермук. Теперь она до Джермука не доходит, обрушилась, но она осталась единственной дорогой в монастырь Гндеванк. |
Старая дорога в Джермук |
Проезжая мимо одинокого рыбного хозяйства, решили вдруг остановиться и купить рыбки. Нам продали 4 отличные пятнистые форели за 250 рублей (2000 драм). Дядька при нас залез сочком на длинной палке в один из бассейнов, вытащил штук 10 рыбин и предложил нам выбрать. Остальных рыб выпустил. Несу брыкающийся и шуршащий пакет в машину и радуюсь, вечером погрилим. |
Дорога в плохом состоянии, много обвалов, завалов, провалов и промоин. Дорога все время идет по дну каньона вдоль реки, а новая дорога в Джермук идет над каньоном на противоположном берегу. |
Дорога |
Завал |
Ущелье Джермук |
Гндеванк
Церковь св. Степаноса |
Монастырь Гндеванк был основан в x веке сюникской княжной Софией. Церковь Св. Степаноса была построена в 931-936 годах из плит базальта. Княжна София торжественно отпраздновала окончание строительства и на западной стене церкви оставила надпись. “Вайоц Дзор был кольцом без камня, я построила это и как драгоценный камень положила на него”. |
Алтарь |
Пришли как раз к началу службы вечерней, все насельники монастыря подтягивались на звон колокола к храму. Нас удивило, что монахи при входе в храм разуваются, как в мечетях. Мы немножко постояли в притворе, вслушиваясь в незнакомое, но такое красивое чтение. |
Притвор |
В 999г., настоятель Христофор построил гавит церкви. |
Хачкар над входом в храм | Хачкар в притворе |
Хачкары |
В Гндеванке была бурная культурная и научно-просветительная жизнь. В притворе храма находился школьный кабинет, отделенный колоннами от основного зала. Есть также и могилы преподавателей (вардапетов), которые получали высшее образование в армянских университетах того времени - одних из древнейших в мире. |
Надгробие в виде барана |
Надгробие |
Потом Кирилл снял все стоящие барельефы, мы обошли храм и поехали обратно по ущелью к присмотренной по дороге сюда стоянке. К большому сожалению, там стоял джип, на берегу сидели люди. Кирилл пошел поговорить с ними, узнать, ночуют ли они тут или просто отдыхают. Они сказали, что через полтора часа уедут, мы можем вставать лагерем рядом. Но мы послушали их музыку немного и решили, что полтора часа блатняка не вынесут уши. Содержание той песни, что я слышала, сводилось к нехитрой мысли: «Ты замужем, я женат уже». И басы по ушам, от которых земля вибрирует под ногами. Уезжаем и грустим, почему армяне не слушают свою национальную музыку, почему везде на Кавказе звучит нечто такое на русском, что перед детьми неловко? |
Приглядели еще одно местечко, съехали и поняли, что не ошиблись. Очень уютно: земля полого уходит в воду, тут брод, деревья растут у самой воды и образуют плотную теневую завесу над маленькой поляной на берегу. Это значит, что утром не будет зноя. |
Дети охотно помогают ставить лагерь, чтобы их скорее отпустили играть к реке. Я ухожу на реку с пакетом форели и ножиком, Кирилл раздувает угли насосом для матрасов, Нинка отлично лежит в коляске и смотрит на нашу суету. Она молодец, долго может лежать, если есть, на что смотреть. Сначала положили ее на коврик с игрушками, так она с него удирала, несколько раз перевернулась и оказалась на траве. Поэтому решили пристегнуть ее в коляске. |
Форель погрилили в фольге с солью и перцем, жаль, нет лимона. Поужинали, Ксенька начала вредничать, отказывалась есть рыбу. Пили чай с армянским клубничным вареньем, чурчхелой и смотрели «Джипа и Бустера» (так Ксеня называет "Дживса и Вустера"). Одну серию. Читали дети на ночь себе сами, тут никак не можем найти удобное время для общего чтения. Саша дочитал «Таинственный сад» из летнего списка и начал «Повесть о настоящем человеке». В его палатке долго еще горел фонарик… |
Часть 19 | Часть 21 |