(Часть 20)

 

День 24. (15 июля) Нина опять подняла всех в 6, Кирилл смеется, с ней не нужен будильник. Но я очень плохо спала эту ночь из-за малышни, она всю ночь почти кормилась, поэтому Кирилл, добрая душа, забрал Нину на улицу проветриваться и дал мне еще полчаса поспать нормально. Благо тут совсем нежарко, ночью даже пришлось спальники достать, от реки веет прохладой, от деревьев утром тень. Отличное место, да и гнуса нет, а это редкость по здешним меркам.


Долина Норванк

Выехали, проехали опять через край Ехегнадзора мимо статуи старика с орлом на плече, Кирилл заправился на 20 000 драм до полного бака.
Саня взял у меня щетку для волос и стал причесываться, Ксеня на это отреагировала так:
- Зачем ты ему дала щетку? Это все равно что голую ногу причесывать!
Нино заснула, катим по горам в ущелье реки Арпы, на которой ночевали, вспоминаем с Саней тот эпизод из нашей жизни, когда в Сахаре у нас кондей сломался. Саня все помнит в деталях.


На парковке

Смотрим сегодня Нораванк. Храм-усыпальница красивый, много общих деталей с вчерашним Спитакавором, так как строила та же семья.


Нораванк: Церковь Аствацацин и церковь Степаноса

Нораванк - самый изысканный монастырь Армении. Нораванк был основан епископом Ованесом, настоятелем монастыря Ваганаванк (около г. Капан, мы там будем через три дня), перенесшим сюда в 1205 г. свой епископат. Периодом наивысшего расцвета для монастыря стали последующие два столетия во время правления царской династии Орбелянов, которые превратили его в религиозный и духовный центр Сюника, основав при монастыре родовой склеп.


Церковь Аствацацин с востока
Герб Орбелянов-Прошянов

 


Нораванк в свое время был главным культурным центром Армении, тесно связанным с Гладзорским университетом, монастырем Татев и другими. Благодаря Орбелянам, монастырь находился в центре политических событий своего времени. В Нораванке жил и творил один из самых известных деятелей политики, культуры и религии Степанос Орбелян, автор “Истории государства Сисакан” (1299 г.)



Еще Нораванк связан с именем художника, архитектора и скульптора Момика (1250?-1339 гг. ) Свою творческую деятельность Момик начинал в Киликии как художник-миниатюрист, создавая произведения в стиле поздней готики, привнесенной крестоносцами. Возможно, во время посещения Киликии епископ Степанос Орбелян пригласил Момика в Вайоц Дзор, где тот вскоре обрел славу, в особенности благодаря своим скульптурным работам и хачкарам.

Момик являлся архитектором и художником-скульптором церкви Св. Аствацацин (1321 г.). В тот же год он создал изящные барельефы над порталом гавита церкви Степанос. Он сделал множество хачкаров, которые считаются непревзойденными шедеврами искусства. Его последние работы были в Нораванке, где он возвел склеп Орбеляна – церковь Св. Аствацацин, создал два барельефа на его западной и южной стенах и маленький простой хачкар для своей могилы, который находится у южной стены церкви.


Западный фасад
Портал входа второго этажа: Христос и Петр и Павел

Церковь Св. Аствацацин была построена князем Буртелом в качестве усыпальницы рода Орбелянов. Она была одной из последних работ мастера Момика. Здание имеет ту же планировку, что и церковь Св. Аствацацин в с. Арени (следующий пункт нашего путешествия). Особенно впечатляют барельефные скульптуры над входом в усыпальницу (Богоматерь и архангелы) и на портале входа второго этажа (Христос с апостолами Петром и Павлом).
Первый этаж служил усыпальницей для членов семьи Орбелянов.


Портал входа в усыпальницу: Богоматерь с архангелами

Стоит обратить особое внимание на барельефы тимпанов порталов западного фасада. Они созданы Момиком и живо напоминают нам раннеготические скульптурные изображения, особенно нижняя сцена Богоматерь с архангелами. Интересно, что после падения Константинополя, и образования Латинских королевств, западное влияние на искусство Византии ощущалось в основном в пластике, никак ни касалось живописи, и только слегка касалось архитектуры. Видимо, Момик, пришедший из Киликии, был носителем такого западного влияния, что отразилось в его больших скульптурных композициях и в мелких фигурах на его хачкарах.

В рельефе второго этажа Момик, наверное, почувствовал себя гораздо уверенней и оторвал почти полностью фигуры от плоскости стены. Это было совершенно ново для Армянского искусства.


Портал входа второго этажа: Христос и Петр и Павел
Хачкар работы Момика
Своды усыпальницы. Символы евангелистов
Символы евангелистов
Символы евангелистов

После землетрясения 1939 года ротонда на колоннах над церковью Асвацацин упала. Ее восстановили во второй половине XX века, вмонтировав несколько старых найденных капителей. Церковь невероятно изящна, даже, можно сказать, рафинирована. В прошлую поездку по Армении 12 лет назад искусство Орбелянов прошло мимо нас, мы видели в основном другие памятники. Сейчас мы просто влюбились в эти изысканные утонченные церкви, в которых найдено какое-то неуловимое равновесие, в которых, казалось бы, мелочная декоративность фасадов не разрушает, а, наоборот, подчеркивает тектоничность всего здания. И то же самое в невероятных интерьерах, где опять-таки все эти рельефные тяги, карнизы и орнаменты подчинены общему движению вверх. Спитаковор, Нораванк, Арени, Танаатванк - лучшие постройки Орбелянов.


Консольная лестница на второй этаж
Саня лезет в подземелье
Руины церкви Карапет, церковь Степанос и часовня

Церковь Степаноса сильно отличается от церкви Аствацацин простотой, даже лапидарностью фасадов. Но пропорции церкви от этого не менее изысканы. Церковь была построена по поручению князя Липарита Орбеляна в 1216-1221 гг.


Здесь покоится Саргис, подобный льву-победителю в бою, сын Палка. Пусть в моих молитвах хранится вечная память о нем


Перед руинами церкви Карапет

Сохранилось несколько изящных ажурных хачкаров и фрагментов хачкаров, расположенных перед старой церковью Карапет. Хачкары имеют особую иконографию, где сочетаются центральный крест с древом жизни (фигура, заимствованная из ассирийской и шумерской культур) и геометрическими рисунками. Иногда крест расположен над орнаментированным символом солнца, самого древнего символа поклонения в армянской истории.




Вход в гавит

Гавит (притвор) примыкает с западной стороны к главной церкви Св. Степаноса. Он был построен сразу же после возведения усыпальницы рода Орбелянов и настоятелей монастыря. В 1261 г. он был реконструирован архитектором Сиранесом по поручению князя Смбата Орбеляна. После землетрясения 1321 г. гавит был вновь восстановлен, предположительно, Момиком, который в то время завершал строительство церкви в селе Арени. Во время реконструкции в 1321 г. Момиком были выполнены две великолепные скульптуры на тимпане входа и арке верхнего окна.


Богоматерь и святые

Богоматерь и святые - совсем готическое произведение, только ковер с армянским узором возвращает нас в реальность. А вот иконография "Сотворение Адама" очень сложная и запутанная. Кроме Бога-отца и Св. Духа в виде голубя здесь изображено Распятие. Может быть, Момик наполнил сцену сотворения Адама смыслом Предвечного совета? Как это сделал Андрей Рублев с Троицей?


Сотворение Адама
Гавит

Гавит был реконструирован в 1261 г. архитектором Сиранесом для Смбата Орбеляна. Во время реконструкции были удалены четыре центральные колонны, несущие на себе купол, а кровля заменена центральным шатровым сводом и сталактитовым куполом, опирающимся на колонны. В дальнейшем, в 1321 г, когда кровля притвора была разрушена землетрясением, сталактитовая кровля и западная стена были восстановлены и добавлен главных вход. Внутренние стены украшены великолепными хачкарами.


Окно гавита
Гавит
Хачкары в гавите
Кто-то из князей Орбелянов со львом
Сталактитовый купол
Северовосточный угол гавита
Своды гавита
Церковь Степаноса
Надгробные плиты в полу гавита
Часовня св. Григория - гробница князя Смбата Орбеляна

Эта небольшая гробница-часовня была построена для династии Орбелянов и ее иногда называют “Могила Смбата” по имени погребенного здесь одного из князей.
Часовню построил архитектор Сиранес в 1275 г. Пол покрыт десятью надгробиями, указывающими на могилы членов княжеской семьи Орбелянов. Самая большая и наиболее украшенная искусной резьбой плита – самого князя Эликума в образе спящего льва.


Прекрасный Эликум, сын Великого Тарсаича, кто подобно льву рычал на врага. Я прошу вас поминать его в своих молитвах
Птички на стенах часовни
Хачкары на восток от монастыря
Хачкары на восток от монастыря
Долина Нораванка

Арени


Постройку церкви начал в 1321 году архепископ Ованес Орбели. Церковь Св. Аствацацин была спроектирована Момиком, о котором мы говорили в Нораванке. После переезда из Киликии в Гладзор в 1302-1304 гг. по заказу митрополита Степаноса Орбеляна он создал свое лучшее произведение “Евангелие войны” (миниатюры “Погребение” и “Ангел, явившийся Пресвятой Деве”). Неустанный труд в течение 17 лет приводит к ухудшению зрения Момика, и он в 1307 г. уже не был в состоянии завершить свое последнее Евангелие. Он продолжает творить как архитектор и ваятель, создавая свои шедевры в Нораванке, Татеве, Ехегисе (церкви Зорац), Гладзоре и др.

 
Интерьер

Эту церковь в Арени считают лучшим творением Момика. И правда, она необычайно изыскана. Сложному, пластичному и проработанному в деталях барабану противопоставляется гладкие ровные стены фасадов почти без украшений. Но барабан кажется тяжеловесным, от этого церковь выглядит не такой воздушной и устремленной вверх как Спитаковор или Танаатванк.

Подкупольное пространство
Символы евангелистов в парусах
Символы евангелистов в парусах
Богородица. Рельеф в тимпане портала. Зодчий Момик

Во дворе церкви сохранились надгробия и хачкары различного периода. Малые в размерах, но красиво орнаментированные хачкары выполнены одновременно со строительством церкви, а относительно простые с грубой обработкой – ранее.


Надгробие епископа


Охота?


Хачкары


Хачкары



Из Арени мы едем на юг в сторону Нахичевани к церкви Каркопи. Дорога постепенно поднимается в горы и выходит на хребет левого склона долины Нораванка. Виды с этой дороги открываются замечательные. В какой-то момент видно далеко внизу Нораванк и туристическую суету на его парковке. А мы по совершенно пустынному шоссе едем дальше. Сейчас не фотографировали, чтобы не останавливаться и не будить Нинку, снимали зато на обратном пути.




Каркопи ванк


К церкви ехали по спутниковым снимкам. Свернули с шоссе на грунтовку, но когда внизу показалась церковь, решили остановиться. Наша грунтовка превратилась в две каменистых колеи, круто спускающихся вниз. Назад не въедем. Отсюда, кстати, видно, что основной подъезд к церкви снизу от села Хачик.



Посадили Нинку в переноску и спустились до церкви пешком.



Церковь Каркопи оказалась совершенно скучная. Только на южном фасаде окно с резным наличником и лапидарными надписями на шлифованных плитах стены над окном. Но мы не жалеем, что сюда съездили, уж больно красивая дорога, особенно виды сверху на долину Нораванка.


 
 




Дорога проходит в нескольких километрах от Азербайджанского анклава Нахичевань. Интересно бы съездить в эту забытую землю. Но там, по большому сету смотреть нечего. Азербайджанцы уничтожили все армянские памятники в Нахичивани. Последним было уничтожено в 2005 году известное кладбище с уникальными хачкарами в Джуге. Солдаты дробили хачкары и надгробные камни в гравий и укатывали их в дорогу.


Виды на дороге Арени - Хачик
Виды на дороге Арени - Хачик
Виды на дороге Арени - Хачик

Теперь мы продолжаем движение на восток. Снова проехали мимо Ехегнадзора, ищем, где бы пообедать в теньке. Но здесь, вдоль оживленной трассы местные жители на всех съездах поставили шлагбаумы. Но все же мы нашли тенистое местечко и перекусили.
Сворачиваем в боковое ущелье в сторону села Гергер. Это конец той дороги через Кармарашен, по которой мы решили не ехать позавчера. Асфальт быстро заканчивается, и дальше идет обычная армянская медленная трясучка.


Гергер


Церковь в селе Гергер

Так мы и дотряслись до Гергера. Одна дорога обходит село с краю, а вторая идет прямо через центр села мимо церкви. Церковь - стандартная армянская трехнефная базилика, скажем так, периода упадка, это XVII век и позже, времен массового переселения армян вглубь Персии и миграции в Европу.



Но если приглядеться к церкви, можно увидеть, что она сложена из более древнего материала, из надгробных плит предыдущих веков. Это тоже обычное явление для церквей XVII-XVIII века.


Западный фасад
Западный фасад
Левая сторона портала

Тимпан портала и притолока


Интерьер
Хачкар - строительный материал в интерьере церкви


Сурб Сион


Но в Гергер мы едем не ради этой церкви. Где-то на краю села должен быть интересный монастырь Орбелянов Сион. Мы смотрим на спутниковые снимки и сворачиваем на разбитую фермерскую дорожку. К сожалению, на гугль снимках это место в не лучшем разрешении. Дорога превратилась в ухабистые колеи, соединяющие крестьянские поля. В какой-то момент видим, что начинаем уезжать в сторону, остановились. Из соседнего перелеска раздавался визг бензопил. Мы сбегали к этим фермерам, и они рассказали нам, как найти храмы. Без них мы бы, конечно, ничего не нашли. Дело в том, что к монастырю нет дороги в принципе. Только тропинка, ныряющая с края поля сразу вниз в ущелье.


Впереди Сион

Тропинка пересекает мостиком речку и затем по кругу поднимается на холм, где стоят храмы. Точное время основания монастыря неизвестно. Упоминается в XVII в.


Вид с запада. Хачкары и храмы

Церковь Сурб Сион (Ованнес) — древнейшая церковь монастыря. Она на севере или слева, если смотреть на входы в церкви. Построена тесаными камнями. Это прямоугольный сводчатый зал с полукруглой апсидой. Время постройки неизвестно. Согласно сохранившейся надписи, ремонтировалась в XIII в.


Церкви Сион и Аствацацин

Церковь Сурб Аствацацин (Св. Богородицы) - с юга примыкает к церкви Сурб Сион. Это сводчатый зал с двумя полукруглыми апсидами. Построена чисто тесанными камнями. Согласно сохранившейся надписи, возведена в 1283 г. князем Пароном Ваграмом Шахрунци. На внешних и внутренних стенах церкви сохранились многочисленные дарственные надписи XIII-XIV вв.


Церковь Аствацацин

Есть еще небольшая часовня, тоже сводчатая зала, но она плохо сохранилась. Часовня была пристроена с севера к церкви Сион. Церкви, особенно Сион в аварийном состоянии.


Хачкары. Самый правый - выдающийся
Герб Прошянов
Тропинка к монастырю

Обратно с холма спустились в другую сторону, так, что теперь обошли его вдоль реки с противоположной стороны. Здесь же искупались в горной речке в небольшом омуте. В жару принять холодную ванну всегда приятно.


Армянские дети в Гергере

На обратном пути к шоссе еще раз искупались в речке, а также искупали Нинку.



Дорога в Гергер

Вернулись на шоссе, но теперь мы снова сворачиваем на север, на старую дорогу, которая вела когда-то в Джермук. Теперь она до Джермука не доходит, обрушилась, но она осталась единственной дорогой в монастырь Гндеванк.


Старая дорога в Джермук

Проезжая мимо одинокого рыбного хозяйства, решили вдруг остановиться и купить рыбки. Нам продали 4 отличные пятнистые форели за 250 рублей (2000 драм). Дядька при нас залез сочком на длинной палке в один из бассейнов, вытащил штук 10 рыбин и предложил нам выбрать. Остальных рыб выпустил. Несу брыкающийся и шуршащий пакет в машину и радуюсь, вечером погрилим.



Дорога в плохом состоянии, много обвалов, завалов, провалов и промоин. Дорога все время идет по дну каньона вдоль реки, а новая дорога в Джермук идет над каньоном на противоположном берегу.


Дорога


Завал
Ущелье Джермук

 

Гндеванк


Церковь св. Степаноса

Монастырь Гндеванк был основан в x веке сюникской княжной Софией. Церковь Св. Степаноса была построена в 931-936 годах из плит базальта. Княжна София торжественно отпраздновала окончание строительства и на западной стене церкви оставила надпись. “Вайоц Дзор был кольцом без камня, я построила это и как драгоценный камень положила на него”.


Алтарь

Пришли как раз к началу службы вечерней, все насельники монастыря подтягивались на звон колокола к храму. Нас удивило, что монахи при входе в храм разуваются, как в мечетях. Мы немножко постояли в притворе, вслушиваясь в незнакомое, но такое красивое чтение.


Притвор

В 999г., настоятель Христофор построил гавит церкви.


Хачкар над входом в храм
Хачкар в притворе
Хачкары

В Гндеванке была бурная культурная и научно-просветительная жизнь. В притворе храма находился школьный кабинет, отделенный колоннами от основного зала. Есть также и могилы преподавателей (вардапетов), которые получали высшее образование в армянских университетах того времени - одних из древнейших в мире.


Надгробие в виде барана
Надгробие




Потом Кирилл снял все стоящие барельефы, мы обошли храм и поехали обратно по ущелью к присмотренной по дороге сюда стоянке. К большому сожалению, там стоял джип, на берегу сидели люди. Кирилл пошел поговорить с ними, узнать, ночуют ли они тут или просто отдыхают. Они сказали, что через полтора часа уедут, мы можем вставать лагерем рядом. Но мы послушали их музыку немного и решили, что полтора часа блатняка не вынесут уши. Содержание той песни, что я слышала, сводилось к нехитрой мысли: «Ты замужем, я женат уже». И басы по ушам, от которых земля вибрирует под ногами. Уезжаем и грустим, почему армяне не слушают свою национальную музыку, почему везде на Кавказе звучит нечто такое на русском, что перед детьми неловко?



Приглядели еще одно местечко, съехали и поняли, что не ошиблись. Очень уютно: земля полого уходит в воду, тут брод, деревья растут у самой воды и образуют плотную теневую завесу над маленькой поляной на берегу. Это значит, что утром не будет зноя.



Дети охотно помогают ставить лагерь, чтобы их скорее отпустили играть к реке. Я ухожу на реку с пакетом форели и ножиком, Кирилл раздувает угли насосом для матрасов, Нинка отлично лежит в коляске и смотрит на нашу суету. Она молодец, долго может лежать, если есть, на что смотреть. Сначала положили ее на коврик с игрушками, так она с него удирала, несколько раз перевернулась и оказалась на траве. Поэтому решили пристегнуть ее в коляске.



Форель погрилили в фольге с солью и перцем, жаль, нет лимона. Поужинали, Ксенька начала вредничать, отказывалась есть рыбу. Пили чай с армянским клубничным вареньем, чурчхелой и смотрели «Джипа и Бустера» (так Ксеня называет "Дживса и Вустера"). Одну серию. Читали дети на ночь себе сами, тут никак не можем найти удобное время для общего чтения. Саша дочитал «Таинственный сад» из летнего  списка и начал «Повесть о настоящем человеке». В его палатке долго еще горел фонарик…





 

Часть 19 Часть 21

     

Оглавление

На страницу с путешествиями