Монголия - это страна необычайных пейзажей и безумных дорог, скорее направлений, дающих невероятное чувство свободы. Бескрайние степи чередуются с горами, голубыми озерами, каменистыми и песчаными пустынями. В Монголии нет никаких особенных достопримечательностей, наверное, самое большое впечатление от нее - это простор. Бескрайние пейзажи, когда взгляду не во что упереться: везде степи и пологие холмы. В Монголии все какое-то не то, чтобы огромное, все просторное, растянутое вширь и в длину. Тот же Алтай, что и в России, но долины шире, длиннее, а снежные горы дальше и призрачней. Озера огромны и бескрайни. Степи и пустыни бесконечны. Не видно конца и края. Заметишь какую-нибудь горку или холм на горизонте, а до него ехать больше 20 км! Особенно впечатляют масштаб там, где проложена хорошая асфальтовая дорога. Мы с одного перевала спускались более 50 км на скорости больше 100 км.ч, не нажимая ни разу на газ! И вот за этими просторами и чувством свободы стоит ехать в Монголию.

Но это было самое тяжелое и самое сложное путешествие за все время.

Дороги

Конечно, мы знали, что в Монголии нет дорог. Что большую часть времени придется ехать по раздолбанным грунтовкам, гребенкам и бездорожью. Грунтовые дороги в Монголии не сложные, пройдет любой кроссовер, сами монголы гоняют по ним на приусах. Дело в другом, бездорожье в Монголии - это не фрагмент путешествия, где надо от асфальта проехать десяток километров по грунтовке до чего-то интересного, а это сотни километров, слагающиеся в тысячи. И большая часть грунтовок превратилась в жуткую гребенку, которая изматывает всех до невозможности, вытрясает всю душу. И именно поэтому в Монголию надо ехать на большом джипе с большими колесами. Именно из-за стиральной доски, которую подспущенные большие колеса почти полностью проглатывают. Ну и из-за песка, но это если ехать в Гоби.
Мы несколько раз повредили машину: помяли колесные диски, дважды отрывали защиту картера, замяли пороги, вырвали датчик ABS из колеса и застряли в броде. Все эти события произошли на простых участках дороги. Любой большой джип эти места просто не заметил бы. Невозможно быть все время, сутками, постоянно сосредоточенным и предельно внимательным. Все самые сложные (а были очень сложные грунтовые подъемы на перевалы по каменистым горным дорогам) мы прошли без потерь.
Ну и, конечно, песок. Наша машина полноприводная, но очень тяжелая (мы + все вещи (бокс, запас воды, снаряжение, наверное, около 800 кг).  Небольшие колеса микроавтобуса проскакивают в плотном песке, но быстро зарываются в мелком и мягком гобийском песке. Мы несколько раз так капитально застревали, что своими силами откопаться было нереально.
Еще одна проблема для нас в этом путешествии, это то, что приходится все время сидеть в машине. Обычно, в наших путешествиях мы довольно много гуляем и уходим часто далеко от машины. А последние три года мы ездили на Кавказ, стояли лагерем и уходили в горы даже с ночевками. В Монголии пешие вылазки в горы мало реальны. Тут дело в очень больших расстояниях и отсутствии дорог в высоких горах. Да, на хорошем джипе можно подъехать поближе к леднику Потанина. Но, наверное, это единственное место в Монголии, где так далеко в горы уходит грунтовка. А так, получается, от машины нет никакого смысла уходить. За полдня пути пешком ничего в пейзаже не изменится.
Наверное, это самые главные трудности (дороги и сидение в машине), которые сделали это путешествие тяжелым.
Было, конечно, множество других сложностей, но не таких критичных. Эти сложности добавляли некую экзотичность и необычность нашему путешествию. О них ниже:

Еда

Во-первых, полное отсутствие привычных продуктов в магазинах. Монголы - кочевники, у них совсем другой рацион питания и пищевые привычки. Невозможно купить вообще ничего, из чего делаются, например, бутерброды (следовательно, огромная проблема с обедами в пути), нет мясных и молочных продуктов (у всех всё, очевидно, своё), нет никаких пекарен, практически нет овощей и фруктов. Хлеб есть только долгоиграющий черствый кирпич одной фирмы по всей стране. В придорожных гуанзах и газарах еда очень острая и жирная и это в основном даже не баранина, а козлятина. Дети не могли ее есть. Если где-то вдруг в меню попадется свинина, то это не мясо, к которому мы привыкли, а толстые шматы жирного бекона. Кумыс и монгольский сыр мы покупали в юртах с рук, но пить это и есть смог только Кирилл. Выручил запас тушенки, взятый из Москвы. В столице и крупных городах (по монгольским меркам) ситуация чуть лучше, но не принципиально. От белого налива, который мы купили как только пересекли обратно границу Монголии и России, все почти плакали от счастья. Были разные кулинарные эксперименты и находки, об этом подробнее в отчете. Если резюмировать наш опыт, то можно сказать следующее: с голоду умереть в Монголии, конечно, нельзя, но сильно затосковать можно. Особенно, если с вами привередливые подростки, надо брать из дома запас привычной еды.

Ветер

Другая сложность – это постоянный ветер. Деревьев, не говоря уже о лесах, в Монголии очень мало. Лагерь приходилось разбивать на открытых местах на сильном ветру. Мы знали об этом и были готовы. Кроме наших двух больших кемпинговских палаток взяли три маленьких походных, которым ветер не страшен. Но в лагере не так удобно, не спрячешься от ветра, гнуса или дождя в просторный тамбур, приходится готовить в багажнике машины и тд. Ветер дует почти все время, к нему привыкаешь.


Языковой барьер

Объясниться с монголами жестами и знаками сложно. Если есть интернет, то можно с помощью переводчика, но это тоже непросто. (Переводчики, скорее всего, переводят через английский, часто теряется смысл). Монголы, знающие английский, так, чтобы смогли свободно изъясниться, нам встречались редко. Чаще находились люди, немного понимающие по-русски.

Навигация

Как и во всех наших последних путешествиях, где мы много ездим по грунтовкам, мы пользуемся программой SasPlanet на ноутбуке с заранее скаченными спутниковыми снимками (Google, Yandex, ESRI, Bing), разными картами и слоем треков от OSM. Там же во время подготовки к путешествию еще дома ставятся точки на месте источников, где можно заправиться водой, удобных мест для ночевок и тд. Как правило, штурман сидел всю дорогу с ноутбуком на коленях и навигировал, опираясь на треки. Сложность в том, что треки эти джиперские как правило.
Иногда запускали навигацию в приложении LocusMap.

Траты

Путешествие вышло очень дорогим, все траты по категориям традиционно в файле: тынц.

 

В итоге, путешествие превратилось в настоящую экспедицию, с множеством возникающих проблем и сложностей, с постоянным преодолением различных трудностей.

___________________________________

Но мы все же побывали в Монголии и рады этому! Сначала мы посмотрели Монгольский Алтай, где живут в основном казахи, потом мы увидели пустыню Гоби во всем ее разнообразии. Далее мы три дня жили в столице, назад на запад мы ехали по центральной Монголии, по зеленым долинам, мимо больших озер и быстрых по местным меркам полноводных рек. На пути из Улан-Батора на запад в планах была еще долина и водопад реки Орхон, дневки на озере Хар-Нуур и исток реки Завхан, ну и в программе максимум было посмотреть на Хувсугул.
По пути в Монголию мы увидели Алтай, проехали по долинам рек Сия и Бия, пересекли на пароме Телецкое озеро, прокатились по долине Чулышмана, поднялись на перевал Кату-Ярык и увидели верхнюю часть Чуйского тракта.
На обратном пути проехали через всю Тыву, пересекли Верхний Енисей, проехали через горную Хакасию, пересекли  теперь уже Енисей и вышли на федералку.
Туда мы ехали южным путем через Казань, Уфу, Челябинск. Назад северным: через Тюмень: Екатеринбург, Пермь.

Многие с недоумением спрашивают: зачем же мы вообще туда поехали, в эту Монголию? Мы что, не знали, что там нас ждет? Не готовились к путешествию?
Ответ такой: готовились и очень основательно, Кирилл прочитал весь русскоязычный интернет на тему Монголии, подписался и месяцами мониторил информацию в тематических телеграм-каналах и тд и тп. Но теоретическое знание и практическая картина - это разные вещи. Мы не знали толком возможности нашей машины, имели на этот счет завышенные ожидания, увы. Мы не думали, что она будет такой беспомощной в песках. Но, надо понимать, что благодаря подготовке у нас не было критически опасных ситуаций, всегда был большой запас воды (60 литров), мы не рисковали. Но, конечно, к тому, что сложностей будет такое количество, готовы мы не были. Собственно, и маршрут сократили на полторы недели по двум причинам: из-за ограничений, продиктованных машиной, и общей усталости, хотелось отдохнуть все-таки немного в деревне перед учебным годом.

 

 

Примерная карта монгольской части путешествия

 

В этом путешествии мы довольно сильно повредили машину, ремонт по возвращении обошелся в 216 тысяч (без кузовных работ), и это еще не конец, к сожалению. Мы написали в своем телеграм-канале об этом, и читатели накидали 29 тысяч (это уже ремонт подвески!). Не то что мы не починим машину сами, конечно, починим, куда денемся, но ваша поддержка радует и упрощает жизнь, чего уж там! Если вы вдруг тоже хотите помочь с ремонтом, то можно сделать перевод на сбер по телефону Ани +79165682305. Мы тут обязательно отчитаемся о всех переводах.

 

1. Дорога


2. Дорога. Алтай. Река Бия

3. Алтай: река Бия, Артыбаш.
Паром через Телецкое озеро
4. Алтай: долина Чулышман
5. Алтай: долина Чулышман, перевал Кату-Ярык, Чуйский тракт
6. Алтай: Чуйский тракт. Погранпереход Ташанта
7. Монгольский Алтай:
Улгий, дорога к озерам
8. Долина реки Ховд.
Озера Хурган-Нуур и Хотон-Нуур
9. Хотон-Нуур, Хар-Нуур, долина Харгантын, Буянт
10. Долина Сагсай, Толбо-нуур, Ховд, Говь-Алтай
11. Гоби-Алтай
12. Баянцагаан - Шинэжинст -
оазис Зулунгай
13. Харман-Цэв

14. Зулунгай - Гурвантес

15. Гурвантес: попытка уехать в сторону Сэврея.
По гребенке вдоль китайской границы на асфальт в Баяндалай.
Долина Ёлым ам
16. Каньон Ёлым ам.
Даланзадгад.
Асфальт в Улан-Батор
  17. Улан-Батор  
  ....  
  ....  
  ....  

 

 

На страницу с путешествиями

На главную страницу

.,