(Часть 20)
Мини-Гоби
День 25. (10 августа) Выспались, не смотря на сдувшийся к утру матрас. Проснулись в 8, но встали только в 8:30. Кирилл с Надей помыли посуду с ужина, не хотелось вчера в темноте ее мыть.
|
Юрта |
Юрты и дюны |
Толкнула дверь юрты, и такая радость сразу нахлынула! Мы же ночью приехали, ничего не видели вокруг. А тут дивно: зеленый травяной простор, юрты разбросаны, куча животных разных рядом, тут и стада коз и овец, лошади фыркают, верблюды медленно плывут по песчаной дюне справа от нас, нет удушающей жары, ветерок. Открыли стол и поставили в тени машины, завтракаем. Кирилл в очередной раз страшно разнервничался из-за машины, чувствую, эта поездочка ему боком выйдет, столько переживаний! Он двигал машину, чтобы был побольше тенек для стола, а тачка выдала ошибку «неисправность тормозной системы». Пошел считывать ее, разбираться, что к чему. Вроде, пронесло. Больше она не высвечивается, по-прежнему все ошибки связаны только с оторванным проводом абс. Но кашу ему пришлось есть холодную и посидеть утром нормально хоть во время завтрака не удалось вовсе. Разговариваем, понимаем, что будем нервничать до возвращения домой. |
Мытье посуды |
Кирилл договорился и нам привели трех верблюдов и двух коней покататься по дюне. Мне пришлось тоже в этот раз ехать, потому что Оля захотела покататься на верблюде, а одну ее не посадишь, опасно. Сане достался вменяемый конь, он ездил сам и поскакал даже по дюне, Ксеньке достался невменяемый и непослушный, а мы с девочками с огромным удовольствием пол часа плавно шли по песку на верблюдах, то поднимаясь на барханы, то спускаясь с них. |
Верблюды похожи на плавучие диваны, мы сидели без седел прямо между горбами на чем-то вроде ковриков. Мальчик-проводник вел первого верблюда за веревку, привязанную к ноздре, я держала такую же веревку от Нинкиного верблюда, а Нина – от Надиного. Так мы и двигались вереницей, у моего колена висела голова Нинкиного верблюда, а у Нинкиной ноги – Надиного. Саня был очень доволен, мы с девочками тоже, а Ксеня тяжело вздохнула: «Понятно, почему с самым скверным характером животное досталось именно мне…» |
Видео |
Видео |
Саня поскакал галопом |
В ноздри в Монголии верблюду вставляют кость или палку, а заглушкой служит обычно либо крышка от газировки, либо пластиковая рыженькая половинка от киндера |
убрались перед отъездом в юрте, в которой ночевали сегодня |
Едем до каменной черепахи, потом в столицу Чингисхана – Хархорин, бывший Каракорум. Ничего древнего тут не осталось, есть только буддийский монастырь, в котором большая часть музейная, а малая часть – действующая. Монастырь по планировке традиционен, но гораздо более просторный, чем городские, видно, что внутри ограды был еще много зданий, которые не сохранились. Погуляли, посмотрели, любопытно. |
Хархорин
Каракорум был столицей Монгольской империи между 1235 и 1260 годами и династии Северная Юань в 14-15 веках. Его руины находятся рядом с монастырем Эрдэнэ-Зуу, который, вероятно, является старейшим сохранившимся буддийским монастырем в Монголии. Вокруг монастыря есть несколько каменных "статуй". Вот с них мы и начали знакомство с Хархорином, тем более, что сверху открывается красивый вид на монастырь и на место, где стояла столица Чингис-хана. Сейчас сюда приходят, видимо, мужчины с проблемами. Мы видели, как какой-то мужик сидел на нем и спешно слез, увидев людей. Специально сюда, конечно, не поехали бы, но тут рядом два древних памятника. Хорошо, мелкие дети ничего не поняли и задавать вопросов не стали, а большие сильно удивились такому средневековому памятнику. |
Монастырь и место Каракорума |
Чуть выше фаллоса на холме есть более безобидная статуя - каменная черепаха. До нее мы поднялись на машине по грунтовке. Про черепаху, и почему у нее на панцире какая-то стела, мы ничего не знаем и найти не удалось. Зато дети хорошо побегали. |
Каменная черепаха XIII века |
Монастырь |
ОснованиеДатой основания Каракорума считается 1220 год, когда ставка Чингис-хана была перенесена на берега Орхона. Угэдэй (следующий хан) построил дворец, названный «Дворцом десяти тысяч лет благоденствия» (монг. Түмэн амгалант). Младших чингизидов обязали также построить здесь по дворцу. В 1234 году как дворцы, так и кварталы оружейников за пределами Тахай-балгаса были обнесены крепостной стеной. Каракорум был главным лагерем, где хан оставлял семью на время своих походов, и центром производства вооружений и оснащения войск. Во времена правления великих монгольских ханов Угэдэя, Гуюка и Мункэ в Каракорум приезжали в знак покорности и почитания государи ближних и дальних стран, включая русских князей, в том числе и великий князь владимиро-суздальский Ярослав Всеволодович — отец Александра Невского, и сам Александр. Здесь решались вопросы о престолонаследии, здесь принимались решения о новых завоевательных походах, приводившие в движение миллионы людей и переворачивающие их судьбы; сюда с надеждой на влияние устремлялись эмиссары мусульманской, буддийской, христианской и других конфессий. Сведения о Каракоруме содержатся в китайских летописях и записках европейских путешественников XIII века: Плано Карпини, Марко Поло и де Рубрука. Планировка и населениеВ 1235 году Каракорум был обнесён глинобитной стеной и представлял собой вытянутый с юга на север прямоугольник размером примерно 1,5 на 2,5 километра. Стены были необходимы для того чтобы контролировать подступы к городу, но в случае атак не могли его защитить. Центральная часть Каракорума была застроена каменными зданиями, которые образовывали несколько улиц. В них размещались учреждения и торговые дома. Центральные кварталы города в окружении площадок для гэр (юрт) являлись уникальным сочетанием монументальной застройки с традиционными жилищами кочевников. Город состоял из нескольких изолированных друг от друга кварталов, в которых жили ремесленники, торговцы и посланники со всего света. Там жили люди разных рас и религий. Рядом с христианскими (несторианскими) церквями путешественники видели многочисленные мусульманские мечети и буддийские храмы. Всего в городе располагалось 12 культовых сооружений, самым большим из которых был буддийский храм, построенный в форме шатра высотой 30 м. К востоку от городских стен располагались пашни, орошаемые каналами. УпадокС воцарением Хубилая (1260) столица империи была сначала перенесена в основанный им город Кайпин (Шанду), затем — в Чжунду (1264), и в 1267 году в построенный севернее старого Чжунду город, после основания империи Юань (1271) получивший название Ханбалгасун (Ханбалык), или монг. Их нийслэл — («Великая столица»; кит. Даду). Северной столицей Юань служил Шанду («Верхняя столица») на территории современной Внутренней Монголии. Каракорум стал провинциальным городом. После изгнания монголов из Китая (1368) остатки юаньского руководства в конечном итоге обосновались в Каракоруме, но в 1388 году минские войска разорили город. Вторичное заселение города в XVI векеСогласно «Драгоценному сказанию» Саган-Сэцэна, на курултае 1415 года было принято решение отстроить столицу, однако воплощение этого решения пока не подтверждено никакими археологическими данными. Город был вновь заселён в XVI веке, когда Бату-Мункэ Даян-хан сделал его своей резиденцией и вернул городу столичный статус. В последующие годы город несколько раз переходил от чингизидов к ойратам и, вероятно, был бы окончательно разрушен, если бы на него не обратил внимание халхаский хан Абатай. В 1585 году Абатай начал строительство первого в Северной Монголии стационарного буддийского монастыря Эрдэни-Дзу, для чего ему пришлось не только восстанавливать старые постройки, но и возвести новые, используя для строительства камень из руин старого города. |
Монастырь Эрдэни-Дзу
Ограда из ступ |
Вход |
В сочинении ламы Эрдэнэпэла (предположительно датируемом 1939 годом) история монастыря возводится ко времени Уйгурского каганата. Этот лама в своем сочинении приводит точку зрения, состоящую в том, что когда в Монголии жили уйгуры, хан уйгуров Богучар в столице Уйгурского каганата Хара-Балгасуне на Орхоне воздвиг статую будды Эрдэни-Дзу. Ханша Байбалык также воздвигла в Баин-Балгасуне на реке Селенге ещё одну статую Эрдэни-Дзу. Статую Эрдэни-Дзу, воздвигнутую Богучаром, монгольский великий хан Угэдэй привёз в город Каракорум, столицу Монгольской империи, реставрировал и поместил в новом храме. Впоследствии хан Тогон-Тэмур, прибыв из Пекина в Монголию, обновил статую в Каракоруме. Через несколько столетий храмы пришли в ветхость и запустение. Они уже почти совсем исчезли, когда Абатай-Тушэту-хан, следуя повелению Далай-ламы III Сонама Гьяцо в год огненной собаки тринадцатого цикла (1585) привёз из города Хух-Хото (современной столицы Внутренней Монголии) мастеров, которые реконструировали храмы Эрдэни-Дзу и построили новые. |
Эрдэни-Дзу при АбатаеЧерез 8 лет после путешествия халхаского Абатай-хана в Хух-Хото для встречи с Далай-ламой III Сонамом Гьяцо с благословения последнего в 1585 году в южной части древней монгольской столицы Каракорума было начато строительство нового монастыря. Три храма, строившихся на личные средства Абатая и посвящённые трём периодам жизни Будды: юности, моменту поворота Колеса Учения и преклонным годам, были завершены уже на следующий год; сразу после этого каменотёсы и зодчие построили от своего имени несколько храмов, получивших название «Гэгэновских». В этом же году один из чиновников Абатая воздвиг в монастыре несколько субурганов и небольших храмов. Сам Далай-лама III не прибыл на освящение монастыря лично, однако направил в Халху сакьяского ламу Лодой Ньингпо (Гоминансо) с семью сопровождающими, который и совершил ритуал освящения в 1587 году. Позже Далай-лама III отправил в монастырь ламу Шиддиту-Гуши-Цорджи с тем, чтобы он стал первым настоятелем (цорджи) Эрдэни-Дзу. Монастырь, созданный главным образом на средства Абатая, стал считаться родовым монастырём Тушэту-ханов. После смерти Абатая его сын и наследник Эрэхэй построил в Эрдэни-Дзу ещё несколько небольших храмов и субурганов. |
Храм Далай Ламы |
Кровля |
Этимология названияПервоначально название монастырю дал сам Абатай-хан. Оно звучало как Эрдэнэ-Зуугийн сүм («Храм драгоценного владыки» (Будды)), то есть своё название монастырь получил в честь статуи Будды, в которую были вложены переданные Далай-ламой III мощи Шакьямуни. Когда же Абатай-хан испросил у Далай-ламы III официальное название для нового храма, тот получил имя Лхундубдэченлинг — «Место самовозникшего великого блаженства» |
Восточный храм Зуу |
Эрдэни-Дзу при ДзанабадзареВнук Эрэхэя Дзанабадзар часто посещал Эрдэни-Дзу и соседний с ним монастырь Шанх, проводя в нём долгое время за изучением книг и практикой ритуалов. Однако после своего визита в 1649—1653 годах в Тибет к Панчен-ламе IV и Далай-ламе V прибывшие вместе с ним в Халху ламы-гелугпинцы убедили его дистанцироваться от школы сакья и не жить больше в её монастыре, поэтому вскоре его отец Тушэту-хан Гомбодорж вместе с другими халхаскими князьями выстроили для него новый храм-жилище Тувхен-хийд за стенами Эрдэни-Дзу на горе Шивэт-Уул, а затем и крупный кочевой монастырь, ставший впоследствии новой монгольской столицей. Проживая главным образом в Тувхен-хийде, Дзанабадзар всё же иногда посещал Эрдэни-Дзу. Так, в 1658 году он впервые провёл здесь церемонию Майдари-хурал, а также утвердил Гомбо-Гуру в качестве божества-охранителя монастыря. Помимо этого, им был введён обычай ежедневно преподносить монастырь сотню торма, а также молоко от ста белых коров. В 1675 году после возвращения из тибетского паломничества Тушэту-хан Чихуньдорж, брат Дзанабадзара, возвёл в Эрдэни-Дзу храм в честь Далай-ламы V. Тогда же неподалёку от стен монастыря была похоронена их мать Ханджамц. Во время вторжения в Халху джунгарский хан Галдан-Бошогту разгромил Их-Хурэ, вынудив Дзанабадзара бежать во Внутреннюю Монголию через Эрдэни-Дзу. К моменту, когда в 1688 году джунгарский полк, возглавляемый Данзан-Омбо, Дажилой и Дугарравданом, занял монастырь, он был от него в двух сутках пути. Узнав об этом, к Дзанабадзару присоединились жена и дети Тушэту-хана, что несколько замедлило его бегство. Джунгары трижды подходили к монастырю, однако разорению он не подвергался. Сам Эрдэни-Дзу практически обезлюдел; немногочисленное окрестное население испортило деревянную монастырскую ограду, разбирая её на топливо. Распоряжение Дзанабадзара о реконструкции стен и реставрации храмов Эрдэни-Дзу после джунгарского нашествия было отдано им сразу после возвращения в Халху. |
Будда Сакьямуни в Западном храме |
Монастырь в цинский периодРеконструкция Эрдэни-Дзу после нашествия джунгар завершилась в 1706 году. Отличившийся в ходе работ лама-гелонг Лувсанданзан стал его новым настоятелем, и возвёл в нём храм Амитабхи и соборный храм (цогчин). Храмы Эрдэни-Дзу были поделены между хошунами Тушэту-ханского аймака. Богдо-гэгэн и Тушэту-хан получили центральный (гол) храм, бэйлэ Шидшир — восточный, а дзасак Бааран — западный. Все четверо владетелей поставили на территории монастыря по высокой слеге-дарцагу. В 1718 году пятый цорджи Лувсанжалцан построил храмы в честь Ваджрадхары и Ганджура и подарил их Богдо. В 1731 году, во время второго вторжения джунгар в Халху, решающее сражение между ними и цинскими войсками произошло недалеко от монастыря. Существует легенда, что когда джунгарские солдаты вошли в Эрдэни-Дзу, статуя покровителя монастыря, божества-дхармапала Гомбо-Гуру прогнала их из главного храма, а каменные львы при входе зарычали. Джунгары в ужасе бежали в сторону реки Орхон и тонули в ней. Когда об этой легенде узнал император Юнчжэн, он официально пожаловал реке за помощь в победе княжеский титул и 300 лян серебра ежегодного содержания, а наградой самому монастырю стала очередная масштабная реконструкция. Через три года после джунгарского нашествия вокруг монастыря началось возведение образующих прямоугольник стен со 108 ступами. В 1743 году, по случаю визита в Эрдэни-Дзу Богдо-гэгэна II, также найденного в семье Тушэту-хана, была проведена реставрация и построен храм в честь Будды Шакьямуни. С момента же смерти Богдо-гэгэна II Эрдэни-Дзу утратил значение родового монастыря главы буддистов Монголии. В 1745 году один из хувараков Эрдэни-Дзу по имени Буньяа неоднократно пытался совершить полет с крыши монастыря на изобретенном им аппарате, подобном парашюту. За эти попытки полёта его судили и предали суровому наказанию, не выдержав которого, он скончался. Существенные изменения в жизни монастыря произошли во второй половине XVIII века, когда по инициативе Тушэту-хана Цэдэндоржа седьмым настоятелем Эрдэни-Дзу был назначен известный лама Тушэту-ханского аймака Дагвадаржа. Им были возведены Соборный храм, храм Будды Врачевания и ряд других, а в 1776 году проведена обширная реставрация с привлечением средств Цинов. В 1785 году один из построенных им храмов Дагвадаржа решил перестроить по тибетскому типу. Номчи-цорджи Дагвадаржа ввёл постоянные правила празднования Цаган сара, а также обратился к Тушэту-хану с докладом о том, что, несмотря на то, что Махакала Гомбо-Гуру является покровителем Эрдэни-Дзу с момента его постройки, до сих пор нет чётко прописанных и подробных ритуальных текстов, связанных с ним. Обратившись к Богдо-гэгэну III, Тушэту-хан узнал, что в Халхе таких текстов нет в принципе, и в результате в 1776 году Дагвадаржа отправил в тибетский монастырь Сакья посольство во главе с ламой Лувсанчойдубом. Сакья Тридзин снабдил его полными и подробными правилами проведения обрядов, связанных с дхармапалами, и передал ряд книг и реликвий. Впоследствии Дагвадаржа отправлял своих представителей к Далай-ламе VIII, а также в Китай к Джанджа-хутухте Ролпай Дордже с вопросом, по какой книге организовывать обучение послушников. Оба иерарха дали ответ, что лучшее для этого сочинение — «Большое руководство к этапам пути Пробуждения» Дже Цзонхавы, и в 1783 году Дагвадаржа основал при Эрдэни-Дзу соответствующее училище на 50 человек. В 1787 году в Эрдэни-Дзу было начато проведение церемонии цам, организованной ургинским ритульным мастером, тибетцем Рабданом. В 1797 году в монастырь по повелению императора Цяньлуна прибыл писарь Чойджи-раши, составивший подробнейшее описание истории монастыря и всех его строений. Труд был представлен на высочайшее рассмотрение, однако о его дальнейшей судьбе ничего не известно. В 1799 году в Эрдени-Дзу построили «ступу Пробуждения». В неё заложили более 100 тыс. бурханов, более 2500 маленьких ступ-цаца и другие предметы буддийского культа, а также прах основателя монастыря Абатай-хана. В 1804 году монастырь посетил Богдо-гэгэн IV. В 1808 году между субурганами, окружавшими Эрдэни-Дзу, положили кирпичные стены. После этого активного строительства уже не велось; лишь в конце 1840-х годов был построен деревянный храм цанида. Богдо-гэгэн VIII, хотя и был тибетцем по рождению, помнил о том, что однажды Эрдэни-Дзу был родовым имением семьи первых монгольских Богдо-гэгэнов: в 1882 году, требуя от императора Гуансюя очистить центр Урги от китайских лавок, в случае отказа он намеревался переехать в Эрдэни-Дзу. Император удовлетворил его требование, а в монастыре в 1880-х годах была проведена реконструкция. Переехать в Эрдэни-Дзу Богдо-гэгэн грозился и в 1904 году, требуя выдворить из Урги посетившего её Далай-ламу XIII. |
Будда-тинейджер в Восточном храме, справа Будда Дипанкара |
Будда Амитахва в главном храме |
Эрдэни-Дзу в новейшее времяВ ходе чойбалсановских репрессий в конце 1930-х годов монастырь был закрыт, его штат распущен, храмы частично разрушены. Однако после краткосрочного визита в МНР в 1944 году вице-президента США Г. Э. Уоллеса и американского монголоведа О. Латтимора, Сталин настоял перед Чойбалсаном на том, чтобы Эрдэни-Дзу в исключительном порядке был отреставрирован. Во второй половине 1940-х годов была осуществлена частичная реконструкция в 1947 году в монастыре был устроен музей, содержавшийся на средства государства, однако буддийские службы не отправлялись вплоть до 1990 года. |
Сита Махакала (Гонггор) в главном храме |
Сита Махакала (Гонггор) в главном храме |
Главная реликвия монастыря — статуя Будды Ихэ-Дзу |
Статуя Будды Ихэ-Дзу |
АрхитектураНа первоначальном этапе строительства строительным материалом служил камень с развалин Каракорума. Для строительства пригласили мастеров из Хух-Хото, в том числе известного монгольского архитектора Манзушира, поэтому монастырь был возведен по образцу хух-хотоского храма с сильным влиянием китайской архитектуры. Единственный образец чисто тибетской архитектурной традиции в Эрдэни-Дзу — храм Лавран. Центральное место в Эрдэни-Дзу занимают три храма, символизирующие три этапа жизни Будды. Они возведены на высоких беломраморных платформах и перекрыты черепичными крышами с загнутыми кверху краями. Храмы выстроены в один ряд и ориентированы фасадами на восток. Средний, или «Великий» — двухэтажный, а боковые — Левый и Правый — одноэтажные с двухъярусными крышами. Посередине каждой стены сохранившегося ограждения из ступ располагаются ворота, ориентированные по сторонам света. В центре территории монастыря находится круглая площадка около 45 метров в диаметре, которая называется Площадью Счастья и Благоденствия, на которой, согласно преданию, стояла юрта Абатай-хана. К северу от территории находится знаменитая каменная скульптура — огромная черепаха — памятник древнего Каракорума |
Храм Гол Зуу |
Ступа Пробуждения |
Ступа Пробуждения
|
Молятся перед Ступой Пробуждения |
Храм Лавран, возведённый Дагвадаржей — типичный образец тибетской архитектуры в Эрдэни-Дзу и единственный ныне действующий храм в монастырском комплексе |
Ступа Пробуждения |
Остановились в Хорохорине в кафе, ждем открытия банков, они тут с двух часов дня. Поели на 130.000 тугриков очень вкусную еду без всякой козлятины. Понтовое место, рядом с нами сидели китайцы и какие-то англоговорящие группы. Ксеня была в полном восторге, она заказала себе айс-латте с карамелью и кайфовала, отказывалась делиться и практически мурлыкала от удовольствия. Кирилл побегал по соседним банкам и вернулся крайне печальный, русских денег в банках тут не берут. Ему объяснили, что монголам недавно запретили с русскими деньгами ездить в Россию, и банки перестали работать с нашими рублями. И вот тебе раз. Стоим на парковке около кафе в полном недоумении, как быть. Имеющихся денег не хватит на топливо до границы. Ехать обратно в Улан-Батор? Безумно обидно, такая тяжелая дорога вчера была. |
Лелька в своем розовом платье бегала по парковке около кафе, к ней подошли две монголки и стали разговаривать на хорошем русском, Кирилл подбежал и стал расспрашивать, какие есть у нас варианты, где добыть тугрики в обмен на рубли. В результате долгих разговоров одна из женщин решила нам помочь, обменять рубли по выгодному для нее курсу, не 36 за рубль, а 30 тугриков, а потом в Улан-Баторе поменять по 36 обратно. Ей даже выгодно. Но спасибо ей огромное, без нее мы бы сейчас развернулись и поехали назад в Улан-Батор. Мы не думали, что в Хорохорине может быть такая проблема, иначе разменяли бы в столице. Потеряли на обмене 100.000 тугриков, обед в приличном кафе в Монголии, ну ладно, хоть не нужно разворачиваться. |
Путь к Горячим источникам
Долина Орхона |
Долина Орхона |
Советуемся со старшими детьми и едем в итоге на горячие источники. Я хотела очень, но боялась, что Саня с Ксеней не захотят ехать 50 км по грунтовкам. Но нет, наши дети тоже психи, они влегкую согласились. |
Покупаем кумыс и курт |
Свернули с асфальта на грунтовку, едем к теплым источникам. Решились свернуть с асфальта, потому что на этих теплых источниках курорт, надеялись на нормальную дорогу. |
журавль красавка |
яки |
козы |
Едем, наблюдаем за пейзажем и живностью, дети соревнуются, кто увидит больше сусликов, все прекрасно. Подъезжаем к первому броду, Кирилл даже не останавливается, потому что ему кажется, что тут мелко, следы машин уходят в воду и выходят на другом берегу. Мы с Саней кричим: «папа, стой!» а он спокойно говорит: «все нормально, это хороший брод». Дальше все как в кино: мы въезжаем в реку, становится сразу понятно, что тут ой как глубоко, первая волна переливается через капот, машина зарывается в камни и буксует, Кирилл газует, пробует туда и сюда, только закапывается, глушит двигатель, открывает окно и выпрыгивает в него с плеском. |
Видео |
Двери открывать нельзя. Саня тут же стремительно с третьего ряда перелетает вперед и прыгает в открытое окно следом за отцом. У меня первая реакция - глубокое отчаяние, ложусь головой на торпеду и готовлюсь к худшему. В чувство приводит Ксеня, которая говорит, что надо отчерпывать воду в салоне. И вот мы стоим посреди реки, вода заливается через закрытые двери на пороги, Ксеня с Ниной с одной стороны, Надя - с другой отчерпывают воду стаканами, а я на переднем ряду беру у них стаканы с водой и выливаю в окна. Кирилл убежал в соседний кош за машиной, благо он недалеко, а Саня прикрутил крюк для буксировки, промокнув до трусов, и приготовил трос. |
Видео |
Видео |
Минут 15 сидели посреди реки, потом приехали Кирилл на машине местных, нас подцепили на трос и собрались дергать, дальше все пошло неправильно. Мужики очень долго копались, а Кирилл уже завел движок и газовал в воде, машина заглохла. |
Видео |
У меня почти паника, в голове слово «гидроудар», Кирилл ставит на нейтралку и нас вытаскивают на берег с выключенным движком. На Кирилле лица нет. Открываем двери машины на берегу, льется вода, выходим. Ксенька быстро забирает детей и окучивает их сама, Кирилл с Саней открывают капот и долго что-то там вместе с мужиками рассматривают. Слушаю их голоса и понимаю, что они тоже говорят про гидроудар, что его вроде не должно было быть, но внутри под капотом все мокрое. Минут через 15 Кирилл пытается завестись и, о чудо, она заводится. Правда, начинает пищать изо всех сил, выдает новые ошибки: вода в топливном фильтре и засорение сажевого фильтра. Все предыдущие, кроме адблю, она по-прежнему пишет. Большая коллекция, ничего не скажешь. |
Кирилл мрачен как туча, они с Сашей начинают обсуждать устройство двигателя и как могла попасть вода в топливный фильтр, куда она могла попасть, куда нет и тд. Сажаем всех в машину, Кирилл выясняет у местных, как проехать на ту сторону, и мы едем. |
Проходим этот рукав реки за два приема через островок, проезжаем еще чуть-чуть и упираемся во второй рукав, на этот раз Кирилл останавливается и идет проверять уровень воды. Вода выше колена. Нам туда нельзя. |
Разворачиваемся, едем назад и при пересечении первого рукава в обратную сторону застреваем в гальке на подъеме. Кирилл буксует, Саша говорит: «ну хоть не в воде на этот раз!» Кирилл достает надувной домкрат и лопату и начинает привычную возню. Мелкие в труселях тут же залезают в реку, вода теплая, они купаются, им все прекрасно. Хорошо быть мелким. Папа застрял – ура, можно покупаться! |
Я присматриваю место для ночевки, Кирилл с Саней откапывают машину. И вдруг навстречу подъезжает джип, там монголы, их отец немного понимает и говорит по-русски и нормально по-английски. Кирилл с Саней объясняют ему нашу ситуацию и он предлагает перетащить нас на тросе через второй брод с выключенным двигателем. Легко дергает с рывка из гравия, отцепляем трос, разворачиваемся, сами проходим первый брод, подъезжаем ко второму, опять подцепляемся на трос и тихо перекатываемся через второй брод. Уфф. Благодарим, прощаемся и едем дальше в сторону горячих источников, пытаясь понять, что с машиной и что можно сделать. Кирилл с Саней сидят спереди, я села на галерку, мужчины обсуждают, имеет ли смысл слить воду с топливного фильтра, делать это прямо сейчас или ехать до источников. И тут Кирилл понимает, что у нас больше не работает турбина, машина не дает больше 2500 оборотов. |
Видео |
Дорога на источники по левому берегу реки (орографически) довольно простая, больше никаких сюрпризов. Докатываемся до курорта, паркуемся, Кирилл идет узнавать, что да как. Возвращается с неутешительными новостями, купание 30 минут с носа стоит 30 тысяч тугриков, ночевка в юрте на курорте стоит 120 тысяч с носа. Искупаться еще можно, ночевать – точно нет. |
Горячие источники Цэнхэр
Выходим, берем сумку с купальными вещами и заныриваем. |
Искупались с огромным удовольствием, Кирилл умчался раньше других к своей многострадальной машине. |
Пока машина стояла полчаса и стекала, починилась турбина, мы выехали и поняли, что обороты поднимаются выше 2500. Настроение улучшилось заметно. Едем, ищем место под палатки, тут очень красивые зеленые горы, лес, река, хочется встать в хорошем месте. Нашли замечательное место среди огромных лиственниц на берегу реки. |
Стоянка на реке Цэнхэр
И такой хороший вечер получился, спокойный, дружный, радостный. Пожарила добытую в столичном карефуре курицу, сварила рис, сделал чай и вытащила на сладкое все припасенные вкусняшки, сидели у костра, отдыхали после трудного дня, Ксенька хотела поиграть в руммикуб, которые мы возим с собой, а так ни разу и не играли, но дети так хорошо играли вместе все в крокодила, что менять игру не хотелось. Надя и Нина потихоньку вливаются во взрослые игры, еще не совсем полноправно, конечно, но зато с ними уже интересно. Хорошо, что после такого нервного дня такая славная стоянка и вечер. И как же хорошо, что дети, наконец, объединились, всем хорошо вместе, а не по отдельности. Слава Богу. |
Часть 19 | Часть 21 |