(Часть 15)

 

День 19. (4 августа)

Боюсь уже зарекаться, но кажется, это был один из самых сложных дней путешествия. Каждый раз, когда я говорю это детям для поддержки, что дальше будет легче, следующий день преподносит нехорошие сюрпризы.




Гурвантес




Утро ничего не предвещало, позавтракали, собрались, выехали. Но больше никаких приключений. Кирилл заправился, подвезли рано утром дизель на заправки. Дорога должны была быть простой и понятной: 120 км до асфальта, дальше асфальт до Улан-Батора. Но что-то пошло не так.
Сначала Кирилл неудачно пересекал на скорости каменистые колеи одной грунтовки, перескакивая на другую и сильно шибанулся днищем о гряду. Машина выдала сходу кучу ошибок, включая неисправный двигатель, на торпеде засветились красные лампочки всевозможные. Психанули, остановились, проанализировали ситуацию, считали ошибки, попробовали их сбросить, не вышло. Кирилл решил, что поврежден провод абс. Машина едет, так что мы едем дальше. Но настроение ниже плинтуса.


Видео

Дорога сначала действительно была довольно простой, но чем дальше, чем ближе к Сэврэю, тем больше песка. Сначала забавные песчаные «прыщи» вокруг чахлых кустиков саксаула, потом единичные короткие песчаные переметы, а потом вдруг резко дорога стал просто одним живым песком. Мы шли не по треку, отклонились от него на полтора километра, застряли. Попытались сами как вчера отдомкратить, подсунуть камни и, повторяя эту процедуру с обеих сторон, съехать с песка на более прочную почву. Но провозившись час на 45 градусах, поняли, что ничего не выйдет, не продвинулись ни на сантиметр, песок тут идеальный мелкий без примесей, глубокий, сразу затекает на освобожденные места, камни в нем тонут, никакого результата.


Откапываемся

Пока откапывались, увидели, как по колее по треку вдали проплыл джип. Махали ему руками, лопатой, но нас не заметили с двух километров.
Дальше Кирилл решил идти на трек за подмогой, если вдруг мимо поедет джип, попросить дернуть. Взял с собой рацию и воду и ушел. Саша, благо была связь, решил попробовать найти кого-то в Сэврэе с джипом, чтобы вызвать на помощь, на случай, если папа никого не поймает, потому что машин тут везде ездит крайне мало. За вчерашний день встретили всего одну или две. Дети сидят в машине в кондее и делают из бумаги, ножниц и клея какие-то кокошники, короче говоря, при деле. Ксеня помогала мне искать и таскать к машине камни, потом тоже засела в машине.
Кирилл просидел на дороге безрезультатно два часа, Саша звонил и вел переговоры с разными людьми, но и они ни к чему не привели. Особенно был забавный разговор с человеком из русского посольства, который отвечает за помощь в чрезвычайных ситуациях русским. Он красиво послал. Саня огорчился, он наивный еще, был уверен что нам помогут добрые русские в посольстве. Я сразу говорила, что надо ловить машину, а откапываться самостоятельно и звонить куда-то бессмсленно.


Видео

Потом, уже в Москве через полгода после путешествия мы выяснили, что у машины помирал полный привод и окончательно помер перед зимой. То есть при больших нагрузках вискомуфта, похоже, разрывалась и не передавала усилие на задние колеса. Замечали, что если застрял, то оба задних колеса не крутятся. Думали, что их отрубает электроника, но потом почитали, что так быть не должно. То есть мы оказались в пустыне без полного привода и сами этого еще не знали. Мы потом с этой проблемой разбирались до февраля! Только в феврале машине поставили окончательный диагноз и вылечили.



В итоге, нам позвонил по рации Кирилл и сказал, что видит сзади нас машину, движущуюся по нашей колее в нашем направлении. Мы с Саней выскочили и остановили пожилую монгольскую пару на джипе. Саня с ними объяснился через гугл-переводчика, провесил трос и сел за руль, начали дергать без Кирилла. Наша машина не сдвинулась с места, а мужик закопался просто страшно. Видно, неопытный. Дальше минут 40 они откапывались, пришел Кирилл и начал опять домкратить пежо, чтобы его проще было дернуть. Одновременно капались с двумя машинами. В итоге, мужик откапался и стал дергать нас уже осмысленно, Кирилл управлял процессом, объяснил им, что дергать надо рывками, так как у нас хороший динамический трос. Еще минут 30, и мы на свободе. НО! Монгол сказал, что мы не проедем по этой дороге никак, на всех путях песок. Кирилл дико расстроился, но решил попробовать еще пройти по треку, с которого мы отклонились, потому что мы прошли львиную долю пути до асфальта, безумно обидно прорываться назад через все, что уже прошли. Сашка садится навигировать, Кирилл – обратно за руль, едем. Договорились, что в песок не суемся. В итоге, проверили еще несколько грунтовок, все упирались в песчаные глубокие переметы, видели следы откапывания машин из песка. Ни одна дорога для нас не проезжая, увы.



Еще нам монгол объяснил, что нам надо ехать из Гурвантеса на юг на дорогу в Ноен, и там мы сможем проехать. Приходится возвращаться в Гурвантес. Задним числом очень обидно, что все это произошло от плохо или не работающего полного привода. С ним бы мы прорвались не только на асфальт, но и через дюны в Хонгорэн Элс. К сожалению, теперь мы не попадем в эту одну из главных монгольских достопримечательностей.


Видео
Среди саксаулов
На вечернем солнце уже можно ходить по улице, днем на жаре мы детей из машины почти не выпускали.
 
 


Вечереет
Надя залезла в Лелино кресло
 
Корона

С тяжелым сердцем разворачиваем машину и больше двух с половиной часов едем обратно в Гурвантос. Последние полчаса рулила я, потому что Кирилл дико устал, да и видит в потемках не очень.


Каменистая пустыня ближе к Гурвантесу


Видео


Приехали в Гурвантес на Петровис сразу, чтобы опять залить дизель, потому что мы уже знаем, как тут бывает. Залили. Кирилл собрал два независимых консилиума из водителей, принес карту. Долго вызнавал, по какому пути идти к асфальту, вроде выяснил. Приехали в ту же гостиницу, попали в тот же номер, никто его не снял, пока нас не было. Пошли в соседнее кафе и сразу заказали еду. У нас сегодня опять не было обеда. Окончательно перешли на двухразовое питание. Ужин вкусный, но дорогой. Сил есть нет ни у кого, опять ничего не доели.
Убрались с Кириллом в машине. Дети, как ни странно, в норме, они просто весь день мастерили из бумаги, отсиживались в машине с кондеем и не очень переживали. Взрослые - иначе, конечно. Устала нервничать, ну тут иначе не получается. Что ни день, то безумные нервотрепки.


На заправке



Вечер: всех помыть, постирать Сашкину одежду (кровь носом шла), самой принять душ. Всё, спать.


День 20. (5 августа)

Ночью был штормовой ветер, в форточку врывался с такой силой, что пришлось перекладывать детей на другие кровати. Совсем закрыть нельзя, будет очень душно.

Проснулись в 9 утра, никаких будильников теперь никто не ставит. Такие выматывающие дни, что надо отоспаться. Вообще, это о многом говорит, Кирилл всегда в путешествиях всех подгоняет, чтобы световой день по максимуму прожить активно. А теперь он сам в таком упадке сил, что никого не подгоняет. Это даже пугает.

Завтракаем в том же кафе ( 29000 тугриков), Лельку рвет. У Сани идет кровь носом, у машины пробито на этот раз переднее левое. Кирилл ставит жгут, накачивает, вроде держит, но надо будет проверять. Нечего сказать, хорошо провели вчерашний денек!

 

Грейдер в сторону рудника и аэродрома

Едем теперь по тем дорогам, которые Кирилл вчера вызнал на заправках, сначала на рудники, потом на восток вдоль китайской границы. Песка быть не должно, только горы. Но все в смурном настроении, потому что вчера-то мы тоже ждали скорого избавления от пустыни, а в итоге ничего не вышло. За завтраком народ мрачно переглядывается и спрашивает: сегодня опять тут будем ночевать? Ощущение замкнутого пространства. Сашка вспомнил зачарованный город Черхавлу из Макса Фрая, который не отпускала главного героя. Пошутили, улыбнулись. Только кажется, что Гоби нужны не мы, а наша тачка несчастная.

Дорога на рудники – отсыпанная грунтовка со стиральной доской. Ехать можно, встречаются китайские фуры, тут совсем близко Китай. Вопрос только в том, куда они идут из Гурвантоса, точно не в пески. А куда тогда?


В какой-то момент Кирилл смотрит на торпеду и вскрикивает: у нас полбака!!! А ведь вчера вечером залили дизеля до полного. Начинаем анализировать, проверять все возможности, Кирилл лезет под машину, смотрит, нет ли на баке следов утечек, проверяет, цел ли замок на баке, не могли ли у нас ночью слить. Бак сухой, никаких разводов, значит, не пробит. Зато нашел вырванный с мясом провод абс под задним правым колесом. Едем и думаем, смотрим на расход, понимаем, что вчера за всеми разговорами о дороге на заправке никто из нас не видел, чтоб заправщица на Петровисе вставляла пистолет в машину. И ведь взяла, зараза 90000! Кирилл говорит, еще тогда удивился, почему так много вышло, мы же по километражу вчера совсем мало проехали, а накануне был полный бак. 

Денег, конечно, жалко, но лучше так, чем пробитый бак, однозначно. Сами идиоты, надо все контролировать, это же Монголия! Кстати, эта баба нехорошая, которая нас кинула, попала на фотки с заправки вчерашней, она там в зеленом платье в дверях стоит. Будете у нее заправляться, проверьте, чтобы залила топливо.

Теперь надо понять, хватит ли нам полбака до ближайшей заправки. Смотрим карту, прикидываем, до заправки чуть меньше 300 км, топлива должно хватить на 400, едем.
Я уж испугалась. Но, кажется, в этот раз все не так страшно, как могло быть.



Долго-долго едем по грейдеру с изматывающей стиральной доской. Встречные машины попадаются крайне редко. Нашей дороги на спутниковых снимках нет, и треков по ней тоже нет. (Кстати, теперь эта дорога, по которой мы ехали, есть в гугле. Летом ее еще не было). На "крупной" развилке (крупной - два равнозначных грейдера расходились под прямым углом) спрашиваем в юрте дорогу, как выехать на асфальт. Видимо, это одна из дорог в Ноен, а нам куда-то на юго-восток в непонятную сторону. Похоже, что наша дорога выйдет на асфальт на полпути между Сэвреем и Баяндалаем.





Проезжаем красивое место, где русло сухой реки прорезает невысокие красные горные гряды. Здесь целый "лес" из живописных деревьев, но, как всегда в Монголии, такие места сильно замусорены. Пустынные ветер далеко разбрасывает мусор, оставленный монголами после придорожных пикников.


все в помойке

До асфальта ехали 8 часов по грунтовке, сначала до рудников она была довольно приличная, после рудников стала совершенно неприличная: зубодробильная стиральная доска без возможностей ее объехать хоть как-то. Рулили все трое по очереди, потому что на этой дороге нужно быть супер-внимательным, попадаются крупные камни, ямы и тд. Не реже, чем раз в полчаса попадаются встречные джипы, по обочинам куча драных колес. Нас за весь день обогнало две машины: батон и джип.

Асфальт встретили единодушным счастливым возгласом. Неужели мы смогли выбраться, трудно поверить! Слава Богу!




На асфальт выехали между Бандалаем и Сэвреем.



Гоним по асфальту до первого села Баяндалай, останавливаемся в приличном по местным меркам магазине и покупаем всякую всячину и мороженое детям, я им обещала. Лелька давно уже, много дней подряд, пока мы едем по пустыне, спрашивает, скоро ли магазин с мороженым и шляпками. Шляпок нет, так хоть мороженое.

У нас спустило полностью переднее левое на трассе, то, на котором утром Кирилл обнаружил порез и сам зачинил. Удивительно, что оно вообще так долго продержалось!

Поставили запаску с камерой, теперь мы без запаски вообще, а у нас есть колеса с несколькими зачинами.

Кирилл с Саней обсуждают на ходу, с какой скоростью можно ехать на колесе с камерой, Саня гуглит, они ведут долгие дискуссии, которые свелись к тому, что Кирилл все равно гонит как псих, но при этом очень переживает, если приходится экстренно тормозить или встречается яма. Я на асфальте уже не так психую, можно сказать, выдохнула.



Посмотрели карту, прикинули и поняли, что нам нужно смотреть каньон Ёлын ам, поэтому сворачиваем с трассы с асфальта на грунтовку и через несколько километров встаем с палатками. Как же хорошо в горах! Тут высота небольшая еще, 2200 примерно, но уже прохладно, есть хоть какая-то зелень и цветочки, народ оживился и повеселел. Сашка с Ксеней мутузили друг друга и носились по лагерю, мешая окружающим, потом Саня умчался на горку над нами. Видно, что ему надо было спустить пар, он мчался вверх так, как будто за ним гонятся гарпии. Нина с Надей переоделись и умчались на противоположный склон гонять коров. Лелька как всегда собирает букетики, тут ничего нового. Собственно, эти в шутку дерутся, те гоняют коров, Лелька собирает цветочки - все как всегда. А постоянство, какое бы оно ни было, успокаивает.


Ущелье Ёлын ам


Я купила в магазине сегодня какие-то мороженые куриные запчасти в соусе, другого мяса не было вообще. Там по картинкам понятно, что нужно положить содержимое пакета в кипящую воду, добавить овощи и варить 30 минут. Надя почистила картошку, я все забросила и сварила. И все было бы прекрасно, если бы не одно но: похлебка вышла настолько острая, что не все смогли ее есть. Красный перец – штука на любителя. А кто смог, все равно потом пожалел. Денег не столько жалко, сколько не понятно, чем кормить народ. Тушенки осталось на три еды. Еще впечатлило название это куриной заготовки, собственно говоря, говорящее, как выяснилось. Но не напишешь такое в отчете, неприлично. Не можем никак привыкнуть к тому, что у монголов очень много слов с матерными корнями. Главное, не давать детям читать вслух... А у нас Надюша - любитель читать вслух по слогам. Здесь еще ничего, а вот в самом Улан-Баторе мы столкнемся с этой проблемой во весь рост.

 

 

Еще до ужина к нам приходит мужик с сыном и требует, чтобы мы уехали. Кирилл долго с ним пререкается и в итоге платит 45000 за то, что мы стоим на территории Национального парка Ёлын ам. Мы остаемся.

Скачиваю букинг, бронирую нам апартаменты в Улан-Баторе, кормлю всех параллельно, кладу спать и сама ложусь. Сил – ноль. А завтра еще один ударный день, надо успеть посмотреть каньон, в который мы приехали, починить колесо, чтоб была запаска, и доехать до Улан-Батора. От столицы ждем многого, вся надежда на нее, что отдохнем, походим по музеям, увидим что-то кроме песка и коз с верблюдами. Ложимся все спать в предвкушении.

 

Часть 14 Часть 16

     

Оглавление

На страницу с путешествиями