День 12. (28 июля)

Еще одна отличная ночь. Высокогорное озеро – это прекрасно. Встали в девятом часу, пошли искупались, полная тишина и безветрие, никого вокруг, напротив снежные горы, очень красиво.

После завтрака мелкие купались, пока мы собирали лагерь, Надька купалась сразу с грязной посудой, чтобы ее помыть.

Утро
Видео

Выехали в 11 утра и не спеша покатили обратно. У Кирилла был запланирован тут пеший маршрут, но чтобы доехать до него, надо было переехать на другую сторону озера, а мост разрушился. Так что просто едем обратно до бетонного моста и потом от него едем вверх к другому высокогорному озеру.

Река Сыргаал
Погранчасть на другом берегу Сыргаала
Сыргаал
Заправка

Сегодня весь день фактически едем, высота от 2200 до 2700, скорость от 6 км/ч до 50 км/ч. Процентов 95 пути на скорости 12-15 км/ч.
Дороги фиговые, честно говоря. Кирилл весь день в напряжении, рулить трудно, нужно постоянно выбирать , как объезжать препятствия, учитывать камни, скрытые в траве и тд.

Озеро Хурган-Нуур
Суслик Тарбаган

Перевалили через перевал

Дорога по долине реки Ховд

Ховд

От озера Хурган-Нуур назад через перевал проехали в долину притока Ховда, спустились к Ховду и переехали его по мосту. Теперь наша дорога расходится со вчерашней. Мы поворачиваем после моста направо и продолжаем подниматься по правому берегу реки.

Вдали мост через Ховд

Долина Ховда расступается

Ховд

Выше моста дорогой пользуются не часто. Профиль у нее стал более неровный, зато на прямых участках нет гребенки. Дальше долина Ховда выводит на тоже плато, на котором расположены озера. На юго-западе над этой просторной высокогорной равниной возвышается снежная цепь Алтайских гор, по которой проходит граница с Китаем.

За горами Китай
Скоро нам сворачивать на перевал
Дорога вдоль Ховда

Через перевал к озеру Хар нуур в долину Харгантын

Мы еще не знаем, что нам подниматься вон по той "тропе" прямо по курсу
Ховд

Подъем был очень напряженный. Каменистая колея очень круто забирала в гору. На нашей длинной первой передаче мы очень боялись заглохнуть на подъеме. Машине было очень тяжело, но она справилась. Мы не останавливались до самого верха, поскольку тронуться в гору уже не смогли бы. Наверху под перевалом остановились остудить двигатель, поскольку стрелка температуры подбиралась к 100 градусам и машина сама включила салонную печку для лучшего охлаждения.

Залезли на перевал
На перевале
Видно слияние Ховда: Слева река приходит с озера Хурган-нуур, справа - с озера Даян-нуур
Вдали озеро Хурган-нуур
Вид с перевала в сторону озера Хурган-нуур

Панорама крутится мышкой
Вдали Хар-нуур

Озеро Хар-Нуур

Озеро Хар-нуур
Вдоль озера Хар-нуур

Вниз по долине Харгантын

Тут нет коров, только яки, козы и овцы. Коровам, видимо, высоко и холодно. Температура сегодня самая холодная днем – 11 градусов. Ветер немилосердный.

По долине Харгантын

Обедать не останавливаемся очень долго, потому что то дождь, то сильный ветер. Бутерами не покормить, ничего нет, а варить при таких условиях невозможно. Едем до 16:30, наконец, видим сарайку, на которой написано что-то вроде ЖОЛ ГОВНЗ (шрифт был такой, что л читалось как п, а з как э, что вызвало определенный скепсис), понятия не имею, что это значит, но мы остановились и спросили, можно ли поесть. Внутри два низеньких круглых столика с крошечными табуретками, прилавок со всякой всячиной от носков и спичек до доширака. Улыбчивая хозяйка принесла нам здоровенный чайник с молочным чаем и две тарелки только что пожаренных штучек, похожих на чебуреки, только круглых. И мясо внутри – не фарш, а очень-очень тонко сделанная нарезка одним пластом. Наелись, отдали за все про все 21.000, где-то по 50р за пирожок-чебурек.
Едем дальше в сторону села Буянт. Видели стадо верблюдов, потом рядом с ним видели, как два дядьки принимают роды у верблюдихи.

Через перевал к Буянту

Сворачиваем из долины по плохонькой грунтовке в горы. Нам надо перевалить через гряду к селу Буянт. Дорожка вьется среди лысых горок, постепенно поднимаясь к незаметному перевалу.

Едем, разговариваем, играем, поем, все отлично. В какой-то момент напоролись на высокий камень защитой, сорвало задние крепления. Дело было в 16:30. Стоим посреди пустынного каменистого яйло, Саня с Кириллом мудрят что-то, пытаются разбитую защиту картера прицепить хомутами к днищу. Дети тихо сидят в машине, слежу, чтоб не прыгали, потому что нас домкратят.

Снимаем защиту
Защита

Прицепить не удалось, отвинтили и положили в багажник. Кирилл мрачнее тучи и очень себя винит, потому что сложные места проехал чисто, а тут просто камень торчал между колей, и Кирилл его проворонил. Без защиты надо спуститься километров 8 в село Буянт, при этом у нас, оказывается, пластиковый картер, и висит он низко-низко, потому что машина перегружена.

Открутили

Едем шепотом, очень осторожно, спускаемся в село в 19 часов, Кирилл наобум паркуется перед воротами дома, где видно несколько припаркованных приличных машин, идет спрашивать про яму и сварку. Нам нужно и то, и другое. Дальше случилось небольшое (или большое?) чудо. Оказалось, что в этом доме живет мужчина, который единственный из всего села говорит по-русски, у него дочка – учительница русского языка. Он подсел к нам в машину и сопровождал весь вечер. Сначала он проводил нас к автомастерской с ямой, но там нам предложили открыть гараж только, сам мастер куда-то торопился. Оно и понятно, вечер пятницы же! Дальше нас повезли еще куда-то, и еще, пока не приехали на окраину села в мастерскую, где делают кирпичи, там три местных дядьки загнали пежо передними колесами на какие-то конструкции из досок и железных чурок и дальше два часа варили, чинили, прикручивали и тд. Пока в 22 часа машина не была готова. За два часа возни взяли 100.000 тугриков. По Московским меркам, ничтожно мало.

Сварка, чтобы выкрутить обломки винтов
Видео

Эти два часа мы с девочками на сильном ветру гуляли вокруг по дорогам. Девочки придумали переделку сказки про колобка, где главный герой – турист, который уходит от яков, коров, верблюдов и лошадей. Песенка такая: Я турист, я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я в Монголию пришел, я машину раздолбал, я картер оторвал, я колеса пробил, я диск погнул и тд в том же духе.
Детям везде хорошо. А я чувствую, что у меня сильный озноб, ломит мышцы, делается совсем нехорошо. И как назло такой тяжелый день, давно просрочили время ужина, дети начинают ныть, надо их как-то удерживать, надо Кирилла подбадривать и тд

Подпись
Видео

Добрый русскоязычный дяденька проводил нас на хорошее место у реки и только после этого уехал. Одиннадцатый час, темнеет, меня мутит, Кирилл весь на нервах дико уставший, надо ставить лагерь и делать еду. Завтра Сашкин день рождения, у меня были грандиозные планы, а тут понимаю, что вообще никак не приготовилась, ничего не могу. Ужасно. Саня велел мне сидеть в машине, пока они ставят палатки, потому что я дико замерзла на ветру за два часа, потом я вылезла, сварила им гречку с тушенкой, померила температуру, увидела 38,2, залезла в спальник и с чистой совестью переложила свои дела на Ксеню. Она покормила всех и попоила чаем, хотя и нервно, но все же все наелись и свалились спать в районе 23:30.