День 4. (20 июля) Очень хорошая ночь, прохладная, не душная. Спим под пледами, Сашка вечером натянул простыни на резинках на все матрасы, поэтому спим с комфортом.

В три часа начался дождь, в пять – гроза с громом и молниями, ливень. Будильник стоял на 6 утра, отключила, стали ждать конца непогоды и мониторить на карте, как идет грозовой фронт. Нас, к счастью, задело только краем. В семь встали мы с Кириллом, и начали безуспешные попытки поднять старших, одновременно Кирилл убирал матрасы и подушки с пледами, а я одевала младших и варила кашу. Первая ночевка в палатках в этом путешествии, дети счастливы, бегают между спальнями, решают, у кого под боком слаще досыпать.

попытки сфотографировать Ксеню

Несмотря на периодически начинающийся дождик, загонявший всех по палаткам, мы выехали через два часа после подъема, это хорошо. Время, правда, тут же перевелось еще на час вперед, стало новосибирским (+4 к Москве). Из-за ночных дождей размыло грунтовку до трассы, выехали с большим трудом, машину возило во все стороны. По привычке напрягаемся от дороги, я все время забываю, что эта машина более проходимая чем старекс. Выплыли на трассу, Кирилл говорит, старекс бы точно застрял.

В машине утром мир и тишина, сначала дети занимались, читали, Нинка закончила «В стране невыученных уроков», завтра достану ей «Маленький лорд Фаунтлерой», Надя с такой скорость читает свою «Мяули» по полтора рассказа за раз, что я боюсь, что у меня недостаточный запас книг для нее. Ксеня сегодня начала размораживаться, сняла наушники и поиграла с Ниной в морской бой. Выиграла, но Нина не рыдала от проигрыша, это тоже удивительно. То ли взрослеет, наконец, то ли за нас там кто-то крепко молится, удивительно легко пока проходит дорога. Или мне на день рождения столько спокойствия пожелали, что с запасом вышло.

Ксенька тоже взяла вышивку, пингвины для Олиного прикроватного настенного коврика, крестик. Радуюсь, что прихватила с собой запас вышивок.

До обеда гоним в Новосиб, дорога непростая, потому что однополоска с диким трафиком фур и проливной дождь, обгоны при сплошной стене ливня – это непросто, ничего не видно, тяжело. Кирилл устал, пересел на третий ряд отдыхать, до Новосибирска 170 км ехала я. Спереди на пассажирское сел Сашка и очень хорошо долго помогал с детьми. В какой-то момент я попросила его посмотреть, далеко ли заправка, потому что у меня загорелась лампочка, он спросил философски спокойно:
- Мне сначала распутать узелок на вышивке Нины? Или вставить нитку в иголку для Нади? Или найти для обеда макдак? Или посмотреть заправку?
Нельзя сказать, чтобы это было без тени иронии, тень там все-таки была. Хороший мальчик. Но злоупотреблять добротой нельзя, он перегрелся, к пяти часам у него уже разболелась голова. Но папе отдохнуть он реально помог.

Новосибирск проехали, зашли в магаз и в макдак, провод искали и не нашли, увы. Без мультиков трудно в машине вечерами, когда они уже выдохлись, устали от осмысленной деятельности. Эх, жаль.
Макдак на нашу ораву при запросиках старших детей теперь тоже весьма небюджетно обходится– на 3000 наели всемером. Первый раз взяли младшим детям наборы с едой и тетрадками. Хорошо, что новый макдак пригласил для этого издательство клевер, у них отличные тетрадочки, и тут тоже удачные, дети лишние минут 40 потом в машине не галдели, а были при деле. Да еще куча наклеек в придачу. Зачет новому макдаку! Аппетиты старших детей реально пугают. Лопают больше родного отца…

Видео

Перешли окончательно на местное время.

Нинка доделала дерево и вышила солнце, получается очень красиво, смотрели с ней потом в пинтересте, как можно вышить крышу дома и стены. Как хорошо, что есть на свете пинтерест.

Жалко, что пролетели Новосибирск, тут явно можно отлично погулять и вообще пожить. Но мы торопимся, не в этот раз.

После макдака старшие водворились на своей галерке и ушли с головой в телефончики, младшие залипли в тетрадки из макдака. Потом я им читала Карлсона.

ставим лагерь

Едем до 19:30 примерно, встаем в шедевральном месте на высоком берегу над старицей реки Чумыш, низкая трава, заросли дикой клубники, солнце, синее темное грозовое небо, потом короткий сильный дождь, который все забились пережидать под крышу открытого багажника. Первый Саня разделся до трусов и выбежал под дождь, потом мелкие девочки, прыгали, бегали и веселились, радуясь свободе после дня в машине, потом на небе появилась радуга, так красиво было!

Ставим палатки

Саша ищет средство от комаров

Поставили душевую кабину
Собирают дикую клубнику

Под дождем собирают клубнику

Текст

Режет салат на ужин

Ужинать ни у кого сил не было особенно. Надя сделала салат, пожарили сосиски, на сладкое доедаем чернику со сгущенкой.

Желающие помылись, нежелающие откосили.

Ксенька, если не распрямляет волосы, то кудрявая такая теперь
Чистка зубов

Чистим зубы
Видео

После ужина забились в палатку от комаров и играли в настолки. Играть с младшими детьми все еще сложно, но уже можно. Надька рыдает над спящими королевами, если ей не попадаются короли, Оля загребает себе все понравившиеся карты и отказывается играть по правилам, Саня жухлит, Ксеня вопит на мелких, когда они вопят, Кирилл параллельно с игрой оплачивает приходящие штрафы… Довольно долгий день, народ устал от дороги. Утешает только то, что большая часть пути до Монголии пройдена. Если сейчас поехать напрямую, то осталось километров 600. Но у нас еще планы на Алтае.

Молились в палатке, Лельчика пришлось вытащить из спальника, она просилась на ручки к нам из спальни.

После укладки мелких поиграли еще с большими чуток, но уже совсем поздно, пора спать.
Мы с Кириллом свалились спать часов в 23, а старшие дети еще посидели у нас в палатке, где были изгнаны все комары и горел свет. Потом старшие тоже ушли к себе.

Четыре дня в дороге: на топливо ушла 21 тысяча, на еду – 12, но там много куплено впрок.
Ночевки пока – 0.

Игра "Спящие королевы"

День 5. (21 июля)

Ночевка мирная, место отличное, дождь сильный был ночью, утро солнечное и тихое, все просушили. После завтрака во время сборов всех желающих помыли в холодном душе, очень приятно смыть пот и садиться в машину чистыми. Сегодня опять уложились в два часа от побудки до выезда, но время сдвинулось на час: встали в 8, а не в 7, как вчера.

сборы

Едем в сторону Телецкого озера, нам сегодня надо добраться до него, потому что завтра паром, прикинули, это 6,5 часов рулежки в чистом виде, нормально, успеем даже устроить обед с купанием, дети очень просят уже. Хотели утром искупать их в Чумыше, на старице которого мы стояли, но съезда после моста не оказалось, а разворачиваться не было желания.

Утром в машине помолились и начали опять с ежедневных заданий, Нинка начала «Маленького лорда Фаунтлероя», Надя – следующую "Мяули", Ксеня должна была начать Тынянова, но она пока зависает в телефоне, бестолковая. Вся надежда на то, что в Монголии не будет у нас связи. Может, тогда она вылезет из телефона.

Саня включил Эллу Фиджеральд и Луи Армстронга, их совместный альбом, благополучно катимся по трассе. Вчера к вечеру сильно устали, надеюсь, сегодня будет полегче.

Нормальная дорога закончилась, едем по убитым проселочным, зашла в сельпо, купила чайные ложки, ножик, свечки для торта для Оли и еще всякой фигни. 700 р за все. Люблю сельпо .

Обедать остановились около речки Нени, к самой реке подобраться не удалось, устроились в довольно высокой траве в тени сосны. Сварили суп с петухом, Лельке – ее сублимированный. Есть горячий суп, потея от жары в окружении оголодавших насекомых  – так себе удовольствие. Саша очень ворчал, что мухи, комары и слепни, жара, нет ветра. Что он вообще тут с нами делает, где его пятизвездочный отель на берегу теплого моря? После обеда по настоянию Нади все же продрались сквозь заросли и крапиву и все искупались, напряжение спало, все довольны. Речка небольшая, довольно мелкая, но очень приятная, освежающая, плескались с радостью. Правда, потом идти опять через джунгли к машине было неприятно, отнесла Надю на спине, а Кирилл – Олю. Ни одной фотки не сделали, было совсем не до того.

С облегчением забились обратно в машину и включили кондей, поменялись местами, это нужно иногда делать. Мы с Нинкой немного повышивали свои вышивки, играли в «я еду на Север» довольно долго, причем Нинка включилась и отлично сыграла, потом долго-долго в «контакт», «тотальный пэ». Мелкие все еще клеят на все подряд наклейки из макдака, там кроме книжек еще несколько листов просто наклеек дали, в результате в наклейках стали их пластиковые стаканы для сыпучих перекусов, альбомы для рисования, тетрисы и даже моему ноуту досталось, но он уже такой древний и несчастный, что милые медведи точно не повредят. Почему-то довольно спокойный день в смысле взаимоотношений детей, никто никого не убивает и даже Ксеня взаимодействует с окружающим миром. Меня не оставляют мысли, что за нас кто-то усердно молится, тут одними нашими молитвами бы точно не обошлось.

Видео

Въехали в Алтайские горы, еще низко, конечно, но уже все-таки любимейшие горы. Река шумит, камни, сосновый лес, нашли стоянку на берегу, встали, начали ставить лагерь, но  убежали купаться, пока солнце, Сашка нашел ванну, отгороженную от стремительной реки каменной грядой, можно спокойно выпускать детей и не трястись ежеминутно, что их смоет в Северный Ледовитый океан.

Нашли отличное место на берегу Бии
Пошли купаться и набирать воду
Саня ставит палатку
старшенькие

Дети шутят и веселятся, брызгаются, падают и вопят, они не умеют радоваться тихо, из них эта радость выплескивается наружу как мой термоядерный самодельный квас из бутылок…

Мелкие опять делят большие камни, на которых удобно лазать и играть, но я уже в это не вмешиваюсь, только жалею прибегающих и по очереди рыдающих девочек.

нашла себе "единорога" для игр

Вспомнили, что у нас набралась большая сумка грязного белья, надо бы постирать, пока солнце яркое, хорошо будет работать стиралка от солнечной батареи. Кирилл ставит стиралку, все подключает и лезет в бокс за сумкой грязного, пока я собираю у детей грязную одежду за сегодня. И тут случается невероятное. Оказывается, Кирилл утром застегнул бокс, но забыл вставить блокирующие скрепки. У нас на кочках бокс, видимо, открылся, из него выпали сумки, потом на других кочках закрылся, поэтому мы ничего не заметили днем на обеденном привале. Дальше все было довольно драматично: Кирилл спускал вниз оставшиеся сумки с вещами, мы их считали, проверяли содержимое и пришли к неутешительному выводу - пропало пять сумок: все флисовые пледы, все натяжные икейские простыни (5 штук!), все Сашкины вещи, все Надины вещи, ну и грязное белье, разумеется. Кирилл был в шоковом состоянии, я смеялась, Саша с Ксеней тоже веселились. Ксеня только повздыхала об улетевших с грязным бельем вещах. Сане придется теперь ходить в моей розовой футболочке и моих трениках, Наде – в Нинкиной одежде, спать будем в спальниках. Ничего ужасного, не самые большие потери.

Кирилл осмотрел вещи и изрек:

- Есть один неоспоримый плюс: стирка сегодня небольшая!

А Саня сказал:

- Зато я знаю, какое место в машине теперь будет самое безопасное – это бокс, его папа точно не будет забывать закрывать.

Потом поняла, что лично мне очень жаль четыре вещи: два самодельных лоскутных пледа, оба я шила когда-то для Ксени, один для новорожденной, один из флисовых квадратов – лет пять назад. И две лоскутный юбочки, одну шила Ксене перед Норвегией, в ней сейчас ходила Надя, а другую – для Лельки. Все эти вещи были сшиты мною с любовью для моих детей, вот их жалко, остальное – фигня.

Весь оставшийся вечер шутили по этому поводу и поддразнивали Кирилла, который явно мучился и страдал, винил себя. Пришел даже ко мне на кухню и попросил кусочек шоколадки, чтобы заесть стресс, а с ним такого не бывает. Слишком много на нем ответственности в путешествии, и это мы еще до Монголии не добрались!

Стирка
Саня картошку чистит на ужин

Ужин был превосходный: картошка с тушенкой, помидоры, пармезан и розовое вино. К чаю шоколад и бублики. Все наелись, утихомирились, примерно поняли, как жить дальше без улетевших вещей. Слава Богу, не улетели спальники или обувь. Вот это восполнить тут было бы просто невозможно.

Видео

Мелких с огромным трудом загнали чистить зубы и спать, сами открыли коктебельский кагор и сели играть со старшими в семейки у костра, правда, он не долго горел, дрова сырые. Потом я мыла посуду, а старшие гонялись с воплями друг за другом по лагерю и то обнимались, то мутузились. Мыла, наблюдала эту картину и пыталась понять, как так вышло, что я мою, а они страдают фигней. Потом поняла, что они давно не виделись толком до отъезда и не успели насладиться обществом друг друга, пусть бегают, ладно.
Ближе к 12 ночи легли спать, завтра Лелькин день рождения! Слушаю шум реки, лежу и вспоминаю, как все было 4 года назад. Все-таки очень чудно, что моему младшему ребенку четыре года уже…