(Часть 7)

 

День 10. (26 июля) Ночь прошла спокойно, несмотря на близость кучи машин и толпы людей. Спали 8 часов, встали в 7:15, довольно быстро позавтракали и собрали лагерь, даже удивительно, как быстро можно все сделать, если старших детей не надо будить часами, если они быстро встают и помогают!


Погранпереход Ташанта

Утро


Несем палатки к машине

С 8:50 сидим в машине, дети бегают вокруг, они подружились с детьми из Свердловска, с которыми со вчерашнего дня стоим рядом.

В 9 открылась граница, в 10 мы выехали с русской таможни в сторону монгольской, нас заставили вынуть вообще все вещи из машины и бокса до последней фигни.
Таможня комичная, никаких правил, монголы толпами с сумками и детьми бегут, кто первее, полная неразбериха.
Время перескочило еще на час вперед, теперь у нас с Москвой 5 часов разница.

Дорога между российским и монгольским погранпереходами

Монгольский погранпереход забавный.
100 р за полив колес дезинфекцией.

На выезде нас остановили и пытались продать монгольскую страховку. Я читал, что вроде бы это не обязательно. Но продавщица утверждала, что нас не выпустят без страховки с границы. Пока мы спорили, подошел боец и открыл шлагбаум к явному неудовольствию страховщицы.

Аймаг Баян-Улгий,
(Баян-Улэгэй,
Баян-Өлгий аймаг, Баян Өлгей аймағы)

Первые монгольские километры. Многообещающее шоссе в Улгий

Мы въезжаем в Монголию в регион Баян-Улгий. Алтайские горы поделены между Россией, Казахстаном, Китаем и Монголией. Монгольский Алтай заселен почти исключительно казахами (90%). Поэтому здесь знают монгольский и казахский языки. Русский почти никто не знает и английский тоже. Мы едем в столицу региона Улгий. От погранперехода до города идет асфальтированное шоссе, поначалу отличное: но чем ближе к Улгию, тем хуже.


Ближе к Улгию дорога портится. Асфальт идет большими волнами: на которых сильно бросает машину

Едем по прямой как стрела дороге, по бокам пасутся козы, коровы, яки и лошади.
Поскольку нет ни одного деревца, ни одного кустика, не чувствуется ветер, но стоит выйти из машины, ветер сшибает с ног. Наверху у нас было 18 градусов тепла, спустились в Улгий, стало 24 градуса.



Местами, при пересечении горных гряд, асфальт пропадает
Подъезжаем к Улгию

Дети все время, что мы едем по Улгию, недоумевают: это большой город? Это вообще город?
В городе ветер виден, потому что есть чахлые кусты и деревья почти лежат.
Потом мы поймем, что Улгий, по местным монгольским меркам, - очень даже крупный город.

Подъехали к пограничникам, Кирилл ушел пропуска оформлять какие-то.


Өлгий. Улгий

В Улгии у нас несколько дел: надо получить пропуска в пограничную зону, разменять деньги, купить симку для интернета, пообедать, купить продукты и заправить газовые баллоны. Первым делом едем в погранчасть. Боец в будке вообще ничего не понимает. Впервые здесь сталкиваемся с абсолютным языковым барьером. Но зато он знает, кого позвать. Через какое-то время подошел офицер, он неплохо говорил на русском. У нас уже были заготовлены копии загранпаспортов и список группы с номерами паспортов. Это сильно ускорило процесс. Минут через 20 нам принесли пропуск - бумажку на которой написано мои фио, номер паспорта, номер машины и сколько человек со мной. Потом офицер объяснил, что мы едем на свой страх и риск: никто нас спасать не будет. А еще сказал, что наш маршрут вокруг озера Хурган-Нуур не получится: поскольку мост через протоку Сыргаал разрушен. Жаль, придется часть пути до озера Хоттон туда и обратно ехать по одной и той же дороге.


Главная площадь города


Разменять деньги оказалось не просто. Нам надо было разменять 1000 евро, в двух банках меняли только рубли и доллары, в третьем очередь на пару часов. Нашли еще банк почти без очереди. Потом купили симку (интересно, что хороший тариф не рекламируют и продавцы сообщают о нем только если долго и занудно спрашивать продавцов о всех тарифах. На обмен денег и покупку симки потратили больше часа, монголы все делают очень медленно.
Потом зашли в местный ресторан: заказали еды, а я поехал искать газовую заправку. Заправку быстро нашел, аж три штуки, но везде одна и та же история. Они не могут заправить наши баллоны, поскольку заправляют газ, не прикручивая заправочный шланг к баллону, а с помощью зажима, как на заправках в Алтае. Монголы объяснили мне, что нигде в Монголии я не смогу заправить свои баллоны. Удивительно, у нас на любой газовой заправке в наличии целый арсенал всяких переходников. Но потом мы перестали удивляться. Для Монголии это нормально. Например, в фирменном большом автосервисе с пятью подъемниками нет дрели! Пришлось мне покупать новый газовый баллон литров на 15-20 монгольского стандарта, заправлять его и еще докупать к нему редуктор: поскольку у монгольских баллонов внутренняя резьба, наши редукторы не подходят. Редуктор - это жалкая китайская силуминовая подделка по неслабой цене. Других, нормальных металлических в газовом магазине не было. Мы потом все путешествие боялись случайно расколоть этот редуктор. Короче говоря, получились солидные непредвиденные расходы около 5 тыс рублей. Вернулся в ресторан, а еду только-только начали приносить.
Потом мы еще долго торчали в супермаркете, покупали продукты. Но больше, наверное, рассматривали, что тут есть, а чего нет.



Заправить баллоны не удалось и здесь, пришлось покупать местный баллон.
30 тысяч тугриков – симка с интернетом
160 тысяч тугриков – баллон на 5 кг газа, редуктор, газ
Очень вкусно поели на 100 тысяч в центре Углия, старшие заказывали себе сами, как славно, что мне надо теперь думать только за троих младших.


Река Ховд

Началось путешествие по Монголии. Едем на западную окраину Улгия. Асфальт закончился еще в городе, и мы трясемся по накатанной гребенке вдоль реки Ховд. Потом дорога отходит от реки и полого поднимается на перевал Сагсай 2150 м. Начинается самая обычная монгольская дорога, когда по степи накатано около десятка колей. Конечно, все дороги - злая стиральная доска. Вот и прыгаешь из колеи в колею, выбирая где меньше трясет машину.


В районе перевала Сагсай дебе 2150 м
Долина Ховда в районе Сагсая
Стелла при въезде в Сагсай
Стелла при въезде в Сагсай


Междугородный рейсовый автобу. Вдали село Сагсай и долина реки Ховд
Автобус
Дугуйн засвар
Река Умну (Өмнө) гол
Видео
Видео
\

Проехали большое село Сагсай: переехали по мосту речку Умну и уперлись в брод через разлившийся ручей, скорее арык.


проверка колей под водой
Ищем, где помельче
Перед бродом
Видео
Анимация


Видео

Недалеко от моста через реку Сагсай у нас на карте стоит метка "каменное изваяние". Такие изваяния на монгольском Алтае есть в разных долинах, но в основном в труднодоступных местах.


Каменное изваяние Бака-Карагай
Река Сагсай
Видео

Сегодня хороший день, но нервный, пытаемся приноровиться к монгольским дорогам, вернее отсутствию асфальта как такового и дикому количеству идущих примерно параллельно грунтовок разной степени разбитости. Езда напоминает детские книжки с заданиями – лабиринтами, приехать надо примерно вон туда, при этом вот тут зверская стиральная доска, там крупные камни, там брод, там вроде норм, но потом надо как-то выехать вон туда… Долго приноравливались, на какой скорости лучше ехать и какое давление в шинах выставить, как навигироваться, и тд. Взрослые получают удовольствие от видов из окна, готовы сидеть и все разглядывать, все интересно, особенно в первый день. Дети быстро устают, поэтому их надо развлекать. Рулили сегодня все: и я, и Кирилл, и Саня.


Долина Ховд в месте впадения Сагсая

лебеди

Переехали по мосту Сагсай и снова движемся вверх по долине реки Ховд. Теперь нам надо перевалить через гряду, чтобы снова оказаться в долине Ховда у села Цэнгэл. Есть два перевала, мы поехали через перевал Мушгирагийин-Даба (2251 м).


Видеонарезка с регистратора



Вечером спешили спуститься с перевала, очень неудачно в 20:30 погнули диск и повредили колесо на камне, потеряли колпак на дороге. Кирилл услышал свистящий звук, подкачали колесо, Саня отбил вмятину диска тупой стороной топора, сбегал за колпаком. Но колесо все равно травило. В такое время вынимать все вещи из багажника, чтобы достать запаску, менять колесо, а потом спускаться с перевала бессмысленно, наступит ночь.


накачиваем
Во всех колеях гребенка


Не держит давление


Ставим палатки прямо около очередной дороги, объезжающей колдобины на очередной дороге, объезжающей колдобины на очередной дороге (и так бесконечно)….
Сильный ветер, спешно одеваю детей и отправляю собирать кизяк, главная цель – нейтрализовать их, чтобы они приносили пользу и не мешались под ногами, пока мы ставим лагерь, Кирилл с Саней занимаются колесом, а мы с Ксеней ужином.
Я даже не думала, что кизяк действительно так замечательно горит! Об этом чуть позже.


из-за ветра ставим маленькие палатки и прячем за машиной стол и горелку

Деревьев нет, спрятаться негде. Поставили нашу туалетно-душевую кабинку

Поставили три маленькие палатки вместо двух кемпинговских больших, Саня ставит растяжки, Кирилл надувает матрасы, разносим по спальням подушки и спальники, решаем, кто с кем спит сегодня в спальнях. В итоге Сашка забирает Лелю, Ксеня – Нину и Надю, а мы спим вдвоем с Кириллом. Дядьки меняют колесо на запаску, что-то мудрят с колесом, опять везде меняют давление в колесах, тем временем постепенно высится гора кизяка, и кипит ужин.




Кухня спряталась за машиной от ветра
Разожгли костер из кизяка

К моменту, когда готова еда, уже пылает костер, садимся ужинать и, только перестав суетиться, я лично, не знаю, как другие, осматриваюсь вокруг и понимаю, как тут потрясающе прекрасно. Не знаю, как это правильно назвать, яйло? Мы стоим на открытом со всех сторон пространстве, довольно плоская песчаная каменистая равнина, ограниченная со всех сторон пологими горами, вдалеке видна заснеженная вершина, висит на темнеющем небе ярчайшая луна, ни одного деревца или куста, у нас горит жарко, ровно, без искр и почти без дыма сухой кизяк, сидим вокруг костра, ужинаем, дети опять играют в крокодила. Если б не пробитое колесо, не встали бы мы никогда на таком открытом месте, это очень интересный опыт, очередной за это путешествие новый опыт. Даже Саня замечает: мы всегда искали укромный угол, а тут стоим в центре равнины. И так красиво, так дивно!




Один Кирилл печальный, уставший и замотанный, смотрю на него и переживаю. Он думает, как и где чинить колесо, страшно без запаски, он беспокоится, имеет ли право убивать на монгольских дорогах новую машину и тд и тп. Тут разговорами не поможешь, это его ответственность, жалею и жду, когда все утрясется, чтобы он выдохнул. (Это я еще не знаю, что ничего у нас в Монголии не утрясется, когда пишу дневник!)
Когда что-то идет в поездках не по плану, думаю о том, что мы, составляя планы, не всегда знаем, что для нас лучше. Каждый раз, когда приходится действовать исходя из ситуации, быстро, решительно, вся семья мобилизуется, все помогают, меньше ссор, это точно идет на пользу климату внутрисемейному. Так уж мы странно устроены, что ровная тихая жизнь по расписанию для нас хуже,  чем сплошная экстремальная ситуация. Главное, не увлекаться.


Видео
Видео
Видео

Дети лежат в палатке и разговаривают, кто какое мороженое больше всего любит, вспоминают разные, какие за жизнь ели, смешные.
Нинка говорит Ксене: сейчас я на тебя подышу козлом!
Это мы купили на пробу местное сушеное мясо трех видов: говядина, козлятина и баранина. Сегодня вечером открыли козлятину. Саня  и Нинка оценили, Ксеня воротит нос и вопит, а Нинка ее пугает.

 

Часть 6 Часть 8

     

Оглавление

На страницу с путешествиями