(Часть 11)

 

День 15. (31 июля)

Кирилл постановил, что спать на надувном матрасе удобнее, чем на местном жестком гостиничном. Ночь прошла благополучно, все более или менее выспались, только Лелька кашляла, наверное, вчера под кондеем продуло.
Завтракаем в номере, тут не кормят, а идти куда-то еще страшно лень. Принесли молоко и шоколадные шарики, мюсли, погрели остатки риса Оле, детям – какао, взрослым чай. Собрались и выехали довольно поздно, Кирилл переживает, что все джипы уже разъехались. Но мы и встали поздно – в 9 утра.



Алтай -Гоби
Стравливаем колеса после асфальта

Самое сложное, как оказалось,- выехать из города, потому что грунтовки расходятся веером во всех направлениях, тут без SAS Planet не выехать в нужном направлении. Навигирую Кирилла. В какой-то момент отвлеклась, читала детям вслух про Монголию и про Гоби, упустила развилку, пришлось немного возвращаться, Кирилл ругал. Весь день сижу с ноутбуком на коленках, слежу, чтобы Кирилл не свернул с трека. При дикой тряске, торможениях и прочих маневрах это довольно утомительно. Сашка, зараза, сегодня пересаживаться вперед не хочет, читает сидит Фрая сзади и в ус не дует.


Видео


Каждый раз, когда вижу тут верблюдов, в голове всплывают строчки Тарковского "на длинных нерусских ногах стоит, улыбаясь некстати". Такое оно точное! Когда выбегаю из машины с фотоаппаратом, а они величественно удирают от меня, смешно перекидывая свои "нерусские" ноги, то невозможно не улыбнуться, сплошное противоречие, а не животное, точно как у Тарковского! И шея птичья, и печаль, и величье, и старый всклоченный халат - всё тут!

На длинных нерусских ногах
Стоит, улыбаясь некстати,
А шерсть у него на боках
Как вата в столетнем халате.

Должно быть, молясь на восток,
Кочевники перемудрили,
В подшерсток втирали песок
И ржавой колючкой кормили.
Горбатую царскую плоть,
Престол нищеты и терпенья,
Нещедрый пустынник-господь
Слепил из отходов творенья.
И в ноздри вложили замок,
А в душу — печаль и величье,
И верно, с тех пор погремок
На шее болтается птичьей.

 

Девочки притащили в карманах этих красных камней в машину и долго решали, какой камень они кому подарят по возвращении

Прочитали еще интересную статью Юрия Роста в Новой 2016 года про поиски мифического пустынного червя Гоби.

Едем , дороги так себе. Я ожидала лучшего. В статьях пишут, что гобийские грунтовки позволяют ехать на скорости больше 60 км/ч. Но пока что тут есть и крутые подъемы, и камни, канавы, не разгонишься. Часто дорога идет по пересохшему руслу реки. Или, если дорога долго идет по плато у подножия горного хребта, то постоянно пересекает пересохшие русла ручьев, иногда это для нас проблема, но пока безвыходных ситуаций не было.



Гоби действительно не такая, как я себе представляла. Я видела только Сахару, думала, что все пустыни одинаковые. Гоби – самая большая в Азии холодная пустыня, она находится на плато на большой высоте, самая низкая точка – 500 метров над уровнем моря, но большая часть находится на полутора тысячах. У нас сегодня весь день высота больше 2000 м над уровнем моря. Она не песчаная, а каменистая. Огромные просторы пустынных холмов и плато, разные оттенки коричневого, серого и зеленого с желтым. Дневной перепад температур летом до 45 градусов. Зимой тут бывает лютый мороз, до -40, летом до 45 градусов жары. Мягкие линии изгибов холмов, покатые склоны с осыпями, все какое-то сглаженное временем, древнее. Юрт почти нет, единицы, потому что тут негде пасти стада. Коров и овец нет вообще, видели верблюдов и коз. Полное ощущение другой планеты, что-то из романа «Дюна». За весь день видели меньше десятка машин. Есть один сильно напрягающий момент: вдоль дорог часто видно валяющиеся разодранные покрышки, это что-то вроде mementō morī автомобилиста.




Ехать довольно тяжело, младшее трио начинает уставать и буянить. Постоянно нужно менять им занятия: то аудиосказки, то устные игры, то кормежка, то чтение и тд. Это очень утомляет, конечно. Старшим все хорошо, сидят и то читают, то слушают музыку, то в телефонах виснут, когда появляется связь.


Подпись

Притормозили у руин монастыря Бигер Номин. От монастыря остались только оплывшие глиняные фундаменты. Утверждается, что монастырь был построен более 700 лет назад. Сейчас рядом с руинами установлена ступа и статуя Будды.


дети стали называть коз мантами: "о, манты пасутся!"

Самая нерешаемая для меня проблема пока что – это еда. Чем всех кормить? В местных магазинах типа сельпо есть только чоко пай с дошираком. Хлеба нет, молочки нет, мяса никакого нет. Кафе или чего-то в этом роде, где можно покормить хоть чем-то детей на обед, тоже в пустыне нет. Во всяком случае, мы пока не видели. Это очень удручает. Хорошо, у меня запас тушенки и молока с молочной кухни. Но не хватит же их на всю поездку, и что делать? Сегодня провальный обед, мы с Ксеней ходили в местные сельпо, разжились только какими-то странными сухими сладкими лепешками большого диаметра, чоко-паем и несколькими несъедобными вялыми странными огурцами. Хорошо, в холодильнике лежит последний российский сыр и батон странной местной колбасы, купленный в  «большом» городе. Ужасно ругаю себя, что доверилась в вопросе еды Кириллу. Он авторитетно сказал, что везти ничего не надо вообще, потому что в Монголии в каждом селе есть что-то типа нашей Пятерочки. Ну-ну. Сама виновата. Сейчас бы был запас финкрипсов, колбасы сырокопченой хорошей и сыра, мы бы бед не знали. Надо было включать голову самой, зачем монголам пятерочка, если у них , условно, на 3 миллиона человек 50 миллионов скота? Ясно же, что у всех все свое.



В планах было доехать до Шинэжинста и заночевать за ним. Но едем мы очень медленно. В итоге не доехали до него более сотни километров. Лагерь поставили просто в пустыне. Нашли место поровней, а от ветра здесь никуда не спрячешься. Ставим маленькие палатки покучнее и кое-как загораживаем их от ветра автобусом.


Озеро Хутаг-Нуур рядом с нами, близко вставать не стали, насекомые у воды

 

Часть 10 Часть 12

     

Оглавление

На страницу с путешествиями