День 16. (1 августа)

Кошмар какой, начался последний летний месяц! Я морально не готова. Живу с ощущением, что впереди еще масса времени для отдыха, но, кажется, это уже не так.

Сегодня мы решили положить спать трех мелких вместе, а Сашу с Ксеней. Провальный вариант. Леля ночью вылезла из спальника и стала плакать, что замерзла, Кирилл ходил засовывал ее обратно. Потом она стала ныть, что хочет пить, и чесаться, пришлось забирать ее к нам. Я две недели спала без нее, соскучилась. Малыш подмышкой+shift, даже такой беспокойный как Лелька – это все равно радость.

Лелька все еще сладкий малыш

Ночью начался сильный дождь. Как оказалось позже, я обрадовалась, что можно поспать спокойно, во время дождя всегда хорошо спится, а Кирилл лежал и молился, чтобы случился просвет. И он таки его дождался в 7 утра, стремительно всех поднял, чтобы спальники убрать в бокс до новой волны дождя, чтобы вещи остались сухими. Мы очень шустро сварили и съели кашу, заварили последнюю порцию горного чабреца. Палатки собрали мокрыми, остальные вещи остались сухими. К счастью, дождя так и не случилось, даже солнце вышло, которого вчера весь день не было. Выехали до 9 утра.

Странные шумы, решили, что потек гур. К чему бы это. Кирилл мрачнее тучи. (После оказалось, что с гуром все нормально. Но что были за звуки - не ясно. Потом они пропали). До асфальта нам еще 4 дня оффроуда как минимум. Все нервничаем. Ругаю себя, что мы поехали в Гоби, хотя Кирилл предлагал слиться. Любопытство – страшная вещь. Чувствую себя виноватой.

По-прежнему вдоль дорог иногда попадаются драные шины, это пугет. И еще несколько раз видели скелеты съеденных кем-то животных, трудно определить, кто именно, размер примерно с козла, так что, скорее всего, козы.

Помолились, мы теперь всегда утреннее правило в машине поем сразу после выезда. Дальше слушаем «Чевостика» про динозавров, дети попросили. Их же здесь, в Гоби нашли как раз.

моблофоточки с заднего ряда
Переезжаем через пересохшие русла частенько, именно в них для нас опасность
Редкая картина - много травы
Сайра - пересохшее русло

Баянцагаан

Нина напугана, внизу в провале оказались разлагающиеся туши упавших и переломавшихся коз
Вот такие бывают промоины и трещины, в них падают животные, видели много раз скелеты и раздутые туши

Слышу странное шуршание, думала, прокололи колесо, шина шуршит по песку, выпрыгнула, нет, колеса целы. Села, проехали еще пару метров, шуршание осталось, поняла, что что-то отвалилось и тянется за машиной. Выпрыгнула, смотрю под днище, оп-па, опять защита картера, чтоб ее! С какой стати? Мы не бились брюхом, ничего такого, Кирилл ехал аккуратно, на цыпочках просто. Дичь какая-то. Отвинтили, положили в багажник, тронулись. Ошибка двигателя. Стало очень страшно. Отправила мелких гулять вокрг, Кирилл с Саней подключились к машине через приложение и стали смотреть код ошибки, Саня параллельно гуглил, что это и можно ли ехать. Поняли, что что-то с датчиком кислорода на катализаторе, можно ехать. Выдохнули.

Надо дотянуть до ближайшей деревни и починить. С катализатором в Монголии вообще не разобраться. Эта проблема останется до дома.

Шинэжинст

Подпись
Оля ест отруби из стаканчика

Кирилл везунчик. Остановился у первого же забора, где стояла машина и два мужика что-то делали, показал защиту, на ломаном жестовом объяснил, что ищет авторемонт. Мужики посмотрели-посмотрели и махнули рукой, давай сюда во двор заезжай. Во дворе сарай и несколько жилых юрт. Мы припарковались, поддомкратили машину нашим домкратом, Кирилл с Саней остались у машины помогать, а нас с девочками позвали в юрту.

опять двадцать пять

Дети были счастливы, да и я тоже, мы первый раз были в настоящей жилой юрте! В ней было очень уютно, по периметру стоит низкая мебель, буфет, шкафчики, кровати, в центре печка, по кругу как подзор на кроватях деревенских – широкое кружево, чисто, светло. Прекрасное жилище! Я помню киргизские юрты внутри, они куда менее уютные были.
Пока мужчины чинили защиту картера, мы с девочками сидели в юрте, девочкам включили русские мультфильмы, они были рады. Потом всех накормили лапшой с бульоном и козьим мясом.
Забавно, что мы потом видели в музеях, у них традиционно по центру юрты напротив входа что-то вроде нашего красного угла, стоят статуэтки буддийские и благовония, а теперь в совеременных юртах там телевизор, божница осталась, но подвинулась.
150000 – ремонт машины

Видео

Когда мы зашли в юрту, телевизор не работал, потом пришла девочка-подросток вроде нашей Ксени и включила монгольские мультики, это было очень забавно. Нарисованы плохо, но хоть не понятно, что говорят. Потом пришла заботливая мама и переключила на какой-то русский канал с жуткими мультфильмами на русском. Ничего не объяснишь. У нас дома нет телевизора, такие русские мультики новые производят какое-то кошмарное впечатление: пустота помноженная на пустоту. И сама ситуация дикая: сидим посреди Гоби в юрте у монголов и смотрим тупые русские мультики. Детей не оторвать.

хлеб нам достали из морозильника, тот самый единственный сухой
и безвкусный "кирпич", который есть в Монголии.
После окончания ремонтных работ монголы попросили сфотографировать их девочку с нашими

традиционная монгольская многополоска

Сегодня с 2200 спускаемся до 800 метров над уровнем моря. Меняются климатические пояса, из горного района оказываемся в настоящей пустыне с саксаулом, песчаными барханами и горячим ветром. В каком-то отчете по Монголии видела фразу, что говь Алтайская сменяется еще какой-то более говеной говью, смеялась. Но жизненно, да. (Говь - по-монгольски пустыня).

Много рулит Сашка, он лихо гонит несколько часов по песчаному дну сайры, оставшейся от пересохшей реки. Это похоже на
настоящий слалом. Мне неспокойно, пока он за рулем, но Кирилл пускает, так что молчу. Мне вообще тут неспокойно, а так хоть Кирилл отдыхает. Я сама рулить тут категорически не хочу. Если припрет, будет необходимо - сяду, если не припрет - спасибо, не надо. Кирилл недоумевает и постоянно зовет порулить, не понимает, почему я не хочу. Мальчики такие мальчики.

Кирилл отмечал при подготовке к путешествию у себя на карте источники, сейчас подъехали к одному из них, нам нужно пополнить запас воды. Это колодец и труба, из которой натекает лужа, тут водопой у животных, растет трава, кучкуются по бокам верблюды и кони. Вода дает жизнь. Отгоняем животных, отодвигаем крышку колодца, Кирилл наполняет канистры, а дети пока бегают и отдыхают от тряски в машине.

Саня подъезжает поближе к "колодцу"
несчасчастные животные сбегают от наших детей куда подальше
У Лелечки, как обычно "ножки болят, хочу на ручки"
Подпись

дети бегают за лошадьми
колодец

Источник - это небольшой колодец и труба, из которой еле-еле течет струйка воды. Где вода - там кучкуются животные. Вокруг источника бродят табуны лошадей. Мы сняли крышку с колодца и наполнили канистры, погружая их в воду. Вода холодная и чистая. Теперь снова у нас полный запас воды - 65 литров плюс куча маленьких бутылок в салоне. Уровень в колодце сильно упал, тяжело было наполнять последние канистры. Лошади недоуменно уставились на пустую трубу. Вода теперь у них будет не скоро.

Дерево!

Проехали мимо описанного во всех отчетах "одинокого дерева". Деревьев не встречали сотни километров ни до, ни после него.

опять гоним по сайре (сайра - это пересохшее русло в Гоби)
Пустыня
опять колесо спустило

Сработал датчик проколов. Дырку нашли быстро. Из-за подспущенных колес выдавило жгут, который мы с Нинкой ставили весной по дороге в деревню. Поставили новый жгут, накачали и поехали дальше. Пока мы возились с колесом, дети бегали по пустыне и рисовали человечков на пыльной машине.

первый раз почувствовали горячий ветер
вытряхивает песок
нашли себе доску для рисования, гобийская пыль облепила машину внутри и снаружи
Видео

В какой-то момент в пустыне нас догоняет белый джип, люди машут, мы открываем окна и вдруг понимаем, что это Миша и Света с детьми, те ребята из Свердловска, с которыми мы ночевали на погранпереходе. Удивительное дело! У нас были разные маршруты, не думали, что еще тут пересечемся, но вот оказалось, что и они, и мы планируем ночевку в оазисе сегодня. Едем параллельно, останавливаемся то и дело фоткать, мы в какой-то момент застряли в песке, но откопались, встречаемся с ребятами у оазиса, ставим рядом палатки и проводим отличный вечер. Дети счастливы, мало того, что куча песка для игр, еще и компания прекрасная.

Кирилл становится существенно спокойнее, на одной машине в Гоби страшно все-таки. Особенно, если эта машина не джип. Вообще нет машин и юрт, полная изоляция.

Джип
Видео
Саксаул - единственное, что тут растет живое
наше любимое развлечение на ближайшие пару дней
Застряли на ровном месте, но сами откопались
детям везде хорошо, это же большая песочница!
старший и младший

Оазис Зулунгай

оазис
сын

Ручей по щиколотку

отцы смотрят места под палатки

Оазис классический: пустыню разрывает небольшой каньон, в котором в самом низу течет ручей. Это не река, уходящая куда-то на километры, это именно небольшой ручей, который вдруг появляется из земли и прорубает себе каньон, а потом так же внезапно исчезает.

мелочь
Песочница

Саня едет к найденным под палатки местам
Сильный ветер. Ставим маленькие палатки и загораживаем их от ветра машиной

Мы поставили палатки наверху и пошли все по очереди мыться на ручей, сначала чашками, черпая воду и поливая. Потом притащили к ручью детский столик, аккумулятор и душ. Насос душа положили в миску и в ручей, на столике разложили шампуни и гели для душа. Даже головы смогли помыть. И такое облегчение и радость, как хорошо смыть с себя песок.

Место дивное, одна из лучших в этом путешествии стоянок. Дети старшие сидели вечером с нами у костра из саксаула, потягивали мускатель, смотрели на огромную луну и рассуждали, что для полного счастья не хватает тут моря рядом.

Уложили детей и сидели старшим составом с Мишей и Светой, вспоминали разные дорожные байки, которых у нас у всех море. Мускатель сменился егерем, который достали ребята, разговоры перевалили за полночь. Около часа ночи усилием воли встали от костра и пошли спать. В этот раз дождя не ждем, поэтому палатки поставили без тентов, спим практически на улице, отгороженные сетками от вездесущих муравьев. Луна светит в лицо, тихо, костер догарает, его видно через ткань палатки. Тихая очень приятная ночь. Спали на простынях, укрывались раскрытыми спальниками. Сейчас бы флисовые пледы пригодились, но они улетели на Алтае…