(Часть 17)
Улан-Батор
Кухня и зал |
День
22. (7 августа) |
Зал |
Кухня. Монголы сидят на корточках у стола, им стулья не нужны. |
Кухня и зал |
Кирилл, добрая душа, сходил в ближайший маркет за продуктами к завтраку и мы устроили пир горой. Йогурты, омлет, местная штука вроде мацони, бутеры, какао, кофе, у Лельки – традиционно водяная каша. Надя так соскучилась по Растишке, что слопала 8 штук сразу. |
Окна между залами. Зачем? |
мы соорудили из мебели из разных комнат стол, но все всемером одновременно все равно сесть не могли |
Сегодня наш первый день в Улан-Баторе, в планах буддийские монастыри, Национальный музей, центральная площадь и встреча с друзьями из Екатеринбурга, с которыми мы ночевали вместе на границе с Монголией и потом провели две ночи и день в пустыне. |
Цум. Улсын Их Дэлгүүр
Цум. Улсын Их Дэлгүүр |
Начали с ЦУМа, потому что Сашка попросил сводить его за одеждой, у него же улетела вся одежда, он ходит в моей футболке и Кирилловых шортах. Там же разменяли рубли, прогулялись в поисках знакомых брендов, ушедших из России после начала СВО. Нашли Некст и купили там Наде немного скидочной одежды и Лельке сандалии. И мне перепало, хотя я и не собиралась. Но я очень люблю Некст, в далекие времена, когда работала школьной училкой, часто покупала именно в Нексте. Не удержалась тут от покупки, и Кирилл с легкостью разрешил. Саня с унылым видом побродил по магазинам, сел на скамейку читать книгу и сказал, что закажет в Москве барахло в привычных местах, шопинг его печалит. Ну, ладно. |
Этот центральный магазин явно для богатых монголов. Цены очень высокие, в магазинах народу почти нет. Банк и сотовая связь на последнем этаже. |
Цум. Улсын Их Дэлгүүр |
Идем гулять по столице |
В ЦУМе положили денег на местную симку и снова обзавелись интернетом. Сразу списались с екатеринбуржцами и договорились, где вместе пообедаем. |
Проспект Мира |
Цум. Улсын Их Дэлгүүр |
Проспект Мира |
Проспект Мира |
Дом 1950-х |
Проспект Мира |
Чингис Хааны Цэцэрлэг |
Чингис Хааны Цэцэрлэг
Чингис Хааны Цэцэрлэг |
Чингис Хааны Цэцэрлэг |
Пришли на главную площадь столицы - площадь Чингис-Хана. Это большая (по меркам скученного и очень плотного Улан-Батора) площадь, окруженная разношерстными эклектичными пафосными зданиями. В центре что-то вроде сада и газонов. Причем, центральные и самые большие газоны - искусственные. Еще есть целая серия фонтанов и большой безвкусный дворец - Национальное собрание со статуей сидящего Чингис-хана. |
Чингис Хааны Цэцэрлэг |
Чингис Хааны Цэцэрлэг |
Улан-Батор производит впечатление неблагополучного кое-как построенного города, совершенно безвкусного и не цельного. Кажется, что город строился вообще без какого-либо плана и смысла. Здания настроены где попало и как попало, совершенно не сообразуясь друг с другом. Похоже, что у города нет какого-то архитектурного надзора, что заботится о едином облике города. Здесь, кажется, вообще нет никому никакого дела до городской среды для жизни. Удивительное дело, мы наблюдали на окраинах города, как строятся огромные шопинг-центры со стоянками на тысячи машин, к которым подходят узенькие однополосные дороги. Столица сейчас в вечных пробках, что будет дальше? Ведь уже все застроено, как проложить широкие шоссе? |
Чингис Хааны Цэцэрлэг |
Чингис Хааны Цэцэрлэг |
Сталинский ампир |
Искусственный газон |
Чингис Хааны Цэцэрлэг. Здание Национального собрания |
Сүхбаатарын хөшөө. Генерал Сухэ-Батор возглавил борьбу за независимость Монголии от Китая |
Нулевой километр |
Сүхбаатарын хөшөө. Генерал Сухэ-Батор |
Здание Национального собрания со статуей Чингис-хана |
Чингис-Хан |
Свадьба |
Свадьба |
Свадьба |
Панорама крутится мышкой+shift |
Панорама крутится мышкой+shift |
Монгольский национальный исторический музей
Потом мы пошли в Монгольский национальный исторический музей. Музей интересный и стоит посещения. В нем несколько залов посвященных национальным костюмам и быту монголов. |
Каменные "бабы" |
Национальный костюм |
Юрта |
Юрта |
Дрель и другие инструменты |
В музее есть зал, посвященный последнему великому хану Монголии Богдо-гэгэну VIII. Интересно рассматривать его фотографии. Удивительно, что выражения лиц и какой-то грустный отрешенный взгляд так характерны для всех последних правителей разных стран конца XIX - начала XX века. Его судьба многим напоминает жизнь Далай-ламы XIV, известного по фильму Кундун. Про Богдо-Гэгэна мы расскажем позже, когда посетим его Дворец. |
Богдо-гэгэн VIII и его супруга Цэндийн Дондогдулам |
Улица Тагнуулын Еренхий Газрын |
После музея пошли в Пиццу Хат, где договорились встретиться с нашими знакомыми из Екатеринбурга. |
отцы |
Посидели отлично в пиццерии с екатеринбуржцами и пошли вместе к музею динозавров. Тот оказался заперт, нет электричества. Работник музея, сидевший на лавочке рядом, подошел и на ломаном русском объяснил, что электричества нет из-за их внутренних проблем, а не из-за России. Забавный. |
У музея прощаемся с друзьями и идем разными путями, мы хотим посмотреть один из редких сохранившихся буддийских монастырей Монголии. Дело в том, что во время борьбы с религией в стране были полностью уничтожены почти все буддийские храмы и монастыри. Те что стоят сегодня, построены заново и не имеют каких-то исторических артефактов. |
Чойжин ламын сум
Храм-музей Чойджин-ламы (монг. Чойжин ламын сүм) — храмовый комплекс начала XX века в столице Монголии Улан-Баторе. В настоящее время — музей тибето-монгольского религиозного искусства. |
В 1875 году шестилетний Богдо-гэгэн VIII прибыл в Монголию вместе со своим младшим братом Лувсанхайдавом (1871—1918). Когда Лувсанхайдаву исполнилось 12 лет, личный учитель Богдо-гэгэна Балданчоймбол решил сделать из него прорицателя и в 1884 году пригласил из Тибета чойджин-ламу Сэтээва для исполнения ритуала нисхождения в ребёнка духа-провидца (чойжин). Совместно с ним ритуал нисхождения исполнил и ургинский лама Лувсанпэлжээ. Главными духами-провидцами, на которых опирался Лувсанхайдав в своей практике, стали Найчин-чойжин, Зэмэр-чойжин и Дордже Шугден. Предполагалось, что эти духи станут опорой монгольской государственности и помогут изгнать маньчжурскую власть из Халхи. Сам Лувсанхайдав был известен как поклонник «красной веры» и не придерживался общепринятой в школе гелуг практики целибата, женился. |
Первый храм, построенный для государственного чойжин-ламы в 1896—1902 годах в ургинском Зуун-хурэ на народные пожертвования, в 1903 году погиб в пожаре. Тогда Лувсанхайдав на собственные средства и средства собственной жены Сурэнхорло, — дочери управляющего китайским торговым кварталом Урги Маймачен, — начал создание нового каменного храма вокруг уже построенного на этом месте в 1891-1901 годах храма Зуу. В 1906 году Лувсанхайдав отправил императору Гуансюю сопровождённое подарками письмо, в котором заверил его в том, что в новом храме будут молиться за его долголетие и за прочность имперской власти, а также испрашивал официальное название для храма; в результате храм получил имя «Храм распространения милостей» (монг. Өршөөлийг хөгжүүлэгч сүм). В 1908 году строительство храмового комплекса было завершено. Богдо-гэгэн дал ему имя «Дворец, подавляющий все виды чёрных демонов и творящий великое неколебимое блаженство» (Хар, зүгийн шулмасын аймгийн омгийг дарагч, их амгалангийн урвалтгүй зүтгэн бүтээсэн орд харш). |
Входной Храм Махараджи |
Вплоть до 1936 года в храме проходили службы, а в 1938 году, во время репрессий духовенства в Монголии храм был закрыт, и, вероятно, был бы снесён, однако в 1940 году по постановлению Учёного комитета Монголии храм было решено оставить в качестве памятника архитектуры. В 1941 году он был взят под защиту государства, а в 1942 году было принято решение использовать помещения храма под антирелигиозный музей (позже — «Музей истории религии»). |
Фрагмент кровельного украшения |
Автором большинства проектов строений комплекса, строившегося из дерева, был монгольский архитектор Омбогийн. Архитектура комплекса испытала существенное влияние китайского зодчества. В изготовлении ритуальной утвари, в частности изображений-танка, принимал участие будущий основатель современной монгольской живописи, Балдугийн Шарав. На украшения всего комплекса было потрачено 1821,2 кг чистого серебра. |
Фрагмент кровельного украшения |
Чтобы попасть на территорию монастыря, необходимо пройти Храм Махараджи, посвященный хранителям четырех сторон света, статуи которых были сделаны монгольскими мастерами из папье-маше и установлены на входе. Махараджи — цари четырех сторон света. Их статуи обычно находятся в главном храме каждого монастыря, а их изображения располагают на входе и выходе из помещения. Появление хранителей связано с историей из древней сутры, согласно которой во времена Будды Кашьяпы у подножия горы Сумеру обитали змееподобные существа – наги, царями которых были Угчун и Угчен. А Дачен и Дачун правили у гарудов – полулюдей-полуптиц, живших на вершине горы. Между гарудами и нагами шла постоянная борьба до тех пор, пока они не поверили в Будду. Во время пришествия Шакьямуни в наш мир, каждый из бывших царей переродился в четырех махараджей – хранителей четырех сторон света. |
Пагжийбуу | Намсрай |
Пагжийбуу – фигура темно-синего цвета, царь юга. В правой руке он держит меч, отгоняющий врагов, в левой – раковину для богослужений. Жамийсан – фигура красного цвета, царь запада. В правой руке у него – ступа, а в левой – змея, как символ защиты от злых духов. Ёлхорсурэн – фигура белого цвета, царь востока. В руках у него музыкальный инструмент – лютня, приносящий людям радость и веселье. Намсрай – фигура золотисто-желтого цвета, царь севера. В правой руке – религиозный зонтик, защищающий от темных сил, в левой – мышь, изрыгающая драгоценности, как символ богатства. |
Пагжийбуу |
Под ногами махараджей находятся 8 фигур животных, людей и змеи. Данная поза символизирует превосходство религии над всеми другими силами. |
Под ногами |
Ёлхорсурэн | Жамийсан |
Фрагмент кровельного украшения |
Каменные львы-стражи храма |
Главный храм |
Главный храм |
Фрагмент кровельного украшения |
Каменные львы-стражи храма |
Терраса главного храма |
Терраса главного храма |
Молитвенный домик в форме юрты |
Главный храм |
В главном храме находится статуя Будды Шакьямуни XVIII века, по правую руку от неё находится статуя Лувсанхайдава, по — левую — мумифицированное тело ламы Балданчоймбола. |
Главный храм состоял из двух помещений: в первом шли богослужения, а в другом – проходили сеансы предсказаний. |
Главный храм |
Главный храм |
Храм Амалган |
Храм Амгалан или Храм Благоденствия посвящен жизни религиозного лидера Монголии начала XVII века, первого Богдо Гэгэна – Занабазара. Здесь хранится его автопортрет, статуя из папье-маше, произведения его авторства – множество картин и скульптур, а также уникальный экспонат – тысячелетняя бронзовая ступа, которую Занабазар привез из Тибета. |
Кровля |
Храм Амалган |
Храм Амалган |
Главный храм |
Балки |
Главный храм |
Главный храм |
Храм Дзу |
Кровля |
Храм Дзу |
Храм Дзуу |
Храм Дзуу имеет необычный интерьер: стены выполнены в виде пещер, в которые помещены фигуры, символизирующие 16 проповедников буддизма, которые отреклись от мира и ушли жить в пещеры. Напротив входа установлены статуи Будды Шакьямуни, изображающие его в 3 ипостасях: прошлом, настоящем и будущем. |
Затем Кирилл нас закидывает в местный парк развлечений, а сам уезжает менять масло в тачке и искать мочевину, без нее наша машина встанет через 1000 км. |
Национальный парк культуры и отдыха
Видео |
В парк сходили замечательно, мы не ходим в Москве в такие места обычно, только в поездках. Дети были счастливы, я хотела, чтобы они как следует расслабились все, разрешала и сама предлагала покупать то, что обычно не разрешаю. Они укатались на аттракционах, наелись ваты, мороженого и прочей белиберды, наигрались на площадках. Нинка сказала, что это был самый счастливый день за все путешествие. |
Возникает закономерный вопрос, зачем надо было везти их в Монголию в таком случае, если можно было просто сводить в парк развлечений… Цены тут менее кусачие, чем в Москве. Билет на 4 аттракциона стоит 20 тысяч (примерно 500 рублей), мороженое – 2 тысячи (50 рублей) и тд. Можно шикануть разок. Санька водрузился вместе со всеми на лошадку на карусели, радовался как малыш. Нинка с Надей извозились в сладкой вате так, что пришлось их мыть. Хороший вечер, веселый, беззаботный. Заботы все выпали на долю Кириллу, он возился с машиной, потом, надеюсь, сам напишет. |
Видео |
Часа через три с половиной, в девятом часу вечера, Кирилл нас подобрал от ворот парка, поехали домой. Зашли по дороге в супермаркет, очень хотелось приготовить какую-то нормальную домашнюю еду на вечер, но мяса сырого опять нет, покупать и есть манты из козла не хочется. Нашла какие-то на вид приличные сосиски, купила капусту, чтоб дома быстренько сварганить солянку. Дома быстренько сделала солянку, Ксеня нарезала овощей, поужинали с местным пивом (приличное называется Алтай Говь), и опять свалились спать. Намотали под 20.000 шагов за день, с непривычки устали, три недели мало гуляли, ноги отвыкли. |
С большим трудом удалось найти автосервис, который взялся поменять масло. Это был большой фирменный центр с несколькими подъемниками. Но монголы - те еще мастера. Даже в таком центре у них устроено примерно так же как в придорожном Дугуй засваре. Интсрументы - плохие, в сервисе не было дрели!!! Ну и сами работники криворукие и неопытные. Не сняли защиту двигателя от пыли сверху и залили всю ее маслом. Пролили пол-литра моего дорогущего Total. AdBlue у них не было, послали в какой-то магазин масел. Там тоже нет. По дороге заезжал в несколько фирменных заправок, там не знают, что это такое. Начинает закрадываться сомнение, что вообще можно купить мочевину в Улан-Баторе. А через 1000 км двигатель не заведется. Продумываем запасной вариант на этот случай - уехать в Россию через Кяхту, до нее сильно меньше 1000, а в Кяхте, да и вообще в России мочевина есть на любой большой заправке. |
Часть 16 | Часть 18 |