(Часть 17)

 

Улан-Батор

Кухня и зал


День 22. (7 августа)
Встали поздно, часов в 9, ни у кого не было сил подрываться раньше. Меня при утреннем свете дом очаровал. Люблю такое: старый, обшарпанный, его надо срочно заселить, обжить и любить. Кирилл прошелся, посидел на диване и изрек: я смирился с этой квартирой, ладно. Дети с воплями носились и исследовали закоулки.


Зал

Кухня. Монголы сидят на корточках у стола, им стулья не нужны.
Кухня и зал

Кирилл, добрая душа, сходил в ближайший маркет за продуктами к завтраку и мы устроили пир горой. Йогурты, омлет, местная штука вроде мацони, бутеры, какао, кофе, у Лельки – традиционно водяная каша. Надя так соскучилась по Растишке, что слопала 8 штук сразу.


Окна между залами. Зачем?

мы соорудили из мебели из разных комнат стол, но все всемером одновременно все равно сесть не могли

Сегодня наш первый день в Улан-Баторе, в планах буддийские монастыри, Национальный музей, центральная площадь и встреча с друзьями из Екатеринбурга, с которыми мы ночевали вместе на границе с Монголией и потом провели две ночи и день в пустыне.
По мощным Уланбаторским пробкам докатили до магазина и с трудом запарковались в случайно обнаруженную дырку в переулке рядом с Цумом. С парковками в столице очень и очень печально. Их здесь нет в принципе. Все встают, как попало, и в центре припарковаться просто невозможно.


Цум. Улсын Их Дэлгүүр

Цум. Улсын Их Дэлгүүр

Начали с ЦУМа, потому что Сашка попросил сводить его за одеждой, у него же улетела вся одежда, он ходит в моей футболке и Кирилловых шортах. Там же разменяли рубли, прогулялись в поисках знакомых брендов, ушедших из России после начала СВО. Нашли Некст и купили там Наде немного скидочной одежды и Лельке сандалии. И мне перепало, хотя я и не собиралась. Но я очень люблю Некст, в далекие времена, когда работала школьной училкой, часто покупала именно в Нексте. Не удержалась тут от покупки, и Кирилл с легкостью разрешил. Саня с унылым видом побродил по магазинам, сел на скамейку читать книгу и сказал, что закажет в Москве барахло в привычных местах, шопинг его печалит. Ну, ладно.



Этот центральный магазин явно для богатых монголов. Цены очень высокие, в магазинах народу почти нет. Банк и сотовая связь на последнем этаже.


Цум. Улсын Их Дэлгүүр
Идем гулять по столице

В ЦУМе положили денег на местную симку и снова обзавелись интернетом. Сразу списались с екатеринбуржцами и договорились, где вместе пообедаем.


Проспект Мира
Цум. Улсын Их Дэлгүүр
Проспект Мира


Проспект Мира
Дом 1950-х
Проспект Мира
Чингис Хааны Цэцэрлэг


Чингис Хааны Цэцэрлэг

Чингис Хааны Цэцэрлэг
Чингис Хааны Цэцэрлэг

Пришли на главную площадь столицы - площадь Чингис-Хана. Это большая (по меркам скученного и очень плотного Улан-Батора) площадь, окруженная разношерстными эклектичными пафосными зданиями. В центре что-то вроде сада и газонов. Причем, центральные и самые большие газоны - искусственные. Еще есть целая серия фонтанов и большой безвкусный дворец - Национальное собрание со статуей сидящего Чингис-хана.


Чингис Хааны Цэцэрлэг

Чингис Хааны Цэцэрлэг

Улан-Батор производит впечатление неблагополучного кое-как построенного города, совершенно безвкусного и не цельного. Кажется, что город строился вообще без какого-либо плана и смысла. Здания настроены где попало и как попало, совершенно не сообразуясь друг с другом. Похоже, что у города нет какого-то архитектурного надзора, что заботится о едином облике города. Здесь, кажется, вообще нет никому никакого дела до городской среды для жизни. Удивительное дело, мы наблюдали на окраинах города, как строятся огромные шопинг-центры со стоянками на тысячи машин, к которым подходят узенькие однополосные дороги. Столица сейчас в вечных пробках, что будет дальше? Ведь уже все застроено, как проложить широкие шоссе?
Во всем городе кроме железнодорожных мостов мы видели не больше трех автомобильных мостов!!! Что такое автомобильные развязки здесь не знают. Везде светофоры и жуткие пробки.



Чингис Хааны Цэцэрлэг

Чингис Хааны Цэцэрлэг



Сталинский ампир
Искусственный газон

Чингис Хааны Цэцэрлэг. Здание Национального собрания


Сүхбаатарын хөшөө. Генерал Сухэ-Батор возглавил борьбу за независимость Монголии от Китая
Нулевой километр
Сүхбаатарын хөшөө. Генерал Сухэ-Батор
.

Здание Национального собрания со статуей Чингис-хана
Чингис-Хан

Свадьба

Свадьба
 

Свадьба

Панорама крутится мышкой+shift
Панорама крутится мышкой+shift

 

Монгольский национальный исторический музей




Потом мы пошли в Монгольский национальный исторический музей. Музей интересный и стоит посещения. В нем несколько залов посвященных национальным костюмам и быту монголов.


Каменные "бабы"

Национальный костюм








Юрта

Юрта
Дрель и другие инструменты


В музее есть зал, посвященный последнему великому хану Монголии Богдо-гэгэну VIII. Интересно рассматривать его фотографии. Удивительно, что выражения лиц и какой-то грустный отрешенный взгляд так характерны для всех последних правителей разных стран конца XIX - начала XX века. Его судьба многим напоминает жизнь Далай-ламы XIV, известного по фильму Кундун. Про Богдо-Гэгэна мы расскажем позже, когда посетим его Дворец.


Богдо-гэгэн VIII и его супруга Цэндийн Дондогдулам
 
Улица Тагнуулын Еренхий Газрын

После музея пошли в Пиццу Хат, где договорились встретиться с нашими знакомыми из Екатеринбурга.



отцы

Посидели отлично в пиццерии с екатеринбуржцами и пошли вместе к музею динозавров.  Тот оказался заперт, нет электричества. Работник музея, сидевший на лавочке рядом, подошел и на ломаном русском объяснил, что электричества нет из-за их внутренних проблем, а не из-за России. Забавный.




У музея прощаемся с друзьями и идем разными путями, мы хотим посмотреть один из редких сохранившихся буддийских монастырей Монголии. Дело в том, что во время борьбы с религией в стране были полностью уничтожены почти все буддийские храмы и монастыри. Те что стоят сегодня, построены заново и не имеют каких-то исторических артефактов.
Надо было идти пешком, но мы зачем-то дошли до нашей удачно припаркованной машины и решили немного подъехать. Рядом с монастырем все парковки были забиты, так что мы заперли сразу несколько машин у какого-то офиса. Охранник сказал, что все нормально, и мы пошли смотреть монастырь.

 

Чойжин ламын сум

Храм-музей Чойджин-ламы (монг. Чойжин ламын сүм) — храмовый комплекс начала XX века в столице Монголии Улан-Баторе. В настоящее время — музей тибето-монгольского религиозного искусства.




В 1875 году шестилетний Богдо-гэгэн VIII прибыл в Монголию вместе со своим младшим братом Лувсанхайдавом (1871—1918). Когда Лувсанхайдаву исполнилось 12 лет, личный учитель Богдо-гэгэна Балданчоймбол решил сделать из него прорицателя и в 1884 году пригласил из Тибета чойджин-ламу Сэтээва для исполнения ритуала нисхождения в ребёнка духа-провидца (чойжин). Совместно с ним ритуал нисхождения исполнил и ургинский лама Лувсанпэлжээ. Главными духами-провидцами, на которых опирался Лувсанхайдав в своей практике, стали Найчин-чойжин, Зэмэр-чойжин и Дордже Шугден. Предполагалось, что эти духи станут опорой монгольской государственности и помогут изгнать маньчжурскую власть из Халхи. Сам Лувсанхайдав был известен как поклонник «красной веры» и не придерживался общепринятой в школе гелуг практики целибата, женился.



Первый храм, построенный для государственного чойжин-ламы в 1896—1902 годах в ургинском Зуун-хурэ на народные пожертвования, в 1903 году погиб в пожаре. Тогда Лувсанхайдав на собственные средства и средства собственной жены Сурэнхорло, — дочери управляющего китайским торговым кварталом Урги Маймачен, — начал создание нового каменного храма вокруг уже построенного на этом месте в 1891-1901 годах храма Зуу. В 1906 году Лувсанхайдав отправил императору Гуансюю сопровождённое подарками письмо, в котором заверил его в том, что в новом храме будут молиться за его долголетие и за прочность имперской власти, а также испрашивал официальное название для храма; в результате храм получил имя «Храм распространения милостей» (монг. Өршөөлийг хөгжүүлэгч сүм). В 1908 году строительство храмового комплекса было завершено. Богдо-гэгэн дал ему имя «Дворец, подавляющий все виды чёрных демонов и творящий великое неколебимое блаженство» (Хар, зүгийн шулмасын аймгийн омгийг дарагч, их амгалангийн урвалтгүй зүтгэн бүтээсэн орд харш).



Входной Храм Махараджи

Вплоть до 1936 года в храме проходили службы, а в 1938 году, во время репрессий духовенства в Монголии храм был закрыт, и, вероятно, был бы снесён, однако в 1940 году по постановлению Учёного комитета Монголии храм было решено оставить в качестве памятника архитектуры. В 1941 году он был взят под защиту государства, а в 1942 году было принято решение использовать помещения храма под антирелигиозный музей (позже — «Музей истории религии»).


Фрагмент кровельного украшения

Автором большинства проектов строений комплекса, строившегося из дерева, был монгольский архитектор Омбогийн. Архитектура комплекса испытала существенное влияние китайского зодчества. В изготовлении ритуальной утвари, в частности изображений-танка, принимал участие будущий основатель современной монгольской живописи, Балдугийн Шарав. На украшения всего комплекса было потрачено 1821,2 кг чистого серебра.


Фрагмент кровельного украшения


Чтобы попасть на территорию монастыря, необходимо пройти Храм Махараджи, посвященный хранителям четырех сторон света, статуи которых были сделаны монгольскими мастерами из папье-маше и установлены на входе.

Махараджи — цари четырех сторон света. Их статуи обычно находятся в главном храме каждого монастыря, а их  изображения располагают на входе и выходе из помещения. Появление хранителей связано с историей из древней сутры, согласно которой во времена Будды Кашьяпы у подножия горы Сумеру обитали змееподобные существа – наги, царями которых были Угчун и Угчен. А Дачен и Дачун правили у гарудов –  полулюдей-полуптиц, живших на вершине горы. Между гарудами и нагами шла постоянная борьба до тех пор, пока они не поверили в Будду. Во время пришествия Шакьямуни в наш мир, каждый из бывших царей переродился в четырех махараджей – хранителей четырех сторон света.


Пагжийбуу
Намсрай

Пагжийбуу – фигура темно-синего цвета, царь юга. В правой руке он держит меч, отгоняющий врагов, в левой – раковину для богослужений.

Жамийсан – фигура красного цвета, царь запада. В правой руке у него – ступа, а в левой – змея, как символ защиты от злых духов.

Ёлхорсурэн – фигура белого цвета, царь востока. В руках у него музыкальный инструмент – лютня, приносящий людям радость и веселье.

Намсрай – фигура золотисто-желтого цвета, царь севера. В правой руке – религиозный зонтик, защищающий от темных сил, в левой – мышь, изрыгающая драгоценности, как символ богатства.


Пагжийбуу

Под ногами махараджей находятся 8 фигур животных, людей и змеи. Данная поза символизирует превосходство религии над всеми другими силами.


Под ногами
Ёлхорсурэн
Жамийсан



Фрагмент кровельного украшения
Каменные львы-стражи храма

Главный храм

Главный храм

Фрагмент кровельного украшения

Каменные львы-стражи храма

Терраса главного храма




Терраса главного храма

Молитвенный домик в форме юрты

Главный храм

В главном храме находится статуя Будды Шакьямуни XVIII века, по правую руку от неё находится статуя Лувсанхайдава, по — левую — мумифицированное тело ламы Балданчоймбола.


Главный храм состоял из двух помещений: в первом шли богослужения, а в другом – проходили сеансы предсказаний.



Главный храм
Главный храм
Храм Амалган

Храм Амгалан или Храм Благоденствия посвящен жизни религиозного лидера Монголии начала XVII века, первого Богдо Гэгэна – Занабазара. Здесь хранится его автопортрет, статуя из папье-маше, произведения его авторства – множество картин и скульптур, а также уникальный экспонат – тысячелетняя бронзовая ступа, которую Занабазар привез из Тибета.


Кровля
Храм Амалган

Храм Амалган

Главный храм
Балки
Главный храм
Главный храм
Храм Дзу
Кровля

Храм Дзу

Храм Дзуу

Храм Дзуу имеет необычный интерьер: стены выполнены в виде пещер, в которые помещены фигуры, символизирующие 16 проповедников буддизма, которые отреклись от мира и ушли жить в пещеры. Напротив входа установлены статуи Будды Шакьямуни, изображающие его в 3 ипостасях: прошлом, настоящем и будущем.



Затем Кирилл нас закидывает в местный парк развлечений, а сам уезжает менять масло в тачке и искать мочевину, без нее наша машина встанет через 1000 км.


 

Национальный парк культуры и отдыха


Видео


В парк сходили замечательно, мы не ходим в Москве в такие места обычно, только в поездках. Дети были счастливы, я хотела, чтобы они как следует расслабились все, разрешала и сама предлагала покупать то, что обычно не разрешаю. Они укатались на аттракционах, наелись ваты, мороженого и прочей белиберды, наигрались на площадках. Нинка сказала, что это был самый счастливый день за все путешествие.





Возникает закономерный вопрос, зачем надо было везти их в Монголию в таком случае, если можно было просто сводить в парк развлечений… Цены тут менее кусачие, чем в Москве. Билет на 4 аттракциона стоит 20 тысяч (примерно 500 рублей), мороженое – 2 тысячи (50 рублей) и тд. Можно шикануть разок. Санька водрузился вместе со всеми на лошадку на карусели, радовался как малыш. Нинка с Надей извозились в сладкой вате так, что пришлось их мыть. Хороший вечер, веселый, беззаботный. Заботы все выпали на долю Кириллу, он возился с машиной, потом, надеюсь, сам напишет.





Видео


















Часа через три с половиной, в девятом часу вечера, Кирилл нас подобрал от ворот парка, поехали домой. Зашли по дороге в супермаркет, очень хотелось приготовить какую-то нормальную домашнюю еду на вечер, но мяса сырого опять нет, покупать и есть манты из козла не хочется. Нашла какие-то на вид приличные сосиски, купила капусту, чтоб дома быстренько сварганить солянку.

Дома быстренько сделала солянку, Ксеня нарезала овощей, поужинали с местным пивом (приличное называется Алтай Говь), и опять свалились спать. Намотали под 20.000 шагов за день, с непривычки устали, три недели мало гуляли, ноги отвыкли.


С большим трудом удалось найти автосервис, который взялся поменять масло. Это был большой фирменный центр с несколькими подъемниками. Но монголы - те еще мастера. Даже в таком центре у них устроено примерно так же как в придорожном Дугуй засваре. Интсрументы - плохие, в сервисе не было дрели!!! Ну и сами работники криворукие и неопытные. Не сняли защиту двигателя от пыли сверху и залили всю ее маслом. Пролили пол-литра моего дорогущего Total. AdBlue у них не было, послали в какой-то магазин масел. Там тоже нет. По дороге заезжал в несколько фирменных заправок, там не знают, что это такое. Начинает закрадываться сомнение, что вообще можно купить мочевину в Улан-Баторе. А через 1000 км двигатель не заведется. Продумываем запасной вариант на этот случай - уехать в Россию через Кяхту, до нее сильно меньше 1000, а в Кяхте, да и вообще в России мочевина есть на любой большой заправке.


 

Часть 16 Часть 18

     

Оглавление

На страницу с путешествиями