(Часть 22)

 

В юрте в долине Идэрийн гол



День 27. (12 августа)

Что же со мной не так? Такая прекрасная ночь, звездная, холодная, спать бы и спать, но у меня случился приступ гастритный, от резей не могла заснуть и очень мучалась, закинулась смектой, но толку ноль. Ненавижу эти рези. И с чего вдруг, главное? Кое-как дожила до 5 утра, пыталась лежать, ходить, сидеть, не было лучше.





Саня с Ксеней вскакивают по первому зову, сын затапливает печку, потому что холод собачий, градуса 4, точно не скажешь, но утром на солнце потом было 9, когда уже стало ощутимо теплее.

Ксенька безропотно моет посуду на улице, пока я прихожу в себя и не могу толком ничего от болей. Ставлю вариться кашу, сажусь к печке и пытаюсь шепотом рулить процессами внутри юрты, пока Кирилл возится с машиной. Он на ночь вынимал из нее в юрту все вещи и коврики, пытался просушить утеплитель напольный, который еще вчера промок и так и не просох.


мытье посуды
мытье посуды
Юрта

Копаемся довольно долго, учитывая мою беспомощность и полный развал вещей. Но Саня с Ксней, слава Богу, включаются безропотно и по полной программе, гоняют мелких, бегают сами, хлопочут. Наверное, в этом месте надо порадоваться, что в критических ситуациях они не только делают то, что их просишь, но и проявляют инициативу. Но каждый раз удивляюсь, почему надо ждать критической ситуации, чтобы вести себя по-человечески.






Утром пришлось еще мыть холодильник, потому что на вчерашних трамплинах опять все содержимое холодильника перемешалось и завинегретилось. Класть свеженаполненные бутылки с водой в холодос, перепачканный плавленым сыром и молоком, не хотелось.
Саша взялся за Нинку, она вопила и не отлипала от печки, а он хотел, чтобы она собрала весь мусор около машины, пришлось вмешаться и устроить ей проработку на тему отличия взрослых людей от малышей, усилие над собой и так далее. Помогло, затихла. Посмотрим, на сколько этого хватит.



Выезжаем ровно тогда, когда до нашего луга со спящими яками добирается солнце.
Роса, яки, раннее солнышко – дивно.

Мне стало чуть лучше после чая и риса. Но еще прихватывает периодически, но уже можно шевелиться.


Город Тосонцэнгэл
Город Тосонцэнгэл
Город Тосонцэнгэл


После строительства шоссе старые колеи медленно заростают



Едем, смотрим на красивейшие горы, холмы, стада и юрты на рассветном солнце.
Часа два дети спят в машине, потом просыпаются и требуют музыку. Дальше едем под детские песни, Саня пытается протестовать, но они берут большинством. Бедный Саня втыкает в уши наушники и уходит в себя.



Тэлмэн нуур





Хяргас нуур
Хяргас нуур
Хяргас нуур

Хяргас нуур



Проехали город Улаангом, в магазине потратили последние тугрики. Что забавно, ходишь по магазину с деньгами и понимаешь, что купить вообще нечего, то есть полки завалены, но тебе все это вообще не нужно. Саша с Ксеней зашли тоже, предложила им что-то купить, они тоже задумчиво побродили и сказали, что кроме егермейстера тут нет вообще ничего, что мы можем когда-то съесть или выпить. Так что мы так и сделали, купили мороженое и егерь. После города асфальт сильно испортился, но хорошо, что он есть прямо до границы.




К границе подъехали в 14:30 и выяснили, что этот регион живет по тувинскому времени, а не по улан-баторскому, так что мы попали в обеденный перерыв, пол часа стояли на границе, потом в 14:00 по местному времени нас впустили. Два часа потратили на границах обоих и в 16 часов въехали в РФ.


Тыва


Едем по республике Тыве, наблюдаем и сравниваем с Монголией, тут такие же горы, но очень много леса, поля вдоль дорог с высокой травой, видно, что скот не съедает ее. Нет юрт и стад, редкие коровы попадаются. Дороги сперва были удручающие, потом прекрасные, много сельхоз техники, вообще эти места более обжитые, понятные, чем в Монголии, хотя горы те же самые. Бедные Монголы, тяжелая у них жизнь.
Виды потрясающие, такое темное предгрозовое небо синего цвета, уходящего в темно-фиолетовый, яркая на закатном солнце зелень холмов с желтизной цветов и радуга ярчайшая! Снимаю не телефон, хочется шить такое цветовое сочетание.





Ночевать встаем в леске недалеко от дороги. Сначала казалось, что мы свалимся спать как только поставим палатки, но Кирилл просит сделать костер, и мы сидим, ужинаем у него и играем с детьми. Правда, Кирилл, который больше всех хотел посидеть у огня, бесконечно что-то делает и все время уходит от нас. Дети в машине устают, а тут на стоянке все радостные, из них прет скопившаяся энергия, начинают шалить не на шутку.
Укладываем всех спать около 23 часов и падаем, наконец, спать сами. Мы стоим не у реки, без воды, но я все же трачу канистру на то, чтобы помыться, очень хочется смыть монгольскую пыль и лечь спать чистой. Этой ночью надо выспаться, прошлую ночь я почти не спала из-за болей.





Сегодня был хороший вечер, у всех приподнятое настроение, мы вернулись в Россию, теперь не так страшно за сломанную машину и вообще. Случись что, мы на родине. Как-то легче стало дышать.


 

Часть 21 Часть 23

     

Оглавление

На страницу с путешествиями