В детстве я несколько раз бывал в Средней Азии: на Памире, на Тянь-Шане и в Фанских горах. Детские впечатления и воспоминания об этих удивительных местах тревожили всю жизнь, заставляя думать о возможных путешествиях в Среднюю Азию. После падения рубля и уровня жизни мы стали смотреть в сторону Памира и Тянь-Шаня чаще. Даже прошлым летом уже планировали поехать в Киргизию, но потом испугались высокогорной акклиматизации для грудного младенца и изменили планы на более низкий Кавказ.

Для первого раза, конечно же, выбрали Тянь-Шань. Чем же Тянь-Шань принципиально отличается от Памира? Конечно же, Иссык-кулем! Это удивительное озеро больше похоже на море и позволяет совместить так любимые нами горы с морским отдыхом. Ну и Киргизия - самая беспроблемная для путешествий из бывших среднеазиатских республик Союза.

Нас многое пугало, если не сказать отпугивало: огромное расстояние от Москвы до Киргизии, рассказы о злобных казахских жолполицаях, состояние дорог в Казахстане, пересечение границ азиатских республик, резко континентальный климат (жара днем и холод ночью). Все это было, но оказалось не так страшно.

Когда начали готовиться к путешествию, более-менее стало понятно, куда мы хотим попасть, куда сможем, а куда не сможем попасть на нашей машине. Очень хотелось включить в путешествие пешие походы. В прошлом году Нина сидела только на руках, и мы не могли с ней далеко уходить от машины. Теперь же она с удовольствием болталась в рюкзаке-переноске. В процессе подготовки очень захотелось включить в наше путешествие прогулки на лошадях и конные походы в горы.

Главное новшество заключалось в том, что мы уезжали в путешествие без Сани, он потом прилетел к нам в Ош. До 18 июля он был в лагере, из которого очень не хотел уезжать раньше времени. Но и Аня не хотела остаться в августе без деревни, сдвинув сроки поездки в сторону конца лета. Билеты Москва-Ош купили еще в апреле и разузнали все о перелете за границу детей без сопровождения.

Главное впечатление - это масштаб, размеры горных пейзажей. Здесь все какое-то гигантское и огромное. На первый взгляд, такие же горные ущелья, как на Кавказе или в Альпах, но когда идешь по ним или едешь, то понимаешь, что здесь все в несколько раз больше, шире и выше. Даже Тянь-шаньские ели (ель Шренка) в два раза выше обычных деревьев. Горы очень разнообразные. Кроме почти кавказских или альпийских видов здесь есть совершенно необычные высокогорные широченные долины и цирки с плоским дном - джайлоо. По одной такой долине на высоте почти 3000 м недавно проложена хорошая дорога. Несешься по плоскому дну долины на скорости 160 км/ч, а за окном ничего не меняется, все стоит на месте. Такие здесь масштабы.
Очень впечатляет озеро Сон-куль, расположенное на высоте 3000 м на дне огромного плоского цирка диаметром почти сотню километров.
Ну и, конечно, Иссык-куль - это море посреди гор, окруженное снежными вершинами. Чистейшая солоноватая вода, прибой, галечные и песчаные пляжи, отвесные скалы и камни, все как на море.

Дорога туда и обратно
Туда и обратно мы ехали совершенно разными путями: в Киргизию - южным, обратно - северным. Если когда-нибудь поедем в Среднюю Азию снова, то выберем южный путь. Плюсы: он короче, дороги по России ненапряженные за исключением участка в районе Тольятти, в Казахстане дорога приемлемого качества, полное отсутствие трафика в Казахстане, за исключением южной части. Минусы: ужасная дорога вокруг Тольятти (просто позор какой-то), очень много жолполицаев на протяжении всей трассы в Казахстане, очень тяжело соблюдать скоростной режим на абсолютно пустой дороге в бесконечной степи или пустыне (у нашей машины нет круиз контроля), на юге Казахстана ожиревшие хамские полицаи, придирающиеся ко всему, чтобы выманить деньги, ремонты и строительство дороги в районе Чимкента и Тараза. Если казахи восстановят убитую в хлам дорогу из Уральска в Саратов и достроят автобан Алма-ата - Чимкент, то этот путь сократится на много часов, и путешествия в Среднюю Азию станут доступнее. Плюсы северного пути: большая часть пути по России (ограничение скорости выше и нарушать менее накладно, но с другой стороны, топливо в Казахстане значительно дешевле), в Восточном и Северном Казахстане не такие злые жолполицаи, их гораздо меньше на дорогах. Минусы: ужасная, просто криминальная дорога в районе озера Балхаш, хуже дороги я не видел, недостроенная дорога до Петропавловска, очень тяжелая и нервная дорога по России, особенно в районе Южного Урала, общий километраж больше южного пути.

 

 

Всего 29 дней, 11 200 км

 

Путеводители и карты
Основной источник информации для подготовки к путешествию - это отчеты и рассказы других путешественников. Выделить какие-то рассказы трудно. В основном все ездят более-менее по одним и тем же местам. Даже туристы на внедорожниках катаются по стандартным маршрутам с небольшими элементами внедорожности. Поэтому часто отчеты автотуристов и джиперов менее интересны и ценны чем отчеты велосипедистов, которые любят непроторенные и интересные дороги. Так мы нашли только пару отчетов, где люди проехали по дороге Джалал-Абад - Нарын, и только пару упоминаний про перевал Мэлс-Ашуу, наверное, самый красивый в нашем путешествии. Также очень мало рассказов про красивейшие долины к юго-востоку от Иссык-куля. Обычно все ездят только в Джети-Огузское, Каракольское и Барскоонское ущелья. Алай (к югу от Оша) вообще туристы не посещают. Именно поэтому, надеемся, что наш рассказ будет полезен другим путешественникам, собравшимся на Тянь-Шань.
Очень полезны заметки и исторические очерки путешественника varandej.

С детьми слушали аудио-книгу П. П. Семенова-Тян-Шанского "Путешествие в Тянь-Шань в 1856--1857 годах", она интересна, но изобилует академически занудными отступлениями, которые тоже по-своему хороши.

Понятно, что хороших карт Киргизии нет. Поэтому мы, как и в предыдущих путешествиях, пользовались заранее скачанными спутниковыми снимками от google, bing и яндекс. На смартфон Meizu Note поставили Навител и OSMand. Этот же смартфон с помощью утилиты GPS to Bluetooth был связан с макбуком, на котором стояла программа SasPlanet для навигации по спутниковым снимкам. Также телефон раздавал через WiFi интернет с местной симки.

Снаряжение
Снаряжение то же, что и в прошлом году, только вместо коляски взяли для Нины рюкзак-переноску. Основная страница про снаряжение тут. Дополнения тут.

Траты

Подробно все траты по дням и категориям можно посмотреть в файле "Траты".
Это путешествие вышло самым бюджетным за последние годы. Всего было потрачено 104.522 на пятерых, включая Сашкин перелет (8000), покупку огромного количества детских банок, памперсов и соков Нине, катание на лошадях, ночевки в юртах, походы в кафе, съем квартиры в Оше и многое-многое другое. Специально совершенно не жались в тратах, просто Киргизия оказалась дешевой страной.

1) еда - 37.099 р. (35% бюджета)
2) дорожные расходы и топливо - 44.378 р. (42% бюджета)
3) музеи и конные походы - 6.867 р. (7% бюджета)
4) ночлег - 6.890 р. (7% бюджета)
5) бытовая химия и памперсы - 6.032 р. (6% бюджета)
6) всякое - 3.257 р. (3% бюджета)

Сувениры в тратах не учтены, но их было не так много. Домой привезли курут, урюк, узгенский красный рис для плова, немного посуды, меда и вина. Посуду покупали не в сувенирных лавках, а в хозяйственном магазине и на рынке в Узгене, она стоила сущие копейки.

Для сравнения, в прошлогоднем кавказском путешествии мы тратили чуть больше четырех тысяч в день на четырех человек при том, что никто не летел на самолете, дорога была на несколько тысяч километров короче и Нина в тратах не участвовала вовсе, потому как была на грудном вскармливании. Здесь же мы тратили 3700 в день на пятерых со всеми дополнительными тратами.

 

Путешествие на Тяньшань. Карта
Карта крутится мышкой

 

1. Дорога. Казахстан: Аральское море. Туркестан. Киргизия: Тянь-Шань

2. Перевал Тео-Ашуу, ущелье Западный Каракол, перевал Каракол

3. Ущелье Кекемерен

4. Дорога на Ош: перевал Ала Бел, озеро Саз-Кель, Токтогульское вдхр

5. Узбекский кишлак Арсланбоб, Узген, Ош

6. Ош: гора Сулейман

7. Малый Алай: поход в Ходжо-Келен

8. Ходжо-Келен, Джалал-Абад, дорога в Казарман через пер. Калдамо

9. Дорога Казарман - Ак-Тал через пер. Тогуз Торо

10. Баетов - Таш-Рабат через пер. Мэлс-Ашуу

11. Конный поход на перевал Таш-Рабат. Нарын, ущелье Куртка

12. Перевал Куртка, озеро Сон-Куль, конные прогулки вдоль озера

 

13. Сон-Куль, перевал 33 попугая, водопад Сон-Куль, соленое озеро Туз-кель, ночевка на Иссык-Куле

14. Иссык-Куль, ущелье Сказка, дневка на озере

 
 

15. Барскоон, перевалы Сары-Мойнок и Суек, плато Арабель, дорога на Кумтор, ущелье Чон-Кызыл-су

16. Прогулка по долине Чон-Кызыл-су, горячие ванны

 
 

17. Ущелье Джети-Огуз, прогулка по ущелью Телеты

18. Каракол, музей Пржевальского, дорога, озеро Балхаш, дорога домой

 

 

 

 

На страницу с путешествиями

На главную страницу