(Часть 18)

 




Ущелье Джети-Огуз

Утром

День 23. (31 июля) Удачно успели сделать все утренние дела до дождя, он полил ровно в тот момент, когда Кирилл закрывал дверь багажника, убрав все вещи внутрь, а дети уже сидели по местам. Перед дальней дорогой разобрали детское имущество в машине, хотя они опять за полдня все завалят...


Уборка в машине перед дальней дорогой

Дорога стала заметно хуже, и к опасным для нас камням прибавились очень грязные участки дороги в низинках, вчерашние вечерние джипы и уазики сильно разбили колеи. Кирилл едет и удивляется: как он вчера сюда забрался на нашем многострадальном автобусе? Только в состоянии аффекта, не иначе. На повороте у парковки к водопадам нас остановил мент, хотел, чтоб мы его подбросили куда-то, но заглянул в машину и отпустил.


Ущелье Джети-Огуз
Ущелье Джети-Огуз

Ловим интернет, смотрим прогноз погоды и понимаем, как вовремя уезжаем. Дожди-дожди с небольшими перерывами на просто пасмурную погоду, на Иссык-Куле не постоишь и не покупаешься. Решено, едем домой!


 

Каракол (Пржевальск)

Какое-то русское здание (управа? школа?)

В Караколе в кварталах вокруг церкви встречаются русские дома, это были какие-то административные здания или купеческие особняки. Но цельного архитектурного облика город не имеет.
Дождь льет как из ведра. Аня с детьми только перебежали в храм из машины и обратно, а я немного походил вокруг с фотиком и промок.


Русский дом
Еще
Троицкая церковь

В Киргизии осталось только заехать в Пржевальск-Каракол в храм и в музей Н.М.Пржевальского. По дороге читаю его биографию детям вслух. Под дождем надеваем куртки и бежим к храму, застаем самый конец литургии, священник говорит проповедь. Покупаю Нине, наконец, крестик взамен потерянного в поездке. Стоим тихонько, потом вместе со всеми подходим к кресту после проповеди и выходим наружу, чтоб полюбоваться самим зданием. Храм построен из Тянь-Шаньских елей, весь украшен резьбой, вокруг заботливо обсажен множеством разноцветных розовых кустов. На службе было полно народу, кстати. Очень жалко, что я не сообразила выехать пораньше без завтрака, чтобы успеть к началу литургии. Как-то плохо представляла себе расстояния, не знала времени начала службы. 


Наличники
Троицкая церковь
Иконостас
Дунганская мечеть

После православного храма съездили посмотреть вторую обязательную интересность Каракола - деревянную дунганскую мечеть. Дунгане - это китайцы-мусульмане, сами себя они называют хуэйцзу в отличие от ханьцев - обычных китайцев. Дунгане являются потомками хуэйцзу, часть которых, как и более многочисленные уйгуры, переселились на территорию Российской империи в 1880-х годах после поражения антицинского восстания дунган в северо-западном Китае.



Мечеть построена китайскими мастерами на средства дунганской мусульманской общины. Руководил её строительством главный мастер (жын жён) — Чжоу Сы. Заготовка материала велась с 1907 г. В 1910 г. мастера начали сборку мечети, которая была закончена к концу года . Для строительства использовали местный материал: тянь-шаньскую ель, тополь, вербу, березу.


 
Внутри

Резной фриз мечети изобилует орнаментом, имеющим символическое значение. Зооморфные фигуры, растительный орнамент в виде плодов персика, винограда и т. д. — это знаки благожелания - обереги, призванные защищать здание от злых духов и стихийных бедствий. Своими истоками они обязаны легендам, мифам и сказкам дунганского народа.


Кирпичная кладка - заполнение деревянного каркаса. Она не несущая

На дунганском языке издана обширная художественная, публицистическая и научная литература. В Киргизии действует Ассоциация дунган Кыргызской Республики, на дунганском языке издается газета «Хуэймин бо», в сетке государственного радиовещания есть передачи на дунганском языке. В Национальной академии наук Кыргызской Республики работает отдел дунгановедения.


 

Музей Пржевальского

 

Аллея

В этом путешествии мы вместе с детьми прочитали, вспомнили и узнали много нового о русских путешественниках девятнадцатого века. Это особые люди, энциклопедисты в своем роде, смелые на грани отчаяния и способные ради науки и открытий рисковать всем. Они часто организовывали и снаряжали многолетние экспедиции по неизведанным землям за свой счет, они были одновременно и руководителями экспедиции, и географами, и ботаниками, и зоологами, и художниками, когда надо было зарисовывать новые виды растений и животных. Нередко они становились участниками военизированных стычек, теряли и находили людей, страдали от диких животных, застревали из-за наступления паводков или, наоборот, морозов, на многие месяцы, писали свои многотомные трактаты... Как непросто было организовывать экспедицию не имею единомышленников, контактируя с необразованными и полудикими людьми. Детям понравилась история про Семенова-Тян-Шанского и спирт. Ему нужно было сохранить от казаков для научных целей спирт, а казаки его постоянно выпивали, разбавляли и т.д. Он в какой-то момент устал от этой ситуации до такой степени, что дал собаке при казаках выпить спирта из бочки, перед этим отравив ее чем-то, собака умерла, а казаки усвоили, что спирт отравлен. Только так удалось сохранить его для научных целей.

Пржевальский - один из таких титанов, положивший жизнь на изучение Центральной Азии. Романтик до мозга костей, великолепный ученый, вечный странник. Его биография читается как роман, не пожалейте времени и найдите ее. Он похоронен на берегу Иссык-Куля, в тех краях, в которые всегда стремился. На надгробной плите написано просто: "Путешественник Пржевальский". Стоишь перед этой плитой и понимаешь, насколько далеко ушло современное понимание слова "путешественник" от исконного. Даже дети притихли и призадумались. Вся наша жизнь - сплошной all inclusive, наши проблемы не стоят и выеденного яйца, мы ничем не жертвуем и ничем не рискуем. В отличае от человека, похороненного на этой горе с видом на Каракольский залив Иссык-Куля.

Музей очень интересен, в нем собраны коллекции личных вещей Пржевальского из разных экспедиций, включающие в себя чучела животных, наброски, схемы, фотографии, научные инструменты, письменные принадлежности, хозяйственно-бытовые мелочи, оружие, документы, книги, который он писал по возвращении из каждой своей экспедиции. Закажите экскурсию, здесь интересно послушать и позадавать вопросы знающему человеку.



Музей
Керамическая карта
Аллея в парке
Памятник Пржевальскому
Каракольский залив Иссык-Куля


 
Могила

Дорога домой

Ашлянфу - дунганские макароны

От музея Пржевальского едем на север, а потом сворачиваем на восток на дорогу, ведущую в северо-восточный угол Киргизии. Непрестанно идут дожди. Проехали свежую аварию, машина вылетела с мокрой дороги и протаранила мелкие деревья и кусты. На сотню метров вокруг распространился головокружительный аромат от поврежденных кустов. В одном придорожном селе решили пообедать местной дунганской едой. Анька всю поездку продолжала соблюдать диету и не ела мучного со сладким, а тут не выдержала и сорвалась. Кошан, с капающим теплым бульоном, пропитавшим нежное дрожжевое тесто, головокружительный аромат - перед всем эти трудно устоять...


Дунганская кухня: ашлянфу и кошаны
Столовая

Останавливаемся у домиков с кучей ульев и покупаем домой еще баклажку барбарисового меда на 7 кг. Одним родным отлить, другим отлить, друзьям немного, вот и разойдется весь. Практика показывает, что много меда не бывает, только мало.


Пасека
Сан-Таш. Курган Тамерлана

Едем под бесконечным дождем. У нас на карте отмечена точка в нескольких стах метрах от дороги - это курган Сан-Таш. По легенде Тамерлан приказал всем воинам взять камень и бросить его в одну кучу. На обратном пути из похода он приказал каждому солдату взять назад по камню. Оставшаяся куча камней стала памятником погибшим воинам.

От дороги к кургану идет раскисшая грунтовка. Заднеприводный старекс на шоссейной резине беспомощен на скользкой глине. Машину здорово заносило и крутило на этой колейной дорожке, но идти под ливнем было совсем неохота.


Сан-Таш. Курган Тамерлана

2 с небольшим часа на границе Киргизия-Казахстан. В сторону Киргизии шла вереница подготовленных джипов на джиперский фестиваль. Пока мы проходили паспортный контроль под дождем у какого-то сомнительного ларька и толкались с водителями этих джипов, они предупредили, что дорога от Алма-Аты до Балхаша напрочь убита. Нам как раз по ней и ехать.


Казахстан

Чарынский каньон

Весь день идет дождь, это нарушает стройные мужнины планы. Он хотел доехать до Чарынского каньона, встать там на ночь и погулять, но под дождем даже ему не хочется гулять и ставить лагерь. Советуемся с детьми, ехать нон-стоп до Балхаша или вставать на ночь под дождем. Все кроме меня хотят ехать без остановок и пережидать дождь в пути. Дети мечтают накупить вместо ужина чипсов и шоколадок на заправке, сон в машине их никогда не пугал. Так и порешили, хотя задним числом мы поняли, что были неправы. Во-первых, дорога от Алма-Аты до Балхаша действительно убита, но не просто убита, а опасна: сплошные ямы, которые при ночном освящении плохо видно, встречные фуры слепят и не дают маневрировать, дорога совершенно изматывает.  Во-вторых, от чипсов и шоколадок нас с Саней ночью тошнило, больше никогда не будем задвигать нормальный ужин в угоду детям! Никогда!


Чарынский каньон

Навигатор пишет, что до дома 4200 км, но он рисует маршрут через Алма-Ату, Туркестан и т.д., а так мы уже ехали. Кирилл предпочитает ехать на этот раз северным путем, это длиннее на несколько сот км.


Дождь

У нас несколько проблем: что-то с зарядчиком для макбука, он сильно нагревается и от него перегорел предохранитель прикуривателей. Остаться без макбука мы не можем, на нем все подробные карты, без которых искать стоянки очень проблематично,  без телефонов тоже, на них навигация. Вторая проблема – не можем купить страховку казахскую, а без нее ехать нельзя, по опыту прошлой дороги знаем, что менты останавливают и все проверяют постоянно, а штрафы большие. Мы теперь по пути все время ищем предохранители и страховки. У Кирилла есть предохранитель на 7,5 ампер и 10, а нужен на 20. Вставляет пока маленький, чтоб заряжать только телефон с навигацией. В одном из сел по пути Кирилл заходит в магазин спросить про автострахование у местных, его вызывается проводить прямо домой к страховщику какой-то доброхот. Иначе вечером в воскресенье страховку не купить. Петляем за белой волгой по разбитым улицам поселка и находим нужный дом, где Кирилл исчезает на 35 минут. Оказывается, страхованием занимается сын хозяина, но он где-то в отъезде, а вся остальная семья представляет себе очень приблизительно, как нужно заполнять полис, поэтому так долго возятся. В конце концов нам выписывают полис на 5 дней. 15 стоило бы столько же, но нам не нужно. Одно дело сделано, ура. Тыкаемся на все заправки с магазинчиками в поисках предохранителей и , наконец, на какой-то русской заправке (Газпромнефть, что ли) Кирилл разжился нужными предохранителями. Теперь все в порядке.



В четыре утра Кирилл влетел всеми колесами в поперечную траншею, уйти от которой было нельзя. Результат: на переднем левом грыжа, в заднем левом дыра три сантиметра шириной. Машину замотало, Кирилл аккуратно выровнял и на ободе встал у обочины. Заднее восстановлению не подлежит, на переднем можно ехать. Хорошо, в этом путешествии мы уже четыре раза снимали колеса, поэтому процедура доведена до автоматизма. В 4:20 мы уже ехали дальше, на этот раз Кирилл спал, а я не гоню никогда, по этой дороге вообще ехать больше 60 опасно. Мы теперь без запаски, надо беречь колеса как зеницу ока. Страшно представить, что нас ждет, если пробьем колесо еще раз.  Обнаруживаю, что что-то не в порядке с рулем, приходится его все время держать в левом положении, когда надо бы ехать прямо, останавливаюсь, проверяю колеса – все целы. Значит, повредилось что-то при ударе, завтра будем искать СТО со сходом-развалом.

Балхаш

Солончаки

День 24. (1 августа) Когда совсем рассвело и наступило скучное степное утро, Кирилл пересел за руль. Я проснулась уже на берегу Балхаша. Дождя нет, но и солнца тоже. Тихо, серо, пусто и грустно.  Очередной пункт плана подлежит корректировке – стоять пару дней на Балхаше никому не хочется, ни единого кустика, только камни, мусор и колючки.


Солончаки вокруг дороги
Балхаш
Балхаш
Спят

Раскрываем двери машины, чтобы спящие дети сами проснулись, Кирилл уходит купаться и мыться в озеро, а я вытаскиваю на землю палатки и ложусь досыпать прямо на них, чтоб не колоться о колючки. Лежу и прислушиваюсь к детям, скоро просыпается Нинка и будит Ксеню, та поднимает голову и кричит: «Саша! Вставай скорее! Нас на озеро привезли!!!» Саня, которого ночью выворачивало, не проявляет признаков жизни и предпочитает спать дальше. Потом Кирилл заманивает его купаться, пообещав дать довести машину 20 минут от стоянки до трассы по грунтовке, это срабатывает.


Утро на Балхаше
Завтрак
Балхаш

Балхаш не сравнить с Иссык-Кулем. Все здесь какое-то плоское и невзрачное. Мы довольно далеко отъехали от трассы, но все равно берега озера замусорены. По спутниковым снимкам казалось, что здесь должны быть отличные пляжи, окруженные скалами, но в реальности это были заболоченные бухточки с берегами, усыпанными рыбацким мусором. Мы далеко не сразу нашли место, где было бы приятно побыть и нормально искупаться. Когда мы только приехали было совершенно безветренно, и довольно мало облаков.


Мытье посуды

Нинка
Санек

Со временем ветер стал нарастать, и вскоре здесь стало вообще неуютно находиться. А когда мы сели в машину, стал накрапывать дождь.


Погода портится

Завтрак  - гречка с молоком и крепким чаем. Моем посуду и девочек, собираемся и выезжаем. Как и вчера, дождь начинается милосердно в то самое время, когда машина только-только запакована, а дети рассаживаются по местам.


Саня за рулем
Грунтовка


Балхаш
 

Едем вдоль Балхаша и встречаем вывески «Рыба» и «Кымыз», у одной из них останавливаемся. Раз уж катим домой с пустым холодильником, можем купить рыбы. Тут продают копченых сомов разных размеров от небольших  на пару килограмм до огромных на килограмм 15 живого веса. Покупаем двух средних домой.


Гроза надвигается

Заглядываем в открытое СТО, узнаем, что сход-развал есть только в Балхаше, нам до него еще 150 км. Колеса не греются вроде и резину не жрут, так что едем до Балхаша. Кирилл немного нервничает, и машину ужасно жалко, опять от этих дорог начала стучать подвеска.



Дождик в степи - унылейшее зрелище. Дорога тянется серой стрелой без каких-либо зигзагов посреди серо-зеленой безжизненной ровнины. Ни лошадки, ни кустика, ни холма…
Обгоняем микроавтобус с местными номерами и хохочем: водитель сидит как на достархане, одну ногу высунув в форточку и держа в руках пиалу с чаем, видимо. Довольно улыбается нам и остается сзади.



Потеряли больше часа в Балхаше, разыскивая СТО со сходом-развалом, в понедельник в нескольких мастерских был выходной, а в одной очередь на яму на четыре дня вперед. Уехали несолоно хлебавши. Поскольку уже третий час, нет времени отъезжать и готовить самим, идем в придорожное кафе со стандартным меню советской столовой: борщ, гречка с подливкой из чего-то серого, котлета, где хлеба больше чем мяса, крепкий холодный чай. И тошно и грустно. Все ковыряют вилками котлеты и с грустью вспоминают вчерашние горячие ароматные кошаны, в которых мясной сок пропитал тесто, и надо высасывать его, чтобы не капал на стол…
Осталось 3326 км, 43 часа

Казахстан начинает утомлять. Объезжаем подряд пять заправок в поисках дизеля, нигде нет. На единственной, где он есть, стоит очередь из фур на несколько сот метров и работает только тот шланг, где заправляются фуры. Сто лет маневрируем среди них.

Степь

Когда планировали путешествие, то одно из мест для ночевки на обратном пути отметили горки Бекетау -Ата. Но сейчас решили, что еще рано для ночевки, едем дальше мимо странного пупыря Бекетау-Ата посреди плоской степи. А там в этих горах довольно любопытно и красиво.


После дождя вода не успевает впитаться

Детям хорошо, Сашка сделал самолет и на нитке пускает его за машиной, Ксенька читает, Нинка тоже требует читать: «Тата! Ко-ко!» (ко-ко – это книжка с курицей на обложке).

Встали на ночь не доезжая Караганды. Еле нашли место, скрытое от дороги и хоть как-то защищенное от ветра. Но все равно ставили маленькие палатки, боялись, что большую ветер положит.


День 25. (2 августа) В Караганде без труда нашли СТО со сходом развалом. У машины погнута тяга. Отличный русский парень - работник автосервиса, вызвал нам такси, и мы с Саньком съездили в магазин запчастей за новой тягой, заодно и за лампочками в задние фонари (в половине из них перегорели вторые нити). Цены в Казахстане приятные. За зап части (две тяги), за два сход-развала (до замены тяги и после) мы заплатили меньше, чем в Москве заплатили бы только за тягу. В Караганде на улице тормознули жолполици, забыл включить ближний свет после автосервиса. За это довольно приличный штраф. Я рассказал полицаю, какой отличный парень работает у них в автосервисе, на фоне этого рассказа ему уже было стыдно меня штрафовать и нас отпустили с миром.

Здесь же в Караганде мы заехали в крупный супермаркет и закупились по полной по низким казахским ценам. Купили десяток килограммов сухофруктов и орехов, пару ящиков казахского сухого вина, продуктов и даже бытовую химию в деревню, чтобы уже не заезжать в маркет в России. Ну и по ценам огромная выгода.
Уже дома попробовали купленные вина и очень пожалели, что купили мало рислинга. Если бы знали, то купили бы только его пару коробок. Этот рислинг был не хуже того, что мы пили в Эльзасе и Лотарингии.

Проехали Астану, Щучинск, Кокшетау. Заночевали уже ближе к границе, после Петропавловска. Замучили постоянные ремонты дорог.


Стоянка

День 26. (3 августа) Здесь все еще степи, но встречаются крупные березовые перелески. Очень много озер с заболоченными берегами.



Дети привычны к долгой дороге, поэтому она проходит мирно и почти спокойно: слушаем аудио-книги, читаем, поем, играем в слова и контакт, грызем яблоки, купленные на трассе.



Остановились на обед. Дожди в этих краях уже закончились, жара. Странно, что здесь обитает какая-то мелкая злая мошка, примерно такая же, как на севере, в Архангельской области, Карелии или на Кольском.


сестры

За день проехали Курган, Челябинск. После Челябинска начался Урал. Здесь мы встали в мощную пробку, которая совершенно не двигалась. Посмотрели карту и объехали пробку по проселочным дорогам через Ленинск. Прикинули, что ночевать хорошо бы на водохранилище рядом с Златоустом. Но водохранилище оказалось довольно популярным местом отдыха Златоустовцев. Здесь много людей, и берега сильно загажены. Мы отъехали пару сотен метров в лес и поставили лагерь. А перед ужином сходили на водохранилище искупаться.


Лагерь
Балашихинское водохранилище (моблофото)

Балашихинское водохранилище (моблофото)

День 27. (4 августа) Дорога в Башкирии очень напряженная, горы, обгоны, менты с радарами и видеокамерами с телеобъективами. После Южного Урала долго объезжали Уфу. В Татарстане хорошие дороги, но очень много ограничений скорости и камер на них.


Утренние сборы

День 28. (5 августа) Обратная дорога заняла несколько дней, в последнюю ночь мы не ночевали, потому что до деревни оставалось всего 700 километров, рулили, сменяя друг друга без ночевок от Урала до Калязина.

Сразу после Владимира свернули на местную дорогу на Кольчугино и Александров. Потом грунтовками выехали на наше Угличкое шоссе.

В 9 утра 5 августа доезжаем до своего дома, выпрыгиваем из машины на траву, обнимаемся с родными и с головой ныряем в многочисленные дачные хлопоты.

 

Часть 17    

     

Оглавление

На страницу с путешествиями