Малый Алай:
Поход в Ходжо-Келен

Утро

День 12. (20 июля) Мы с Кириллом встали в 7:30, детей подняли в 8 утра, когда сварилась каша, покормили, собрали кухонные вещи, запаковали все в машину, прибрались в квартире, попрощались с хозяйкой, рассматривающей нас как небольшой передвижной зоопарк, и тронулись в путь. Перед отъездом Кирилл немного поговорил с хозяйкой, оказалось, что она никогда не была в горах. Удивительно, как можно жить в такой близи от гор и ни разу там не побывать?

Квартира в Оше

Катим по городу на юг, потом по бурлящим жизнью пригородам, в машине шумно и весело, дети затеяли игру в контакт, Нинка сидит между Ними довольная и грызет огурец.

Папанинское водохранилище

На подъеме в горку голосовал пожилой киргиз на старинной волге с прицепом, мы тормознули, он попросил дотянуть его до пасеки на тросе. Так мы потащились километра полтора до его вагончика с ульями такой смешной кавалькадой: старекс – волга – прицеп. На прощание он сказал, что приехал гнать мед, велел нам завтра заехать за медом. Я обрадовалась, как раз хотела домой меда привезти, сказала, что мы можем много купить. Он огорчился, прижал руку к сердцу и сказал: «Я же вам так хочу подарить!» Улыбнулись, попрощались, постарались запомнить, где его пасека, чтоб навестить завтра.

Долина реки

В каком-то селе остановились купить овощей и увидели, как женщина вынимает из тандыра самсу, купили 5 штучек и литр местного кумыса. После села спрятались в тенек горы и поели горячую ароматную самсу, запивая ее водой, таном и кумысом. Кроме Кирилла больше ценителей кумыса не нашлось, а жаль.

Ущелье

Асфальт закончился в первом селе в ущелье Дилик, но Кирилл рад и тому, что нормальная дорога была все равно дольше, чем он рассчитывал. Тут очень много следов от селей и расчищенных от свежих камней участков дороги, есть один приличный брод. Днем сегодня воды в нем меньше, чем будет завтра утром.

Центральный Тянь-Шань находится с севера от Оша. Основной маршрут нашего путешествия именно в нем и проходит. Но еще мы запланировали съездить погулять на юг от Оша в отроги Памира - Малый Алай. Это малоизвестная горная система, по которой есть достаточно много хороших горных маршрутов. Некоторые горные туристы особенно любят этот район за его компактность и простые заброски по сравнению с Тянь-Шанем или Памиром. Планируя путешествие, мы отметили для себя три места в Малом Алае: это карстовые водопады в каньоне ущелья Абширсай, соседний с ним каньон Чилесай и ущелье Ходжо-Келен. Водопады интересны, но очень популярны среди местных, днем там даже образуются автомобильные пробки в узком каньоне. Мы подумали и решили ограничиться в Малом Алае походом по безлюдному и совершенно неизвестному Ходжо-Келену.

Развилка, дальше вправо и влево уходят два ущелья, в каждом из них дорога. Нам в левое (правое - орографически). Дорога резко петлями поднимается высоко над рекой. Через несколько километров ущелье снова расширяется, и мы въезжаем в широкую долину, на дне которой раскинулось большое село Ходжо-Келен (Коджокелен, Кожокелен и т.д.)

Дорога

Ходжо-Келен

Цветные горы вокруг Ходжо-Келена

В дальнем конце села мы сворачиваем на боковую дорожку, по хлипкому мостику переезжаем через речку и поднимаемся к началу бокового ущелья. Здесь дорога закончилась, дальше только тропа.

Мечеть
В Ходжо-Келене

Паркуемся в конце дороги, вскидываем на спины собранные с вечера рюкзаки. У Ксени в этом году уже нормальный рюкзак, она тащит два взрослых спальника, свою одежду и всю посуду. У Сани тяжелый рюкзак: палатка, два спальника, все свои вещи, продукты. Кирилл нес палатку, спальник, котелки, консервы, свои, мои и Нинины вещи. Я – Нину.

Походники
Аня с Ниной
Нижняя часть ущелья

Ходжо-Келен абсолютно не известен среди путешественников. Мы случайно увидели фотографии ущелья в Panoramio. Все что удалось узнать, это то, что в нижней части этого короткого ущелья есть источник, почитаемый у местных жителей, как святое место. Источник - это небольшое озеро в пещере. В верхней же части этого цветного ущелья есть небольшой красивый водопад.

Цветные скалы Ходжо-Келена
Ксеня
Озеро в пещере

Мы дошли до местной достопримечательности – пещеры с холодным озером сильно выше речки и тропы. Тут сейчас наполняет бутылочки целая орава детей и несколько взрослых киргизок и киргизов, мужчины держатся поодаль, а женщины обступают нас и радостно начинают щебетать. Как всегда маленький беленький малыш производит на всех большое впечатление. Они причмокивают, хватают ее и пытаются взять на руки, Нина извивается и орет, она уже научена горьким опытом, боится.

В пещере
Источники в пещере
Аня и Саня
Кирилл

На прощание киргизы просятся сфотографироваться с ними, а потом, когда мы уже ушли вперед метров на сто по тропе, они все начали свистеть и кричать, чтоб мы остановились, выслали нам вдогонку двух резвых девчушек и передали несколько масляных лепешек типа лаваша, только тоньше и гораздо жирнее. Мы покивали, помахали им, прикрепили лепешки к крышке Кириллова рюкзака и пошли дальше.

Общее фото
Идем выше
Аня и Нина
Переходим через ручей
На тропе

Тропа очень приятная, она то идет в тени деревьев вдоль реки, то взбирается на высокие глинистый красные горы, а река шумит далеко внизу. Очень много разной растительности: тут тебе и шиповник, и облепиха, и можжевельник, есть даже березы с красноватой корой, видимо, на них так местная почва отражается; цветов тоже множество, начиная от кашки, незабудок и крошечных маков, кончая неопознанными нами большими желтыми цветками. Каждый взлет тропы дает новую почву для удивленных вздохов – горы эти ни на что не похожи, разве что на каппадокийские туфы своими плавными изгибами. Ксеня немножко ноет, но это и понятно, под тяжелым рюкзаком по жаре идти действительно трудно.

Идем вдоль ручья
Ущелье Ходжо-Келен
Скалы Ходжо-Келена
На тропе

Но вот нашли удачное место для ночевки не на самой реке, а на чистом холодном ручье в распадке, заросшем лесом. Спустились туда, поставили лагерь, помыли ноги и устроили обед с бутербродами, курутом и овощами.

Обед
Наш лагерь

Саня тут же занялся обустройством плотины для мытья посуды и очень в этом преуспел, запруда вышла большая и глубокая, мы в ней даже Нину купали потом пару раз как в ванне. Ксеня взяла играть посуду и тоже исчезла у ручья.

Нина снова в рюкзаке
Боковое ущелье

Передохнули немного в теньке и прохладе, поставили палатки, постелили коврики, убрали все вещи под тенты и решили сходить все вместе на водопад, хотя изначально Кирилл планировал идти туда только с Саней. Налегке даже Ксеня захотела прогуляться, так что выдвинулись всем составом. Только Кирилл забрал у меня переноску с Нинкой.

По пути к водопаду
Саня и Ксеня

Водопад

Тропа к водопаду еще интереснее, там нужно просачиваться в одном месте в узкую щель в скалах. Водопад красивый, стоит затраченных на путь усилий, двуступенчатый, нижняя ступень очень высокая, вода рушится вниз с высоты метров 30, сильно бьет купальщиков по голове и плечам, хотя ее не так и много.

Все залезли под горный душ кроме нас с Ниной, а ей хватило постоять в паре метров от водопада, там ветром разносятся мельчайшие капли. Дети поскакали с полчасика, Кирилл пока по карте прикинул, тот ли это водопад, который у него отмечен в соседнем ущелье, есть ли какие-то другие тропы. По всей видимости, нет, это автор маршрута в интернете что-то напутал. Водопад тут явно один.

Саня
Саня купается
Барбарис
Обратная тропа
Щель на тропе
Тропа к водопаду

На обратном пути встретили немногочисленную группу женщин из Москвы, их вел местный парень, подтвердивший, что это единственный водопад и единственная тропа в ущелье. Немножко поговорили с землячками и двинулись в обратный путь.

До ужина Кирилл с Саней еще успели сбегать на разведку по какой-то козьей тропке, полазать по скалам. На ужин гречка с тушенкой и луком, чай с местным чабрецом и шиповником, шоколадка, поплававшая в запруде, чтобы затвердеть, и подаренные лепешки.

Саня

Наш лагерь
Костер

Кирилл с Саней натащили дров и развели костер, это было очень кстати, похолодало к вечеру изрядно. Костры в горах совершенно иначе ведут себя чем наши привычные деревенские: дрова очень сухие, горят быстро и с сильным жаром, оставляя после себя много хороших углей и мало пепла. Детей с трудом извлекаем из ручья и уже в потемках начинаем играть в семейки.

Ужин
Вечер
"Водопадик" рядом с нашим лагерем

Мы с Ниной спим вдвоем в двушке, Кирилл со старшими в трешке, двушка более теплая, так что нам ее уступили.
Засыпаю, обняв Нинку, под шум воды, треск костра и разговоры детей: «Ксенька, дай мне, пожалуйста, пятого фермера!» - «Нету! Бери карту из колоды!» - «Пап, дай мне второго доктора!» - «Это такие парни со шприцами? Нету!»… Люблю их. Особенно, когда мирно играют и никто не хочет никого придушить в воспитательных целях.