(Часть 12)
Перевал Куртка, 3560м
озеро Сон-Куль

 




Лагерь на реке Куртка


День 16. (24 июля) Добрый Кирилл утром  забрал у меня проснувшуюся Нинку и увел ее из палатки, накрыл меня своим спальником, и я, наконец, согрелась. Больше с этим спальником я ни в одно путешествие не поеду, хоть убейте, надоело мерзнуть ночами. Сколько бы прекрасными ни были эти спальники 16 лет назад, сейчас уже пора покупать замену. С тоской вспоминаю, что подобные мысли посещали меня прошлым летом, а спальники остались прежние. Обязательно надо не забыть в этом году!


Нина пришла в Сашину палатку будить брата

В 8 утра Кирилл решительно всех поднял, предварительно нагрев мне котелок кипятка для мытья. Это было так приятно!


Наш лагерь утром

На завтрак омлет с сыром, лаваш, какао или кофе для желающих. Маленький котелок один, поэтому греем молоко для какао и кофе варим по очереди. Муж ворчит, что он, как всегда, должен ждать всех. Утро такое тихое, солнечное и уютное, что все не спеша возятся и никто никого не торопит. Кирилл вытащил все коробки с продуктами, мы за две недели сильно подвинули запасы, можно теперь уложить все компактнее и освободить место.


 

Перевал Молдо Ашуу (Куртка), 3560 м


Молдо-Тоо
Ущелье Куртка

На Сон-Куль ведет четыре дороги, мы, конечно же, едем по самой разбитой, но при этом самой красивой. Ущелье узкое, по зеленым склонам растут высокие и густые темно-зеленые тянь-шаньские ели. Далеко назад через туманную голубую дымку долины Нарына видны снежные пики гор. Очень красиво и величественно. Кирилл вспоминает свое детство, когда он бывал с родителями на Тянь-Шане примерно в том же климатическом поясе среди высоченных елей.


В машине
Нина и
Саня
Ущелье Куртка

Долина Куртка
Дорога на перевал Молдо Ашуу (Куртка)


Дорога на перевал Молдо Ашуу (Куртка)

Дорога легкая и приятная. На одном из витков дороги поймали сеть и позвонили домой, рассказали наши новости и послушали о домашних. Самое главное, Катя поступила в МГУ на геофак, написала внутренний экзамен на 95 баллов! Попала в тройку лучших на всем потоке! Горжусь сестрой.


Под перевалом поймали сеть, звоним родным
Пока мама разговаривает, дети разбегаются
Вид с перевала в ущелье Куртка. Вдали сырты Нарына

Дорога к Сон-Кулю постоянно идет вверх, карабкаясь по склонам ущелья, на перевале метка 3400, а потом к самому озеру уровень почти не понижается, высота джайлоо так и остается свыше трех тысяч километров. Поражают просторы и ширина плоскогорья на такой высоте. Дети обсуждают между собой, поместится ли тут вся Москва.


Съезжаем с перевала в Сон-Кульскую котловину
Яки

Как только показывается среди зелени полей синяя-синяя полоса озера, начинает казаться, что до него совсем недалеко, вот-вот доедешь до берега, но дорога все петляет и петляет от одного коша до другого, а озеро все остается полосой на горизонте. Вся долина усеяна белыми конусами юрт и разнообразными стадами.


Джайло

Яки
Як - Хрюкающий бык

Первый раз увидели здесь яков, хотели подойти к ним поближе, но не смогли: эти животные очень пугливы. Стоит им заметить приближающегося человека, как они сразу сгоняют детей в центр стада и бодро движутся гурьбой в противоположном от человека направлении. Животные эти очень забавны, похожи на коров, но по низу живота и ногам у них растет почти до земли густая шерсть. Ноги короче коровьих и толще, на голове длинные рога. Нина не научилась их отличать от коров и продолжает называть «му».


Джайло
Яки

Озеро Сон-Куль

Сон-Куль

Юрты

Виды с дороги
Птицы
Эдельвейсы
Эдельвейс
Девочки у ручья
Юрты
Горы Сонкультоо
Сон-Куль и Сонкультоо

Девочки
Сон-Куль и Сонкультоо
Горы Сонкультоо
Горы Сонкультоо
Виды с дороги
Сон-Куль
Гирлянда из лошадей

Мы свернули с основной дороги на грунтовку вдоль озера и подъехали к первому понравившемуся кошу. Кирилл хотел, чтобы он не был ориентирован на туристов, чтобы все было максимально естественно. У нас так и вышло. Замечательное место и люди: семья с кучей мелких детей, три юрты: жилая, кухня и гостевая, видимо, (хотя когда мы пришли там лежали матрасы, значит, кто-то из семьи тут спал) - , вся положенная живность, включая ослицу с осленком и лошадей.


Дети
Договариваемся о ночевке

Когда мы приехали, на месте была старшая дочь, немножко говорящая по-русски, а мама куда-то ушла. Дочка сказала, что у них можно остановиться, но надо про цены поговорить с матерью. Показала, куда подъехать, чтобы ее найти. Так мы и сделали, но мама нас не поняла почти совсем, поэтому вернулись и все переговоры продолжили вести через дочку. За ночь со всех попросили 1000 сомов, за лошадей – 200 в час. Договорились об ужине на 8 вечера и ушли обедать к озеру.


 
Наша юрта
Идем гулять и обедать к озеру
Саня и Нина
Эдельвейс
 

Это была очень приятная прогулка: солнце, легкий ветер и необыкновенной красоты мир вокруг.  Сели на краю заболоченной травы у озера, погрели на горелке остатки пасты, почистили яйца, порезали овощи и сыр.


Готовим обед

Дети ели двумя вилками, стоя на коленках над сковородкой, и пихаясь локтями. После обеда еще повалялись на траве, а потом Саня уговорил всех играть в салки. С полными животами долго мы не пробегали, но было весело. После салок приговорили пол-арбуза и пошли к юртам. Смешная Нинка ехала на плечах у Сани и с высоты своего роста обнаружила, что вокруг в траве много разнообразных коровьих и лошадиных куч. Сидела и кричала: «Какактя! Какактя!» (какашка). Ее это очень взволновало, непорядок, почему не убрано?


Семейка
Туалет рядом с юртами
"Наши" юрты
Жизнь
Идет доить кобыл
Пришли на дойку

Пока мы возвращались, хозяйка с ведром пошла к лошадям и начала их доить, нас угостили парным молоком, оно оказалось очень сладким и водянистым на вкус, ничего общего с термоядерным кумысом. Как это получается?


Дойка кобылы
Дойка
Окно юрты
Дети
Наша юрта
Нинка
Курут


Футбол

Свободная жизнь
 
Автолавка приехала
В автолавке
Аня
Жизнь на Сон-Куле

Прогулка на лошадях

 

Мы немного отдохнули в юрте, а в это время на коновязи скапливались для нас оседланные лошади. Тут нет лошадей для туристов, это кони хозяев, за еще одним конем поскакал хозяйский сын лет 9 в соседний кош. Когда все уселись, включая нас с Ниной, и дали команду лошадям трогаться (тут говорят «Чуу!»), Ксенин конь понес ее галопом, она страшно перепугалась и завопила, но сумела остановить коня метрах в двухстах от нас. А Санин конь, наоборот, почти отказывался шевелиться. Их поменяли местами и дело сразу наладилось.


Аня с Нинкой

Саша удивительно просто нашел подход к своему коню, управлял им как вздумается, скакал вокруг нас галопом и рысью, любо-дорого смотреть! И какое удовольствие он получал от процесса! Мы с Ниной не спеша шли шагом вдоль озера, моя вредная лошадь постоянно пыталась повернуть к тому кошу, откуда ее пригнали. Нина была счастлива, гладила ее по шее, смеялась и хором со мной говорила  «Чууу!»


Саня и яки
Сон-Куль

Сверху с лошади на зеленой траве видны обширные серебристые острова эдельвейсов, мы нагнали стадо яков, ездили вплотную к пасущимся лошадям, овцам и коровам. Практичная Ксеня поинтересовалась, нельзя ли заваривать эдельвейсы в чай, как мы поступаем с чабрецом и мятой. Неспешный шаг не мешал любоваться окрестностями и с любопытством рассматривать быт кошей, мимо которых мы шли. Мы с Нинкой через минут 40 развернулись к дому, а Кирилл со старшими поехал дальше вдоль кромки воды.


Всадники
 
Вдоль воды кочки, лошади неудобно идти

 
Джигитовка
Очень довольная
Аня ведет дневник

Нинка по возвращении уснула у нас в юрте, а я села вести дневник. Первым в юрту ворвался Саня, буквально прыгая от радости, он обошел остальных минут на 10, потому что скакал всю обратную дорогу галопом. Пришлось его утихомирить из-за спящей сестры. Он перешел на звонкий шепот и продолжил, пересыпая свою речь многочисленными междометиями, рассказ о том, как хорошо управлять киргизской лошадью, и чем отличается это управление от нашего русского. Я за него счастлива. Второй вбежала Ксенька, на ходу скидывая обувь, и тоже начала восторженно щебетать. Кирилл просунул голову в дверь юрты, посмотрел на нашу компанию, взял штатив и ушел «делать шедевры».



Две лошади остались оседланными стоять у коновязи, и детям разрешили взять их и покататься поблизости, что они с радостью сразу и сделали. Я лежала на ковре в юрте и слушала мерный перестук копыт под ногами Ксениной лошадки и ритмичный бодрый стук при галопе Саниной лошади. Иногда они мелькали в дверном проеме и кричали «Мама! Посмотри!»


это называется "сбыча мечт"
 
 
Вечер на Сон-Куле


Дети

В юрте
Нинка спит
Дети в юрте читают
 

Юрты
Нина
Вечер
Вечер на Сон-Куле
Аня с Нинкой
Вечер

Жизнь коша идет своим чередом, к вечеру приехал на коне то ли отец, то ли старший брат и пригнал овец. Другой брат помладше пригнал коров, мама сновала с какой-то посудой от юрты к палатке-сараю, топилась печка, на которой нам и семье делали ужин. А мы со старшей дочкой хозяйки и Саней долго играли в мяч, дожидаясь, когда позовут есть. Кирилл чинил задние фары, что-то там с контактом, а Ксеня лежала в юрте с головной болью. Нинка давно встала и бегала между нами. Солнце ушло за горы, резко стало холодно, хозяева опустили войлок на потолочные люки юрт и прикрыли входы.



Кирилл поговорил с хозяевами, они живут в одном из сел в долине Нарына, сюда поднимаются со своим скотом в июне, когда сходит снег, и уходят в сентябре, когда он снова ложится.




Ксенька

 
 
Вечер на Сон-Куле
У юрты

Нас позвали в юрту-кухню на ужин и принесли каждому, включая Нину, по тарелке с местным блюдом оромо (если не переврала название). Это тонкое тесто, свернутое рулетом, в которое заложена начинка из овощей и пряностей. Рулет приготовлен на пару, видимо. Похоже на штрудель, только с нестандартной начинкой. К чаю пиалы со своими свежими сливками, лаваш и малиновое варенье. Все наелись до отвала, даже Нина. Можно взять на вооружение этот рецепт для поста.


Ужин

В 9:30 разложили матрасы, уложили детей, пожелавших еще почитать с фонариками. Саша то и дело зачитывал вслух смешные места из своей книги, а Ксеня, чтобы не отставать, пересказывала нам последние приключения Гука, которые только что прочитала. Нинка так хорошо выспалась днем, что нам теперь придется караулить ее еще часа полтора-два, пока она не устанет и не свалится.


Вечернее чтение

Смотрели картинки сегодняшнего дня с экранчика фотика и сокрушались, что трудно хорошо снять скачущих людей, если ты сам в этот момент сидишь на коне. И вообще, трудно передать на фотографии это состояние свободы и спокойствия, в котором находится человек, сидящий на лошади посреди всего этого природного великолепия, знающий, что он ограничен только своими желаниями. Ни проводника, ни ограничения во времени или маршруте, ни даже троп. Скачи, куда хочешь.


 

Часть 11 Часть 13

     

Оглавление

На страницу с путешествиями