Западный Каракол, Кожомкул

Долина Западный Каракол

Наш лагерь утром

День 8. (16 июля) Кирилл вставал ночью и укрывал нас с Ниной пледами, все равно у меня мерзли ноги, а у Нины руки, потому что она их высовывала из-под спальника и пледа. Согрелась я только утром, когда в спальню начало светить солнце.  Посчитали, что нашим пуховым спальникам уже 16 лет, и на их счету 16 сезонов активного использования. Кирилл покупал их в 2000 году. Пора, пора их уже менять. Осенью будем, наверное, ловить алексика маунтин на распродаже, у Ксени теперь Сашкин Алексика Маунтин Чайлд, она не мерзнет совершенно. И сохнет он превосходно, когда промокает от стенки палатки при дожде.

Нина

На завтрак манка с черничным вареньем, Кирилл дождался, наконец, своего кофе с печеньками. Прибежал на запах от реки, где он зубы утром чистил, и стал принюхиваться и восторженно комментировать качество кофе. Смешной. Ксеня переела своей любимой манки и жаловалась на боль в животе. Нинка в кой-то веки хорошо поела, это ура. Собираться с ней очень весело: только сложил какую-нибудь коробку и отвернулся, она все выкинула на траву, что-нибудь ухватила и помчалась подальше от неминуемой расправы. Бежит, хохочет, а когда ее нагоняешь, швыряет то, что утащила, и бежит дальше. Уж не знаю из-за этого или нет, но мы стали чуть дольше утром копаться в этом путешествии. Стабильно 2 часа уходит на завтрак, сборы и мытье. Сегодня всех мыли, Кирилл расхрабрился и полез в реку, а я для нас с девочками нагрела большой котелок кипятка, перелила его в канистру с водой для душа и отлично помылась сама и помыла детей теплой водой из автодуша.

Завтрак

Все бы было хорошо, если б машина не заглохла четыре раза подряд. Видимо, казахское топливо за ночь промерзло. Открыли капот, Кирилл пролил теплой водой корпус топливного фильтра, дали солнцу посветить на потроха машины, чтобы прогреть их. Кирилл еще открыл бензобак и запустил туда воздух. После всех этих манипуляций машина завелась, долго низко тарахтела, но потом разогналась и уже не глохла.

Западный Каракол

Поехали, спели правило. Навстречу попалась группа велосипедистов из Прованса, Кирилл предупредил их о снеге на перевале. Немного поболтали.

Видели, как и вчера, несколько огромнейших хищных птиц, но снять не успели, они взлетали и быстро улетали от нас. Размах крыльев больше метра. Доехали до того моста, где вчера свернули в ущелье Западный Каракол к перевалу. Теперь придется ехать в соседнее ущелье Кекемерен и опять возвращаться, из-за того, что не удалось сделать кольцевой маршрут, а посмотреть оба ущелья Кириллу очень хочется.

Кош

Кожомкул

Аул Кожомкул

По дороге заправились на местной заправке. Мальчишка-киргиз залил нам солярку прямо из пластиковых бутылей.

Село Кожомкул названо по имени известного в Киргизии силача Каба уулу Кожомкул. Он родился и жил здесь. На окраине села стоит мазар 1920-х годов какого-то местного руководителя. По преданию, мавзолей был построен Кожомкулом. Рядом с мазаром стоит камень весом около 600 кг, который притащил сюда силач. Место это очень почитается у киргизов. В селе стоит памятник силачу, а на склоне горы над селом находится его могила.

Камень и мазар
Мазар

Конструкция мазара хлипкая - это деревянный каркас, обмазанный глиной. Свод подпирает расписанный крашеный деревянный столб. В 1992 году здесь было очень сильное землетрясение, образовавшиеся в стенах дыры заложили глиняными блоками.

Дорога А367 и река Кекемерен
Дорога А367

Это ущелье мало похоже на соседнее, по которому мы вчера катались. Оно гораздо уже, стены отвеснее, пастбищ нет, зато очень бурная полноводная горная река, Кирилл говорит, что сплавная для катамаранов-четверок.

Ущелье Кекемерен

Ущелье Кекемерен входит во все маршруты по Киргизии. На Тянь Шане много не менее красивых долин, просто здесь почти по всему ущелью (кроме самой нижней части) проложена неплохая по местным меркам дорога. Это очень пыльный трясучий грейдер. Приходится ехать с кондиционером с закрытыми окнами, чтобы не дышать дорожной пылью. Мы едем вниз, поэтому с каждым километром становится все жарче и жарче.

Киргизские кладбища

Ущелье очень глубокое с высокими крутыми склонами. В нескольких местах склоны ущелья представляют из себя огромную цветную осыпь. Мимо серой такой осыпи мы проезжали, а под ярко-рыжей, издалека похожей на дерево, собирались ночевать.

Панорама крутится мышкой
Ущелье Кекемерен. Осыпь - "дерево"

Полудневка на берегу Кекемерена

Наш лагерь на берегу Кекемерена

Мы встали в 2 часа дня на обед на петле Кекеремена напротив охристых осыпающихся скал. Тут, конечно, прекрасные места, но слишком засиженные. В двадцати метрах от нас стоит пара рыбаков, но вода так грохочет, что мы их не слышим. Сюда же на обед подъехала организованная группа туристов на микроавтобусе, они поели и уехали, побродили только немного с фотоаппаратами мимо нас.

Мы решили остаться тут на ночь, дать детям поиграть и покупаться в заводи, а главное, конечно, постирать. За неделю накопилось уже столько вещей, что они заняли ашановскую сумку. Первый раз на этой стоянке мы натянули тент, это такая удобная штука, оказывается. В теньке у воды не только не жарко, но даже прохладно. А на солнце просто невозможно находиться. Один минус – на солнце нас не трогали муравьи, а в тени они зверствуют. Залезают целыми ордами по ногам до колен, не кусают, но отвратительно снуют туда-сюда. Единственное спасение – это сесть в кресло, подобрав под себя ноги или вытянув их на табуретку.

Наш лагерь
Наш лагерь на берегу Кекемерена

Пообедали, перестирали кучу вещей, поиграли с Ксеней в настольные игры, долго сидели на приятом небольшом пляжике с песком и камушками, там тенек от деревьев и нет муравьев. Прямо туда на пляж принесла Кириллу кофе, а Нине фруктовое пюре на полдник. Ближе к вечеру Кирилл с Ниной пошли гулять по окрестностям с телевиком, Ксеня села позаниматься математикой и почитать, а я в кресле у воды с компьютером.

Купание
Ксеня

Сегодня неделя как мы странствуем, можно прикинуть, что выходит примерно по тратам.  На топливо, страховки и дороги  за неделю ушло 14 тысяч с небольшим.  На еду 23 тысячи, но это включая покупку всех запасов на всю дорогу, так что трата растянется до конца путешествия. И еще назад привезем много консервов и круп, как показал опыт. Все на жаре меньше едят, а я забыла это учесть, когда прикидывала, что покупать и в каких количествах. Остальные траты – по мелочи совсем. Ночлег – 300 рублей по недоразумению, должен был быть нолик. Брутто за неделю 46.800 Если бы с нами был Саша, эта сумма никак не изменилась бы.

Сыпуха напротив нашего лагеря

Панорама крутится мышкой
Наш лагерь
Нина
Вечер
Ужин
Мытье посуды

Когда от нас ушло солнце, Кирилл снял тент. Стало прохладно, все оделись, и нас, наконец, совершенно перестали беспокоить муравьи.
Нина так быстро сейчас всему учится, вчера вечером только Кирилл показал ей луну, сегодня она уже сама нашла ее на вечернем небе и радостно закричала: «Неня! Муна! Папа! Муна!»

Ксеня

После ужина еще долго читали, потом с трудом уложили девочек и посидели одни, слили фотографии с двух фотиков, посмотрели, отобрали немного для публикации на фб, когда интернет появится.