(Часть 2)
Перевал Тео-Ашуу,
ущелье Западный Каракол,
перевал Каракол

 



Долина Кара-Балта. Перевал Тео-Ашуу, 3586 м.

День 7. (15 июля) Из-за шума реки не услышали будильник, телефон лежал в тамбуре палатки. Встали около 8 утра, было еще холодно, солнце до нас не добралось.


Аня готовит завтрак
Утро
Завтрак

Завтрак вкуснейший: помяла вилкой с сахаром остатки деревенской черной смородины и малины и бухнула в геркулесовую кашу, Кирилл захотел яичницу, Ксеня – какао.


Лагерь в ущелье Кара-Балта

Перед выездом искупались в ледяной реке, окунули даже Нинку, она задохнулась от возмущения и холода, хотя мчалась голенькая к реке с воплем: «Купака! Купака!» (купаться)



Сегодня отличный день, и начинается он превосходно. Мы въехали в горы, долгая-долгая дорога закончилась, началось само путешествие.
Хозяйка наша стояла у шлагбаума, мы ее поблагодарили, а в ответ услышали: «Тут у нас зона отдыха, с вас 300 сомов: 100 за машину и по 100 со взрослых!» Вопросов нет, это не так много, но впечатление о гостеприимных хозяевах слегка подпорчено.


Дорога на перевал Тео Ашуу
Остановились побегать

Выезжаем, перед нами маячат снежные вершины, горы прекрасны, множество ручьев, низкие облака и быстрый набор высоты. Остановились на одном из витков серпантина, чтобы дать детям привыкнуть к высоте. Тут 3100. А пару дней назад в степи Казахстана было 180 метров над уровнем моря. Купили у местных курут, это такие шарики из творога с разными вкусами в зависимости от того, добавлено туда топленое молоко или нет. Как своеобразный очень соленый и плотный сыр. Кирилл купил 10 разных шариков по размеру и цвету от белых до коричневых. Тут один маленький шарик 5, большой – 10 сомов. 1 сом примерно равен 1 рублю, так что копейки.  Нина с удовольствием сидит и точит шарик курута, Ксене не понравилось, а мы с Кириллом решили, что можно вообще только ими и питаться.  Минут 15 в машине была дегустация, все сосредоточенно кусали и жевали разные виды курута, постановили купить еще.


Придорожный кош
Подъем на перевал Тео Ашуу 3585 м.

Ближе к 3000 метров над уровнем моря машина начинает вести себя немного странно. Реагирует резким рывком на педаль газа с опозданием секунды на 3-4. Со временем мы научились сглаживать этот момент, начинали жать на педаль заранее и плавнее.


Вид с перевала, точнее от туннеля, на юг
Спуск

Горы прекрасны, Кирилл утверждает, что они не похожи на Кавказ, я пока привыкаю к ним. Долго поднимались на перевал, потом немного спустились и оказались на огромном плато, окруженном горами со снежными шапками. Очень часто встречаются юрты и табуны. Жеребята привязаны группами, взрослые лошади стреножены и пасутся рядом. Удивительно красиво: такое цветастое разнотравье и головокружительные запахи, множество ручьев. Останавливаемся, чтобы попить, дать детям побегать, некуда спешить и хочется наслаждаться каждым новым видом, открывающимся на поворотах дороги. Знаю, что со временем это пройдет, сейчас у нас с Кириллом такое состояние слегка опьяненное, как у влюбленных после долгой разлуки, мы же год не видели гор.


Суусамырская долина
Курут
Придорожный кош
Придорожный рынок
Покупаем курут
Нина пробует курут
Дети

Мы свернули. Вид назад на трассу
Аня
Пасека
Суусамырская долина

Проезжаем через небольшие села, с любопытством наблюдаем за местным бытом, скорости же мизерные, тут, после сворота с трассы на Ош, дорога испортилась напрочь – грунтовка с ямами. Вот по селу два мальчишки в низеньких цветных шапочках тащат за ручки тяжелый бидон, останавливаются поглазеть на нас, а мы из открытых окон рассматриваем их и улыбаемся друг другу. Вот пожилые киргизы в высоких белых шапках собрались вместе у нескольких машин и что-то обсуждают. Дома в селах стоят не как у нас тесно по одной линии, лицом обязательно к дороге, а вразброд, очень широко, на участках много одинаковых построек, не сразу поймешь, где главная. И множество лошадей повсюду всех возможных размеров и мастей. 


Дорога А367
Мечеть

Западный Каракол

По А367 ехали недолго, вскоре перед самым мостом через реку Западный Каракол свернули налево и поехали вверх вдоль реки в долину Западный Каракол.



Увидели, проезжая мимо, форелевое хозяйство, остановились , нашли хозяина, спросили, можно ли купить рыбы. Он окликнул мальчишку, тот выбежал из сарая с большим сачком, нам выловили две здоровые рыбины, Нинка верещала от радости, когда форель билась в сачке, она привыкла на Волге таскать рыбу, которую Кирилл ловит, не боится совершенно. 500 сом за кг, мы взяли два кг. Недешево, конечно, но сколько всего мы из нее приготовили!



Чуть дальше форелевого хозяйства нас остановил какой-то киргиз на джипе, сунул через окно пук ароматной дикой смородины для чая и пожелал доброго пути. Его жена собирала как раз смородину около дороги, они ее сушат и везут потом домой в Бишкек.




Едем, блаженствуем, выбираем местечко для обеда. Я за рулем, Кирилл с Нинкой на переднем, тут скорость не больше 15-20 км в час, окна открыты, Ксенька на своем месте, но мы пообещали ей дать покататься на переднем, когда Нина уснет после обеда в кресле. Мы с Кириллом решили чередоваться, потому что развлекать Нину очень утомительно, она прыгает, лезет куда-то, постоянно что-то хочет. Долго удерживать ее на одном месте утомительно, а чередоваться в самый раз.


 

Съехали к броду через речку, я занялась форелью. Планы такие: головы, хвосты, плавники и хребты на рыбный суп, одну форелину полностью засолить сразу нарезкой, а одну пожарить. Лучше бы гриль, но мы не взяли в этот раз барбекюшницу, не рассчитывали на свежее мясо в горах. Обычно по кускам в диких горах не продают, вот целиком барана – пожалуйста. Мы уже на этом накалывались не раз. Ксеня помыла овощи и сделал салат, я осуществляла свои грандиозные рыбные планы, Кирилл ставил кухню и стол, помогал с Нинкой и наполнял бутыли с водой. Все было бы вообще превосходно, если бы не противные мелкие мушки. Они не кусают, но неприятно лезут в лицо. Рыбу на уху отварила, остудила, перебрала от костей и слила в банку. Кирилл остудил банку в реке, пока мы обедали, а потом убрал в холодильник. Там же в реке остудил бутылочку белого вина… Нарезку посолила, миску отправили туда же в холодильник, а шесть кусочков форели пожарили и съели на обед, запивая белым вином и заедая овощным салатом. Прекрасно! Перед выездом съели половину арбуза и искупались. Нина сразу заснула, а мы продолжили рассматривать горы, лошадей и юрты.


Обед
Мытье посуды


Волнистые склоны
В Гугле дорога по ущелью изображена очень приблизительно. Снимки в районе перевала плохие
Долина Западный Каракол
Переезжаем множество речек и ручьев. Пока по мостикам
То справа, то слева виднеются коши
Западный Каракол

В низовьях ущелья дорога - укатанная грунтовка, иногда грейдер, который изредка ровняют. Мы не спеша едем вверх по ущелью. Это первый день путешествия, и все нас приводит в восторг. Дорога петляет по правому (орографически) берегу реки, то, прыгая вверх-вниз, обходя прижимы, у самой воды, то отдалясь высоко на бархатные зеленые склоны долины. Интересно, что в этом ущелье совсем нет леса, оно все как гигантское пастбище.


Западный Каракол

В одном месте у дороги паслись несколько стреноженных лошадей. Видимо, машины здесь очень редки, и лошади испугались нашего автобуса. Они рванули вверх по дороге, свернуть некуда, справа крутой склон, слева обрыв в реку. Мы так и гнали их перед собой почти километр.



За весь путь мы видели две-три машины, и то в нижней части ущелья. Чем выше по долине, тем менее укатанная дорога. Вскоре она вообще превратилась в грунтовую колею, при этом она была довольно ровная, так что ехать одно удовольствие. Давно уже сидим с открытыми окнами и наслаждаемся запахами горных трав. По склонам ущелья пасутся лошади, некоторые стреножены, некоторые на привязи к длинной веревке, как гирлянда, многие пасутся свободно. Дети умиляются на нескладных трогательных жеребят, прячущихся за матерей.


Юрта
Дорога превратилась в колею
В горах непогода
Рассматриваем спутниковые снимки. Сколько еще до перевала?
Дорога все хуже и хуже
Свобода

Впереди в горах, куда мы едем, непогода. Над перевалом нависли мрачные черные тучи, и они приближаются к нам. Дорога стала заметно хуже. Видно, что ей здесь почти не пользуются. В колеях стали попадаться крупные камни, часто встречаются глубокие промоины или смытые участки, но везде проложен объезд рядом по полю. Мостов через притоки Западного Каракола здесь уже больше нет, везде броды. Слава Богу, притоки эти несерьезные, броды нам даются легко. Но два ручья были достаточно полноводными. Давно уже едем под черной тучей, идет дождь. Вылезать из машины фоткать не хочется, да и снимать нечего, темно, как поздним вечером.


Пики Киргизского Алатау
Ледник

Вот впереди видно перевальный взлет. Колея покидают вырезанную в склоне дорожную полку и просто по камням и скалам очень круто идет вверх. Старая дорога идет серпантином, а новая еле заметная колея срезает его крутым подъемом. Видимо, старую дорогу завалило, и местные проложили новый прямой объезд. Останавливаемся внизу, смотрим вверх. Страшно! Мы точно не въедем по такой крутой разбитой дороге. Но почему бы не попробовать. Поехали! Приходится скакать по колдобинам, сбрасывать скорость нельзя, а то забуксуем на крутом подъеме. В двух-трех местах дорога была промыта ручьями до глубокой канавы. Виртуозно на скорости проезжаем эти сложные места. Пересекаем промоины, объезжаем камни. Мотор ревет, колеса местами ощутимо пробуксовывают, но мы все же лезем вверх! И вот крутой подъем закончился, и мы въехали в перевальное седло! Но!


На перевал поднялись, но проехать в другое ущелье мы не можем

Склон за перевалом обращен на север, и снег на нем с зимы так и не растаял. Мы здесь не проедем. Конечно, пара подготовленных джипов преодолеют этот короткий завал, но не тяжелый шоссейный микроавтобус. Как ни жалко, но надо разворачиваться и ехать назад. Конечно, обидно: накрылось красивое логичное кольцо: мы собирались спуститься по Восточному Караколу до Кочкорки, потом через Чаек доехать до Кекемерена и подняться вдоль него назад в Сусамыр. Теперь придется спуститься к Кекемерену и съездить туда-сюда вдоль него. А за перевалом судя по описаниям дорога лучше, чем та, по которой мы приехали.


Перевальная точка 3486 м
Ущелье Западный Каракол в районе перевала. На этих подробных снимках хорошо видно дороги

Под перевалом

Долгая дорога на перекал Каракол (3500 метров) по совершенно диким местам. Вскарабкались на перевал, преодолев 10 бродов, два из них довольно серьезные. К огромному сожалению, на самом перевале на северном склоне горы прямо через дорогу лежал снежник. Кирилл говорит, бульдозеру пара минут работы, нам с лопаткой тут делать нечего. Очень обидно, не выйдет круговой маршрут, придется ехать все назад. Но все равно не жалко, что поехали сюда, места удивительно красивые. На улице жуткий холод. Кирилл сбегал на 10 метров смотреть дорогу, вернулся с выпрыгивающим из груди сердцем, вот что значит высота. Поворачиваем, катим назад и радуемся, что нам уже не надо вверх по этой дороге. Кирилл изумляется, как проехал, показывает, тут затирал, там по диагонали проходил между камней. На одном из поворотов видим внизу остов легковушки, которая, видимо, лет пять назад свалилась и сгорела.


Горы Киргизского Алатау

Едем вниз. В сложных местах вниз ехать едва ли не легче чем вверх. Подтормаживающие колеса проскальзывают, и автобус сносит в промоины. Конечно, полноприводной машине с пониженной передачей здесь подняться ничего не стоит, но не груженому заднеприводному микроавтобусу даже без блокирующегося дифференциала.


Спуск с перевала. Самые крутые места ниже
Дорога
Спуск с перевала

Когда поднимались на седло перевала, не останавливались. На крутом подъеме машина при трогании с места может забуксовать. Зато сейчас, вниз, останавливаемся чаще и фотографируем. Теперь мы развернуты на запад, в сторону заходящего солнца, поэтому все кажется светлее, а пейзажи драматичней.


Спуск с перевала

Спустились на дно ущелья. Едем вдоль реки вниз. Мы хотим спуститься пониже, чтоб ночевать было не так холодно. Снова проезжаем броды через ручьи - притоки Западного Каракола.


Аня переходит речку вброд, чтоб сделать следующие кадры. Вода очень холодная.

Ветер гонит низкие облака, освещение меняется как в стробоскопе. Останавливаемся, и несмотря на дождь, выходим из автобуса фотографировать. Картины меняются на глазах. Сфотографировал на запад в одну сторону, потом на восток, поворачиваешься снова на запад, а там совершенно другой вид: солнце теперь сквозь щели в облаках подсвечивает другие склоны...


Спуск по ущелью Западный Каракол

Мокрая дорожная колея блестит, подсвеченная отблесками заходящего солнца, и манит вдаль. Мы потихоньку в свое удовольствие катим, восхищаемся меняющимися за окном картинами и непрестанно фотографируем.


Дорога
"Светопреставление" ))
Река и дорога
...
Горы Киргизского Алатау

Снова река и дорога
Колея

Дождь то прекращается, то льет с новой силой. Впереди, на западе, с края грозовых туч солнце вытворяет чудеса, меняя подсветку пейзажа каждые несколько секунд. Но и оглянуться назад на восток в сторону перевала тоже стоит. На фоне черного неба иногда вспыхивает двойная радуга!


Западный Каракол
Аня за рулем

Этот спуск вниз по ущелью Западный Каракол был одним из самых ярких моментов всего путешествия! Чувство свободы и единения с горами, восторг от красоты мира здесь били через край! Вот только жалко, Саньки с нами нет. Это неописуемое чувство, когда катишь в теплой уютной машине, а за окном тебя окружает Мир, прекрасный, суровый и живой. Откроешь окно или выйдешь с фотоаппаратом на улицу, вдохнешь аромат горных трав и пасущихся лошадей, почувствуешь холодный мокрый ветер... Иногда, мне кажется, только в горах можно почувствовать, что ты сам живой, что ты часть этого мира.


Дождь
Лошади
Джайлоо
Радуга

Мы отвлеклись... Несмотря на всю красоту, надо думать о ночлеге. А тут из-за полной дикости этих мест нет обычных утоптанных полянок-лужаек у речек, да и съездов с дороги нет. Едем все дальше и ниже, невольно сильней жмем на педаль. Темнеет...


Западный Каракол
Спускаемся...
Колея

Ночевку искали долго, начали нервничать. Удивительное дело - ровных полянок сколько угодно, но съездов-то нет нигде, потому что людей и машин тоже нет. Мы доехали до самого перевала, заваленного снегом, и не встретили ни одной машины. Гораздо ниже около юрт бывает попадаются джипы, но не здесь. Да еще дождь шел. Уже совсем в потемках нашли местечко у воды с условным съездом, я пересела опять за руль, Кирилл встал перед капотом и показывал, как ставить колеса. С далеко не первого раза удалось съехать, поставили машину, оделись во все теплое и срочно занялись лагерем.


Аня

Почти сразу пришлось надеть фонарики, совсем стемнело. Я доварила рыбный суп, и уже в полной темноте при луне и настольной газовой лампе поужинали, попили горячего чая со смородиновым листом и чабрецом и залезли скорее греться в спальники. Хорошо, что я взяла Нине зимний комбинезон, она и вечер в нем ходила, и ночью спала. Кирилл сразу постелил всем пледы на матрасы, чтобы не шел холод от земли. Высота ночевки 2500.


 

Часть 1 Часть 3

     

Оглавление

На страницу с путешествиями