(Часть 15)

 

День 20. (28 июля) Погода изменила все наши планы. Сегодняшний день должен был быть похожим на вчерашний: купание, игры с детьми, чтение и т.д. Но утро встретило сильным ветром, дождем и полностью затянутым тучами небом. Не было ни малейшей надежды, что погода сегодня может измениться к лучшему. Было решено собираться и ехать на день в горы, с тем чтобы ночевать вернуться сюда же. Если погода улучшится, останемся, как и планировали на Сашкин день рождения тут.

Узнали в местном дукене, что дожди будут идти еще три дня, до конца июля. Это очень грустно! Едем в горы, но никакой особой радости не испытываем, если дожди идут и там, мы ничего не увидим с перевала на 4000 м. Местные говорят, что в горах погода всегда хуже, чем на Иссык-Куле, поэтому ждать улучшения погоды нет оснований.

Открыли карту и обсуждаем с Кириллом планы. Имеет ли смысл тут оставаться, или уже надо поворачивать в сторону дома? Решили подняться все же в горы, это пропустить очень жалко, а потом завтра поедем в Каракол. Надо будет вечером прочитать детям про Пржевальского перед посещением музея. Саня даже рад будет, что на его день рождения намечается хоть  какая-то культурная программа, он спрашивал вчера про музеи.



Ущелье Барскаун


Подъем на перевал Сары Мойнок, 3442 м

Свернули с дороги вокруг озера на дорогу в горы вдоль реки Барскаун. Дорога - хорошо выровненный грейдер из какой-то глины с камнями. Глина размокла от дождя, и из-за того, что дорога очень ровная нас ощутимо заносит на поворотах и на обгонах фур, Кирилл едет медленно и очень осторожно. Поднялись до 2000, на склонах ущелья появились тянь-шаньские ели и лошадки, понуро стоящие под струями дождя с мокрыми спинами и подтеками на животах. Все юрты, мимо которых мы проезжаем, затянуты полиэтиленом.



Едем под непрекращающимся дождем. Внизу горы затянуты облаками, которые туманами спускаются в ущелье. Ни о каких прогулках, конечно, сейчас не может быть и речи, поэтому проезжаем без остановки памятник Гагарину, от которого начинаются тропы к нескольким красивым водопадам.


Ущелье Барскаун

После впадения в Барскаун притока Донурме на дороге стоит застава со шлагбаумом, нас просят пройти регистрацию, здесь совсем рядом канадская золотодобыча. Охранник пугает плохой дорогой. После КПП дорога резко серпантинами залезает на гору, высота уже 3000, ели пропали, зато появился ледник.



Дорога широкая и идеально ровная. Ее каждый день равняют для нужд золотого рудника Кумтор. На дороге иногда встречаются конвои из нескольких фур, контейнеровозов или платформ с тяжелой техникой в сопровождении джипа. После идиллического зеленого ущелья с высоченными тянь-шаньскими елями начинается резкий подъем сначала на перевал Сарымонойк, 3442 м, а затем почти сразу на перевал Барскоон, 3819 м.

Дождь

Перевалы эти какие-то условные. Между первым и вторым есть едва заметный спуск, а затем дорога серпантином преодолевает крутой взлет. А после второго подъем так и продолжается, и вскоре мы выезжаем на высокогорный сырт Арабель.


Арабельский сырт

Ледник и Арабельский сырт
Озеро Джашыль-кель на Арабельском сырте
Дорога по сырту Арабель

Когда-то здесь как каток прошелся ледник, он и сделал дно долины почти идеально плоским. А ведь этот сырт находится на высоте почти 4000 м! Вся поверхность равнины испещрена озерами разной величины и формы. Но в соседнем Тарагайском сырте озера и лужи еще в большем количестве.


Арабельский сырт

За окном машины дождь превратился в снег. Выйти из машины - это подвиг. Сильнейший ветер и почти параллельный земле мокрый снег. Объектив фотоаппарата мгновенно покрывается каплями, а сам фотограф промокает и мерзнет. В машине давно уже работает на полную печка, стекла запотевают, от высыхающей на людях одежды.



Где-то посередине Арабельского сырта - развилка. Налево уходит на рудник накатанный выровненный грейдер, а прямо продолжается дорога на юг на перевал Суек. Нам прямо. Дорога заметно испортилась, стала более узкой и менее ровной. Начался пологий подъем на перевал Суек, 4028 м.


Перевал Суек, 4028 м

Подъем на перевал Суек, 4028 м
Перевал Суек, 4028 м
Спуск к Тарагаю

Скоро дождь сменился снегом, летящим почти параллельно земле. На перевале высотой 4000 мы не могли выйти из машины из-за плохой погоды, поэтому продолжили движение. У Саши заболела голова, и мы даже рады были побыстрее спуститься.


 
В машине тепло, а за окном снег
Спуск в долину Тарагай

На перевале не останавливались, уж больно неуютно снаружи. Спускаемся дальше вниз к Тарагаю. После спуска проехали незаметный поворот на заставу Караколка. В планах путешествия было при хорошей погоде съездить по этой дороге на запад километров 40 до куда доедем. Но в такую погоду отпало всякое желание туда ехать, все равно ничего не видно.


Спуск к Тарагаю
Спуск

Река Суек

Как только спустились к реке Суёк, у каких-то сараев на дороге нас остановили два мужичка-киргиза и попросили подбросить их вниз до погранзоны. Кирилл со скрипом согласился, для этого пришлось пересадить Саню в багажник на вещи, а мне взять Ксеню на руки. У мужичков оказалось еще три мешка какого-то скарба. От них узнали, что мост через Тарагай уже пару лет как починен, что раньше им приходилось ездить по объездной дороге через Кумтор (крюк в 68 км). Так у Кирилла появилась идея проехать обратно через Кумтор, чтобы не тащить Сашку на высокий перевал с его головной болью.


Тарагайский сырт

Ущелье Суёк выходит к Тарагаю
Тарагайский сырт
Впереди река Тарагай
Тарагайский сырт
Тарагай (Кумтор)

После моста через Тарагай мужички показали на еле заметную грунтовку, уходящую на восток вверх вдоль Тарагая (Кумтор) на Кумтор. Мост через Тарагай восстановили не так давно, а до этого много лет ездили в Кара-Сай в объезд через Кумтор, что добавляло лишние 68 км. Потом началось плоское плато, испещренное маленькими круглыми лужами (мы их осмотрели на обратном пути). А вскоре машина снова начала лезть вверх через невысокий хребет к сырту реки Нарын. Здесь верховья Нарына - главной реки Киргизии, которая затем в Ферганской долине называется Сырдарья.


Тарагай
Сырт Тарагай

Нарынский сырт в районе Кара-Сая

Впереди Нарын
Панорама крутится мышкой
Панорама сырта Нарына в районе Кара Сай. Панорама крутится мышкой

Спуск к Кара-Саю. Нарын

Довезли мужичков до шлагбаума на въезде в погранзаставу Кара-Сай, выгрузили их имущество и попрощались. Нас туда не пустили, да и их пускать долго не хотели, хотя они местные жители и их прекрасно тут знают, но кто-то из них забыл пропуск. Кирилл удивился, зачем тут пограничники, до границы же далеко. Киргизы сказали, что китайцы сюда пешком ходят, каждый год их отлавливают. Последний раз в этом году 11 китайцев пришли сюда и убили двух охотников, после этого их отстрелили погранцы. Вот такие истории.


Вот такими лужами покрыт весь Тарагайский сырт
Еще озерцо

А мы развернулись и поехали назад, перед мостом через Тарагай повернули направо на Кумтор и дальше около часа тряслись по отвратительной дороге.


Сырт Тарагай

Дорога здесь плохая, гораздо хуже тех, по которым мы сюда приехали. Через несколько километров после поворота нас ждал довольно длинный брод. Пришлось даже выйти из машины, чтоб посмотреть, какая глубина. Но брод был мелкий и без течения. После бродов Западного Каракола он не представлял сложности.


Дорога на Кумтор

Все потихоньку заснули и только ворочались и вздрагивали, когда машина прыгала на колдобинах. Снег снова стал дождем, а плотный туман по-прежнему скрывает все горы. Ничего не видно. Куда едем? Хорошо, что красная точка ползет по размытым спутниковым снимкам вроде бы в нужном направлении. В нашу погоду, по большому счету, это был бессмысленный крюк, потому что кроме подножия гор и самого сырта больше ничего не видно. А в хорошую погоду здесь, наверное, очень красиво.


Тарагай

Навсречу попался джип охраны Кумтора. Охранники были явно удивлены, встретив здесь туристов. Мы спросили про дальнейшую дорогу. Они посмотрели на нашу машину и сказали, что по мосту мы проедем. Видимо, это главное препятствие на ней. Но в целом дорога очень плохая, особенно в мокрую погоду. И чем ближе к Кумтору, тем хуже.


Мост через Тарагай
Мост
Тарагай

Ближе к Кумтору дорога превратилась в еле заметную колею, появились какие-то развилки. Ориентировались мы по спутниковым снимкам. Ну вот, наконец, мы поворачиваем на раскатанную трассу рудника. На КПП нам сказали, что на рудник нас не пустят, поэтому едем назад, не будем пытаться посмотреть на рудник. Дорога на рудник выровненная, но очень грязная.


Дорога на Кумтор по сырту Арабель
Горки вокруг сырта
Арабельский сырт
Арабельский сырт
Арабельский сырт
Арабельский сырт

Снова пошел мокрый снег. Навстречу попадаются тягачи и фуры рудника, потом мы обогнали попутный конвой из тяжелой техники. Обгоняли почти вслепую, из-под колес грузовиков, как из ведра, летят потоки грязи. В сухую погоду, пишут, что вся эта техника поднимает тучи пыли. Доехали до развилки и поворачиваем в сторону Иссык-Куля.



Арабельский сырт
Ледник
Озеро Джашыль-кель на Арабельском сырте
Арабельский сырт

Спуск с перевала Барскаон
Ущелье Барскоон

На обратном пути вроде бы туман поднялся выше, и стало хотя бы что-то видно. Но к сожалению, не погуляешь, перерывы между сильными дождями очень маленькие.


Спуск с перевала Сарымойнок
Спуск с перевала Сарымойнок
Ущелье Барскоон

По дороге к озеру обсуждаем, что будем делать дальше в связи с дождями. Уж больно не хочется уезжать с Тянь Шаня, не посетив ущелья к югу от Иссык-Куля. Решили несмотря на дожди все же съездить в одно из ущелий и весь завтрашний день погулять по нему. Выбрали ущелье Чон Кызыл Су, как редко посещаемое туристами, и в то же время с дорогой, проезжаемой на нашем автобусе.


Ущелье Чон Кызыл Су

Ущелье Чон Кызыл Су
Ущелье Чон Кызыл Су

Дальше от Иссык-Куля дождь перестал, даже иногда видно голубое небо между облаками. Ущелье узкое и очень живописное. Дорога вполне приемлемая, тихонько катим в свое удовольствие, преодолевая мелкие броды через ручьи, сбегающие со склонов долины. Мест для стоянок более, чем достаточно, но мы хотим проехать как можно выше. Надеемся, что сможем подняться до теплых источников.


Чон Кызыл Су
Дорога

Ближе к концу дороги догнали две машины местных киргизов. Чуть дальше они остановились перед горкой и долго возились с первой машиной - обычной легковушкой. Ее как-то расклинило между камней и мужики ее выталкивали. Потом поехала в подъем вторая машина - минибас Хонда Степвэй (самая-самая распространенная в Киргизии машина). Она тоже забуксовала, и ее выталкивали. Может быть, ошибка в том, что они ехали крайне медленно. Мы совершенно легко и незаметно проехали это в общем-то тривиальное место. Киргизы выбежали из машин смотреть, как мы будем проезжать, и были удивлены и разочарованы, что мы не застряли. Послезавтра в соседнем ущелье такие места, как это покажутся нам детским садом по сравнении с той дорогой.


Чон Кызыл Су
Дорога

Доехали мы до источников, дальше за мостом приемлемая дорога продолжалась еще сотню метров, а дальше начинался подъем, с крупными камнями и скалами в колеях. Там в конце дороги мы и поставили лагерь на отличной полянке.


Лагерь

Сразу же поставили палатку и тент между входом в палатку и машиной. Вода в реке мутная, но в двадцати метрах от лагеря из земли бьет родник с чистейшей ледяной водой.


Варенье из собранной вчера дички

До ужина мы гуляли по лесу, собирали грибы. Прошлись немного вверх по дороге, дорога принципиально изменилась. Может быть, мы там и проехали, но точно бы обскребли все пороги. Сходили на источники, но там приехала какая-то группа, была очередь, и нам посоветовали прийти завтра вечером.


Саня колет абрикосовые косточки для варенья
Вокруг нашего лагеря
Собирают грибы
Река Чон Кызыл Су

Завтра мы планируем уйти на весь день гулять вверх по ущелью.

 

Часть 14 Часть 16

     

Оглавление

На страницу с путешествиями