В Иран съездить хотелось уже очень давно. Близкая к нам страна, но совершенно другая цивилизация. Думали о путешествии на машине, изучали даже возможности обойти требование карнета через оформление транзита по Ирану. Но все же нас пугала дикая, невыносимая жара летом в южной части страны особенно на морском побережье, а далеко уехать мы можем только летом. В последнее время Иран стал популярен у самостоятельных путешественников из-за дешевых авиабилетов относительно других направлений. И вот в октябре мы в очередной раз смотрели цены на авиабилеты и увидели, что если перебрать разные даты, то можно найти цену в 38 тысяч на двоих туда и обратно. Это самые дешевые билеты из Москвы заграницу. В Стамбул или Тбилиси, например, гораздо дороже! И несмотря на дикие траты на восстановление машины после монгольского путешествия мы все же смогли поехать на юбилей Кирилла в Иран благодаря тому, что поездку фактически подарили родственники с обеих сторон. Хорошо иметь много родственников, спасибо им!

Иран превзошел все наши ожидания! Мы были готовы к тому, что это удивительная страна с богатейшей историей, культурными памятниками и красивейшей природой. Но Иран еще богат своими людьми: приветливыми, доброжелательными, по-своему открытыми и искренними. В Иране нас ждало много совершенно неожиданных открытий, о которых мы расскажем в отчете. Мы не ожидали, что В Иране совершенно приятно, удобно и абсолютно спокойно и ненапряжно путешествовать. Даже в нашей парадигме, что настоящее путешествие - это тяжелая работа, мы отдохнули. Конечно, этому способствовал короткий световой день, который надо по максимуму использовать, и длинные ночи.

Мы посмотрели центральную, скажем так, историческую древнюю часть Ирана. Но Иран - огромная страна! И нам теперь хочется съездить еще, чтобы побывать в северной и северо-западных частях, где другой климат, где другая природа, где больше того, что связано с народами, с которыми мы уже знакомы по другим нашим путешествиям. Ведь мы уже бывали в Азербайджане, в Армении мы ехали прямо по границы с Ираном и с любопытством рассматривали хорошие горные дороги и белые машины на них. В Курдистане в Турции мы проезжали в паре километров от Ирана и видели и общались с теми же самыми курдами, что населяют Турцию, Иран, Ирак и Сирию.

Подготовка

Билеты купили за пять недель до путешествия. Времени на подготовку в нашей сумасшедшей жизни было очень мало. Читали историю Ирана, слушали в дороге разные курсы и подкасты на Арзамасе, иранистку Каринэ Александровну Геворгян. Читали путеводители и отчеты других путешественников. На русском качественных путеводителей не нашли: обычно это просто общие слова с минимумом полезной информации. Отчеты путешественников и программы туров полезны скорее для понимания графика движения (что сколько занимает времени). По Тегерану очень полезны и информативны очерки Ильи (varandej). В конце поста есть оглавление со ссылками на статьи по Ирану. (Но Илья был в основном в Западном Азербайджане, а не "классическом" Иране). Замечательными историческими и этнографическими очерками Ильи мы пользовались и в других наших путешествиях: по Тянь-Шаню и по Монголии. И, прямо спасением при тотальном отсутствии времени на подготовку стал вот этот блог, где человек (он так и не представился) подробно и дотошно, гораздо подробней и интересней, чем в любом виденном мною путеводителе, описывает свое путешествие по Ирану. Там же есть очень удобная краткая история Ирана и история шиизма. Мы просто распечатали статьи с этого блога и читали их по дороге и на местах в путешествии.

Маршрут

Для первого посещения Ирана все стандартно. Так называемое "Золотое кольцо": Тегеран - Исфахан - Шираз - Язд. Очень хотелось увидеть Персидский залив. Сначала думали посетить один из курортных островов, но не успевали, была бы просто гонка. Поэтому решили найти по спутниковым снимкам ближайшие к Ширазу уединенные места на море. И все равно, дорога через горы - 5 часов в каждую сторону.

Связь. Интернет

Интернет и мобильная связь в Иране очень дешевые. Симкарту можно купить по паспорту прямо в аэропорту у стойки Irancell. Там же помогут выбрать тарифный план и настроят телефон. Для мессенджеров (Whatsapp, Telegramm, Instagramm) нужен VPN. Некоторые сайты тоже могут не работать без него. Учтите, что любые Госуслуги, МЭШ и тд из Ирана открыть невозможно ни с vpn, ни без него. Приложения банков работают, за все не ручаюсь.

Карты. Навигация

Гугл карты можно сохранить для использования офлайн. По Гугл картам удобно готовиться к путешествию. Но в Иранских городах гугл карты не показывают входы в конкретные места. Можно обойти огромный квартал, ища вход в мечеть или большой исторический дом, или сад. Целесообразно проверять точку в мапс.ми или органике.
Ездить по гугл-картам по старым городам опасно, нужно заранее просматривать маршрут, навигатор может вести по улицам, непроезжим для машин. Можно попасть в очень неприятную ситуацию, когда ехать вперед невозможно, а сдавать назад мучительно. Иногда навигатор не знает об одностороннем движении на каких-то улицах, так было у нас в Исфахане.

Транспорт

В Иране можно перемещаться на самолетах, поездах и на междугородних vip-автобусах. Есть некие сложности с покупкой билетов на них, но обычно в отелях могут помочь с этим. Мы в Тегеране перемещались на такси и метро, а по стране на прокатной машине. Для такси надо установить приложение Snapp. Устанавливать прямо с сайта snapp.ir или из магазина приложений bazaar, тогда будет нужная версия приложения с возможностью переключиться на английский. Snapp работает только с иранской симкой. Это приложение дает копеечные цены на такси. Например, официальная цена такси из аэропорта 10 $, через Snapp 3-4 $. Многие поездки по городу 40 - 100 руб. Метро пользовались в Тегеране и в Исфахане. В Ширазе оно не нужно для туристических целей. Проезд в районе 15 рублей.

Языковой барьер

Английский понимает очень мало людей. Даже в отелях иногда нет человека, изъясняющегося по-английски. Обычно есть такой один человек на отель, который иногда появляется, или ему могут позвонить и дать трубку. Онлайн и офф-лайн переводчики не могут переводить с фарси по фото. Поэтому наше общение чаще всего выглядело так: мы на телефоне переводим с русского на фарси, а иранцы на своем телефоне переводят с фарси на русский или английский и показываем друг-другу телефоны. Для удобства мы распечатали табличку с цифрами на фарси, а потом просто выучили их. Это помогает понять цену в магазинах и ресторанах и поисках такси, вызванного из приложения. Номера же у них тоже на фарси.

Отели

Бронирование отелей в Иране - это целый квест. Агрегаторов гостиниц по Ирану нет. Даже не ищите. Если вам покажется, что вы нашли такой сайт, то на нем будут завышены в два раза цены, и все равно он не будет работать. Поделимся рабочим алгоритмом поиска и бронирования отелей. В Гугл мапс в нужном районе города просматриваете отели. Лучше, чтобы он не стоял на крупной улице (будет очень шумно ночью) и был в пешей доступности от основных интересностей города. Смотрите отзывы и фото, по ним обычно понятно, в какой ценовой категории этот отель. Дальше сложнее. В гугле указан телефон, сохранайете его. Иногда оказывается, что к нему привязан вотсап, повезло. Начинаете переписку. Но чаще - нет. Тогда гуглите сайт отеля. Изредко помогает, и там указан телефон для вотсапа. Чаще помогает найти страничку отеля в Инстаграмме и написать сообщение в директ. Но бывает, что директ отключен (странные люди!). На письма по электронной почте отвечают крайне редко. Если удалось найти рабочие контакты (вотсап или инста) то начинайте переписку. Ответят в больше половины случаев. Торгуйтесь, процентов 20 от озвученой цены обычно удается сбить. Уточните про туалет в номере и завтрак. Нам было интересно искать традиционные отели в исторических особняках. Есть такие очень дорогие раскрученные отели в больших домах-музеях, но есть и совсем маленькие в небольших старинных домах. Но надо учесть специфику исторических отелей. Обычно комнаты небольшие, одна стена - тонкая деревянная с цветными витражами, выходящая во внутренний дворик с фонтанчиком и садом. Слышимость - как будто нет никакой стены. Но мы были не в сезон, и почти всегда кроме нас в отелях никого не было.

Музеи

Музеи для иностранцев в Иране не дешевы. На двоих музей выходит дороже, чем полный бак. Стандартная цена 200р. с человека. Бывает дешевле, бывает дороже. Самый дорогой - Голестан: 1300 р. Очень часто смотритель на входе хитрит: берет деньги и просто машет рукой - проходите. Или начинает заговаривать зубы (Where are you from? и тд) короче, делает все, чтоб не давать билеты. Понятно, для них это халявный весьма нехилый заработок. Мы потратили 20 тысяч только на музеи.

Прокат машины

В Иране есть две-три фирмы по прокату машин. Но Saadat Rent вне конкуренции по ценам. Процедура бронирования следующая: на сайте https://www.saadatrent.com/ru выбираете нужную машину и даты. Переключите еще на английский, там больше информации. Создаете бронирование. Цена увеличится от той, что написана под фото машины: в нее войдет 9% такса, 10$ платные дороги, 5$ дополнительный водитель и, если нужно, расширенная страховка. Сумма возвращаемого депозита указана в карточке машины. Еще для бюджетных машин ограничение пробега 300 км в день, для дорогих еще меньше. Если получение и возврат машины не в главном офисе, то придется еще доплатить за доставку. После бронирования дальнейшее общение происходит в вотсапе. Вам надо будет отправить фото прав и паспорта. Никаких предоплат нет. Все на полном доверии. Прокат и депозит оплачиваются в долларах.

Мы специально выбирали иранскую машину для полного погружения в страну. Она же и самая дешевая в прокате. У нас был Samand - копия какого-то пежо. Очень простая машина на ручке. Двух человек машина неплохо везла, но на подъемах на скорости ей явно не хватало мощности. Если будет 4 человека, то в горах будет грустно на этой машине. В машине не работал прикуриватель, хорошо, что кроме зарядки от прикуривателя мы взяли большой повербанк. Не знаю, чтобы мы без него делали. Телефон с включенным экраном и навигацией, да еще и постоянно раздающий вайфай, высаживался за несколько часов. Еще стоит взять магнитный держатель для телефона в решетку вентиляции.

Если вы воспользуетесь услугами Saadat Rent, то можете сослаться на нас и, выполнив следующее требование, получить один день проката авто бесплатно. (Вот ответ менеджера: if your friends take pictures with our cars and post them on their social pages and tag our page, they will get 1 day free.)

Деньги

В Иране не работают карты международных и российских платежных систем. Совсем. Поэтому надо везти с собой наличные деньги, лучше всего доллары. Евро тоже охотно принимают, но курс евро почти такой же, как у доллара. Рубли везти бессмысленно. Их поменяют только в столице и по очень плохому курсу. В Иране есть своя платежная система, и даже есть услуга открытия карточки для туристов. Открытие карты стоит около 20 евро, но карта начинает работать не сразу, только на следующий рабочий день. Ну и кросс-курс карты плохой. Короче говоря, она подходит только тем, кто совсем боится возить с собой наличные деньги. Деньги можно поменять у менял в аэропорту, но курс занижен. Имеет смысл поменять небольшую сумму на такси и первые траты. Обычно туристы меняют деньги у менял на площади у метро Фирдуоси в Тегеране. Еще менялы тусуются у дворца Голестан. В Исфахане менялы постоянно стоят на улице Хаким у входа в Большой базар. Доллары нового образца (синие) ценятся выше старых (зеленых). Менялы курс говорят именно для синих, зеленые принимают дешевле. Мы меняли доллары 1:50 больших томанов. Когда меняете деньги, до начала операции четко договоритесь и покажите число на калькуляторе, предупредите, что никаких комиссий. Обычно все проходит без проблем. Но нам один раз пришлось настаивать на честном выполнении договоренностей. Подошли другие менялы и пристыдили нашего. Имеет смысл менять синие доллары у менял, а зелеными расплачиваться в гостиницах и на рынках за крупные покупки. Обычно это выгодней, чем платить в томанах. В отелях и на рынках, конечно, предпочитают синие доллары, но и зеленые берут по тому же номиналу.
В Иране путаница с деньгами. Основная единица риал. Потом они ввели томаны. 1 томан=10 риалам. В крупных городах еще используют большие томаны: 1 большой томан=1000 малых томанов=10 000 риалов. На новых купюрах, например, 500000 риалов = 1 доллар последние 4 нуля пропечатаны бледно. Очень-очень часто, особенно в провинции вам называют цену в малых томанах, но при этом говорят, что это риалы. Надо по сто раз уточнять. Всегда просите указывать цену в риалах. Проще всего запомнить, что самая крупная купюра миллион риалов 1000000 (на ней написано 100 и четыре бледных нуля) = 2 доллара = 200 рублей. Стандартная цена для иностранца в большинство музеев.
Мы разменяли сразу много денег, планируя ориентироваться на динамику трат, и платить за отели и сувениры в долларах или в риалах.


Траты

В файле подробно расписаны траты по категориям. Если суммировать, то 11 полных дней в Иране на двоих обошлись нам в 125 тысяч (самолет, прокат машины, жилье, еда и тд). Сувениры не вошли в эту сумму. Ну и на прокат машины нам дали немыслимую скидку больше 50 процентов.

 

 

Карта путешествия по Ирану. 3450 км

 

 

 

1. Тегеран


2. Кашан

3. Абьяни. Наин. Мейбод
4. Йезд. Херанек
5. Эберку. Пасаргады. Накше-Рустам. Накше-Раджаб. Персеполь
6. Шираз
7. Бишапур. Персидский залив
8. Персидский залив.
Дворец и рельефы Ардашира
9. Шираз. Исфахан
10. Исфахан.
Площадь Накш-е Джахан
11. Исфахан.
Дворцы
12. Исфахан.
Новая Джульфа, Пятничная мечеть,
Базар Кейсарие

 

 

На страницу с путешествиями

На главную страницу

.,