(Часть 12)
Новая Джульфа (Нор Джуга)
Новая Джульфа (арм. — Нор Джуга) — армянский квартал Исфахана. Расположен на правом берегу реки Заянде, протекающей через город. Основан армянами из старой Джульфы (ныне в Нахичевани) переселенными в Иран Шахом Аббасом в 1604 году. В ходе Турецко-персидской войны (1603—1618), шах Аббас, узнав о наступлении османских сил и опасавшийся, что не сможет удержать недавно завоёванную им территорию Закавказья (включая Восточную Армению и приграничные с Османской империей области Араратской равнины), прибегнул к тактике «выжженной земли», суть которой заключалась в насильственном переселении всех местных жителей на территорию Персии. Всего, в Персию было переселено от 250 000 до 300 000 армян. Это событие получило название Великий Сургун (арм. — Великое изгнание). Непосредственно в пригород Исфахана было переселено, по разным оценкам, от 20 тыс. человек до 12 тыс. армянских семей. Первоначально, армянские переселенцы получили свободу вероисповедания, некоторые привилегии и свободу торговли. Однако позднее, шах начал проводить насильственную политику по принятию ислама среди армянского населения. Несмотря на все сложности, с течением времени, армяне смогли создать здесь центр международной торговли, в том числе с Россией, Европой и Индией, а также получили монопольное право на торговлю шёлком. |
Церковь св. Марии | Площадь Джульфа |
В начале XVII века население Нор-Джуги достигало 30 тысяч жителей. Армянские переселенцы построили новый квартал со множеством церквей. В отличие от остальных национальных и религиозных меньшинств, армяне имели право выбирать собственного главу района, создавать свои суды, звонить в колокола, устраивать религиозные процессии. Также, армянам было разрешено производить вино и не придерживаться строгих правил в ношении одежды. Они образовали отдельную церковную епархию под руководством своего собственного епископа, назначенного Эчмиадзином. Избранному главе, которому была вручена печать шаха Персии, подчинялся не только сам район, но и два десятка армянских деревень вокруг Исфахана. С взрослого мужского населения он собирал налог золотом. Мусульманам не разрешалось жить в Нор-Джуге. |
Церковь Бедкхем (Вифлиемская церковь) |
Армянская община становилась богаче и влиятельнее в том числе за счёт того, что им предоставлялись беспроцентные кредиты и различные торговые привилегии. Нор-Джуга становилась центром международной торговли. Армянские компании начинали конкурировать с торговцами из Ливана и Индии, а свои представительства открывали во множестве крупных городов и государств: Кабуле, Кандагаре, Марселе, Венеции, Москве, Амстердаме, Германии, Польше, Китае, Индонезии, Швеции и на Филиппинах. Армянские торговцы стали причиной резкого падения доходов от торговли в Османской империи, заключая в том числе и коммерческие сделки, направленные против османов. Со временем, армянское население района и окрестных деревень насчитывало уже около 50 000 человек, а сам район превратился в новый культурный центр армянской диаспоры. Начиная с XVII в., армяне Новой Джульфы были одним из основных каналов внедрения Западных технологий и культуры в Азию. В 1636 году здесь открылась типография и началось печатание книг. Как в Старой, так и в Новой Джуге — главным ремеслом армян была торговля, и уже в XVII—XVIII веках они в своих руках сосредоточили почти всю внешнюю торговлю Персии, устанавливая торговые связи со многими странами. Особенно укрепились связи с Россией. В 1660 году за благосклонное отношение к армянам, джугинские купцы подарили русскому царю Алексею Михайловичу трон из золота, на котором было 876 бриллиантов, 1233 изумрудов и рубинов, и все это было окаймлено тремя рядами жемчугов. В настоящее время этот трон хранится в Оружейной палате Московского Кремля. |
Площадь Джульфа |
В Армянском квартале 13 церквей. Все они обнесены высокой стеной, за которой видно, и то не всегда, купол церкви и верхушку колокольни. В церкви постороннему попасть невозможно. Считается, что открыты две церкви: собор и церковь Бедхем. Мы пытались войти в церковь св. Марии, долго звонили в домофон. Сначала нам ответил один человек, но потом позвал русскоговорящую армянку. Мы ей объяснили, что христиане и хотим посмотреть церковь. Она отказала и отправила нас в церковь Бедхем напротив. Там мы тоже долго звонили и стучали, открыл какой-то дядя: увидел нас, слушать вообще не стал, ругаясь громко, захлопнул дверь перед нашим носом. Потом мы уже уходя из Новой Джульфы прошли по другой улице, на которую выходит главный вход в эту церковь. Там висело объявление, что в церкви ремонт, и она надолго закрыта. |
Собор Ванк (Собор Святого Христа Всеспасителя)
Собор был построен между 1606 и 1655 гг., одним из первых, созданных в армянском квартале Исфахана Джульфе по указу урегулирования армянского вопроса шаха Аббаса I, после очередной из его войн с Османской империей. Эклектику собора — контраст христианских и мусульманских стилей — можно объяснить поочерёдной сменой власти в этом пригороде Исфахана: европейские миссионеры, наёмники, исламская власть. Можно проследить почти в хронологическом порядке комбинации архитектурных стилей собора во внешней и внутренней отделке. Храм лаконичен снаружи и богат по внутреннему убранству. Собор состоит из куполообразного храма, так же, как и персидская мечеть, но с существенным добавлением европейского: полувосьмиугольной апсиды алтаря. Экстерьер собора сложен относительно современной кирпичной кладкой и является исключительно простым по сравнению с богато украшенными интерьерами храма. |
Внутренний двор |
Собор Ванк |
Собор Ванк |
Интересно, что армяне Исфахана в архитектуре церквей и в интерьерах совершенно отошли от своих богатых традиций. Архитектура собора абсолютно далека от армянских церквей, зато она очень близка персидским купольным мечетям. Тоже самое в интерьерах: купол. стрельчатые арки, притворы и алтарь в виде айванов, орнаментальные геометрические росписи все это ближе к виденной нами персидской архитектуре, а не к изящным армянским храмам. |
Купол как в персидских мечетях |
Алтарь |
Страшный суд |
Кажется, или черти напоминают турок? |
Очень все натуралистично |
Старые фрески и поновленные |
Похоже, что от старых росписей XVII века почти ничего не осталось, кроме нескольких фрагментов. Росписи были чудовищно поновлены, видимо, при Каджарах, а может и при Пехлеви. Художники, поновлявшие росписи, превратили их в яркие красочные комиксы. Причем, понятное дело, приличная композиция сцен - это заслуга предыдущих мастеров. |
Крещение. Ниже сцены из житий армянских мучеников |
Ветхий завет: Древо Иакова, Сон Даниила, Ослица Валаама, Лот бежит из Содома, Моисей с Десятью заповедями, Взятие Иерихона Новый Завет: Искушение Христа в пустыне, Ангелы служили Ему (после искушения в пустыне, Преображение, Вход в Иерусалим |
Изгнание торгующих из храма |
Умовение ног |
Тайная вечеря |
Взятие под стражу |
Христос перед Каиафой |
Но все же многие сцены интересны. Особенно те, где художник не претендовал на какой-то академизм, а создавал простую народную картину. К таким относится Пилат умывает руки и многие сцены из жизни Григория просветителя и других армянских мучеников. Стоит обратить внимание на романтические пейзажи, на фоне которых разворачиваются библейские сцены. |
Бичевание Христа |
Пилат умывает руки и Несение креста |
Жите свю Григория Просветителя |
Иосиф и жена фараона |
Сотворение Евы, Искушение |
Сотворение Евы |
Искушение Евы |
Архангел Михаил низвергает сатану? |
Сцена из жития армянских мучеников |
Благовещенье | В верхних ярусах Ветхий Завет. В нижних - Новый |
Эти сцены написаны более умелой рукой |
Надгробные плиты |
Благовещенье |
Пейзажи по нижнему ярусу такие же, как в персидских мечетях и особняках |
Надгробные плиты |
Надгробие с изображением Распятия, Воскресения и Крещения |
Библиотека и музей Ванка
Библиотека содержит более 700 редких древних рукописей на армянском и европейском языках. В музее Ванка хранится уникальная и бесценная коллекция предметов, принадлежащих армянской цивилизации. Построенный в 1871 году, музей содержит многочисленные экспонаты, связанные с историей собора и армянской общины Исфахана, в том числе указ шаха Аббаса I 1606 года об основании Новой Джульфы, запрещающий вмешательство любого человека в дела армянской общины. |
Армяне Новой Джульфы |
Печатный станок 1844 г. |
В библиотеке можно полюбоваться костюмами эпохи Сефевидов, коврами, европейскими картинами, приобретенными армянскими купцами в путешествиях, гобеленами, вышивкой и другими предметами ирано-армянского художественного наследия. В музее Ванка хранится также обширная коллекция фотографий, карт и турецких документов, относящихся к резне, учиненной османами в 1915 году. В музее выставлены облачения, потиры и другие священные предметы. Печатный станок Ванка был первым во всем Иране. |
Рождество |
пояс |
Митра |
Рипсиме, Гаяне, Шогокат? |
Деисус |
Евангелист Иоанн |
Переселяясь из Джульфы в Исфахан, армяне взяли с собой все самое ценное - множество рукописных средневековых книг. И теперь музей Ванка обладает ценным книжным собранием. Получился такой мини Матенадаран в Исфахане. |
Вход в Иерусалим | Тайная Вечеря |
Сретение |
Евангелие от Луки |
Вознесение |
Европейские картины, привезенные армянскими купцами |
Погребение Христа |
Вознесение | Сошествие Святого Духа |
Крест | Кадило |
Поклонение волхвов |
Сотворение человека, грехопадение и изгнание из рая | Воскресение |
Ванк |
Ванк |
Церковь Бедкхем |
Вышли из Ванка и решили прогуляться по Новой Джульфе. Здесь много магазинов с дублирующими надписями на армянском или латинице. Во многих названиях армянская тематика. Но улицы ничем не отличаются от других улиц города. Мы прошли по нескольким улицам, а потом вызвали через снапп такси и поехали досматривать Пятничную мечеть. |
Церковь Марии |
Церковь св. Георгия |
Один из вхоов в мечеть. Традиционная цепь над входом в любую иранскую мечеть |
В мечети Джаме отразился архитектурный опыт тысячелетия. В ней можно увидеть многие исторические стили архитектуры Ирана и соседних с ним стран. Среди его особенностей множество типов кирпичных опор, украшенных геометрическими узорами, четыре Айвана с различными декорами для каждого, огромные купола, симметричные и декорированные фасады по всему двору, десять порталов, каждый из которых выходит в проход, расположенный снаружи мечети. Все эти составляющие в конечном итоге образуют уникальный комплекс, так что все это можно назвать непрерывной историей и архитектурной энциклопедией Ирана. |
в пакете толстовка для Сашки |
Мечеть Джаме построили в XI веке как гипостильный зал, потом она была преобразована в Чахар Мечеть Айвани ("четыре айвана"). И этот новый метод стал распространяться в дизайне иранских мечетей вместе со стилем гипостиль (Шабестани). Комбинация четырех айванов и купольного зала, разработанная в Исфахане, вскоре была повторена в мечетях Джаме в близлежащих городах. С этого момента план стал стандартным для пятничных мечетей, возводимых по всему Ирану. Даже в некоторых ранее существовавших мечетях были внесены изменения, чтобы превратить их в мечети Чахар Айвани. Таким образом, самая главная архитектурная ценность мечети Джаме в Исфахане заключается в том, что она сыграла роль прототипа в архитектурной истории Востока. |
Гипостильный зал Мечети |
Греемся последний день на иранском солнце |
1. Гипостильный зал. |
2. Зал эпохи Буидов |
Зал Буидов |
Зал Сельджуков |
3. Зал эпохи Сельджуков |
Зал Назим аль Мульк |
4. Зал Назим аль Мульк, 1086-1087 г. |
Зал Назим аль Мульк |
Зал Назим аль Мульк |
Купол Шабестана (зала Тадж аль-Мулька) снаружи |
5. Зал Тажж аль Мульк, 1088-1089 г. Спустя два года, в 1088–1089 годах, уже под патронажем Тадж ал-Мулька, был построен Северный купол, который стал серьёзным архитектурным прорывом. В отличие от более простого Южного, Северный имел переплетенные ребра в форме пятиугольников и пятиконечных звезд, качественно выровненные стены и элементы. Назначение этого купольного помещения неясно. Зал расположен вдоль оси север–юг и находится за пределами мечети. Купол считается шедевром средневековой иранской архитектуры. |
Зал Тадж аль-Мулька |
6. XII век, период восстановления |
очередной пикник |
Северный айван |
Чтобы улучшить подход к куполообразной камере михраба, которая стояла изолированно среди более старого гипостильного зала, пространство с колоннами между куполом и внутренним двором было заменено большим айваном (сводчатым залом, открытым с одной стороны). Этот большой зал с бочкообразными сводами открыт во внутренний двор с одной стороны и ведет в куполообразный зал через дверной проем с другой стороны. |
Северный айван |
Северный айван |
В результате этих преобразований мечети была придана ее нынешняя форма с четырьмя айванами - тип планировки, который впоследствии стал распространен в Иране и других частях исламского мира. Южный айван внутреннего двора (ведущий к михрабу) отличался от других айванов тем, что был больше и украшен большими рядами мукарн (свод в виде сот). В то или иное время к другим айванам также добавлялись разные композиции мукарна, в результате чего айваны, даже если они построены примерно в одно и то же время, выглядят по-разному. |
Западный айван |
Восточный айван |
Восточный айван |
Кроме постройки четырех айванов, оставшиеся отсеки старых гипостильных залов были отремонтированы с использованием сводов с поперечными ребрами. Существует около 200 таких небольших секций, и все они имеют разный дизайн богатое разнообразие геометрических украшений. Часть этой работы, вероятно, была выполнена в конце 11-го или начале 12-го веков, но хронология строительства здесь неясна, и многие секции, вероятно, ремонтировались в разное время. |
Отдыхают после молитвы |
Один из гипостильных залов |
Гипостильный зал |
Последующие изменения в мечети были менее масштабными. Тем не менее, почти в каждый период над мечетью проводились какие-то работы, отражающие меняющиеся потребности общества и вкусы новых правителей. При Ильханидском султане Ульджайту (р. 1304-1317) аркада по бокам внутреннего двора была разделена по вертикали на два уровня. Улджайту также создал еще один прямоугольный молитвенный зал или "зимний зал", примыкающий к северной стороне западного айвана мечети. Этот зал перекрыт рядом замечательных поперечных сводов, а на его южной стене украшен искусно вырезанный лепной михраб, датируемый 1310 годом. Михраб - одно из лучших произведений иранского или исламского скульптурного искусства этого периода. Он был создана Хайдаром, очень уважаемым каллиграфом того времени, который включил в работу свою подпись. |
Зимний зал с михрабом 1310 г. |
Михраб 1310 г. |
Своды зала |
В 15 веке изменения ограничивались различными ремонтными работами. Сводчатый потолок молитвенного зала Улджайту был реконструирован, и многие из меньших сводов и куполов гипостильного зала могут относиться к этому времени. В юго-восточном углу был добавлен новый молитвенный зал. Фасады внутреннего двора также постепенно украшаются плиткой. В частности, богатая мозаика, покрывающая фасад южного айвана сегодня, первоначально была добавлена под патронажем правителя Ак КоюнлуУзун Хасана в 1475-1476 годах. |
Зимний молитвенный зал", построенный Сефевидами |
Большинство правителей Сефевидов работали над мечетью, за исключением шаха Аббаса I, который был больше занят своими новыми постройками вокруг площади Накш-э-Джахан. Нынешние минареты мечети, которые стоят по обе стороны южного айвана, были возведены в 17 веке. В эпоху Сефевидов некоторые части молитвенных залов также были расширены, а айваны и минареты были облицованы новой плиткой. За это время молитвенный зал Музаффаридов на западной стороне был заменен большим "зимним молитвенным залом", отличающимся широкими низкими арками. Дальнейшие ремонтные работы и реставрации проводились при более поздних династиях Афшаридов и Каджаров и вплоть до наших дней. |
Один из множества гипосильных залов |
Пятничная мечеть - одно из сильнейших впечатлений от Исфахана! Она завораживает и втягивает в себя как в лабиринт. Все эти бесконечные гипостильные лапидарные залы, которые позже были разорваны более изысканными помещениями, а потом еще структурированны в классический двор четырех айванов создают атмосферу волшебного города в городе. Да, Пятничная мечеть далека от рафинированных творений Аббаса II на площади Накш-е Джахан, но она берет другим: своей древностью и каким-то ощущением чего-то онтологического, проросшего здесь, как в центре мира. |
Базар Кейсарие
По большому счету, мы выполнили намеченную программу минимум по достопримечательностям Исфахана. И теперь мы сквозь Базар Кейсарие идем снова к Накш-е Джахан - центру притяжения Исфахана. Как уже говорили, от площади до Пятничной мечети можно пройти по крытым галереям Базара около 2 км. Вот мы и пошли, сверяясь с картой, чтобы не пропустить некоторые интересности, включенные или обхваченные галереями базара. |
В одной из арок галерей была местная "столовка". И, судя, по ажиотажу вокруг, место хорошее и популярное. Мы заглянули пофоткать, но какая-то женщина стала нас зазывать здесь поесть, к ней присоединились еще какие-то прохожие. Мы встали в очередь и показали на что-то, что у них пеклось, жарилось прямо здесь же. |
Нам принесли что-то в лаваше, и мы смотрели на это, не понимая что это, и как его едят. Дядька в фартуке подошел и с таким раздражением, что мол, что с нас взять, порвал лаваш на куски завернул в него это что-то побрызгал лимоном и чуть ли не силой запихнул мне в рот. Было довольно вкусно, но что мы ели, мы так и не поняли. |
Дверь |
Минарет Али |
Снова идем мимо вчерашних развалин и разглядываем любопытные изразцовые панно с павлинами и ангелами |
Исторический дом Мошир оль Молк
Входной портал |
В центре шумного суетливого базара стоит замечательный особняк Мошир оль Мольк. Надо найти по карте место, где покинуть галерею базара и выйти в невзрачный переулочек, с которого вход в этот шикарный особняк. Это исторический дом министра Каджаров Мошир-ол-Молк Ансари. После смерти Мошира он использовался как консульство Прусского королевства. Но сейчас он используется как Музей Исламского наследия. |
ничего нельзя |
Поздний зал |
Дом состоит из двух частей. Скорее, это два дома, поставленных вплотную друг ко другу. Вход сначала в новую часть, сделанную, похоже, при Каджарах. Здесь в большом двухуровневом зале с окнами по третьему ярусу сейчас кафе и магазин. Билеты в музей стоили как-то не слабо, более чем в два раза дороже стандарта. В кафе мы попили чая, и даже купили какие-то сувениры в магазине. Магазин тут почти пустой, но очень дешевый, видимо, распродают остатки. А у нас последний день, спешно покупаем сувениры родным домой. |
Зал очень светлый, но выглядит вычурно и эклектично со своими перегруженными капителями колонками, обилием зеркал и тяжеловесных узоров. Но из нового зала через коридоры можно пройти в более старую часть, как утверждается, времени Сефевидов. Во что слабо верится. |
Потолок первого, позднего зала |
Переходим в старую часть дома. Здесь все традиционно: одна витражная деревянная стена отделяет зал от внутреннего двора. Зал традиционно двусветный с большим альковом. От Сефевидов здесь, похоже, только структура. Все декоративное оформление немногим старше соседнего зала и оно мало интересно. Но все внимание поглощает удивительная витражная стена, точнее свет, разноцветными пятнами заливающий комнату. И здесь понимаешь, что стекла витражей Розовой мечети в Ширазе гораздо больше, и это оправдано. Для этого интерьера с тоненькими колонками и мелко декорированного зеркалами и ярким орнаментом очень подходят мелкие световые пятна. В то же время для мощного лаконичного интерьера шабестана Розовой мечети нужны крупные цветовые пятна. |
Александр III |
Цирк |
Балет |
Если про Розовую мечеть мы знали, что в нее надо приходить утром, то здесь в нужное время (около трех часов дня) мы оказались совершенно случайно. |
Комната второго этажа |
Дом и двор с крестообразным бассейном. Справа дом - новый зал (который мы видели вначале) со своим двором |
Видео |
Базар Кейсарие
Мы идем дальше по базару, стараясь отыскать в его лабиринтах интересные постройки разных эпох. |
Караван-сарай Саротоги |
Мечеть Сарай Гольшан на Базаре |
Галереи внутри базара |
двери! |
Накш-е Джахан |
Портал |
Старая дверь | Купол на пересечении галерей базара |
Тимче Малек |
Караван-сарай Тимче Малек эпохи Каджаров расположен на базаре Кайсарие в Исфахане у ворот Ашрафа. Основателем и строителем его является Хадж Ибрагим Малек ат-Таджар, один из знаменитых людей XIX-XX вв. Он был одним из крупнейших благотворителей Исфахана. Хадж Ибрагим приложил немало усилий, чтобы сохранить древние произведения Исфахана в ту разрушительную эпоху Зал ас-Султана. Он спас от разрушения Чехель-сотун и Али-Капу. |
Малек аль-Таджар Тимче |
Тимче Малек напомнил нам чудесный караван-сарай посреди Кашанского базара. Он даже изящней и декоративней его, но все же не производит такого сногсшибательного впечатления как в Кашане. Это красивая изысканная галерея с тремя куполами и бассейном, декорированная плиткой и кирпичными орнаментами. Рядом с ней расположен двор с аркадой. |
Малек аль-Таджар Тимче |
Малек аль-Таджар Тимче |
Гуляя по базару, присматривались к витринам, и вот в одной из них увидели шкатулочку из верблюжьей кости с невероятной красоты росписями. Она привлекла наше внимание своей схожестью с персидскими миниатюрами, точностью филигранной работы, нежностью и изяществом. Но продавца не было. Шкатулочка так понравилась, что мы еще трижды возвращались к этому прилавку, пока гуляли по базару, и вот в какой-то момент продавец нашелся. Он же оказался и художником! Мы очень приятно пообщались, он показывал свои работы и рассказывал о них. Удивительный мастер. Шкатулка стоила немало, но Кирилл внезапно дал добро на покупку при одном условии: она должна быть куплена не в подарок кому-то, а остаться у меня. Очень кстати, в ней будут храниться серебряные серьги-павлины сиранской бирюзой, купленные в Ширазе несколько дней назад. |
Видео |
Серьги |
Снова Накш-е Джахан |
После покупок мы снова вышли на площадь Накш-е Джахан попрощаться с Исфаханом. Мы уезжаем, а здесь так буднично кипит жизнь города. Мальчишки играют на газонах в футбол, веселые компании располагаются на траве на пикники с кальянами, праздно шатаются семьи с детьми, деловито снуют туда сюда торговцы на мотоциклах. Когда мы теперь снова все это увидим? |
Ворота Базара Кейсарие |
Мечеть Имама |
Мечеть Лютфоллы |
Видео |
Али-Капу |
Мы возвращаемся в отель,забираем вещи, садимся в машину. Но невозможно уехать из этого чудесного города! И мы едем на Чахарбаг. Где-то в районе Базар-Ханата удалось втиснуть машину в освободившееся место и мы пошли прощаться с Исфаханом, оставив фотоаппарат и вещи, налегке. |
Прогулялись взад-вперед по чудесному Чахарбагу, купили мороженого. Но вот уже пора ехать. Нам еще рулить часов пять до тегеранского аэропорта. |
Базар Хонар |
Медресе Чахарбаг или Медресе Султани |
Видео |
Приехали, чуть-чуть обогнав навигатор. В аэропорту немного поискали нужную стоянку. Пока ждали агента из Саадрент, перепаковали тщательно все вещи и сувениры. Сдали машину, нам вернули залог, идем в аэропорт. |
Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец |
Немного ожидания в аэропорту, перелет, и вот мы уже дома обнимаем детей.
|
Часть 11 |