(Часть 12)

Исфахан




Новая Джульфа (Нор Джуга)


Новая Джульфа (арм. — Нор Джуга‎) — армянский квартал Исфахана. Расположен на правом берегу реки Заянде, протекающей через город. Основан армянами из старой Джульфы (ныне в Нахичевани) переселенными в Иран Шахом Аббасом в 1604 году. В ходе Турецко-персидской войны (1603—1618), шах Аббас, узнав о наступлении османских сил и опасавшийся, что не сможет удержать недавно завоёванную им территорию Закавказья (включая Восточную Армению и приграничные с Османской империей области Араратской равнины), прибегнул к тактике «выжженной земли», суть которой заключалась в насильственном переселении всех местных жителей на территорию Персии. Всего, в Персию было переселено от 250 000 до 300 000 армян. Это событие получило название Великий Сургун (арм. — Великое изгнание). Непосредственно в пригород Исфахана было переселено, по разным оценкам, от 20 тыс. человек до 12 тыс. армянских семей.

Первоначально, армянские переселенцы получили свободу вероисповедания, некоторые привилегии и свободу торговли. Однако позднее, шах начал проводить насильственную политику по принятию ислама среди армянского населения. Несмотря на все сложности, с течением времени, армяне смогли создать здесь центр международной торговли, в том числе с Россией, Европой и Индией, а также получили монопольное право на торговлю шёлком.



Церковь св. Марии
Площадь Джульфа

В начале XVII века население Нор-Джуги достигало 30 тысяч жителей. Армянские переселенцы построили новый квартал со множеством церквей. В отличие от остальных национальных и религиозных меньшинств, армяне имели право выбирать собственного главу района, создавать свои суды, звонить в колокола, устраивать религиозные процессии. Также, армянам было разрешено производить вино и не придерживаться строгих правил в ношении одежды. Они образовали отдельную церковную епархию под руководством своего собственного епископа, назначенного Эчмиадзином. Избранному главе, которому была вручена печать шаха Персии, подчинялся не только сам район, но и два десятка армянских деревень вокруг Исфахана. С взрослого мужского населения он собирал налог золотом. Мусульманам не разрешалось жить в Нор-Джуге.


Церковь Бедкхем (Вифлиемская церковь)

Армянская община становилась богаче и влиятельнее в том числе за счёт того, что им предоставлялись беспроцентные кредиты и различные торговые привилегии. Нор-Джуга становилась центром международной торговли. Армянские компании начинали конкурировать с торговцами из Ливана и Индии, а свои представительства открывали во множестве крупных городов и государств: Кабуле, Кандагаре, Марселе, Венеции, Москве, Амстердаме, Германии, Польше, Китае, Индонезии, Швеции и на Филиппинах. Армянские торговцы стали причиной резкого падения доходов от торговли в Османской империи, заключая в том числе и коммерческие сделки, направленные против османов. Со временем, армянское население района и окрестных деревень насчитывало уже около 50 000 человек, а сам район превратился в новый культурный центр армянской диаспоры. Начиная с XVII в., армяне Новой Джульфы были одним из основных каналов внедрения Западных технологий и культуры в Азию. В 1636 году здесь открылась типография и началось печатание книг. Как в Старой, так и в Новой Джуге — главным ремеслом армян была торговля, и уже в XVII—XVIII веках они в своих руках сосредоточили почти всю внешнюю торговлю Персии, устанавливая торговые связи со многими странами. Особенно укрепились связи с Россией. В 1660 году за благосклонное отношение к армянам, джугинские купцы подарили русскому царю Алексею Михайловичу трон из золота, на котором было 876 бриллиантов, 1233 изумрудов и рубинов, и все это было окаймлено тремя рядами жемчугов. В настоящее время этот трон хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Современная Джуга это центр самой большой и древней армянской диаспоры в Иране. Нор-Джуга — всё ещё густонаселённый армянский район в Исфахане с армянской школой и по крайней мере тринадцатью церквями. Армяне в Нор-Джуге соблюдают законы Исламской Республики, но в то же время отлично сохраняют свой язык и культуру. В Нор-Джуге открыто (хотя и в ограниченном ассортименте) продаются алкогольные напитки, полностью запрещенные в остальной части города, как и во всем Иране. Это старая привилегия для иранских армян, которые некогда убедили шаха, что вино необходимо им в ритуальных целях.


Площадь Джульфа

В Армянском квартале 13 церквей. Все они обнесены высокой стеной, за которой видно, и то не всегда, купол церкви и верхушку колокольни. В церкви постороннему попасть невозможно. Считается, что открыты две церкви: собор и церковь Бедхем. Мы пытались войти в церковь св. Марии, долго звонили в домофон. Сначала нам ответил один человек, но потом позвал русскоговорящую армянку. Мы ей объяснили, что христиане и хотим посмотреть церковь. Она отказала и отправила нас в церковь Бедхем напротив. Там мы тоже долго звонили и стучали, открыл какой-то дядя: увидел нас, слушать вообще не стал, ругаясь громко, захлопнул дверь перед нашим носом. Потом мы уже уходя из Новой Джульфы прошли по другой улице, на которую выходит главный вход в эту церковь. Там висело объявление, что в церкви ремонт, и она надолго закрыта.



Собор Ванк (Собор Святого Христа Всеспасителя)


Собор был построен между 1606 и 1655 гг., одним из первых, созданных в армянском квартале Исфахана Джульфе по указу урегулирования армянского вопроса шаха Аббаса I, после очередной из его войн с Османской империей. Эклектику собора — контраст христианских и мусульманских стилей — можно объяснить поочерёдной сменой власти в этом пригороде Исфахана: европейские миссионеры, наёмники, исламская власть. Можно проследить почти в хронологическом порядке комбинации архитектурных стилей собора во внешней и внутренней отделке. Храм лаконичен снаружи и богат по внутреннему убранству. Собор состоит из куполообразного храма, так же, как и персидская мечеть, но с существенным добавлением европейского: полувосьмиугольной апсиды алтаря. Экстерьер собора сложен относительно современной кирпичной кладкой и является исключительно простым по сравнению с богато украшенными интерьерами храма.


Внутренний двор
Собор Ванк
Собор Ванк

Интересно, что армяне Исфахана в архитектуре церквей и в интерьерах совершенно отошли от своих богатых традиций. Архитектура собора абсолютно далека от армянских церквей, зато она очень близка персидским купольным мечетям. Тоже самое в интерьерах: купол. стрельчатые арки, притворы и алтарь в виде айванов, орнаментальные геометрические росписи все это ближе к виденной нами персидской архитектуре, а не к изящным армянским храмам.
Интересно, что в Османской империи обратная ситуация: Элементы турецких мечетей, мавзолеев и караван-сараев часто взяты из армянской архитектуры.


Купол как в персидских мечетях
Алтарь


Страшный суд
Кажется, или черти напоминают турок?
Очень все натуралистично
Старые фрески и поновленные

Похоже, что от старых росписей XVII века почти ничего не осталось, кроме нескольких фрагментов. Росписи были чудовищно поновлены, видимо, при Каджарах, а может и при Пехлеви. Художники, поновлявшие росписи, превратили их в яркие красочные комиксы. Причем, понятное дело, приличная композиция сцен - это заслуга предыдущих мастеров.


Крещение. Ниже сцены из житий армянских мучеников
Ветхий завет: Древо Иакова, Сон Даниила,
Ослица Валаама, Лот бежит из Содома, Моисей с Десятью заповедями, Взятие Иерихона
Новый Завет: Искушение Христа в пустыне, Ангелы служили Ему (после искушения в пустыне, Преображение, Вход в Иерусалим
Изгнание торгующих из храма
Умовение ног
Тайная вечеря
Взятие под стражу
Христос перед Каиафой

Но все же многие сцены интересны. Особенно те, где художник не претендовал на какой-то академизм, а создавал простую народную картину. К таким относится Пилат умывает руки и многие сцены из жизни Григория просветителя и других армянских мучеников. Стоит обратить внимание на романтические пейзажи, на фоне которых разворачиваются библейские сцены.


Бичевание Христа
Пилат умывает руки и Несение креста
Жите свю Григория Просветителя
Иосиф и жена фараона
Сотворение Евы, Искушение
Сотворение Евы
Искушение Евы


Архангел Михаил низвергает сатану?
Сцена из жития армянских мучеников
Благовещенье
В верхних ярусах Ветхий Завет. В нижних - Новый
Эти сцены написаны более умелой рукой
Надгробные плиты

Благовещенье
Пейзажи по нижнему ярусу такие же, как в персидских мечетях и особняках
Надгробные плиты
Надгробие с изображением Распятия, Воскресения и Крещения

Библиотека и музей Ванка

Библиотека содержит более 700 редких древних рукописей на армянском и европейском языках. В музее Ванка хранится уникальная и бесценная коллекция предметов, принадлежащих армянской цивилизации. Построенный в 1871 году, музей содержит многочисленные экспонаты, связанные с историей собора и армянской общины Исфахана, в том числе указ шаха Аббаса I 1606 года об основании Новой Джульфы, запрещающий вмешательство любого человека в дела армянской общины.


Армяне Новой Джульфы
Печатный станок 1844 г.

В библиотеке можно полюбоваться костюмами эпохи Сефевидов, коврами, европейскими картинами, приобретенными армянскими купцами в путешествиях, гобеленами, вышивкой и другими предметами ирано-армянского художественного наследия. В музее Ванка хранится также обширная коллекция фотографий, карт и турецких документов, относящихся к резне, учиненной османами в 1915 году. В музее выставлены облачения, потиры и другие священные предметы. Печатный станок Ванка был первым во всем Иране.


Рождество

пояс

Митра
Рипсиме, Гаяне, Шогокат?
Деисус
Евангелист Иоанн

Переселяясь из Джульфы в Исфахан, армяне взяли с собой все самое ценное - множество рукописных средневековых книг. И теперь музей Ванка обладает ценным книжным собранием. Получился такой мини Матенадаран в Исфахане.


Вход в Иерусалим
Тайная Вечеря
Сретение
Евангелие от Луки
Вознесение
Европейские картины, привезенные армянскими купцами

Погребение Христа
Вознесение
Сошествие Святого Духа
Крест
Кадило
Поклонение волхвов
Сотворение человека, грехопадение и изгнание из рая
Воскресение
Ванк
Ванк
Церковь Бедкхем

Вышли из Ванка и решили прогуляться по Новой Джульфе. Здесь много магазинов с дублирующими надписями на армянском или латинице. Во многих названиях армянская тематика. Но улицы ничем не отличаются от других улиц города. Мы прошли по нескольким улицам, а потом вызвали через снапп такси и поехали досматривать Пятничную мечеть.


Церковь Марии
Церковь св. Георгия



Один из вхоов в мечеть. Традиционная цепь над входом в любую иранскую мечеть

В мечети Джаме отразился архитектурный опыт тысячелетия. В ней можно увидеть многие исторические стили архитектуры Ирана и соседних с ним стран. Среди его особенностей множество типов кирпичных опор, украшенных геометрическими узорами, четыре Айвана с различными декорами для каждого, огромные купола, симметричные и декорированные фасады по всему двору, десять порталов, каждый из которых выходит в проход, расположенный снаружи мечети. Все эти составляющие в конечном итоге образуют уникальный комплекс, так что все это можно назвать непрерывной историей и архитектурной энциклопедией Ирана.



в пакете толстовка для Сашки


Мечеть Джаме построили в XI веке как гипостильный зал, потом она была преобразована в Чахар Мечеть Айвани ("четыре айвана"). И этот новый метод стал распространяться в дизайне иранских мечетей вместе со стилем гипостиль (Шабестани). Комбинация четырех айванов и купольного зала, разработанная в Исфахане, вскоре была повторена в мечетях Джаме в близлежащих городах. С этого момента план стал стандартным для пятничных мечетей, возводимых по всему Ирану. Даже в некоторых ранее существовавших мечетях были внесены изменения, чтобы превратить их в мечети Чахар Айвани. Таким образом, самая главная архитектурная ценность мечети Джаме в Исфахане заключается в том, что она сыграла роль прототипа в архитектурной истории Востока.


Гипостильный зал Мечети
Греемся последний день на иранском солнце

1. Гипостильный зал.
VIII - IX век, время правления Аббасидов
Первое здание этой мечети было построено на месте бывшего зороастрийского храма (возникшего во время правления династии Сасанидов) в 771 году при халифе Ал-Мансуре. Материалом служил сырцовый кирпич, а лепной декор соответствовал типичному для эпохи Аббасидов сиро-месопотамскому архитектурному стилю.
Во время правления халифа Ал-Мутасима в 840-841 годах мечеть была полностью заменена. Новое строение имело окруженный аркадами большой центральный двор и гипостильный зал из обожженных кирпичных колонн, которые поддерживали крышу.




2. Зал эпохи Буидов
X-XI века, правление династии Буидов
Несмотря на то, что формально этот этап нельзя отнести именно к строительству, династия Буидов привнесла много изменений и дополнений. Во-первых, была построена аркада из многолепестковых кирпичных опор перед фасадами внутреннего двора. А во-вторых, лепной декор был заменен характерными для династии Буидов разнообразными геометрическими узорами из кирпичей.


Зал Буидов
Зал Сельджуков

3. Зал эпохи Сельджуков
Сельджукский период, XI век, время правления халифа Малик-Шаха
После того, как Исфахан стал первой столицей империи Сельджуков, эпохе единообразной гипостильной формы пришёл конец.


Зал Назим аль Мульк

4. Зал Назим аль Мульк, 1086-1087 г.
Под руководством визиря Малик-шаха, Назима ал-Мулька, в 1086–1087 годах на южной стороне мечети были заменены колонны перед михрабом, а затем построен крупнейший на Востоке восьмиреберный Южный купол. При его строительстве был применён принципиально новый тип сквинча - конструкции перехода четверика в восьмерик или сферический купол. Позже данный метод строительства Южного купола начал активно использоваться при строительстве мечетей во всем мусульманском мире.


Зал Назим аль Мульк
Зал Назим аль Мульк
Купол Шабестана (зала Тадж аль-Мулька) снаружи

5. Зал Тажж аль Мульк, 1088-1089 г. Спустя два года, в 1088–1089 годах, уже под патронажем Тадж ал-Мулька, был построен Северный купол, который стал серьёзным архитектурным прорывом. В отличие от более простого Южного, Северный имел переплетенные ребра в форме пятиугольников и пятиконечных звезд, качественно выровненные стены и элементы. Назначение этого купольного помещения неясно. Зал расположен вдоль оси север–юг и находится за пределами мечети. Купол считается шедевром средневековой иранской архитектуры.


Зал Тадж аль-Мулька

6. XII век, период восстановления
В 1121-1122 годах мечеть очень сильно пострадала во время пожара, что потребовало восстановления и перестройки. Именно после этой реконструкции мечеть приобрела одну из типовых в мусульманском мире форм с четырьмя айванами. Однако каждый из айванов мечети Джами имеет собственные уникальные черты.


очередной пикник
Северный айван

Чтобы улучшить подход к куполообразной камере михраба, которая стояла изолированно среди более старого гипостильного зала, пространство с колоннами между куполом и внутренним двором было заменено большим айваном (сводчатым залом, открытым с одной стороны). Этот большой зал с бочкообразными сводами открыт во внутренний двор с одной стороны и ведет в куполообразный зал через дверной проем с другой стороны.


Северный айван
Северный айван

В результате этих преобразований мечети была придана ее нынешняя форма с четырьмя айванами - тип планировки, который впоследствии стал распространен в Иране и других частях исламского мира. Южный айван внутреннего двора (ведущий к михрабу) отличался от других айванов тем, что был больше и украшен большими рядами мукарн (свод в виде сот). В то или иное время к другим айванам также добавлялись разные композиции мукарна, в результате чего айваны, даже если они построены примерно в одно и то же время, выглядят по-разному.


Западный айван
Восточный айван
Восточный айван
 
 



Кроме постройки четырех айванов, оставшиеся отсеки старых гипостильных залов были отремонтированы с использованием сводов с поперечными ребрами. Существует около 200 таких небольших секций, и все они имеют разный дизайн богатое разнообразие геометрических украшений. Часть этой работы, вероятно, была выполнена в конце 11-го или начале 12-го веков, но хронология строительства здесь неясна, и многие секции, вероятно, ремонтировались в разное время.


Отдыхают после молитвы
Один из гипостильных залов
Гипостильный зал




Последующие изменения в мечети были менее масштабными. Тем не менее, почти в каждый период над мечетью проводились какие-то работы, отражающие меняющиеся потребности общества и вкусы новых правителей. При Ильханидском султане Ульджайту (р. 1304-1317) аркада по бокам внутреннего двора была разделена по вертикали на два уровня. Улджайту также создал еще один прямоугольный молитвенный зал или "зимний зал", примыкающий к северной стороне западного айвана мечети. Этот зал перекрыт рядом замечательных поперечных сводов, а на его южной стене украшен искусно вырезанный лепной михраб, датируемый 1310 годом. Михраб - одно из лучших произведений иранского или исламского скульптурного искусства этого периода. Он был создана Хайдаром, очень уважаемым каллиграфом того времени, который включил в работу свою подпись.


Зимний зал с михрабом 1310 г.
Михраб 1310 г.
Своды зала

В 15 веке изменения ограничивались различными ремонтными работами. Сводчатый потолок молитвенного зала Улджайту был реконструирован, и многие из меньших сводов и куполов гипостильного зала могут относиться к этому времени. В юго-восточном углу был добавлен новый молитвенный зал. Фасады внутреннего двора также постепенно украшаются плиткой. В частности, богатая мозаика, покрывающая фасад южного айвана сегодня, первоначально была добавлена под патронажем правителя Ак КоюнлуУзун Хасана в 1475-1476 годах.


Зимний молитвенный зал", построенный Сефевидами

Большинство правителей Сефевидов работали над мечетью, за исключением шаха Аббаса I, который был больше занят своими новыми постройками вокруг площади Накш-э-Джахан. Нынешние минареты мечети, которые стоят по обе стороны южного айвана, были возведены в 17 веке. В эпоху Сефевидов некоторые части молитвенных залов также были расширены, а айваны и минареты были облицованы новой плиткой. За это время молитвенный зал Музаффаридов на западной стороне был заменен большим "зимним молитвенным залом", отличающимся широкими низкими арками. Дальнейшие ремонтные работы и реставрации проводились при более поздних династиях Афшаридов и Каджаров и вплоть до наших дней.


Один из множества гипосильных залов

Пятничная мечеть - одно из сильнейших впечатлений от Исфахана! Она завораживает и втягивает в себя как в лабиринт. Все эти бесконечные гипостильные лапидарные залы, которые позже были разорваны более изысканными помещениями, а потом еще структурированны в классический двор четырех айванов создают атмосферу волшебного города в городе. Да, Пятничная мечеть далека от рафинированных творений Аббаса II на площади Накш-е Джахан, но она берет другим: своей древностью и каким-то ощущением чего-то онтологического, проросшего здесь, как в центре мира.
Да, безусловно, теперь мы понимаем, что Исфахан - один из таких центров мира, как Рим и Стамбул...


Базар Кейсарие


По большому счету, мы выполнили намеченную программу минимум по достопримечательностям Исфахана. И теперь мы сквозь Базар Кейсарие идем снова к Накш-е Джахан - центру притяжения Исфахана. Как уже говорили, от площади до Пятничной мечети можно пройти по крытым галереям Базара около 2 км. Вот мы и пошли, сверяясь с картой, чтобы не пропустить некоторые интересности, включенные или обхваченные галереями базара.



В одной из арок галерей была местная "столовка". И, судя, по ажиотажу вокруг, место хорошее и популярное. Мы заглянули пофоткать, но какая-то женщина стала нас зазывать здесь поесть, к ней присоединились еще какие-то прохожие. Мы встали в очередь и показали на что-то, что у них пеклось, жарилось прямо здесь же.



Нам принесли что-то в лаваше, и мы смотрели на это, не понимая что это, и как его едят. Дядька в фартуке подошел и с таким раздражением, что мол, что с нас взять, порвал лаваш на куски завернул в него это что-то побрызгал лимоном и чуть ли не силой запихнул мне в рот. Было довольно вкусно, но что мы ели, мы так и не поняли.




Дверь

Минарет Али
Снова идем мимо вчерашних развалин и разглядываем любопытные изразцовые панно с павлинами и ангелами

 

Исторический дом Мошир оль Молк

Входной портал

В центре шумного суетливого базара стоит замечательный особняк Мошир оль Мольк. Надо найти по карте место, где покинуть галерею базара и выйти в невзрачный переулочек, с которого вход в этот шикарный особняк. Это исторический дом министра Каджаров Мошир-ол-Молк Ансари. После смерти Мошира он использовался как консульство Прусского королевства. Но сейчас он используется как Музей Исламского наследия.

ничего нельзя
Поздний зал

Дом состоит из двух частей. Скорее, это два дома, поставленных вплотную друг ко другу. Вход сначала в новую часть, сделанную, похоже, при Каджарах. Здесь в большом двухуровневом зале с окнами по третьему ярусу сейчас кафе и магазин. Билеты в музей стоили как-то не слабо, более чем в два раза дороже стандарта. В кафе мы попили чая, и даже купили какие-то сувениры в магазине. Магазин тут почти пустой, но очень дешевый, видимо, распродают остатки. А у нас последний день, спешно покупаем сувениры родным домой.


Зал очень светлый, но выглядит вычурно и эклектично со своими перегруженными капителями колонками, обилием зеркал и тяжеловесных узоров. Но из нового зала через коридоры можно пройти в более старую часть, как утверждается, времени Сефевидов. Во что слабо верится.

Потолок первого, позднего зала

Переходим в старую часть дома. Здесь все традиционно: одна витражная деревянная стена отделяет зал от внутреннего двора. Зал традиционно двусветный с большим альковом. От Сефевидов здесь, похоже, только структура. Все декоративное оформление немногим старше соседнего зала и оно мало интересно. Но все внимание поглощает удивительная витражная стена, точнее свет, разноцветными пятнами заливающий комнату. И здесь понимаешь, что стекла витражей Розовой мечети в Ширазе гораздо больше, и это оправдано. Для этого интерьера с тоненькими колонками и мелко декорированного зеркалами и ярким орнаментом очень подходят мелкие световые пятна. В то же время для мощного лаконичного интерьера шабестана Розовой мечети нужны крупные цветовые пятна.



Александр III
Цирк
Балет

Если про Розовую мечеть мы знали, что в нее надо приходить утром, то здесь в нужное время (около трех часов дня) мы оказались совершенно случайно.


Комната второго этажа
Дом и двор с крестообразным бассейном. Справа дом - новый зал (который мы видели вначале) со своим двором
Видео

Базар Кейсарие

Мы идем дальше по базару, стараясь отыскать в его лабиринтах интересные постройки разных эпох.
Караван-сарай Сарутоги — один из трех важных караван-сараев, сохранившихся в городе Исфахан, который восходит к периоду Сефевидов и правлению шаха Аббаса II. Общий план караван-сарая Сарутоги, как и других важных караван-сараев Исфахана, прямоугольный, четырехподъездный, двухэтажный, с обеих сторон имеются подъезды и палаты. Здесь также есть двое главных ворот, одни из которых открываются со стороны рынка Сарутоги, а другие – со стороны холодильного переулка (Яхчал). К сожалению, единственная полностью законченная часть этого недостроенного караван-сарая — это нижний этаж здания.


Караван-сарай Саротоги

Мечеть Сарай Гольшан на Базаре
Галереи внутри базара
двери!
Накш-е Джахан
Портал
Старая дверь
Купол на пересечении галерей базара
Тимче Малек

Караван-сарай Тимче Малек эпохи Каджаров расположен на базаре Кайсарие в Исфахане  у ворот Ашрафа. Основателем и строителем его является Хадж Ибрагим Малек ат-Таджар, один из знаменитых людей XIX-XX вв. Он был одним из крупнейших благотворителей Исфахана. Хадж Ибрагим приложил немало усилий, чтобы сохранить древние произведения Исфахана в ту разрушительную эпоху Зал ас-Султана. Он спас от разрушения Чехель-сотун и Али-Капу.


Малек аль-Таджар Тимче

Тимче Малек напомнил нам чудесный караван-сарай посреди Кашанского базара. Он даже изящней и декоративней его, но все же не производит такого сногсшибательного впечатления как в Кашане. Это красивая изысканная галерея с тремя куполами и бассейном, декорированная плиткой и кирпичными орнаментами. Рядом с ней расположен двор с аркадой.


Малек аль-Таджар Тимче
Малек аль-Таджар Тимче

Гуляя по базару, присматривались к витринам, и вот в одной из них увидели шкатулочку из верблюжьей кости с невероятной красоты росписями. Она привлекла наше внимание своей схожестью с персидскими миниатюрами, точностью филигранной работы, нежностью и изяществом. Но продавца не было. Шкатулочка так понравилась, что мы еще трижды возвращались к этому прилавку, пока гуляли по базару, и вот в какой-то момент продавец нашелся. Он же оказался и художником! Мы очень приятно пообщались, он показывал свои работы и рассказывал о них. Удивительный мастер. Шкатулка стоила немало, но Кирилл внезапно дал добро на покупку при одном условии: она должна быть куплена не в подарок кому-то, а остаться у меня. Очень кстати, в ней будут храниться серебряные серьги-павлины сиранской бирюзой, купленные в Ширазе несколько дней назад.



Видео

Серьги
Снова Накш-е Джахан

После покупок мы снова вышли на площадь Накш-е Джахан попрощаться с Исфаханом. Мы уезжаем, а здесь так буднично кипит жизнь города. Мальчишки играют на газонах в футбол, веселые компании располагаются на траве на пикники с кальянами, праздно шатаются семьи с детьми, деловито снуют туда сюда торговцы на мотоциклах. Когда мы теперь снова все это увидим?


Ворота Базара Кейсарие
Мечеть Имама
Мечеть Лютфоллы
Видео
Али-Капу

Мы возвращаемся в отель,забираем вещи, садимся в машину. Но невозможно уехать из этого чудесного города! И мы едем на Чахарбаг. Где-то в районе Базар-Ханата удалось втиснуть машину в освободившееся место и мы пошли прощаться с Исфаханом, оставив фотоаппарат и вещи, налегке.



Прогулялись взад-вперед по чудесному Чахарбагу, купили мороженого. Но вот уже пора ехать. Нам еще рулить часов пять до тегеранского аэропорта.


Базар Хонар

Медресе Чахарбаг или Медресе Султани
Видео

Приехали, чуть-чуть обогнав навигатор. В аэропорту немного поискали нужную стоянку. Пока ждали агента из Саадрент, перепаковали тщательно все вещи и сувениры. Сдали машину, нам вернули залог, идем в аэропорт.


Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец

 

Немного ожидания в аэропорту, перелет, и вот мы уже дома обнимаем детей.


Отличное вышло путешествие, просто бесподобное, мы еще много месяцев жили, возвращаясь мысленно к Ирану. Сейчас конец февраля, когда мы дописываем этот отчет, так долго у нас был повод возвращаться снова и снова к персидской культуре, литературе, истории, и теперь жаль ставить точку. Увидим ли мы тебя еще когда-то, прекрасный Иран? Спасибо от души за эти две недели счастья.

 

Часть 11    

     

Оглавление

На страницу с путешествиями