(Часть 10)

 

Исфахан




Отель Tavousiyeh



День 10. (28 ноября) Утром позавтракали в отеле на террасе над внутренним двориком. Завтрак вполне приличный, но слегка голодный. Явно не хватало какого-то главного блюда. Парень на кухне ничего не предложил, а мы не спросили. На следующий день мы попросили его сделать нам яичницу, и вот тогда завтрак стал отличным.


2-й этаж
Внутренний двор

Название города Исфахан (перс. اصفهان‎) — арабизированная форма среднеперсидского Спахан (Spahān)[6], происходящего от древнеперсидского spāda — армия. Слово спахан засвидетельствовано в различных среднеперсидских печатях и надписях, в том числе у зороастрийского жреца Картира. В Географии Птолемея оно выглядит как Аспадана и переводится как «место сбора для армии».

Древний Исфахан был частью Эламской империи. Под названием Аспандана он стал одним из главных городов Мидии, когда там поселились иранские мидийцы. Как только Кир Великий объединил персидские и срединные земли в империю Ахеменидов (648—330 гг. до н. э.), религиозно и этнически разнообразный город Исфахан стал примером легендарной религиозной терпимости царя. После взятия Вавилона в 538 году до н. э. Кир издал указ, по которому вавилонские евреи могли вернуться в Иерусалим (см. Ездра, гл. 1). Вероятно, некоторые из этих освобожденных евреев поселились в Исфахане вместо того, чтобы вернуться на родину. Персидский историк X века Ибн аль-Факих писал: «Когда евреи эмигрировали из Иерусалима, спасаясь бегством от Навуходоносора, они унесли с собой образец воды и почвы Иерусалима. Они не селились нигде и ни в одном городе, не исследовав воду и почву каждого места. Они делали это пока не достигли города Исфахана. Там они отдыхали, исследовали воду и почву и обнаружили, что они аналогичны иерусалимским. После этого они поселились там, возделывали землю, растили детей и внуков, и сегодня это поселение называется Яхудия».

Парфяне в период 250—226 гг. до н. э. продолжали традицию терпимости после падения Ахеменидов, укрепляя эллинистическое измерение в иранской культуре и политическую организацию, введенную вторгшимися армиями Александра Македонского. При Парфянах аршакидские правители управляли провинциями страны из Исфахана, а развитие города ускорилось, чтобы удовлетворить растущие потребности столицы.

Следующая империя, Сасаниды (226—652 гг. н. э.), руководила масштабными изменениями в своём государстве, инициировав сельскохозяйственную реформу и возродив иранскую культуру и зороастрийскую религию. И город, и область тогда назывались Аспахан или Спахан. Городом управляла группа под названием «Эспохранс», которая происходила из семи благородных и знатных иранских семей. Сохранившиеся фундаменты некоторых мостов эпохи Сасанидов в Исфахане позволяют предположить, что сасанидские цари увлекались амбициозными проектами городского планирования. Хотя политическое значение Исфахана за этот период уменьшилось, многие князья Сасанидов изучали государственное управление в городе, а его военная роль быстро возросла. Его стратегическое расположение на пересечении древних дорог в Сузы и Персеполис сделал его идеальным кандидатом для размещения постоянной армии, готовой в любой момент выступить против Константинополя. Слова «Аспахан» и «Спахан» происходят от пахлави или среднеперсидского, что означает «место армии». Хотя было упомянуто много версий о происхождении названия Исфахана, на самом деле мало что известно о нём до правления Сасанидской династии (ок. 224—651 гг. н. э.). Исторические факты свидетельствуют о том, что в конце IV и начале V веков царица Шошандухт, еврейская супруга Йездегерда I (прав. 399—420) поселила колонию евреев в Яхудии. Это было поселение в 3 км к северо-западу от зороастрийского города Габы, Постепенное уменьшение численности гайев (джайев) и одновременный рост населения Яхудии и его пригородов после исламского завоевания Ирана привели к образованию ядра города, которым впоследствии стал Исфахан. Слова «Аспадана», «Испадана», «Спахан» и «Сепахан», все из которых происходит слово Исфахан, относились к области, в которой был расположен город.

Исфахан и Гай имели круглую форму, что характерно для парфянских и сасанидских городов.

Исламский период

Исфахан, как и другие города Ирана попал под владычество арабов вплоть до эпохи Аббасидов. В X веке при Буидах, Исфахан вновь обретает свою значимость. При султане Мелик-шахе (1072—1092) Исфахан стал столицей государства Сельджуков. В XI веке в Исфахане жил и учил знаменитый персидский философ Авиценна.

В XIII веке город разорили монголы. В 1387 году последовало нашествие Тамерлана. Город был взят, однако почти сразу в нём вспыхнуло восстание под руководством кузнеца Али Кочапа. Народный гнев обрушился на солдат Тамерлана и сборщиков налогов. В ходе подавления восстания Тамерлан проявил крайнюю жестокость: было перебито, как говорят, до 70 тысяч горожан, а из их голов были воздвигнуты башни. Тем не менее, благодаря своему выгодному географическому положению, Исфахан был быстро отстроен и процветал, особенно при Сефевидах.

Около 1474 года город посетил Афанасий Никитин, упомянувший его в своих путевых записках «Хождение за три моря». Мы любим эту книгу и читали вслух своим старшим детям, надо теперь младшим прочитать.

Золотой век для Исфахана наступил в XVI веке при шахе Аббасе I Великом (1587—1629), во времена которого город стал столицей Сефевидов и оставался ею свыше ста лет. Во время правления Аббаса Великого в Исфахане были парки, библиотеки и мечети, изумлявшие европейцев. Персы называли город Нисф-е-Джахан, что означает «половина мира», давая тем самым понять, что увидеть Исфахан — все равно что увидеть половину мира. Это был один из крупнейших городов мира с населением около 600 тысяч жителей; в городе было 163 мечети, 48 медресе, 1801 лавок и 263 общественные бани.

В 1722 году Исфахан захватили и разорили афганцы после долгой осады, вследствие чего большая часть города превратилась в руины. Это, а также открытие более дешевых морских путей для торговли, послужило постепенному упадку города. Окончательно Исфахан потерял статус столицы Ирана в середине XVIII века.

В 1917 г. во время Первой мировой войны в городе состоялся совместный парад русских и английских войск.

 

 

Базар Кейсарие




Если смотреть на карту восточных городов, то не понятно, как они устроены. На карте все улицы изображены одинаково. Надо смотреть на гибридную схему спутниковых снимков и нанесенных на них улиц и названий. Тогда становится все намного интересней: оказывается огромное количество улиц - это крытые галереи базаров.
Мы вышли из отеля, дошли до Галереи базара Хаким и свернули в нее. Утром базар пустой, все лавки закрыты, народу очень мало, и мы быстро по галереям базара дошли до главных ворот Кейсарие (Гейсарие).


Галереи базара Кейсарие
Купола над перекрестками галерей

 

Площадь Накш-е Джахан

 


Выходим из ворот на площадь Накш-е Джахан. Мы были на ней вчера вечером, но снова увиденное нас повергает в шок. Из сумрачных галерей базара вдруг попадаешь на гигантскую, залитую солнцем площадь! Как будто попал в другой мир! И так буднично и просто стоят припаркованные мотоциклы вокруг голубого бассейна.
Над ровным арочным каре галерей площади возвышаются три (а четвертое прямо над нами) главных зданий площади. Прямо впереди огромная мечеть Имама с входными воротами с минаретами, справа громада дворца Али-Капу с гигантским балконом-террасой, слева купол мечети шейха Лютфуллы, а прямо над нами главные ворота базара Кейсарие.


Мечеть Имама
Дворец Али-Капу

 

Ворота Кейсарие




Оборачиваемся назад и начинаем разглядывать ворота. А тут есть, на что посмотреть! Когда-то на воротах была площадка для музыкантов, которые на рассвете и закате играли на сазах (трубах) и дохлях (барабанах). Может быть, поэтому одна из тем росписей ворот - музыканты.


Своды портала
Центральная часть: война
Левая часть: охота

Портал ворот сохранил остатки фресок, изображающих шаха Аббаса Сефевида на охоте и на войне с узбеками. Росписи плохо сохранились, особенно в незащищенной от осадков нижней части. Рассматривать их вживую тяжело: они реально сильно размыты. Здесь на фотографиях фрески видно лучше, поскольку при обработке можно подтянуть контрастность и насыщенность.
На центральной части ворот прямо над входом - сцены войны с узбеками. На левой узкой стене - охота, а на правой - очень интересные, но к сожалению очень плохо сохранившиеся, сцены придворной жизни шаха. Здесь удивляют музыканты и целая группа людей в европейских одеждах!
Иранцы пишут, что автор росписей Реза Аббаси.


Левая часть: охота
Правая часть: двор шаха
В правой части: человек на балконе
Правая часть: Романтические пейзажи за окнами
Правая часть: Романтические пейзажи за окнами
Плохо видно: танцуют или просто обнимаются?
Музыканты. А что делают эти двое слева?
Музыканты. Посмотрите на дам в верхнем ряду!
А теперь левая часть: охота
Левая часть: охота
Ну и главная часть: Война с узбеками
Похоже, узбеки
Иранцы?
Пейзаж, на фоне которого происходит битва
Раненые
Мародеры


Площадь Накш-е Джахан и ворота Кейсарие

Площадь Накш-е Джахан построена между 1598 и 1629 годом. Ее ширина составляет 160 метров, длина — 560 метров (площадь 89 600 квадратных метров - 12 футбольных полей). Площадь окружена зданиями эпохи Сефевидов. Мечеть Шаха расположена на южной стороне этой площади. На западной стороне находится дворец Али Капу. Мечеть Шейха Лотфулла расположена на восточной стороне площади, а на северной стороне Ворота Кейсария открываются в Большой базар Исфахана.


Дворец Али-Капу
Часы
Мечеть Имама

Когда в 1598 году Аббас-Шах перенес столицу своей империи из Казвина в Исфахан, было решено полностью отстроить и перепланировать новую столицу. Главным архитектором плана города был известный математик, астроном, философ и поэт Шейх Бахаадин Аль-Амили, он создал два ключевых центра. Это была улица Чахарбагх («четыре сада»), на которой находились важные государственные, религиозные и образовательные здания, в том числе резиденции всех иностранных высокопоставленных лиц, и площадь Накш-э-Джахан.

Создание Исфахана, как великой столицы Персии, стало важным шагом в централизации власти. Шах Аббас собрал в Исфахане три главных компонента власти в Персии: духовную власть, представленную масджед-э шахом, власть торговцев, представленная императорским базаром, и, конечно, власть самого шаха, проживающего во дворце Али Капу в западной части площади.


Это только середина площади! Вид в сторону ворот Кейсарие

 

Дворец Али-Капу



Дворец Али-Капу

Дворец Али-Капу (буквально «Высокие ворота) строился в XVI веке. Высокие ворота сыграли роль символического перехода между закрытым дворцом и открытой общественной площадью. Государственный дворцовый комплекс, частью которого являются Али-Капу, состоял из множества зданий, соединенных друг с другом и использовавшихся для разных целей. Строительство этого комплекса началось во времена правления шаха Аббаса I; Во время правления шаха Сафи были добавлены новые участки, и все строительство было завершено шахом Аббасом II. Комплекс состоял из ряда зданий, в том числе государственного дома, казенный дом, гарем, небольшого павильона под названием Талар-э Тавиле, где принимали послов. Одной из отличительных особенностей дворцов Сефевидов является то, что вокруг них не было толстых стен или крепостей.


Потолок балкона

Наглядность и открытость были характерными чертами дворцовой архитектуры сефевидских шахов. Расположенный в самом сердце столицы Сефевидов, Дворец Высоких ворот был построен как неотъемлемая часть одного из самых оживленных коммерческих и религиозных центров города, в отличие от навязчивых османских и могольских дворцов, окруженных толстыми и высокими стенами. В отличие от своих современников, сефевидские шахи претендовали на роль представителей имамов на земле, придавали большее значение понятиям смирения и щедрости и пытались проявить их в церемониях и архитектуре.


Свод ворот (первый ярус дворца)
Лестница между этажами

Убранство дворца Али-Капу включает в себя штукатурку, плитку, зеркала, картины, резьбу по дереву, чеканку и кирпичную кладку, а также освещение. Внутреннее убранство включает картины сефевидского художника Резы Аббаси. Некоторые из этих работ серьезно повреждены. Узорчатые ковры – еще одна особенность интерьера дворца Али-Капу. Сефевиды интересовались живописью и рисунком, и многие из произведений, сохранившихся во дворце Али Капы, считаются наиболее важными образцами исторического искусства Исфахана.
На стенах памятника можно найти не только персидскую миниатюру, но и картины, подражающие европейской живописи.




Третий ярус
Вид на площадь с террасы

На третьем этаже находится терраса, одна из самых интересных частей дворца, возвышающаяся на 18 тонких и изящных колоннах. Каждая из колонн изготовлена ​​из платанов высотой 12 метров. Потолок балкона украшен простой деревянной резьбой. Бассейн посередине сделан из меди и свинца. Когда-то шахская семья наблюдала отсюда за всеми мероприятиями, вечеринками и играми в поло на площади. Этот балкон с 18 колоннами был построен во времена правления шаха Аббаса II.


Видео
Видео


Площадь Накш-е Джахан
Мечеть Шейха Лютфуллы
Панорама крутится мышкой+shift
Панорама крутится мышкой+shift

Терраса дворца Али Капу - одно из главных впечатлений от всей поездки в Иран! Она ошеломляет сама по себе, но в придачу с гигантской площадью производит впечатление чего-то нереального и фантастического!


Панорама крутится мышкой+shift
Панорама крутится мышкой+shift

На 6-м этаже памятника находится музыкальный зал под названием Тонг Бори, стены которого имеют глубокие полости, в форме музыкальных инструментов. Это что-то вроде голосников для лучшей акустики. К сожалению, сейчас музыкальный павильон закрыт для туристов, и мы можем только снизу увидеть две маленькие комнаты-лоджии этой части дворца. Шах Аббас давал здесь концерты, чтобы развлечь гостей и иностранных послов.


Видео

 

Галереи по периметру площади
Дворец Али Капу
Мечеть Шейха Лютфуллы
Дворец Али Капу
Терраса дворца
Видео
Ворота базара Кейсарие
Видео

Мечеть шейха Лютфуллы


Мечеть расположена прямо напротив дворца через площадь. Это была мечеть лично для шаха и его семьи в отличие от мечети Имама на другом конце площади. Был даже подземный ход под площадью, соединяющий дворец с мечетью.


Купол
Фасад
Свод над входом
Вестибюль - длинный изогнутый коридор

Длинный темный изогнутый коридор выводит в роскошный светлый зал мечети, создавая удивительный контраст. Все стены покрыты изразцовыми плитками, расписанными вручную. Суры из Корана причудливо обрамляют арки айванов и порталов и образуют два пояска под куполом.



Инициатором строительства мечети являлся Аббас-Шах. Строительство мечети началось в 1603 году, а завершилось в 1619 году. Это было первой грандиозной стройкой Аббас-Шаха в Исфахане. Дворец Али Гапу и мечеть Имама были построены позже. Архитекторами мечети шейха Лотфаллы и упомянутых выше зданий являлись Бахаадин Аль-Амили и Мохаммад Реза Исфахани.

Мечеть названа в честь шейха Лотфаллы (имя которого с персидского переводится как «слуга Аллаха»), являвшегося имамом данной мечети в первые годы ее существования. Мечеть шейха Лютфаллы отличается своей грандиозностью, обилием разноцветной и узорчатой майолики. Считается одной из самых красивых и величественных мечетей Ирана и мира.


\
Коридор
Боковая галерея площади
Панорама крутится мышкой+shift
Панорама крутится мышкой+shift
Мечеть Имама
Дворец Али-Капу
Накш-е Джахан. Ворота для игры в поло
Купол мечети шейха Лютфоллы
Панорама крутится мышкой+shift
Панорама крутится мышкой+shift
Видео

 

Мечеть Имама (Мечеть Шаха)

 

Ворота мечети, выходящие на площадь

Мечеть Имама строилась 8 лет (1611 – 1619) и стала вершиной сефевидского зодчества. Великолепие красок (практически все поверхности покрыты расписанными вручную изразцами) и совершенство структуры здания не имеют себе равных. Над ним работали лучшие архитекторы, лучшие художники и лучшие каллиграфы своего времени.



Мечеть имеет сложную структуру. Красочные ворота с двумя минаретами, которые выходят на площадь, поставлены под углом к внутреннему двору мечети и ее основным постройкам. Сквозь изогнутые с поворотом ворота выходишь на залитую солнцем площадь четырех айванов: двух медресе, самой мечети и входной арки.


Своды главного входа
Айван - вход в мечеть
Аркада внутреннего двора мечети
Входная арка. Видно поворот
Одно из двух медресе
 
Вход в мечеть
Айван медресе

Двор мечети окружен четырьмя айванами. Прямо - айван мечети, за ним через арку огромный зал мечети под гигантским куполом. Окружают мечеть более низкие залы с куполами на колоннах. Это все занимает противоположное от входа пространство. Слева и справа на площадь выходят айваны двух медресе. За айванами купольные залы, похожие на главный зал мечети, но поменьше. К медресе примыкают свои внутренние дворики, окруженные аркадой. Все это создает совершенно фантастическую картину, необычные ракурсы, удивительные перспективы и виды сквозь аркады залов.


Мечеть с айваном
Двор медресе
Медресе и входной айван

Большой двор мечети с четырьмя айванами по сторонам квадрата как бы в миниатюре повторяет площадь Накш-е Джахан. Но это такая себе миниатюра! Из двора мечети можно попасть в меньшие дворики медресе. И вот эти прогулки под арками между площадями - особое удовольствие от Исфахана!


Купол медресе Насерия

Медресе Солеймание
Мечеть
Айван мечети
Арка айвана мечети
Мечеть
Мечеть. Подкупольное пространство и зал
Купол мечети
Зал


Зал мечети
Зал
Вид из мечети на входной айван
Вид из зала на айван медресе
Минарет
Входной айван. Видно поворот
Двор медересе Солеймание
 
Айван медресе Солеймание
Купол медресе Солеймание
Двор медересе Солеймание
Вид из двора медресе
Вид из двора медресе на двор мечети

Двор медресе (пускают только в один из двух) - совершенно замечательное место! Он соединяется с основным через две арки. Из великолепного блистательного главного двора, окруженного айванами и двухэтажной аркадой, попадаешь в камерный дворик с тенистыми деревьями и с одноярусной аркадой.


Входной айван. Айван с минаретами на заднем плане выходит на площадь Накш-е Джахан
Входная арка

Аркада главного двора
Снова вышли на площадь Накш-е Джахан. Дворец Али-Капу
Мечеть Шейха Лютфоллы

После площади Накш-е Джахан мы пошли осматривать знаменитые дворцы Исфахана. Но об этом уже в следующей части.

 

Часть 9 Часть 11

     

Оглавление

На страницу с путешествиями