(Часть 6)
Отлель Махсултан традишнл хаус |
День
6. (24 ноября) Встали в 7:30, без завтрака ушли в розовую мечеть, чтобы попасть к открытию без толп китайцев, завтракать будем по возвращении из мечети. |
Мечеть Насир оль-Мольк (Розовая мечеть)
Внутренний двор Розовой мечети |
В Розовую мечеть все стремятся попасть прямо к открытию, пока низкое утреннее солнце сквозь разноцветные витражи создает совершенно чудесный калейдоскопический мир в небольшом зимнем молитвенном зале Розовой мечети. И как только утром открывают мечеть, все туристы устремляются вначале в Зимний зал. Но на входе женщин, не зависимо от того, во что они уже одеты, укутывают в огромные светло-розовые халаты. Вчера было пасмурно, сегодня тоже обещали пасмурную погоду, но утром должно было быть по прогнозу солнце. К счастью, прогноз сбылся, и утром мы увидели зал Розовой мечети во всем его сказочном великолепии. |
Внутренний зал мечети имеет несколько витражных окон, каждое из которых оформлено в разном стиле — в первом витражном окне используется большое количество прямоугольных элементов и ромбов, второе состоит из цветочных элементов, узоры третьего напоминают калейдоскопические фигуры и т. д. Особенностью этих витражей считается тот факт, что во всех окнах используются одновременно тёплые и холодные оттенки для создания большего цветового объёма. Пол главного зала застелен ширазскими коврами. |
Окна орси - это окна, сделанные из смеси дерева и цветного стекла в династиях Сефевидов и Каджаров. Орси отличается от витражей, используемых во многих церквях и османских мечетях, которые служат скорее освещенными изображениями, чем источником света. Свет является важной особенностью многих мечетей, поскольку он является главным символом Бога в исламе. Об этом упоминается в одной из глав Корана: "Аллах - свет небес и земли". |
Зачарованные игрой света, мало кто обращает внимание на чудесные плиточные узоры сводов и куполов зала |
Аня сняла эту халат-накидку, что выдали на входе. Она и так одета и замотана круче любой иранской женщины, но тут же прибежала взволнованная служительница и попросила снова накинуть халат. Послушались. |
Розовая мечеть - одно из ярчайших впечатлений от Ирана. Кроме очевидного буквального смысла (она действительно ярчайшая!), конечно, еще меня как-то очень тронула мысль о женщинах, которые приходят сюда молиться в это отделённое от мужского мира витражами пространство, проникнутое светом. Подумалось, что архитектор, построивший эту мечеть, особенно внимательно и с любовью отнесся к женщинам. Но потом Кирилл развеял идиллические картины, возникшие в моем сознании, сказав, что это не женский молитвенный зал, как мы решили вначале, а просто зимний. Для всех. Но в любом случае, это место удивительно прекрасно, и в момент, когда солнце светит через витражи, оно очень созвучно женской натуре своей мерцающей красотой. Так что я буду вопреки реальности продолжать представлять себе там коленопреклоненных молящихся женщин. Я осознала, наконец, какая главная проблема лично для меня возникла из-за отсутствия дочерей: Кирилл заставляет стоять и позировать в каждом пятне света у каждого столба. Встань тут, встань там, шаг вперед, шаг назад. У-у-у-у, как я это не люблю! Где мои дочери??? |
Видео |
Потом мы вышли на залитый солнцем двор и пошли осматривать нефы арки и минареты Розовой мечети. Но все равно, иногда снова заглядывали в этот сказочный зал мечети. |
Видео |
Южная стена с айваном и минаретами |
Видео |
Строительство мечети длилось 12 лет с 1877 по 1888 год. Архитекторами были Мохаммад Хасан-и-Мемар, построивший перед этим известный Сад Эрам (мы там будем позже), Мохаммад Хоссейни Ширази и Мохаммад Реза Каши-Саз-и-Ширази. |
Северная стена и Жемчужная арка |
Мечеть называется Насир оль-Мольк, а второе название — Розовая мечеть — она получила из-за того, что главным узором, украшающим как внутренние, так и внешние стены, являются розы. Это несколько выбивается из общих канонов построения мечетей, поэтому мечеть Насир оль-Мольк можно назвать единственной в своём роде — огромное количество роз в убранстве отчасти символизирует сам город Шираз, в котором выращивается более 300 видов роз. |
Своды Жемчужной арки |
Розы |
Во внутреннем убранстве мечети используется плитка семи цветов — чёрного, белого, синего, голубого, красного, терракотового и жёлтого. Эти цвета типичны для ширазской архитектуры. |
Везде розы |
Между розами вот такие незамысловатые пейзажи |
Рыбу ловят? |
Розы |
Западная стена. За ней тот самый Зимний зал |
Западная стена |
После мечети мы вернулись в наш отель завтракать, по дороге удивляясь тишине, и словно вымершему городу. Мы еще не знали, что пятница в Иране - это бедствие для туристов. Рядом с Розовой мечетью находится очень интересный исторический дом Насир аль-Молк. Но мы не знаем, как он работает и работает ли сейчас вообще. |
Отлель Махсултан традишнл хаус |
Завтрак в отеле, чирикают птички в клетках во дворике, кроме нас тут хозяйка с дочкой и один постоялец. Они мило беседуют, пока мы завтракаем и пьем чай. Чай тут тоже из самовара. На столах постелены традиционные скатерти иранские с узором - набойкой и бахромой, я уже давно к ним присматриваюсь, решила при случае купить домой, уютные и красивые. |
Отлель Махсултан традишнл хаус |
Снова идем гулять, видно, что магазины закрыты, пятница в Иране как у нас воскресенье |
Внешняя галерея Базара Вакиль |
Базар Вакиль |
Базар Вакиль |
Идем и удивляемся: машин нет, народу на улицах тоже, магазины закрыты, ворота на базар Вакиль и сувенирные лавки тоже закрыты. Даже Мечеть Вакиль была закрыта! В Пятницу все вымерло. Но все же Шираз - туристический город, поэтому основные музеи, несмотря на пятницу, были открыты. Ну и раз Мечеть и Базар закрыты, то мы пошли в ближайшую по списку достопримечательность - Бани Вакиль. |
Инсталляция |
Туристические магазины напротив Базара рядом с мечетью Вакиль, фото сделано через запертые ворота во внутренний двор |
Здесь в центре Шираза во времена правления Карим-Хана Зенда был построен огромный квартал - целый комплекс зданий: Базар Вакиль, мечеть Вакиль, бани Вакиль и другие административные здания. Карим-хан был курд по происхождению. Про себя он не употреблял никогда титула «шах» и отказывался принять царский титул, а использовал выражение Вакиль ад-Дауля («Уполномоченный государства»). Он говорил про себя: «Я не шах, я просто люблю людей». Он правил как регент от имени Сефевида Исмаила III, которого держал в крепости в почётном плену. |
Бани Вакиль
Вход в бани |
Сарбине |
Мы уже описывали устройство персидского хаммама, но повторимся здесь. «Сарбине» - наиболее комфортная и красиво декорированная часть хаммама. Здесь посетители переодевались, а пришедшие ранее сменяли банные «лонги» на уличную одежду. Кроме того, в «сарбине» можно было отдохнуть после бани, покурить кальян, пообщаться, обменяться последними новостями... В этой части хаммама обычно также располагался небольшой фонтан. |
Занимательные, но довольно странные сюжеты |
? |
Бани Вакиль любопытны своим декором стен, сводов и куполов, выполненные в технике резьбы по штукатурке. Интересно разглядывать замысловатые и непонятные сюжеты картинок над арками и в парусах под купольными сводами. |
А еще в бане немного неуклюжие восковые фигуры представляют этнографические сценки, происходившие в персидских хаммамах в соответствующих помещениях. |
Что за маски у человека и лошади? А ангелы? |
Гарм-хане |
Из «сарбине» в «гарм-хане» ведет длинный коридор с множеством острых углов (это сделано для удержания тепла). |
Гарм-хане |
Красивая традиция связана со свадьбой (в Иране это торжество сопровождается множеством интересных обычаев). Хаммам «арендовали» в последний день, который девушка должна была провести в доме отца, и приводили туда невесту. Ее украшали, одевали и обязательно смазывали ее ладони и ступни хной на счастье - эту церемонию называют «ханабандан». Жених готовился в другом хаммаме: также мылся, причесывался, одевался... |
Мечеть Вакиль
Вход в Мечеть Вакиль |
После бань снова подошли к мечети, но она так и не открылась. Как нам объяснили, может быть, она откроется во второй половине дня. Ну мы пока осмотрели входную арку мечети снаружи. А через два дня мы вернемся с моря и тогда уже попадем внутрь. |
Тоже розы |
Сад Назар (музей Парс)
Во время правления династии Сефевидов (1501—1722) Сад Назар был одним из крупнейших садов Шираза. Во времена династии Зенд (1750—1794) Карим-хан построил на территории сада восьмигранный дворец, который получил название Круга Фаранджи. Его использовали как место для приёма иностранных гостей и послов, а также для проведения других официальных церемоний. |
Зеркальная композиция (но с отличиями) |
Семицветная ширазская плитка |
В 1936 году дворец получил статус музея. Он стал первым музеем в Иране, который находится за пределами Тегерана. В музее экспонируются около 30 рукописных экземпляров Корана, а также работы знаменитых персидских художников, среди которых, хорошо известная картина «Карим-Хан во время курения кальяна» Джафара Накаша. |
Карим-Хан во время курения кальяна |
Витрина и драгоценности периода Пахлави |
Какое-то сражение, наверное, из раннего периода жизни Керим-хана |
Коран |
Сад |
В саду выставлены плиты из разрушенного дома периода Каджаров. |
Крепость Карим-Хана
Арге-Карим-Хан в 1766 – 1767 гг. эта крепость служила резиденцией Керим-хана Зенда. За крепостными стенами скрывается сад и дворец. Мы видели такое в Саду Фин в Кашане и в саду Доулет Абад того же Керим-хана в Йезде. Только те два сада стояли посреди пустыни, а этот стоит в центре города. |
Пизанская башня Шираза |
Вход в сад-крепость |
Рустэм убивает Белого дэва. Из "Шахнаме" |
Канал-фонтан |
Внутри крепости - сад с четырехчастной планировкой, разделенный каналами. С одной стороны сада дворец, с другой - всякие вспомогательные постройки, в частности дворцовые бани. |
Дворец |
Дворец |
Карим-хан принимает какого-то европейца |
Вид с дворцовой веранды |
резная деревянная колонна из цельной чинары |
Веранда дворца |
Как и в любом персидском дворце или богатом доме, здесь есть свои бани. Как и все бани, они состоят из двух основных помещений: раздевалки-комнаты для отдыха и парилки для мытья и массажа. |
Сарбине |
Гарм-хане |
Гарм-хане |
"Пизанская" башня Ширазской крепости |
Из крепости мы пошли искать Диванхане Вакиль, а по дороге заглянули в глубокий подземный резервуар для воды. Сейчас в нем расположено довольно атмосферное кафе. Диван хане - это особняк министра правительства Зенда. Парк с особняком надолго закрыты на ремонт, и мы смогли только чуть-чуть разглядеть дворец через забор. |
Вход в водохранилище Вакиль |
Цистерна Вакиль | Вакиль Диван-Хане |
Мечеть Вакииль |
Потом мы через пустынные галереи мимо закрытых лавок базара Вакиль прошли в знаменитую мечеть-святыню Шахчераг. Но в карте мы ошибочно поставили метку на мечеть Джаме Атик. |
Закрытая галерея Вакиль-базара Сарай-е-Мошир |
Галереи базара Вакиль |
Мечеть Джаме Атик
Долго блуждали по каким-то запущенным переулкам. Потом через военную часть вышли к закрытому входу в мечеть Джаме Атик. Это самая старая мечеть Шираза, и она очень интересна, особенно ее двор. Но вот в пятницу она тоже, как и мечеть Вакиль, была закрыта, или мы подошли не к тому входу (уж больно все заброшено вокруг выглядит), а вход в мечеть с другой стороны и вообще с другой улицы. |
Мечеть Джаме Атик |
Купола базара Вакиль |
Снова по пустующим галереям базара идем назад. Нам еще надо обязательно посмотреть два традиционных дома - особняки семьи Кавам. |
Дом Зинат Аль-Молк
Логично было сначала идти в соседний дворец - Наранжестан - дом Кавама, а потом уже идти в дом его дочери. Но у нас получилось так. По большому счету дом Зинат аль-Молк - это внутренняя часть соседнего дома Кавам. Они даже соединены друг с другом подземным переходом под переулком. Мы прошли через входную дверь в вестибюль, а затем во двор с садом из двух частей, с квадратным бирюзовым бассейном. С другой стороны бассейна особняк с деревянными окнами, цветными окнами и великолепным арочным фасадом. |
Первым делом мы пошли в кафе, расположенное в сияющей зеркальной веранде напротив дворца. Здесь за чашкой чая мы читали заготовленные распечатки про историю семьи Кавамов, про дом Кавамов за нашими спинами, куда предстояло идти после и про этот "скромный" дом дочери Кавама Зинат. |
палочки с сахаром и шафраном для подслащивания чая |
Видео |
Видео |
Потолок веранды |
Дом напротив веранды |
Львы над фасадом дворца |
Сад дома Зинат аль-Мольк |
Зал приемов |
Потолок |
Зал приемов |
Боковые террасы и комнаты |
В подвалах дома Зинат-аль-Мольк не так давно был устроен музей восковых фигур. Там неуклюже воспроизведены чьи-то фантазии на тему исторических личностей Ирана. Абсолютно ничего интересного. Над некоторыми композициями про Ахеменидов или Сасанидов можно даже посмеяться. |
Потолок |
Дом Кавам (сад Наренжестан)
Вход в сад |
Скамейки при входе в дом |
Охрана |
Построен Дом Кавамов в 1879-1889 годах верховным судьей Шираза Али Мохаммед ханом Кавам-оль-Мольк из влиятельной аристократической семьи Кавам, а в 1922 Мирзой Мухаммедом Резой, его внуком. Декорировал зеркальной мозаикой и росписями стен и потолков Ибрахим Кавам. С 1969 по 1979 в Наренжестане располагался музей Института Азии. С 1998 года часть помещений занимает факультет искусства и архитектуры Университета Шираза. Название сада (Наренжестан) происходит от “наренж”, сорта горько-кислого апельсина, из деревьев которого преимущественно и состоит сад. |
Сад Наранжестан и Дом Кавамов |
Когда пройдешь через вестибюль и попадешь в сад, сразу все внимание захватывает роскошная перспектива из длинного прямоугольного бассейна ступенчато окруженного рядами низких апельсиновых деревьев и высоченных финиковых пальм, заканчивающаяся зеркальным таларом с белыми каменными колоннами и ярким изразцовым фронтоном со львами. |
Но стоит обернуться, чтобы рассмотреть яркий триптих из керамической плитки, расположенный на стене напротив дворца. Центральная часть - женщины, подающие фрукты, питье и еду. Но гораздо интереснее рассматривать мелкие сценки, окружающие основную сцену. |
Охота на львов |
Здесь на кабанов и козла. И снова розы! |
Загородные сценки |
Слон! | Полюбившаяся художникам сцена из "Хосров и Ширин" Низами |
Поближе | Охота. Может, тоже из какой-то поэмы |
Картины над тремя женщинами |
Снова Хосров и Ширин |
Звери и дэвы |
Дэвы? с головами зверей |
Наверное, из Шахнаме |
Кому там служили дэвы? |
Это очень интересно рассматривать |
Несут дань |
А по цоколю здания идут вариации на тему рельефов из Персеполя. |
Только уже женщины в отличие от Персеполя здесь замотаны по правилам шариата |
Воин | В персепольском оригинале Ахурамазда поражает Ангра-Майнью |
Дворец - бируни. Здесь тоже по цоколю вариации на тему рельефов из Персеполя |
По центру бируни расположен талар- терраса перед залом приемов |
Потолок талара |
Зеркальные стены талара |
Потолок зала приемов | Камин |
Камин. Сценка из древней Персии |
Кавам |
Вид из зала приемов |
Сад, фонтан и триптих из плитки |
Талар |
Вид со второго этажа |
Если сравнивать два дома: Дом Кавама и Дом Зинат - его дочери, то, конечно, дом Кавама солидней, роскошней и изысканней, Но нам дом Зинат приглянулся больше своей камерностью и человечностью. В нем уютно жить, а в этом огромном официальном дворце вообще не ясно, как можно жить. В доме Зинат, конечно, привлекает больше всего приятная заглубленная в здание веранда напротив бируни и приятный небольшой сад, окруженный с двух сторон террасами с колоннами. |
Сад Наранжестан |
В подклете бируни Дома кавамов сейчас расположены сувенирные магазины, в некоторых из которых рассказывается процесс изготовления традиционных иранских произведений: керамической плитки, серебряных и золотых украшений с бирюзой, музыкальных инструментов и тд. |
Видео |
Видео |
Сад Хафт Танан
От дома Кавамов совсем рядом до нашего отеля. Мы дошли до него, взяли ключи от машины и теперь на машине поехали досматривать остальные интересности Шираза. Едем по пустым улицам, дороги свободны, это так не похоже на обычное движение автомобилей в иранских городах. Приехали к Саду Хафт Танан. Все заперто, долго стучали, не помогло. Обошли со всех сторон, нашли официальный вход, но он тоже заперт. В щель двери видно закрытую кассу, нет никаких объявлений о времени работы. А между тем, Сад Хафт Танан возник за несколько столетий до эпохи Зандов, а его особняк периода Карим Хана Занда. Сейчас в нем находится музей каменных скульптур, свезенных сюда из провинции Фарс. |
Удалось сфоткать бируни сквозь решетку поверх забора |
Мавзолей Саади
Да мавзолея Саади отсюда совсем рядом. Он, как и мавзолей Хафиза, окружен большим парком. Но, судя по всему, иранцы Саади почитают меньше Хафиза. Нам же кажется, что поэзия Саади не менее интересна, чем поэзии Хафиза. |
Саади - один из величайших персидских поэтов, он жил практически весь 13 век, и это было не тихое мирное существование на родине, а полная приключений жизнь скитальца. Он бежал из родного Шираза от монгольских орд Чингисхана, скитался от Азербайджана до Марокко, сражался с крестоносцами, был в плену, вернулся на родину зрелым мужем и тогда уже начал писать, имея за плечами бездну опыта, впечатлений и мыслей. Считается, что он первый ввел в поэзии тему гуманизма и создал сам этот термин, многие знают его строки: Все племя Адамово - тело одно, Газели Саади считаются вершиной персидской поэзии. Но это тот случай, когда переводы не могут дать нам достойное представление об оригинале. С персидской поэзией вообще все очень сложно, послушайте или почитайте про это отдельно, не поленитесь. Если очень кратко резюмировать, то персы знали наизусть невероятное количество текстов, были очень эрудированы, в их поэзии за каждым словом тянется огромное количество отсылок к сурам Корана и текстам других поэтов. Если "разворачивать", раскручивать каждое слово в оригинале и скрывающиеся за ним аллюзии, которые были очевидны современникам Саади, то тексты приобретают совершенно новое звучание и смыслы. В переводах мы можем оценить только какой-то самый простой уровень, глубина нам не доступна, к сожалению. На Арзамасе есть, например, цикл "Стихи о любви", и там в качестве хрестоматийного персидского дано стихотворение "Караван" в переводе Бану.
С переводами вообще все очень сложно, это стихотворение, например, в БВЛ дано в переводе Липскерова, он мне нравится существенно меньше. Трудно переводить персидскую поэзию... |
Мавзолей Али-ибн-Хамза
Двор мечети |
Возвращаемся в центр города, чтобы посмотреть одну из главных, как многие считают, достопримечательностей Шираза - Мавзолей Шах Черах. По дороге останавливаемся взглянуть на другой мавзолей Али ибн-Хамза, по сути, такой же как Шах Черах, но поменьше. |
Внутри |
Внутри все залито изумрудным сиянием от отраженного в миллионах зеркалах светом люстр. На любителя интерьеры. |
Двор мавзолея Али-ибн-Хамза |
Мавзолей Шах Черах
Потом мы по навигатору поехали в Шах Черах. Запарковались на стоянке для такси, но вроде бы никто не возражал. У нас были сомнения, что нас пустят в пятницу. Вообще, туристов не гарантировано пускают в Шах Черах. При входе к нам тут же подошел секьюрити и объяснил, что все нормально, нас пустят, но фотосумку и фотик надо сдать в камеру хранения, а человека с ключами от нее надо ждать. Я сбегал и отнес все к машине, и нас пропустили через металлоискатели, а потом еще ощупывали даже более пристрастно, чем при посадке в аэропорту. Женщин осматривают женщины в отдельном помещении и значительно дольше. У Ани рассматривали даже содержимое карманов в сумочки. Из-за очень большого скопления людей в религиозные праздники здесь повышенные меры безопасности, тем более, что год назад здесь фанатики ИГ устроили стрельбу и убили 15 человек. |
Двор |
Двор |
Телефоны нам оставили, но, как и в аэропорту, просили включить, чтобы убедиться, что это телефон. Фотографировать здесь на телефон можно. Нам выделили парня - экскурсовода на английском, и он нас сопровождал по мечети и мавзолею. |
Весь комплекс состоит из нескольких огромных дворов и мечетей, окружающих главную святыню - усыпальницу братьев имама Резы — Ахмеда и Мухаммеда. Во время праздников и процессий все площади наполнены народом. |
Двор |
Мавзолей и мечеть |
Видео |
Видео |
Видео |
Видео |
Конечно, это безумство переливающихся зеркал создает иллюзию чего-то торжественного, яркого и светлого. Саму мечеть называют Властелин света. Все блестит, сверкает, переливается. Над могилой мусульманских святых все залито изумрудным сиянием от зеленых лампад вокруг нее. Через какое-то время ощущаешь, что попал на новогодний праздник, когда все вокруг обмотано мишурой, фонариками, серебряными шарами, электрическими свечами. И это бесконечное мелькание и сияние никак не ассоциируется со светом, чего, как кажется, хотели авторы всей этой красоты. Но иранцы уже много веков как любят зеркала и украшения из них. |
Ресторан Гольбахари
От Шах Чераг мы быстро доехали до квартала Вакиль. В выходной- пятницу без труда запарковались и пошли обедо-ужинать в присмотренный в гугле традиционный ресторан Голбахари. Ресторан расположен в отремонтированном традиционном доме, вероятно, эпохи поздних Каджаров. |
Фонатан во дворике ресторана |
Похож на одного из Кавамов. Эмблема ресторана |
Кумыс, но с розочками! Кирилла Монголия не отпускает |
Очень вкусно! |
По мотивам рельефов Персеполя |
За забором традиционный дом, но довольно бедный |
Базар Вакиль |
Видео |
Часть 5 | Часть 7 |