(Часть 6)

 



Шираз





Отлель Махсултан традишнл хаус

День 6. (24 ноября) Встали в 7:30, без завтрака ушли в розовую мечеть, чтобы попасть к открытию без толп китайцев, завтракать будем по возвращении из мечети.
Ушли в куртках, утром еще холодно.




Мечеть Насир оль-Мольк (Розовая мечеть)


Внутренний двор Розовой мечети

В Розовую мечеть все стремятся попасть прямо к открытию, пока низкое утреннее солнце сквозь разноцветные витражи создает совершенно чудесный калейдоскопический мир в небольшом зимнем молитвенном зале Розовой мечети. И как только утром открывают мечеть, все туристы устремляются вначале в Зимний зал. Но на входе женщин, не зависимо от того, во что они уже одеты, укутывают в огромные светло-розовые халаты. Вчера было пасмурно, сегодня тоже обещали пасмурную погоду, но утром должно было быть по прогнозу солнце. К счастью, прогноз сбылся, и утром мы увидели зал Розовой мечети во всем его сказочном великолепии.



Внутренний зал мечети имеет несколько витражных окон, каждое из которых оформлено в разном стиле — в первом витражном окне используется большое количество прямоугольных элементов и ромбов, второе состоит из цветочных элементов, узоры третьего напоминают калейдоскопические фигуры и т. д. Особенностью этих витражей считается тот факт, что во всех окнах используются одновременно тёплые и холодные оттенки для создания большего цветового объёма.

Пол главного зала застелен ширазскими коврами.



Окна орси - это окна, сделанные из смеси дерева и цветного стекла в династиях Сефевидов и Каджаров. Орси отличается от витражей, используемых во многих церквях и османских мечетях, которые служат скорее освещенными изображениями, чем источником света. Свет является важной особенностью многих мечетей, поскольку он является главным символом Бога в исламе. Об этом упоминается в одной из глав Корана: "Аллах - свет небес и земли".


Зачарованные игрой света, мало кто обращает внимание на чудесные плиточные узоры сводов и куполов зала

Аня сняла эту халат-накидку, что выдали на входе. Она и так одета и замотана круче любой иранской женщины, но тут же прибежала взволнованная служительница и попросила снова накинуть халат. Послушались.








Розовая мечеть - одно из ярчайших впечатлений от Ирана. Кроме очевидного буквального смысла (она действительно ярчайшая!), конечно, еще меня как-то очень тронула мысль о женщинах, которые приходят сюда молиться в это отделённое от мужского мира витражами пространство, проникнутое светом. Подумалось, что архитектор, построивший эту мечеть, особенно внимательно и с любовью отнесся к женщинам. Но потом Кирилл развеял идиллические картины, возникшие в моем сознании, сказав, что это не женский молитвенный зал, как мы решили вначале, а просто зимний. Для всех. Но в любом случае, это место удивительно прекрасно, и в момент, когда солнце светит через витражи, оно очень созвучно женской натуре своей мерцающей красотой. Так что я буду вопреки реальности продолжать представлять себе там коленопреклоненных молящихся женщин.

Я осознала, наконец, какая главная проблема лично для меня возникла из-за отсутствия дочерей: Кирилл заставляет стоять и позировать в каждом пятне света у каждого столба. Встань тут, встань там, шаг вперед, шаг назад. У-у-у-у, как я это не люблю! Где мои дочери???


Видео

Потом мы вышли на залитый солнцем двор и пошли осматривать нефы арки и минареты Розовой мечети. Но все равно, иногда снова заглядывали в этот сказочный зал мечети.

Видео

 

Южная стена с айваном и минаретами
Видео

Строительство мечети длилось 12 лет с 1877 по 1888 год. Архитекторами были Мохаммад Хасан-и-Мемар, построивший перед этим известный Сад Эрам (мы там будем позже), Мохаммад Хоссейни Ширази и Мохаммад Реза Каши-Саз-и-Ширази.


Северная стена и Жемчужная арка

Мечеть называется Насир оль-Мольк, а второе название — Розовая мечеть  — она получила из-за того, что главным узором, украшающим как внутренние, так и внешние стены, являются розы. Это несколько выбивается из общих канонов построения мечетей, поэтому мечеть Насир оль-Мольк можно назвать единственной в своём роде — огромное количество роз в убранстве отчасти символизирует сам город Шираз, в котором выращивается более 300 видов роз.


Своды Жемчужной арки
Розы

Во внутреннем убранстве мечети используется плитка семи цветов — чёрного, белого, синего, голубого, красного, терракотового и жёлтого. Эти цвета типичны для ширазской архитектуры.


Везде розы
Между розами вот такие незамысловатые пейзажи
Рыбу ловят?
Розы


Западная стена. За ней тот самый Зимний зал
Западная стена

После мечети мы вернулись в наш отель завтракать, по дороге удивляясь тишине, и словно вымершему городу. Мы еще не знали, что пятница в Иране - это бедствие для туристов. Рядом с Розовой мечетью находится очень интересный исторический дом Насир аль-Молк. Но мы не знаем, как он работает и работает ли сейчас вообще.


 
Отлель Махсултан традишнл хаус

Завтрак в отеле, чирикают птички в клетках во дворике, кроме нас тут хозяйка с дочкой и один постоялец. Они мило беседуют, пока мы завтракаем и пьем чай. Чай тут тоже из самовара. На столах постелены традиционные скатерти иранские с узором - набойкой и бахромой, я уже давно к ним присматриваюсь, решила при случае купить домой, уютные и красивые.


Отлель Махсултан традишнл хаус

Снова идем гулять, видно, что магазины закрыты, пятница в Иране как у нас воскресенье

Внешняя галерея Базара Вакиль
Базар Вакиль
Базар Вакиль

Идем и удивляемся: машин нет, народу на улицах тоже, магазины закрыты, ворота на базар Вакиль и сувенирные лавки тоже закрыты. Даже Мечеть Вакиль была закрыта! В Пятницу все вымерло. Но все же Шираз - туристический город, поэтому основные музеи, несмотря на пятницу, были открыты. Ну и раз Мечеть и Базар закрыты, то мы пошли в ближайшую по списку достопримечательность - Бани Вакиль.


Инсталляция
Туристические магазины напротив Базара рядом с мечетью Вакиль, фото сделано через запертые ворота во внутренний двор

Здесь в центре Шираза во времена правления Карим-Хана Зенда был построен огромный квартал - целый комплекс зданий: Базар Вакиль, мечеть Вакиль, бани Вакиль и другие административные здания. Карим-хан был курд по происхождению. Про себя он не употреблял никогда титула «шах» и отказывался принять царский титул, а использовал выражение Вакиль ад-Дауля («Уполномоченный государства»). Он говорил про себя: «Я не шах, я просто люблю людей». Он правил как регент от имени Сефевида Исмаила III, которого держал в крепости в почётном плену.


Бани Вакиль

Вход в бани
Сарбине

Мы уже описывали устройство персидского хаммама, но повторимся здесь. «Сарбине» - наиболее комфортная и красиво декорированная часть хаммама. Здесь посетители переодевались, а пришедшие ранее сменяли банные «лонги» на уличную одежду. Кроме того, в «сарбине» можно было отдохнуть после бани, покурить кальян, пообщаться, обменяться последними новостями... В этой части хаммама обычно также располагался небольшой фонтан.


Занимательные, но довольно странные сюжеты
?

Бани Вакиль любопытны своим декором стен, сводов и куполов, выполненные в технике резьбы по штукатурке. Интересно разглядывать замысловатые и непонятные сюжеты картинок над арками и в парусах под купольными сводами.
Мы не нашли нигде информацию, что там изображено, смотрели с легкой завистью на группы иранцев, которые подолгу стояли под каждой аркой и слушали экскурсоводов на фарси.



А еще в бане немного неуклюжие восковые фигуры представляют этнографические сценки, происходившие в персидских хаммамах в соответствующих помещениях.


 
Что за маски у человека и лошади? А ангелы?
Гарм-хане

Из «сарбине» в «гарм-хане» ведет длинный коридор с множеством острых углов (это сделано для удержания тепла).

«Гарм-хане» («горячая комната») отличается скромностью обстановки, украшений там немного. Это обширное помещение, где люди могли мыться, не мешая друг другу. Сам глубокий и широкий мраморный бассейн («хазине») обычно располагается в стороне, порой в отдельном помещении. Иногда бассейнов два - в одном вода не слишком горячая, но и не слишком холодная (сначала погружаются туда), а во втором - уже совсем горячо. В общем горячем бассейне расслаблялись уже после основательной помывки.


Гарм-хане

Красивая традиция связана со свадьбой (в Иране это торжество сопровождается множеством интересных обычаев). Хаммам «арендовали» в последний день, который девушка должна была провести в доме отца, и приводили туда невесту. Ее украшали, одевали и обязательно смазывали ее ладони и ступни хной на счастье - эту церемонию называют «ханабандан». Жених готовился в другом хаммаме: также мылся, причесывался, одевался...


 

Мечеть Вакиль

Вход в Мечеть Вакиль

После бань снова подошли к мечети, но она так и не открылась. Как нам объяснили, может быть, она откроется во второй половине дня. Ну мы пока осмотрели входную арку мечети снаружи. А через два дня мы вернемся с моря и тогда уже попадем внутрь.


Тоже розы



Сад Назар (музей Парс)



Во время правления династии Сефевидов (1501—1722) Сад Назар был одним из крупнейших садов Шираза. Во времена династии Зенд (1750—1794) Карим-хан построил на территории сада восьмигранный дворец, который получил название Круга Фаранджи. Его использовали как место для приёма иностранных гостей и послов, а также для проведения других официальных церемоний.


Зеркальная композиция (но с отличиями)
Семицветная ширазская плитка

В 1936 году дворец получил статус музея. Он стал первым музеем в Иране, который находится за пределами Тегерана. В музее экспонируются около 30 рукописных экземпляров Корана, а также работы знаменитых персидских художников, среди которых, хорошо известная картина «Карим-Хан во время курения кальяна» Джафара Накаша.


Карим-Хан во время курения кальяна
Витрина и драгоценности периода Пахлави
Какое-то сражение, наверное, из раннего периода жизни Керим-хана
Коран

Сад

В саду выставлены плиты из разрушенного дома периода Каджаров.


 
м

Крепость Карим-Хана


Арге-Карим-Хан в 1766 – 1767 гг. эта крепость служила резиденцией Керим-хана Зенда. За крепостными стенами скрывается сад и дворец. Мы видели такое в Саду Фин в Кашане и в саду Доулет Абад того же Керим-хана в Йезде. Только те два сада стояли посреди пустыни, а этот стоит в центре города.


Пизанская башня Шираза

Вход в сад-крепость
Рустэм убивает Белого дэва. Из "Шахнаме"
\
Канал-фонтан

Внутри крепости - сад с четырехчастной планировкой, разделенный каналами. С одной стороны сада дворец, с другой - всякие вспомогательные постройки, в частности дворцовые бани.


Дворец
Дворец
Карим-хан принимает какого-то европейца
Вид с дворцовой веранды
резная деревянная колонна из цельной чинары
Веранда дворца

Как и в любом персидском дворце или богатом доме, здесь есть свои бани. Как и все бани, они состоят из двух основных помещений: раздевалки-комнаты для отдыха и парилки для мытья и массажа.


Сарбине
Гарм-хане
Гарм-хане
"Пизанская" башня Ширазской крепости

Из крепости мы пошли искать Диванхане Вакиль, а по дороге заглянули в глубокий подземный резервуар для воды. Сейчас в нем расположено довольно атмосферное кафе. Диван хане - это особняк министра правительства Зенда. Парк с особняком надолго закрыты на ремонт, и мы смогли только чуть-чуть разглядеть дворец через забор.


Вход в водохранилище Вакиль
Цистерна Вакиль
Вакиль Диван-Хане
Мечеть Вакииль

Потом мы через пустынные галереи мимо закрытых лавок базара Вакиль прошли в знаменитую мечеть-святыню Шахчераг. Но в карте мы ошибочно поставили метку на мечеть Джаме Атик.


Закрытая галерея Вакиль-базара Сарай-е-Мошир
Галереи базара Вакиль

Мечеть Джаме Атик


Долго блуждали по каким-то запущенным переулкам. Потом через военную часть вышли к закрытому входу в мечеть Джаме Атик. Это самая старая мечеть Шираза, и она очень интересна, особенно ее двор. Но вот в пятницу она тоже, как и мечеть Вакиль, была закрыта, или мы подошли не к тому входу (уж больно все заброшено вокруг выглядит), а вход в мечеть с другой стороны и вообще с другой улицы.


Мечеть Джаме Атик
Купола базара Вакиль

Снова по пустующим галереям базара идем назад. Нам еще надо обязательно посмотреть два традиционных дома - особняки семьи Кавам.

 

Дом Зинат Аль-Молк


Логично было сначала идти в соседний дворец - Наранжестан - дом Кавама, а потом уже идти в дом его дочери. Но у нас получилось так. По большому счету дом Зинат аль-Молк - это внутренняя часть соседнего дома Кавам. Они даже соединены друг с другом подземным переходом под переулком. Мы прошли через входную дверь в вестибюль, а затем во двор с садом из двух частей, с квадратным бирюзовым бассейном. С другой стороны бассейна особняк с деревянными окнами, цветными окнами и великолепным арочным фасадом. 



Первым делом мы пошли в кафе, расположенное в сияющей зеркальной веранде напротив дворца. Здесь за чашкой чая мы читали заготовленные распечатки про историю семьи Кавамов, про дом Кавамов за нашими спинами, куда предстояло идти после и про этот "скромный" дом дочери Кавама Зинат.


палочки с сахаром и шафраном для подслащивания чая
Видео
Видео


Потолок веранды
Дом напротив веранды
Львы над фасадом дворца
Сад дома Зинат аль-Мольк
Зал приемов
Потолок
Зал приемов
Боковые террасы и комнаты

В подвалах дома Зинат-аль-Мольк не так давно был устроен музей восковых фигур. Там неуклюже воспроизведены чьи-то фантазии на тему исторических личностей Ирана. Абсолютно ничего интересного. Над некоторыми композициями про Ахеменидов или Сасанидов можно даже посмеяться.


Потолок


 

 

Дом Кавам (сад Наренжестан)

Вход в сад
Скамейки при входе в дом
Охрана

Построен Дом Кавамов в 1879-1889 годах верховным судьей Шираза Али Мохаммед ханом Кавам-оль-Мольк из влиятельной аристократической семьи Кавам, а в 1922 Мирзой Мухаммедом Резой, его внуком. Декорировал зеркальной мозаикой и росписями стен и потолков Ибрахим Кавам. С 1969 по 1979 в Наренжестане располагался музей Института Азии. С 1998 года часть помещений занимает факультет искусства и архитектуры Университета Шираза.  Название сада (Наренжестан) происходит от “наренж”, сорта горько-кислого апельсина, из деревьев которого преимущественно и состоит сад.


Сад Наранжестан и Дом Кавамов

Когда пройдешь через вестибюль и попадешь в сад, сразу все внимание захватывает роскошная перспектива из длинного прямоугольного бассейна ступенчато окруженного рядами низких апельсиновых деревьев и высоченных финиковых пальм, заканчивающаяся зеркальным таларом с белыми каменными колоннами и ярким изразцовым фронтоном со львами.




 

Но стоит обернуться, чтобы рассмотреть яркий триптих из керамической плитки, расположенный на стене напротив дворца. Центральная часть - женщины, подающие фрукты, питье и еду. Но гораздо интереснее рассматривать мелкие сценки, окружающие основную сцену.


Охота на львов
Здесь на кабанов и козла. И снова розы!
Загородные сценки
Слон!
Полюбившаяся художникам сцена из "Хосров и Ширин" Низами
Поближе
Охота. Может, тоже из какой-то поэмы
Картины над тремя женщинами
Снова Хосров и Ширин
Звери и дэвы
Дэвы? с головами зверей
Наверное, из Шахнаме
Кому там служили дэвы?
Это очень интересно рассматривать
Несут дань

А по цоколю здания идут вариации на тему рельефов из Персеполя.


Только уже женщины в отличие от Персеполя здесь замотаны по правилам шариата
Воин
В персепольском оригинале Ахурамазда поражает Ангра-Майнью

Дворец - бируни. Здесь тоже по цоколю вариации на тему рельефов из Персеполя
По центру бируни расположен талар- терраса перед залом приемов
Потолок талара
Зеркальные стены талара
Потолок зала приемов
Камин


Камин. Сценка из древней Персии
Кавам
Вид из зала приемов
Сад, фонтан и триптих из плитки
Талар
Вид со второго этажа

Если сравнивать два дома: Дом Кавама и Дом Зинат - его дочери, то, конечно, дом Кавама солидней, роскошней и изысканней, Но нам дом Зинат приглянулся больше своей камерностью и человечностью. В нем уютно жить, а в этом огромном официальном дворце вообще не ясно, как можно жить. В доме Зинат, конечно, привлекает больше всего приятная заглубленная в здание веранда напротив бируни и приятный небольшой сад, окруженный с двух сторон террасами с колоннами.



Сад Наранжестан

В подклете бируни Дома кавамов сейчас расположены сувенирные магазины, в некоторых из которых рассказывается процесс изготовления традиционных иранских произведений: керамической плитки, серебряных и золотых украшений с бирюзой, музыкальных инструментов и тд.


Видео
Видео

 

Сад Хафт Танан

От дома Кавамов совсем рядом до нашего отеля. Мы дошли до него, взяли ключи от машины и теперь на машине поехали досматривать остальные интересности Шираза. Едем по пустым улицам, дороги свободны, это так не похоже на обычное движение автомобилей в иранских городах. Приехали к Саду Хафт Танан. Все заперто, долго стучали, не помогло. Обошли со всех сторон, нашли официальный вход, но он тоже заперт. В щель двери видно закрытую кассу, нет никаких объявлений о времени работы. А между тем, Сад Хафт Танан возник за несколько столетий до эпохи Зандов, а его особняк периода Карим Хана Занда. Сейчас в нем находится музей каменных скульптур, свезенных сюда из провинции Фарс.


Удалось сфоткать бируни сквозь решетку поверх забора

Мавзолей Саади


Да мавзолея Саади отсюда совсем рядом. Он, как и мавзолей Хафиза, окружен большим парком. Но, судя по всему, иранцы Саади почитают меньше Хафиза. Нам же кажется, что поэзия Саади не менее интересна, чем поэзии Хафиза.
Сейчас в мавзолее идет ремонт, но рабочие пустили меня на одну минуту внутрь сфоткать могилу поэта.


Саади - один из величайших персидских поэтов, он жил практически весь 13 век, и это было не тихое мирное существование на родине, а полная приключений жизнь скитальца. Он бежал из родного Шираза от монгольских орд Чингисхана, скитался от Азербайджана до Марокко, сражался с крестоносцами, был в плену, вернулся на родину зрелым мужем и тогда уже начал писать, имея за плечами бездну опыта, впечатлений и мыслей. Считается, что он первый ввел в поэзии тему гуманизма и создал сам этот термин, многие знают его строки:

Все племя Адамово - тело одно,
Из праха единого сотворено.
Коль тела одна только ранена часть,
То телу всему в трепетание впасть.
Над горем людским ты не плакал во век, -
Так скажут ли люди, что ты человек?

Газели Саади считаются вершиной персидской поэзии. Но это тот случай, когда переводы не могут дать нам достойное представление об оригинале. С персидской поэзией вообще все очень сложно, послушайте или почитайте про это отдельно, не поленитесь. Если очень кратко резюмировать, то персы знали наизусть невероятное количество текстов, были очень эрудированы, в их поэзии за каждым словом тянется огромное количество отсылок к сурам Корана и текстам других поэтов. Если "разворачивать", раскручивать каждое слово в оригинале и скрывающиеся за ним аллюзии, которые были очевидны современникам Саади, то тексты приобретают совершенно новое звучание и смыслы. В переводах мы можем оценить только какой-то самый простой уровень, глубина нам не доступна, к сожалению. На Арзамасе есть, например, цикл "Стихи о любви", и там в качестве хрестоматийного персидского дано стихотворение "Караван" в переводе Бану.
Если вы любите стихи, то насладитесь:


О, караван, замедли шаг. Покой души моей — уходит.
Увозишь милую мою, и сердце вслед за ней  — уходит.
Лукавя, мнил я вновь и вновь от взоров утаить любовь.
Не скроешь рану, если кровь из сердца, как ручей, уходит?
Тоскуя, сплел я руки с ней, расстался в тяжкой муке с ней.
А в грудь кинжал разлуки с ней все глубже, все больней — уходит.
Ушла, ушла, упрямая, блаженство унесла мое.
От горя весь как пламя я, дым невозвратных дней - уходит.
Хоть сердцем, что гранит она, хоть клятвы не хранит она,
В душе моей царит она, а счастье все быстрей уходит.
Молю, погонщик, погоди, путь паланкину прегради!
Ведь жизнь уходит из груди, за ней отрада дней - уходит.
Дух многих смертных покидал, про это кто не рассуждал?
Я душу сам свою видал, она в простор степей - уходит.
Шелка любимой шелестят, а мне вкушать разлуки яд.
Следы мои что ищешь, брат, за ней след жизни всей - уходит.
Не сплю ночами до зари, слов мудрости не говори.
Догнать бы, да из рук, смотри, узда ведь все быстрей - уходит.
Конь вязнет в глине, ведь ручьем и ночью слезы лью, и днем.
Та вся тоска моя, о том, кто тополя стройней - уходит.
Коль милой Саади пленен, зачем, неверный, ропщет он?
Не удержу я сердца стон, покой души моей - уходит.

С переводами вообще все очень сложно, это стихотворение, например, в БВЛ дано в переводе Липскерова, он мне нравится существенно меньше. Трудно переводить персидскую поэзию...


Мавзолей Али-ибн-Хамза

Двор мечети

Возвращаемся в центр города, чтобы посмотреть одну из главных, как многие считают, достопримечательностей Шираза - Мавзолей Шах Черах. По дороге останавливаемся взглянуть на другой мавзолей Али ибн-Хамза, по сути, такой же как Шах Черах, но поменьше.


Внутри

Внутри все залито изумрудным сиянием от отраженного в миллионах зеркалах светом люстр. На любителя интерьеры.



Двор мавзолея Али-ибн-Хамза

Мавзолей Шах Черах


Потом мы по навигатору поехали в Шах Черах. Запарковались на стоянке для такси, но вроде бы никто не возражал. У нас были сомнения, что нас пустят в пятницу. Вообще, туристов не гарантировано пускают в Шах Черах. При входе к нам тут же подошел секьюрити и объяснил, что все нормально, нас пустят, но фотосумку и фотик надо сдать в камеру хранения, а человека с ключами от нее надо ждать. Я сбегал и отнес все к машине, и нас пропустили через металлоискатели, а потом еще ощупывали даже более пристрастно, чем при посадке в аэропорту. Женщин осматривают женщины в отдельном помещении и значительно дольше. У Ани рассматривали даже содержимое карманов в сумочки. Из-за очень большого скопления людей в религиозные праздники здесь повышенные меры безопасности, тем более, что год назад здесь фанатики ИГ устроили стрельбу и убили 15 человек.


Двор
Двор

Телефоны нам оставили, но, как и в аэропорту, просили включить, чтобы убедиться, что это телефон. Фотографировать здесь на телефон можно. Нам выделили парня - экскурсовода на английском, и он нас сопровождал по мечети и мавзолею.



Весь комплекс состоит из нескольких огромных дворов и мечетей, окружающих главную святыню - усыпальницу братьев имама Резы — Ахмеда и Мухаммеда. Во время праздников и процессий все площади наполнены народом.
Первое сооружение над могилой Сайида Ахмада ибн Мусы было построено в XIII веке во времена правления Салгуридов. Местное предание рассказывает, что могила была найдена по свечению над ней в ночи. Во время правления Сефевидов в XVI веке здание было капитально отремонтировано. В XVIII веке здание сильно пострадало при землетрясении. В период Каджаров в здании было произведено много ремонтных работ, в частности полностью переделан уничтоженный землетрясением купол.


Двор
Мавзолей и мечеть
Видео
Видео
Видео
Видео

Конечно, это безумство переливающихся зеркал создает иллюзию чего-то торжественного, яркого и светлого. Саму мечеть называют Властелин света. Все блестит, сверкает, переливается. Над могилой мусульманских святых все залито изумрудным сиянием от зеленых лампад вокруг нее. Через какое-то время ощущаешь, что попал на новогодний праздник, когда все вокруг обмотано мишурой, фонариками, серебряными шарами, электрическими свечами. И это бесконечное мелькание и сияние никак не ассоциируется со светом, чего, как кажется, хотели авторы всей этой красоты. Но иранцы уже много веков как любят зеркала и украшения из них.
В любом случае, вся эта мишура не идет ни в какое сравнение с удивительной Розовой мечетью или с суровым колонным залом мечети Вакиль.
На наш взгляд, это далеко не самое интересное место Шираза, и его можно пропустить, если бы не большая известность и слава мавзолея на весь Иран.



Ресторан Гольбахари


От Шах Чераг мы быстро доехали до квартала Вакиль. В выходной- пятницу без труда запарковались и пошли обедо-ужинать в присмотренный в гугле традиционный ресторан Голбахари. Ресторан расположен в отремонтированном традиционном доме, вероятно, эпохи поздних Каджаров.

Это был один из лучших в нашем путешествии ресторанов. Главное его достоинство заключается в том, что в нем есть меню на английском языке. Можно, наконец, понять, что заказываешь.


Фонатан во дворике ресторана
Похож на одного из Кавамов. Эмблема ресторана
Кумыс, но с розочками! Кирилла Монголия не отпускает
Очень вкусно!
По мотивам рельефов Персеполя
За забором традиционный дом, но довольно бедный
Базар Вакиль
Видео

 

Часть 5 Часть 7

     

Оглавление

На страницу с путешествиями