(Часть 7)
День
7. (25 ноября) Встали в 7 утра, за полчаса собрались, позавтракали, расплатились, забрали паспорта и уехали. |
Горы Загрос
Видео |
Мы едем из Шираза на море в сторону Бушира. Шоссе пересекает довольно высокие горы Загрос, состоящие из нескольких параллельных гряд. Здесь в горах шоссе представляет собой две односторонних дороги, проложенных далеко друг от друга, часто по противоположным склонам ущелий, иногда вообще по разным ущельям. В районе местечка Абол Хаят дороги собираются вместе, чтобы пройти сквозь узкую щель, разрывающую высокую гряду. С той дороги, что идет в сторону моря, хорошо видно сверху эту тонкую щель, но сфоткать мы ее не успели, негде было остановиться. На протяжении всей истории это был единственный путь к центру Фарса с юга. Исследователи полагают, что этот проход является тем самым проходом, через который сатрап Дария III Ариобарзан приблизился к войскам Александра Македонского и где произошла Битва при Персидских воротах. Рядом с этим ущельем также обнаружены остатки Ахеменидской царской дороги. Эта битва была очень похожа на знаменитую битву при Фермопилах в Греции во время греко-персидских войн с той лишь разницей, что в Фермопильском ущелье персы победили героически защищающихся греков при помощи предательства, а здесь - наоборот, персы героически оборонялись и так же при помощи предательства были побеждены. |
В городке Каемийе мы поворачиваем на юг в направлении Казеруна, а если поехать на север, то через 4 км, а потом через 20 км недалеко от шоссе можно найти сасанидские скальные рельефы. В первом месте брак Шапура II, во втором месте целых два рельефа с Бахрамом II. А мы едем в сторону древнего города Бишапур, который построил шахиншах Шапур I (242-272 гг.) и перенёс сюда иранскую столицу из города Фарс. Бишапур был построен на выходе долины Танг-е Чоган. |
Долина Танг-е Чоган
Долина Танг-е Чоган в переводе с персидского означает Долина Игры в Поло. Персия – родина игры в конное поло. Конное поло – это игра, в которой две команды всадников стремятся деревянными молотками загнать небольшой мяч в ворота противника. Считается, что начало истории конного поло восходит к периоду с VI века до н.э. до I века н.э. Известно, что Шапур II в семилетнем возрасте, в 316 году, учился игре в поло. Может быть именно здесь и учился. Через три дня в Исфахане на площади Накше-Джахан мы увидим ворота для игры в поло – площадь задумывалась и как “придворное” игровое поле шаха Аббаса I. Отсюда такой огромный размер этой площади. На входе в долину с двух сторон на скалах есть несколько рельефов типа тех, что мы видели в Накше-Рустаме под ахеменидскими гробницами и в Накше-Раджабе. |
Первый рельеф Шапура I |
Сохранился этот барельеф плохо. Сюжет похож на тот, что мы видели в Накше-Рустаме на рельефе отца Ардашира I, отца Шапура I - основателя династии Сасанидов. Два всадника, Ахурамазда, и царь, стоят друг напротив друга. Ахурамазда вручает Шапуру символ царской власти. Кони попирают тела поверженных врагов – демона Ангра-Майнью (Ахримана) и римского императора Гордиана III, разбитого в 244 году. Филипп I Араб, другой римский император, сохранивший после гибели Гордиана остатки римских легионов, уплатив Шапуру огромную контрибуцию, преклоняет колени перед царем Ирана. В 260 году Шапур победил еще одного римского императора, Валериана. Поскольку Валериан в сюжете отсутствует, очевидно, что барельеф этот создан до 260 года. |
Римский император Гордиана III и Ангра-Майнью (Ахримана) |
Второй рельеф Шапура I |
Этот рельеф высечен уже после победы персов над римским императором Валерианом, поэтому на нем присутствует напоминание обо всех военных подвигах Шапура I – распростертое мертвое тело Гордиана III под копытами царского коня, коленопреклоненный Филипп I Араб, а также Валериан, которого Шапур I держит за запястье – символ пленения врага. Сюжет с плененным Шапуром Валерианом и молящем о милости Филиппом мы уже видели в Накше-Рустаме. У Филиппа на поясе римский меч – символ того, что милостью императора Персии побежденному позволено было вернуться домой и занять римский трон. |
Слева направо: Валериан, Шапур I, под конем Гордиан III, коленопреклоненный Филипп Араб, Картир, Сурена |
За спиной Филиппа стоят придворные Шапура. Первый из них, вероятно, верховный жрец Картир, добившийся от Шапура признания зороастризма государственной религией, и известный преследованием иноверцев, амбициозностью и интриганством. Вторая фигура, судя по большому мечу, это спахбед (командующий войском) Сурена. |
За спиной Шапура гарцуют в два ряда его кавалеристы. Лицом к нему выстроились пешие воины, салютующие царю поднятым вверх указательным пальцем. |
Воины |
Воины |
На противоположном склоне долины есть еще несколько рельефов Шапура I. Мы их собирались осмотреть на обратном пути после подъема в пещеру. От нас видно только два из четырех рельефов северной стороны долины. |
Пятый рельеф Инвеститура Бахрама I |
Композиция типична для барельефов с сюжетом коронации персидский царей – Ахурамазда передает Бахраму I сидарис, символ власти. |
Последний рельеф Победа Шапура II |
Шапур II в центре композиции сидит на троне, опираясь на меч, что символизирует его воинственность. В верхней части рельефа персидская знать воздает почести царю. В нижнем уровне - воины, часть из которых преподносит царю “дары”. Среди трофеев не только кони и вещи, но и пленные, мальчик и мужчина (судя по одежде, знатный перс), а также чья-то отрубленная голова. |
Рельеф Победа Шапура II |
Долина Танг-е Чоган |
А мы едем по долине дальше. По узенькому, на одну машину, мосту пересекаем речку Шапур и поднимаемся в гору над деревней Шахпур. Съехали с асфальта на грунтовку, но метров через 100 пришлось оставить машину. Дальше и на джипе не проехать. |
Долина Танг-е Чоган |
Пещера Шапура I
"Парковка" |
Не встретили за три часа ни души, кроме милого иранца, который выскочил откуда-то из-за камней, когда мы бросили машину, и стал бить себя в грудь, говоря: "Лидер! Лидер! " Он очень хотел нас проводить, видимо, по тропам вверх, но муж у меня сам лидер. Подъем несложный, зашли бы быстрее, если бы я не берегла ногу, шла медленно, чтобы все время контролировать, куда ее ставлю, понимала, что тут будет очень тяжко, если заново свалюсь. Иду с эластичным бинтом, но все равно опасно. И не зря боялась, уже в конце спуска стала торопиться и ступать не глядя, опять свалилась. До машины дошла через боль, опираясь на руку Кирилла. Две мыли: надо худеть, надо заняться ногой по возвращении, так никуда не годится. |
Похоже, что несколько лет назад и правда нужен был местный проводник, но теперь пещера отмечена на гугл-картах, и также отмечена тропа к ней. Мы просто включили на телефоне навигацию и пошли в гору. Сначала это была широкая дорога, но потом пошла достаточно круто вверх тропа, заваленная камнями. Причем, видно, что когда-то она была удобной и широкой, даже различаются вырубленные ступени в скалах иногда, но позже ее засыпало камнями. Видимо, тропу восстановили 70 лет назад, когда поднимали статую в пещере, куда мы идем. |
В ноябре идти в гору достаточно комфортно. Конечно, немного жарко, но вполне терпимо. Не представляю, как здесь можно идти летом женщинам при иранском дресс-коде. Тропа во многих местах разрушена, так что приходится иногда помогать себе руками. Но в целом подъем совсем несложный. |
Отдых в теньке |
Жарко |
Колючки |
Долина Танг-е Чоган |
Тропа |
Кое-где остались ступени, засыпанные камнями |
Тропа и долина |
Видно мост и деревню Шакпур, от которой мы начали подъем |
Тропа приводит к подножью отвесной скалы, сама же пещера находится в этой скале сильно выше. Теперь начинается серия крутых бетонных лестниц, приводящих к огромному входу в пещеру. Подъем по ним довольно утомителен. |
Монументальную статую Шапура I высотой около 6,70 м и шириной в плечах более 2 м можно считать самой впечатляющей из сохранившихся скульптур державы Сасанидов. Она высечена из огромного сталагмита, образовавшегося на этом месте в гигантской известняковой пещере. Она богата деталями и изваяна с необычайной тщательностью и вниманием. Голова, увенчанная зубчатой короной, и тело скульптуры в хорошем состоянии. Некоторые части рук и почти обе ноги отсутствуют. Скульптор выточил статую в соответствии с теми же размерами и эстетическим каноном, которые использовались для других наскальных рельефов Шапура I. |
Вид из пещеры |
Великая статуя Шапура I была вырезана, скорее всего, во время его правления и может быть датирована периодом между 265 и 270 годами. Некоторые историки считают, что пещера была могилой Шапура I, хотя в пещере нет ни следов могилы, ни астодана, ни кенотафа. |
После падения, скорее всего, в результате сильного землетрясения в период между XV и XIX веками, скульптура была снова поднята в 1950-х годах на двух бетонных столбах, стоящих у её первоначальных ног. Колоссальная статуя имеет атлетическое телосложение и мускулистые бицепсы, объёмную грудь и плоский живот. Правая рука статуи подбоченилась, а левая рука лежала на рукоятке меча. Голова и волосы статуи вырезаны во всех деталях симметрично. Под диадемой волосы монументальной статуи распускаются и ложатся на плечи. У царя усы и короткая борода. На нём также три украшения: ожерелье, серьги из крупного жемчуга и браслет на правом запястье. |
От ног Шапура уцелела лишь небольшая часть. Небольшие остатки левого бедра указывают на то, что правитель был одет в широкие гофрированные шаровары. Такую же модель штанов можно увидеть и на всех наскальных рельефах Шапура I. Правый ботинок сильно разрушен, а левый с круглым носом практически не повреждён. |
У сасанидов форма короны менялась от царя к царю. Из-за зубчатой короны статую почти точно можно идентифицировать как статую Шапура I. |
Статую поставили на бетонные столбы вместо разрушенных ног, но рядом с тапочками | Рука |
Пещера за Шапуром I |
Видео |
Перевод записи Шапура I из Накш-э Раджаб (табличка сделана военными в 1958 году) |
В середине ХХ века шах Реза Пехлеви сделал ставку на иранский национализм в противовес мусульманским традициям, для чего активно популяризировал доисламскую историю Персии. В 1957 г. по его приказу были организованы работы по поднятию каменного Шапура и обустройству лестницы к его пещере. Работы поручили военным. Военные высекли табличку на фото выше и еще одну в память о себе такого содержания. "Шахский указ о восстановлении и возвращении на прежнее место статуи Шапура I силами корпуса генерала Мохаммад Тоги Маджиди, при поддержке штаба шахской армии Ирана, возглавляемого генералом Бахрамом Арианом. |
Пещера |
Бассейн |
Умываемся |
За Шапуром пещера расширяется. С потолка капает вода. Здесь есть три бассейна в разных частях пещеры. Еще дальше пещера становится и выше, и шире, и глубже. Чтобы пройти дальше, надо слезть по скале. В глубине пещеры видно еще один бассейн. |
Шапур I |
Прическа |
Кудри |
Подъем к статуе в пещере: |
Ленточки на поясе очень впечатлили Аню |
Долина |
Вид из пещеры на деревню Шакпур, от которой мы поднимались |
На подъем потратили 2 часа, вниз спустились за час. Можно было и быстрее, если бы была у нас треккинговая обувь. Аня в самом низу снова подвернула свою больную ногу и еле дотащилась до машины. В итоге на пещеру с Шапуром мы потратили больше трех часов. И мы решили, что это было одно из самых сильных впечатлений от Ирана. Наверное, после этого похода нам стало интересно все, что связано с сасанидами. Хотелось понять хоть как-то логику этих людей. |
Ящерица |
В центре пещера |
Сели в машину, включили кондей и поехали путешествовать дальше. Рельефы на противоположном склоне долины решили пропустить. И дворец Бишапур тоже, поскольку считали, что от него остались маловразумительные руины. Сейчас, глядя назад, наверное, жалеем, что пропустили Бишапур, тем более, что на Соляной купол" мы все равно не попали и не успели на море до темноты. Но тогда мы еще очень надеялись успеть засветло на Персидский залив. Гугл повел нас на магистраль не обратной дорогой, а по прямой через деревни, поля и сады. Долина с мандариновыми и гранатовыми садами, это что-то потрясающее, все деревья пестрят от красных гранатов и рыжих мандаринов. С урожаем явно не могут справиться, видели несколько огромного размера куч, куда свозят гнить гранаты. Потом началась долина с финиковыми садами, такое изобилие плодов земных! Притормозили у забора, через который свешивались ветки со спелыми апельсинами. Попробовали, оказалось, это большие такие мандарины. Сорвали пару десятков прямо на пол в машине. Потом ехали и постоянно жевали мандаринки. Таких вкусных мы ни раньше, ни позже в Иране не пробовали. Аня потом кусала локти, что так мало нарвали. |
Долина реки Далаки |
Шоссе сначала плавными петлями лезет в гору, а потом очень круто серпантином сбегает к реке Далаки. Здесь проходит граница провинций Фарс и Бушер. Здесь открываются очень впечатляющие виды на долину Далаки, окруженную грядами гор, подсвеченными вечерним солнцем. |
Панорама крутится мышкой+shift |
Панорама крутится мышкой+shift |
Видео |
Мост Мошир |
На протяжении более ста лет мост Мошир был единственным мостом на реке Далаки, который соединял главную дорогу из Шираза в Баразжан и Бушер. За мостом можно увидеть остатки караван-сарая. |
Мост Мошир |
Километрах в сорока отсюда по реке на юг есть руины дворца Ардашира, похожие на руины дворца в Фирузобаде, которые мы увидим завтра, и еще сасанидские рельефы и ахеменидский мавзолей, напоминающий гробницу Кира Великого. |
Спускаемся с гор к морю. Но нам нужен не Бушер, в котором нет ничего интересного. Мы хотим побывать на "диком" море в безлюдных местах и без обустроенных пляжей. Мы присмотрели пару таких мест в районе городка Ассалуйе. Это почти триста км на юг от Бушера. Зато назад в Шираз мы сможем проехать по другой горной дороге мимо Фирузабада. |
Мы еще хотели посетить Соляной купол Джашак. Было понятно, что до темноты мы успеем только доехать до него, а там еще идти и идти. Но все равно, решили попробовать. Свернули в горы, едем по навигатору, попадаются таблички с указателями. И вот мы упираемся в запертые ворота экологического парка. Бибикали, стучали, кричали - никого нет. Пофоткали горы и поехали дальше. Особенно не расстроились, потому что все равно бы не успели. Солнце стремительно скатывалось в сторону моря. |
Заправка 90 |
Когда уже совсем стемнело, шоссе подошло к морю. Мы оставили машину на шоссе и через какие-то канавы, подсвечивая себе путь телефонами, прошли к побережью. Аня купаться не стала, а я немного поплавал. Море было очень теплым. |
Видео |
Видео |
Видео |
Видео |
Ассалуйе
Приехали в Ассалуйе. Я переписывался еще из Москвы с отелем Bonood, и они назвали какую-то странную маленькую цену. Причем, четко было написано, что это риалы. На ресепшен мне стали говорить, что имели в виду малые томаны. То есть, номер у них стоил 80$. Я пытался торговаться, но они не уступили ни доллара. Платить столько денег за то, чтобы просто переночевать не хотелось. Нам не нужны были их 4 звезды, только кровать и душ. И мы поехали в город искать другие отели. В следующем отеле Шериф нам сказали, что нет мест, хотя очевидно, что отель пустой. Видимо, персоналу неохота с нами связываться ради одной ночи. Они нам посоветовали еще два отеля, но я знал из гугла, что они дорогие. Остановились у еще одной гостиницы Ассалуйе Апарт-отель (его название в гугле даже не переведено на английский). Парень на ресепшене заявил, что нет мест. Я просил посоветовать отель в районе миллиона риалов, тогда он предложил комнату на первом этаже отеля. Это был просторный номер с кухней, только вместо окна в номере была какая-то маленькая форточка. Зато был кондиционер. Мы были очень рады, поскольку этот отель был прямо на берегу моря и в центре городка. Нам ничего не нужно, кроме кровати и душа, а тут это все есть. |
В ресторанчике |
Мы запарковали машину прямо у входа, закинули вещи и пошли гулять. Сразу же зашли в местный "ресторанчик" на задворках главной набережной улицы. Здесь есть кухня и куча беседок во дворе, где можно расположиться прямо на полу с подушками. Мы заказали разных кебабов, лаваш, питьевой йогурт и гриленные овощи. Все было очень вкусно и дешево 350 томанов = 700 рублей. |
Потом мы гуляли по городской набережной, зашли в рыбацкий порт. Нам очень понравились раскрашенные деревянные рыбацкие посудины, выброшенные догнивать на берег, и мы решили обязательно погулять вдоль моря утром. |
Видео |
Видео |
Вечером в отеле постирала опять наши вещи в раковине, минималистичный стиль сборов требует постоянной стирки, увы. Тут висел здоровый телевизор, хотела посмотреть на иранское телевидение, было любопытно, но сил не оказалось на это. Даже не включили ни разу в итоге ни в одном отеле ящик. Ну и ладно. |
Часть 6 | Часть 8 |