Путешествие по Грузии

20 марта - 1 апреля 2012 года


 

 


 

 

Мы

Кирилл Яночкин Аня Яночкина Антон Чалов Ксения Гетманова Женя Кужелко Катя
Кирилл Яночкин Аня Яночкина Антон Чалов Ксения Гетманова Женя Кужелко Катя Брусенко

 

 

Гранд Старекс

Наша машина

 

 

Грузия притягивала нас к себе уже очень давно.
Еще в 2006 году мы планировали проехать через Грузию во время путешествия вокруг Черного моря и даже получили в Москве грузинские визы, но за несколько дней до начала путешествия границу России с Грузией закрыли якобы на реконструкцию погранперехода. Это было неожиданно и неудобно, пришлось возвращаться домой на пароме Трабзон - Сочи и откладывать посещение Грузии на неизвестное время. В течение нескольких лет фраза "едем в Грузию?" звучала раз в пару месяцев, но сама поездка все откладывалась и откладывалась.

В этом году школьникам сократили зимние каникулы, и за счет этого увеличили весенние, у нас получилось 12 неучебных дней подряд, неслыханная роскошь. Сначала думали съездить, пока не поздно, в Иран, но уж больно это дорого. Была мысль сходить в пеший поход в предгорья Кавказа, в Адыгею, потом эта мысль плавно переросла в идею путешествия по Грузии. Снова позвали Анину сестру Ксению (у нее как раз курсовая работа по фрескам грузинского храма Сапара). Ксенька приехала как-то вечером за неделю до выезда и за чаем между делом поинтересовлась, сколько у нас мест в машине. :) У нее были большие планы по укомплектовке Старекса студентами. Кто-то не смог, у кого-то важные дела, в итоге поехала Женя, которая уже путешествовала с нами по Карпатам, и еще одна Ксенина подруга - Катя. Ближе к делу к нам попросился давний друг Антон Чалов. Компания подобралась веселая: архитектор, два искусствоведа, художник-монументалист и два любителя путешественника. Шесть человек - это оптимально для комфортного размещения в нашем автобусе. Все сидят в нормальных креслах, и еще три табуретки в запасе.

Времени на подготовку почти не было, так как нужно было завершить все рабочие дела, продумать в деталях и подготовить жизнь детей без нас с бабушками и дедушками. С маршрутом не стали мудрствовать, за основу взяли маршрут из советской книжки 1982 года из "белой серии" "Памятники Восточной Грузии". Также пользовались отчетами известного литовского путешественника Витаса, размещенными на awd. Выражаем здесь ему благодарность за координаты гестхаусов и людей в разных местах страны. Особенно за Кетино и Гиви Пицхелаури из Казбеги. Мы с ними очень подружились.

Путешествие у нас вышло специфично искусствоведческое. Оснавная цель его была - увидеть самые известные памятники истории и искусства Грузии, ну и остальное по ходу дела. Мы не были в этот раз обременены детьми, расслабляться поводов не было, все люди взрослые и заинтересованные в том, чтобы как можно больше увидеть.
Март - не лучший сезон для прогулок и трекингов. Ну и, конечно, в марте закрыто большинство перевалов, поэтому приходилось ездить по одним и тем же дорогам взад-вперед.

Карты и навигация
По России Навител. По Грузии есть неофицильная карта навитела, но она без навигации по адресам. То есть ей можно было пользоваться, указав точку на карте. Скорость и качество дорог в карте прописаны плохо, поэтому ведет она часто по плохим второстепенным дорогам. Еще на семидюймовом китайском навигаторе всегда работал OziExplorer с генштабовской пятисотметровкой. Эта карта особенно помогала при движении в горах по убитым дорогам в поисках труднодоступных среденевековых церквей.
Более менее удачные карты Грузии по регионам можно взять в туристичекой информации в Тбилиси, в частности в музеях города. Говорят, что эти эе карты можно получить и в аэропорту.

Путеводители
На русском есть путеводитель серии Bradt, но от него мало толку. В основном устаревшие бесполезные сведения, исторические справки скупые. В LP "Грузия, Армения, Азербайджан" тоже смысла нет никакого, разве что схемы некоторых городков. Полезны оказались искусствоведческие книжки из "белой серии": указанная уже "Памятники Восточной Грузии" и "Тбилиси, Мцхета". Также есть отличный сайт по достопремечательностям страны: http://www.travelgeorgia.ru. Кое-какие любопытные книжки можно покупать на местах (по Уплисцихе, некоторым монастырям и т.д.)

Некоторые выводы
Впечатления о путешествии все еще никак не могут уложиться в голове. Первое, конечно, это люди! Грузинское гостепреимство - это отдельная тема.
Но главное, что в Грузии все рады русским и ждут, когда русские снова начнут ездить в страну. Несмотря на последние войны, на огромные лагеря беженцев из Южной Осетии и Абхазии, здесь продолжают любить русских и радоваться им!

В Грузию надо приезжать летом или ранней осенью, и мы обязательно сюда еще вернемся. Придумаем маршрут с трекингами по альпийским лугам и ледникам, конными прогулками, морем и Кахетинскими фруктами и вином. Страна компактная и невероятно разнообразная. Для самостоятельного путешественника здесь просто рай. Впечатлений будет гораздо больше, чем от Европы, где давно все скучно, регламентировано и занудно. В Грузии будет настоящее путешествие со своим колоритом, а не привычные экскурсионные программы, в которые уже давно превратились поездки по Европе.

Дороги. Существенный минус - качество дорог. На пузотерке здесь будет скучно. Много куда просто не доедешь. На машине с нормальным клиренсом гораздо комфортнее, хотя в сухую погоду летом это не обязательно. Для серьезных джипов здесь есть неограниченные возможности для интересных путешествий по труднодоступным долинам и ущельям. Более-менее нормальные дороги в Кахетии, есть автобан из Тбилиси до Гори. Остальные дороги плохи, но не хуже чем в Карпатах, например... В сторону от основных дорог идут убитые напрочь полугрунтовки с остатками асфальта. Скорость 5-10 км/ч. Дороги обещают строить в ближайшее время. В Сванетию уже можно доехать на любой машине. Сами грузины говорят, что Миша обещания выполняет, а он обещал делать дорги. Посмотрим.
Но необходимо учитывать, что некоторые дороги закрыты вплоть до середины июня.
Полиция есть, но она не сидит в засадах, а патрулирует дороги. К ним всегда можно обратиться за помощью. По Кутаиси нас сопровождали с мигалками до адреса, про который мы спросили у полицейских.

Ночлег. С этим здесь проблем нет. Отсутствие больших гостиниц способствует росту большого числа небольших гестхаусов. Они есть в каждом городке или в деревнях рядом с достопримечательностями. Но в сезон хорошие места лучше бронировать заранее. Много где мы спрашивали о лете, нас предупреждали: "Звоните за неделю-две, тогда точно будет место". Летом можно на каждом шагу съехать с дороги к горной речке и устроить дикий кемпинг.

Еда. Думаю, здесь говорить не о чем. И так все ясно: шашлык-машлык, хинкали, лобио, хачапури, лобиани, саперави, ркацители...

Несколько слов о нашей машине. Это уже третье наше путешествие на автобусе. Про несравненный комфорт путешествий на автобусе мы уже говорили. Теперь несколько слов о ходовых качествах ГрандСтарекса. Груженая машина очень хорошо держит дорогу даже в самых сложных условиях. На обратном пути в Воронежской и Тульской областях приходилось совершать обгоны по каше и свежему мокрому снегу глубиной 10 см. Автобус уверенно резал снег, нагрузки на руль были очень сильные, но управление оставалось четким. Но это при загрузке 6 человек с багажом и 40 литрами кахетинского и парой десятков килограммов горного сыра.
Порадовало то, что на автобусе оказалось значительно проще передвигаться по горным грунтовкам, чем на нашей старой астре. Значительный дорожный просвет и большие колеса делают геометрическую проходимость автобуса выше, чем у обычных легковых.
Да, на снегу и грязи особенно на небольшом подъеме автобус становится просто беспомощным, но это решается цепями. Важно их вовремя заранее надеть. Вообще, на цепях автобус может лезть по снегу , льду и грязи в довольно приличные горки, главное - не останавливаться. При трогании в горку зад на цепях может свезти в сторону в какую-нибудь яму.
В общем, на ГрандСтарексе можно ездить не только по асфальту, но для этого нужна определенная сноровка.

Траты

  1. Дизель на всю поездку обошелся в 21.054 руб (на одного человека: 3509 руб). И это при том, что наша машина довольно много ест.

  2. Штрафы: 2200 руб (Кабарда и Ставрополье).

  3. На одного человека (без сувениров) потратили 15 тысяч рублей (на 12 дней). В эту сумму входит все: дизель, ночлег, нехилая еда, музеи, экскурсии, серные бани в Тбилиси, вино, покупка и оплата грузинского телефона, штрафы и даже две мойки машины).

 

1. Дорога: Москва - Казбеги.
Регион Мцхета-Мтианети

Казбеги-Ананури-Зедазени-Тбилиси

2. Тбилиси
3. Мцхета и Квемо-Картли
Джвари-Мцхета-Бетаниа-Манглиси
4. Кахети
Бочорма-Шуамта-Телави-Икалто-Алаверди-Греми-Некреси-Гурджиани
5. Кахети
Сигнахи-Давид Гареджи
6. Шида-Картли
Самтависи-Уплисцихе-ущелье Атени-Гори-Урбниси-Руиси-Кинцвиси
7. Самцхе-Джавахети
Вардзия-Хертвиси-Сапара-Ахалцихе-Зарзма
8. Имерети
Гелати-Моцамета-Кутаиси-Убиси-Боржоми

9. Шида-Картли - Квемо-Картли
Тимотесубани-Цроми-Самтавриси-Крестовый перевал

10. Самеба Гергети и дорога домой

 

Если наши рассказы о путешествиях оказались для вас полезными, можете поддержать сайт.

 

На страницу с путешествиями

На главную страницу