Самцхэ-Джавахети |
(Часть
7)
Вид с балкона гостиницы в Ахалцихе |
Просмотреть увеличенную карту (В гугле ошибка: от Хертвиси до Вардзии отказывается рисовать маршрут) |
Долина Куры |
День
9. (28 марта) Встали в 7 часов утра, позавтракали в гостинице, еще с вечера заказали мацони. |
Ручей стекает на дорогу |
Ручей стекает на дорогу |
Долина Куры |
Долина Куры |
Зальная церковь в селе Хвилиша сразу за Аспиндзой, VIII-IX вв. |
Крепость в Хертвиси |
Дорога из Ахалцихе до Хертвиси идет все время вдоль Куры, перебираясь с одного ее берега на другой. Места здесь очень красивые! Кура то петляет по широкой просторной долине, то ревет, зажатая в узком ущелье. Деревень здесь мало, и места дикие. Летом, наверное, здесь очень приятно путешествовать. Съехал в любом месте к Куре, искупался, устроил пикник или переночевал в палатке! |
Кура |
Крепость Хертвиси |
Вардзия ვარძია
Вардзия |
Пещерный город Вардзия |
Пещеры Вардзии |
Вардзия |
Ксеня с Катей собирают колючки |
Вардзия. Кирилл договорился у шлагбаума, и нас пустили проехать еще немного до монастыря. После пары петель асфальт кончается, дальше ведет тропа. |
Ущелье |
В арке ворот |
Колокольня |
К сожалению, за восемь веков почти все изменилось. Землетрясения и эрозия сделали свое дело. Теперь весь город как бы препарирован. Он вскрыт. Мы совершенно не знаем, как выглядели фасады пещер и пещерных храмов. Безусловно, этот город имел свой фасад и, видимо, весьма нарядный. Наверное, там были галереи, проходы и балконы, своеобразные улицы и переулки, ведущие к общественным зданиям-пещерам и к храмам... |
Вардзия |
Ворота |
Своды ворот |
Трапезная |
Колокольня |
старинная дверь |
Пол апсиды - остатки церкви |
? |
Ангелы и Крест |
Изображение царицы Тамары с моделью храма и ее отца Георга III в византийских царских одеждах |
Вознесение |
Ктитор эристав Рати Сурамели |
Успение |
Преображение |
Воин |
Монастырь был одновременно и крепостью, в нем есть все для автономной жизнии братии монастыря: келии, храмы, хозяйственные помещения, винные погреба и т. д. Вода поступает из селения Зеда Вардзия по сложнейшей системе протяженностью 3,5 км. Молчаливый монах встретил нас, подождал, пока мы побудем в храме и проводил по туннелю к подземному бассейну с питьевой водой. Мы ее пробовали, в самом деле, вкусная. |
Богоматерь |
Воин |
Святитель |
Воин |
Архангел из Благовещенья |
Церковь |
Разные подземные помещения |
Переходы между пещерами |
Переходы между пещерами |
Долина |
Кирилл с Женей и Антоном пошли к машине по пещерам, а мы с Катей и Ксеней вернулись той же дорогой через храм, зашли еще раз полюбоваться фресками. |
Долина Вардзии |
Вардзия |
Форель и храм женского монастыря |
После мужского монастыря Вардзии, мы проехали немного дальше по ущелью в женский монастырь. Тут стоит не пещерный храм, а самая обычная базилика. Неф у нее превращен в галерею. Тут мы первый раз увидели, что барельефы были крашеные, на барельефах со стороны алтаря были видны остатки красной и синей красок. Красиво, должно быть, смотрелось. Прямо у парковки в гору встроены три бассейна, в которых разводят форель для монастырской трапезной. В бассейны постоянно течет горная вода. Когда мы были в храме, туда начали собираться сестры на службу. Они тут удивительно улыбчивые. Нам немного рассказала о монастыре пожилая монахиня. В церковной лавке купили Кириллу традиционную горскую черную шапочку с вышитыми узорами, дело рук монахинь. Кирилл теперь — настоящий джигит! |
Наличники |
Монахиня |
|
Вардзия. Храм женского монастыря |
Капитель |
Женский монастырь в Вардзии |
Галерея храма женского монастыря |
Кура (Мтквари) |
Качают нарзан |
Кура |
Цунду и Тмгови мы немного поискали, но не стали заморачиваться. Кажется, там на указателе неверное расстояние. Мы переехали по подвесному мосту на другой берег Куры, а потом вернулись. Видимо, надо было ехать сильно дальше. |
Наш автобус |
Хертвиси ხერთვისი
Крепость Хертвиси |
Возвращаемся в Ахалцихе по той же дороге. Остановилиь прогуляться по большой и красивой крепости Хертвиси, выстроенной на скале при впадении Паравани в Куру. Крепость контролировала пересечение трех торговых путей. Существует еще с античных времен, много раз разрушалась и перестраивалась. |
В крепости Хертвиси |
Долина Куры |
Крепость Хертвиси |
Ахалцихе ახალციხე
Ахалцихе |
Мы вновь вернулись в Ахалцихе. Красивейшая дорога вдоль Куры прошла быстро и незаметно. Где-то еще рядом с Хертвиси зашли в ларек и купили лаваш и бутылку домашнего вина. В Ахалцихе поели в ресторанчике и покатили в гору по грунтовке к монастырю Сапара. |
Армянский католический храм Сурб Ншан - Храм Святого Знамения |
Сапара
Приехали |
Теперь едем в Сапару, Ксенька ерзает на месте в предвкушении встречи с ангелом, которого сейчас копирует в качестве курсовой работы на третьем курсе монументалки. До Сапары плохая дорога, но нам необходимо туда попасть. Если машина встанет, пойдем пешком, Ксенька потащит еще тяжелый мешок с пробами (картон+известь+фреска). Горная дорога без покрытия петляет по холмам и горам, траверсирует склоны. На дороге в теневых участках лежит снег, на солнечных он тает и ручьями сбегает по мокрой глине вниз. Без цепей далеко не уедешь. Но и с цепями нанервничались. Каждый новый виток дороги, преодаленный машиной, радовал всех чрезвычайно, меньше месить грязь ногами. В том, что придется идти пешком никто не сомневался. Все хорошо помнят подъем к Зедазени по жуткой гярзи. |
Сапарский монастырь |
Сапара |
Церковь св. Саввы |
Интерьер церкви св. Саввы |
Купол и апсида |
Интерьер |
Алтарная преграда |
Интерьер |
Св. Савва и правители Самцхе: Саргис I (Джакели), его сын Бека I и сыновья Беки - Саргис II и Кваркваре |
Ктиторы |
Ксеня со своим ангелом |
Фотографируем Ксенькины пробы вместе с оригиналом, чтобы можно было потом понять, где она ошиблась по цвету |
Росписи храма неоднородны, выполнены разными мастерами, хотя все были сделаны примерно в одно и тоже время - конец XIII - XIV века. Некоторые сцены очень выразительны и производят неизгладимое впечатление. Такие, как Ангел и мироносицы, Оплакивание Христа... |
Роспись купола. Вознесение. В барабане пророки. |
Деисус и Евхаристия |
Деисус |
Воскрешение Лазаря |
Христос из сцены "Воскрешение Лазаря" |
Лазарь с грузинским лицом. Интересны фарисеи и их одежды (справа). Похоже, что фреска записана в XVI-XVII веках |
Преображение |
Оплакивание Христа |
Ангел |
Архангел Михаил |
Христос с учениками |
Ангелы из "Страшного Суда" |
Апостолы из "Страшного Суда" |
Страшный Суд |
Сцена из жития св. Саввы |
Ангел и мироносицы |
Ангел |
Апостолы |
Спас в куполе |
Поцелуй Иуды |
Радуйся, Равви! - Поцелуем ли предаеши Сына Человеческаго? |
Богоматерь |
Евангелист |
Деталь алтарной преграды |
Барабан |
Интересно, что в отличие от Самтавро, Светицховели, Самтависи, Алаверди, где главный мотив рельефов фасадов - аркатура, здесь в XIII веке рельефы фасадов располагаются некими пятнами на гладких поверхностях стен... |
Церковь Саввы и колокольня, XIII век |
Церковь Саввы с запада |
Окно западного фасада |
Крыльцо западного фасада |
Крыльцо |
Зальная Успенская церковь X века и купольный храм св. Саввы конца XIII века |
Сапара |
Окно южного фасада |
Довольная Ксенька |
Западное крыльцо |
Своды крыльца |
Крыльцо в Сапаре |
Орел поймал кролика |
Заклевали кого-то |
Ксенька прошлась по храму, разыскивая глазами своего ангела, вдруг вижу, лицо все засияло: «Вот он!» На столбе с левой стороны, обращенной к алтарю, большие утери, но видно, что он (ангел) очень красив. Нимб, оказывается, был позолочен, цвет и размер не те, Ксенька прислоняла свои пробы и записывала что-то в блокнот. Остальные расползлись по храму и территории монастыря. Катя пропала у барельефов, Кирилл с Антоном отсняли фрески и ушли искать видовые точки. Женя убежала обратно по дороге в поисках хорошего вида, я выползла на камень на солнце. Так хорошо. |
Спускаемся из Сапары. Внизу видно трасу Ахалцихе - Ахалкалаки |
"Помыл" цепи в снегу |
Зарзма ზარზმა
Такие дела... |
Храм в Зарзме |
Из Сапары спускаемся снова в Ахалцихе и едем на запад в сторону Аджарии до села Зарзма. За Зарзмой через десяток км уже начинается Абхазия, но до июня проехать в Батуми здесь нельзя, перевал завален снегом. В Зарзме был монастырь, основанный в VI-VII веках знаменитым подвижником Серапионом Зарзмели. Нынешний вид монастырь приобрел в XIV веке, а в конце XVI века сюда пришли турки, и 300 лет, собственно, как и Сапара, монастырь был заброшен. Только при русских его вновь восстановили. |
Зарзма |
Колокольня |
Окно южного фасада |
Барабан |
Интерьер |
Купол и конха апсиды |
Роспись апсиды |
Евхаристия и святители |
Георгий Чорчанели, царь Баграт III и преподобный Серапион Зарзмский |
Каталикос Евфимий и Христос |
Архангел Михаил |
Росписи Зарзмы выполнены примерно тогда же, когда и фрески Сапары. Даже набор ктиторов в сценах первого яруса тот же. Но все же зарзмские росписи не такие выразительные и производят меньшее впечатление, чем в Сапаре. Хотя, конечно, сказывается и меньшая сохранность фресок. |
Правители Самцхе - атабаги: Саргис I, его сын Бека с сыновьями Саргисом II и Кваркваре |
Преподобные |
Что за сцена? |
Назад едем снова через Ахалцихе. Подвозили грузина, который служил еще в советской армии. Поговорили с ним, рассказал много интересного о местной жизни. Стали интересоваться ценами на мясо, спросили про баранину. Он замялся и сказал: |
Тяжелая ночная горная дорога, созвоны с Амираном. Приехали в Кутаиси, встретились на улице Гамсахурдия с Амираном, нас туда транспортировали менты с мигалкой. Диалог с полицией: Амиран подсел к нам в машину и проводил до дома, в котором мы должны были ночевать. |
Часть 6 | Часть 8 |