Имерети |
(Часть 8)
День
10. (29 марта) Еще вечером (в 12:30) созвонились с Амираном и договорились, что утром он проведет нам экскурсию в Гелати. На вторую ночь решили в Кутаиси не оставаться, так как время поджимает, нам и так придется возвращаться по той же горной дороге из Кутаиси в Тбилиси. |
Гелати გელათი
Монастырь Гелати |
Амиран подсел в машину и начал рассказывать нам о городе, о истории Грузии, о современной жизни Кутаиси. Нам очень понравился его рассказ, он вообще удивительный человек. Учился в Кутаисской духовной академии, переводит русскую литературу на грузинский язык (в частности, перевел житие и канон святой Матроны Московской), написал на грузинском книгу про царя Давида Строителя, сейчас переводит ее же на русский. Амиран проводит экскурсии не формально, отвечает на вопросы, вдается в исторические тонкости, рассказывает о своих собственных догадках (кое-что прямо просится на научные статьи). Очень приятный собеседник. Без него мы бы многого не увидели и не узнали. Он провел нас по всем приделам собора Богородицы (несколько из них было за закрытыми дверями, с улицы не попадешь), провел по территории монастыря (в Академию, на видовые точки, к источнику, к входным воротам, где под плитой покоятся мощи Давида Строителя), к колокольне. Сводил в монастырь Моцамета, что по дороге к Гелати от Кутаиси. |
Собор Рождества Богородицы |
Надвратный Никольский храм |
Ворота. Калитка с лестницей - чтобы пасущиеся коровы не забредали в монастырь |
Гелати - символ грузинского Золотого века. Монастырь Гелати основан и построен царём Давидом Строителем в 1106 году. Давид Строитель сколотил мощное государство на Кавказе, Гелатский монастырь он основал в честь присоединения Кахети к Грузинскому царству и побед на сельджуками. Монастырь задумывался как царская усыпальница, здесь и похоронен сам царь Давид и его приемники вплоть до царицы Тамары, а также несколько Имеретийских царей. Давид перенес из Тао-Кларджети Хахульскую икону Богоматери, написанную по преданию евангелистом Лукой. (Мы были в 2006 году в Хахули и видели этот монастырь, превращенный в мечеть). |
Собор Рождества Богородицы |
При правнучке Давида Строителя - царице Тамаре монастырь и академия достигли своего наивысшего расцвета. После нашествия монгол распадается Грузинское царство на два, наступает некоторый упадок и для Гелати, но монастырь остается усыпальницей для Имеретийских царей. Собор Рождества Богородицы расписывался неоднократно. Сейчас в нем есть совершенно уникальные мозаики и росписи XII-XVIII веков. |
Восточный рукав |
Западный |
Мозаика в конхе апсиды |
Богоматерь с Младенцем |
Архангел |
Мозаика |
Архангел |
Подкупольное пространство |
Вход в Иерусалим |
Сошествие святого Духа |
Запад |
Снятие со Креста |
Грузинские цари. Второй справа Баграт III |
Амиран рассказывает о Гелатском монастыре |
Успение |
Неповинен есмь в крови Праведного Сего, вы узрите - Кровь Его на нас и на чадех наших! |
И абие возгласи петел ... и изшед вон плакася горько... |
и шед вон удавися... |
Приступиша к Нему фарисеи и садукеи... |
Ангел пустыни |
Роспись северного придела |
Воскрешение Лазаря |
Богоматерь умывает ноги апостолов |
Северный придел |
Воины из нулевого яруса иконостаса |
Вход в Иерусалим |
Снятие с креста |
Святители. Роспись алтаря северного придела |
Деисус. Северный придел |
Деисус. Южный придел |
Святители из алтаря южного придела |
Царица Тамара и Георгий III |
Распятие |
Символы синагоги и эклессии (церкви) |
Царица Тамара |
Оплакивание Христа |
Придел |
Конха апсиды придела |
Нартекс |
Крыльцо |
Гелатская академия |
Вид от монастыря |
Железные ворота города Гянжы, которые доставил сюда царь Деметре в 1139 году |
Никольская церковь |
Амиран со знакомым |
Монастырский источник. Вода идет по глиняным трубам с окрестных родников |
Монастырь Моцамета მოწამეთა
Монастырь Святых Давида и Константина расположен недалеко от Гелатского, за хребтом. Попасть сюда можно с основной дороги. В начале VIII арабы вторглись в Имерети, Давид и Константин - мтавары этой области Аргвети, выступили против них с войском, были разбиты и взяты в плен. Им предложили принять ислам, но они отказались. После девятидневных пыток их убили и бросили в реку Риони. Их тела люди перенесли к сожженной арабами церкви и основали здесь монастырь. |
|
Риони |
Монастырь Моцамета над рекой Риони |
Мощи Давида и Константина находятся в храме на возвышении. Под ними сделан проход, по которому принято проползать на коленках. |
Моцамета |
Риони |
Аня |
Арабы убивают Константина и Давида |
В храме |
Мощи святых Константина и Давида |
В монастыре |
В монастыре очень хорошо! Он не такой, как Гелати. Моцамета совершенно уединен, занимает вершину небольшого уступа, окруженного излучиной каньона Риони. В каньоне непроходимый лес, и даже весной от него поднимается влажный воздух, напоенный ароматом самшита. Везде вокруг ощущается юг и близость моря. Имерети, конечно, - совершенно другая Грузия, совсем не похожая на Кахети... |
Моцамета |
Кутаиси ქუთაისი
Храм Баграта |
Нам так понравилась экскурсия, что мы попросили Амирана поводить нас и по Кутаиси. Он легко согласился и повез нас к храму Баграта. Там сейчас идут реставрационные работы, не только внутрь не попасть, но и близко снаружи не подобраться, работает кран, кругом нагромождены стопки гелатского белого камня для ремонта. Амиран рассказал, что Багратский храм был памятником Юнеско, но Саакашвили решил отказаться от этого ради того, чтобы заново перекрыть храм и сделать над ним купол. Теперь этот храм исключен из списка памятников Юнеско, но зато вскоре приобретет свой первоначальный вид, а не останется живописными аутентичными руинами. |
Портики храма |
Храм Баграта занимает особое место в истории Грузии. Успенский собор был построен царем Багратом III в 1003 году как главный храм царства. Именно здесь венчался на царство Давид Строитель. Собор имел не только государственное значение, но и духовное, он всегда виделся как символ объединения Грузинского народа. Храм, как и большинство таких знаковых символичных сооружений (св. София Константинопольская, св. София Киевская, Успенский собор в Москве, Звартноц) был принципиально новым в истории искусства, исключительным по архитектуре и внутреннему убранству. И, как следствие, образцом для целый чреды последующих памятников. |
Вид с Юго-востока |
Во время нападения турок в 1691 году взрывом пороха уничтожило кровлю и барабан храма. С тех пор он не восстанавливался. |
Остатки какого-то храма рядом |
На холме Укемерион. Рядом с храмом Баграта |
Остатки крепостных стен вокруг холма |
Амиран |
Ксеня |
Женя |
Ксеня |
Над Кутаиси |
Кутаиси |
Амиран и руины церкви рядом с храмом Баграта |
Кутаиси |
Виды на Кутаиси с холма |
Спустились на машине вниз в город. Кстати, запарковаться на центральной площади удалось не сразу. Како-то бомж потребовал лари за парковку, как и в Тбилиси. |
Театр имени Месхишвили |
Кутаиси - очень приятный город. В нем ощущается некая альтернативная столичность. Видно, что это не провинция. Город очень живой и многолюдный. На улицах просто прогуливается, куда-то идет, спешит, ходит по магазином гораздо больше людей, чем в Тбилиси. |
Дворец Имеретинских царей Окрос Чардахи |
Река и тросы фуникулера |
На мосту |
На мосту |
Река и дворец Окрос Чардахи |
В парке на площади Давида Строителя |
Парк на площади Давида Строителя |
После Баграта посмотрели центр города, попрощались с Амираном (за всю экскурсию он запросил 50 лари, Кирилл отдал 60.) И пошли обедать в невзрачное кафе с отличной кухней, находящееся недалеко от гимназии, где учился Маяковский, которое нам посоветовал Амиран. За обильный обед отдали рекордно маленькую сумму — 52 лари (за шестерых взрослых). |
В кафе |
Аня |
Ксеня |
Рядом с кафе обнаружили (по запаху) колоритную местную пекарню, где несколько женщин и девушек пекут бублики. Туда выстраивается очередь, к которой пристороились и мы. Одна женщина месит тесто, несколько вертят из теста бублики, кто-то бегает с противенями, одна продает. Чудесный запах разливается по всей улице. Мы стали счастливыми обладателями пакета горячих бубликов и пошли по солнечному городу, откусывая кусочки буликов, обжигая руки и губы. На улице, наконец, стало совсем тепло. |
Жуют бублики |
В Кутаиси |
Маршрутки. Тюнинг по-грузински |
На улицах Кутаиси |
Театр |
Храмы в Кутаиси, XIX век |
После обеда мы уселись в автобус и поехали назад в Восточную Грузию. Сегодня наша цель доехать до Боржоми, чтобы завтра досмотреть пропущенные нами памятники и доехать уже до Казбеги. |
Проезжая по горной дороге, заметили водопад и козлов, пасущихся рядом с ним. Кирилл затормозил, сдал назад, все высыпали наружу, перешли через поток по висячему мостику и с полчаса резвились на склонах у водопада. Как жалко, что с нами нет детей, это местечко специально для них. |
попытки сделать общий снимок |
сестры |
Ксеня и Аня |
Женя |
Ксения |
все вместе |
на мосту |
развал |
Вдоль Кутаисской трассы в нескольких местах продают знаменитую шрошскую керамику. (Названа по селу Шроша). Здесь можно увидеть кувшины всех калибров от миниатюрных до огромных квери на полтораста литров. Естественно, мы остановились и накупили всяких кувшинов, горшочков и прочего, выпросив скидку за количество. Теперь дома пьем кахетинские саперави и ркацетели из шрошских кувшинов. Не оставили нас равнодушными и дешевейшие корзины и другие плетеные штучки... |
Упаковка купленного в машину |
Убиси უბისი
По дороге назад в Шида-Картли и Самцхе-Джавахети заехали посмотреть церковь в селе Убиси прямо рядом с трассой. Небольшая базилика построена в IX веке, а к востоку от нее в 1141 году построили 4-х этажную жилую боевую башню. |
Убиси |
"Библиотека" на колокольне |
Труба буржуйки |
Жилая боевая башня |
Наличник двери |
Деисус |
Тайная Вечеря |
Убиси интересна прежде всего своими уникальными фресками палеологовского времени. Мы уже видели росписи этой эпохи в Сапаре и в Зарзме. Здесь в Убиси фрески сохранились лучше, чем в тех храмах. |
Евхаристия. Какие позы у апостолов! |
Вход в Иерусалим. Очень выразительны лица и жесты фарисеев (левая группа людей) |
Сцены из жития какого-то святого |
Благовещенье |
Своды базилики |
Рождество Христово. Экспресивная и динамичная фигура Богоматери у меня вызывает дежавю с японскими гравюрами |
Сцены из жития какого-то святого |
Надгробия вокруг церкви |
Потом снова перевал Рикоти. Бесконечные обгоны на подъемах. Днем перевал не произвел такого сильного впечатления как вчера ночью. Потом длинный тунель, и вот мы вернлись в Шида-Картли... |
Сурами სურამი
В Сурами остановились полюбоваться на крепость XII века и на церковь Богоматери. В Хашури сворачиваем направо и через некоторое время въезжаем в Боржоми. |
Сурами. Церковь Богоматери |
Сурами. Церковь Богоматери |
Боржоми ბორჯომი
Курортные дома в Боржоми |
В Боржоми приехали засветло, часов в 7:30. Гостиницу искали забавно: еще пару дней назад звонили духобору Кузьме Андреевичу из села Гореловка, телефон которого нам дал все тот же Вадим из Тблиси. Мы собирались съездить к ним и посмотреть на их жизнь, но из-за закрытия дороги Ниноцминда-Цалка пришлось отказаться от этой идеи. Кузьма Андреевич тогда сказал, что у него есть знакомые в Боржом, у которых можно остановиться. Тогда мы не планировали ночевать в Боржоми, но теперь возникла такая необходимость. Мы созвонились с ним, он созвонился со знакомыми, те укатили отдыхать в Тбилиси и созвонились с другими людьми. Так по длинной-длинной цепочке узнали телефон и адрес отеля «Мейдан», загрузились туда. Очень приличный отельчик, только они не кормят. |
Вокзал |
Рельеф над входом нового храма |
парковщик |
Перенесли вещи в комнаты, переоделись и пошли к серным ваннам в парк. Около машины нас отловил местный грузин-парковщик и потребовал отоганть машину. Мы заплатили ему три лари за парковку и оставли машину у отеля. Потом он стал расспрашивать кто мы и откуда. Узнав, что русские из Москвы поведал нам очередную историю, что жил он в Москве, перечислил районы Москвы, в которых успел пожить. Предложил нам с Катей сходить к нему вечером на настоящий грузинский ужин. Мы сказали, что нужно посоветоваться, я сказала, что меня муж не отпустит. «Причем тут муж?» И потом про деньги за парковку: «Я бы с вас ни копейки не взял, если б знал, что вы из Москвы!» |
Дом с балконом |
Балкон |
Руины курортных домов |
Всякие курортные инсталяции |
Парк Боржоми. Слева павильон с той самой водой |
В теплой серной ванне в Боржомском ущелье |
Дорога к серным ваннам оказалась значительно длиннее, чем мы думали, и проходила она не только по парку, большая ее часть пролегала по лесу вдоль реки по вытоптанной в снегу тропинке, ни фонарей, ни мостов через ручьи. Вскоре сгустились сумерки, потом и вовсе наступила ночь. Хорошо, Кирилл догадался взять фонарик, в его свете мы по-очереди переходили по бревнышкам и прыгали по камням через ручьи. До серных ванн добрались в полном мраке. Мы с Ксеней и Кириллом пошли плавать, Антон остался снимать, он не захотел купаться среди снега, Женя разулась и села мочить ноги, Катя тоже осталась на берегу. Вода была теплой, немного горячее было у самой трубы. Забавно плавать в кромешной темноте под луной и звездами в теплом бассейне, к бортикам которого подступает снег. Одеваться пришлось быстро-быстро, чтобы не померзнуть. Обратно шли весело, девушки пели хором, потом Катя пела на армянском. И это было чудесно! |
Тропа к серным ваннам |
Зашли в ресторан около отеля. Стремное местечко с улыбчивой девочкой-официанткой. Поели хачапури, сыр, запили ркацетели и боржоми. В ресторанчике нас отыскал тот назойливый парковщик, он уже изрядно поднабрался, требовал внимания к себе, хотел нас куда-то проводить и т. д. Мы ушли спать, а Кирилл с парковщиком пошли узнавать про работу узкоколейки у будочника на железной дороге. Выяснилось, что завтра не два рейса (утренний и дневной), а только один — в 11 с чем-то утра. Мы решили не тратить время и ехать в Тимотисубани с утра на машине. |
Часть 7 | Часть 9 |