Мцхета - მცხეთა

 

 

 

(Часть 3)

Джвари - ჯვარი

День 5. (24 марта) Встали в 7 утра, в 8:30 позавтракали, выехали в сторону Мцхеты. Начали с Джвари.

 

Джвари
Джвари
Слияние Арагвы и Куры. Город Мцхета с храмом Светицховели

Место это известно всем еще со школы по поэзии Лермонтова, все читали начало поэмы «Мцыри»:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой - и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.

Сейчас горы оголены, травы и листвы на деревьях еще нет, во всем какая-то первозданная красота и прозрачность.


Озеро под церковью Джвари
Джвари

Церковь Джавари - самая значимая в истории архитектуры средневековой Грузии. Построили ее в 586-604 гг. Здесь по преданию царь Мириан воздвиг крест из виноградной лозы на месте разрушенных св. Ниной идолов. Подножие креста до сих пор сохраняется внутри церкви.

В плане церковь представляет собой крест, на середину которого опирается барабан. Переход от квадратного основания к восьмигранному барабану сделан через тромпы. У стыка рукавов креста устроены маленькие круглые помещения, через которые можно попасть в угловые комнаты. Восточные были заняты жертвенником и дьяконником, а в западных молились женщины и правители края. Мы так подробно описываем устройство Джвари потому, что этот тип церквей очень быстро распространился по всей стране. Мы в нашем путешествиии будем встречать такие джвариобразные храмы каждый день.


Мы на фоне Мцхеты
Южный портал
Степаноз II перед Христом
Архитектор Джвари
Субботняя литургия, поминовение усопших
Внутреннее пространство Джвари
Вокруг Джвари
Джвари

Джвари - какое-то совершенно эпическое место. Джаврский храм, кажется, стоял тут вечно, вырастая из камней на краю скалы...


Катя на фоне Светицховели
Пастух
Ксеня


 

Мцхета - მცხეთა

Светицховели სვეტიცხოვლი

Вид Светицховели от Джвари

Христианство утвердилось в Грузии в начале IV века, а в 337 году стало государственной религией. В первые годы христинства в Восточной Грузии здесь была построена деревянная церковь. В конце V века был избран первый каталикос, а Светицховели стал его резиденцией. Тогда же царь Вахтанг Гаргасали построил большую трехнефную базилику.
В XI веке, во время объединения страны базилику разобрали и соорудили огромный храм, котороый с различными переделками дошел до наших дней.


Крепость вокруг храма

Светицховели

Светицховели и сейчас - церковный центр Грузии несмотря на то, что каталикос переехал в Сионский храм Тбилиси. При этом Светицховели - один из самых красивых храмов Грузии.
Его стоит обойти вокруг и внимательно рассмотреть все рельефы.


Лев
Херувим и распятие
Райские птицы
Св. Георгий
Окна
Ангел и бык
Орел и тигр
Деисус
Верхние окна восточного фасада
Наличники
Восточный фасад
Восточный фасад
Женя
Антон
Аня и Ксеня
Часовня нутри храма
Литургия

В Светицховели шла субботняя литургия - последнее поминовение усопших в этот Великий пост. Мы все были под впечатлением от местного хора. Молодые ребята стоят широко и просторно: чуть ли не по метру свободного пространства вокруг каждого. Они, покачиваясь на каблуках, и засунув руки в карманы, самозабвенно пели древние грузинские песнопения. Иногда доставали мобильники, в них копались, иногда весело переглядывались и даже тузили друг-друга. Что-то в этом было настоящее и какое-то древнее и традиционное...
Пели они здорово. Когда Катя включила в телефоне диктофон, регент показал всем глазами на нее, сделал жест "громче и веселее" , ребята приосанились и запели еще лучше...


Своды и купол
После панихиды

Во время литургии мы заглянули в южный придел, расположенный прямо в апсиде. Здесь стоял стол с приношениями прихожан для поминовения усопших. Подошел священник. Увидел нас с фотоаппаратами, спросил, откуда мы. Слово за слово разговорились. Он был очень рад видеть снова русских. Как раз он должен был начинать здесь литию по усопшим, да и народ собрался в приделе. Лития была обычная - короткая, во время ектиньи он сделал паузу, и каждый поочереди громко перечислял своих усопших, мы тоже. Но продолжение литии нас удивило больше всего. Отец Давид подошел к столу и стал делить между всеми лаваш, лобиани, запеченую тыкву. Тут же откуда-то взялись стаканчики и отец Давид разлил приненсенное прихожанами на поминовение домашнее вино. При этом мы продолжали общаться. Ему было интересно, как живем мы, а нам, как живут они. Пару пластиковых бутылей вина мы распили довольно быстро. Антону отец Давид сказал: «Архитектор!?! Ты почему так мало пьешь?»
Тетечки, накормившие нас в храме едой с поминовения усопших, попросили наш адрес, чтобы написать и получить фотографии, которые наснимал Кирилл. Дали свою визитку. Будем ждать их письма.


Колодец под южным приделом
Ксеня ест лобиани
Животворящий столп
Подсвечник

Мы попросили отца Давида показать нам храм. Светицховели основан аж в 337 году, и тут собрано много святынь: частицы креста, часть хитона Христа, одежда пророка Илии. Отец Давид показал Животворящий столп - место, на котором рос древний кедр. Под ним, по преданию, был зарыт в первом веке хитон Господень. Когда царь Мириан строил Светицховели, кедр срубили и сделали из него столб. Но установить не смогли. Тогда он сам поднялся и установился неким чудесным образом. Иконографическое изображение этого события можно встретить почти в каждом грузинском храме. Прощаясь, отец Давид сказал: «Напишите мне свои имена, я тут поминать буду, вам там лучше жить будет».
Антон купил писаную икону святителя Николая (за 200 лар). Освятил ее отец Давид.


Древняя купель, где была крещена царица Нана
Часть алтарной преграды
Животворящий столп
Центральный неф собора
Проповедь после литургии
Купол
Роспись апсиды
Животворящий столп
Алтарь
Джигит

Самтавро სამთავრო

Монастырь Самтавро

На северной окраине Мцхеты не так далеко от Светицховели стоит другой монастырь - Самтавро. Мы к нему подъехали на машине, чтобы не ходить пешком взад-вперед.
Церковь была построена на месте, где по преданию рос куст ежевики, у которого жила св. Нина - просветительница Грузии. Рядом с этой крошечной первой каменной церковью над келией скоро возник большой храм. Внутри храма находятся могилы первых христианских царей Грузии Мириана и его супруги Ноны.


Самтавро
Барабан

Особо стоит рассмотреть боковые фасады храма. Понятно, что южный фасад, освещенный солнцем, дкорирован мельчайшей каменной резьбой, а северный, где освещение ровное, декорирован более объемными и пластичными рльефами.


Рельефы южного фасада


Фотографировать внутри тут запрещено. Обычно же в грузинских храмах разрешают снимать сколько хочешь, а уж если объяснить, что приехали искусствоведы и художники, да еще и с курсовой по грузинским фрескам, то и на леса разрешали залезать. Здесь же монахини реагировали молниеносно, стоило только поднять фотоаппарат. Суровая молодая красавица-монахиня, указывала взглядом и взмахами густых бровей послушницам, что нужно делать.


Барабан

Бетаниа


На Мцхетскую крепость Бебрисцихе не полезли, взглянули на ее руины снизу и покатили назад в сторону Тбилиси. Оставшиеся пол дня мы хотим посвятить осмотру двух церквей в горном массиве Триалети на севере региона Квемо-Картли.

Навигатор из Тбилиси повел нас какими-то совсем разбитыми, узкими дорожками между сараев с очень крутым уклоном. Но все же потом выехали на Манглисскую трассу.



Манглисская трасса живописна. Она идет по гребню Триалетских гор, так что то слева, то справа открываются просторные виды на заросшие лесом холмистые долины. Нам надо сворачивать в северную сторону, то есть на тот склон, где еще не растаял снег.

Жуткая дорога с мокрым снегом, грязью, крутыми спусками и крупными камнями. Ехали на цепях. По дороге встретили джип, спросили, доедем ли и выедем ли обратно. Нас спросили, откуда мы, на ответ «из Москвы» прозвучал возглас: «О!О!О! Привет Москве!»
Самое неприятное, что мы ехали вниз, то есть самые проблемы могли возникнуть на обратном пути. Когда едешь сначала вверх, не так страшно, ну не въедем - оставим машину, пойдем пешком. Здесь же спуститься не проблема, проблемы будут на обратном пути, уж слишком круты подъемы, и слишком уж много скал и больших камней, с разгону в подъем не влетишь.


Бетаниа. Ворота и монастырская церковь
Печка в хозяйственных постройках
Часовня
Восточный фасад

Во фресках и самом духе монастыря есть что-то сербское, в частности нам напомнило монастырь Дечаны в Косово. Храм для нас открыли.
Монах фотографировать не разрешил, сказал, что позвонит и спросит у настоятеля, тот тоже не разрешил съемку, но предложил дать фотографии, отснятые профессионалом, на флешку.


Вход в храм
Южный фасад
Барабан
Деталь южного фасада

У нас было 30 минут до возвращения настоятеля в монастырь. Ветродув кончился, на улице стало тепло и комфотно, тут уже весна — полноправная хозяйка, снега нет дяже в овражках. Спели и прочитали канон Богородице. Фантастическая акустика. В таком месте молитва получается сама собой.
Женя делала наброски храма, грелась на закатном солнце, я срисовывала в блокнот орнамент наличников, который очень подойдет мне для стежки. Ксенька с Катей испытывали культурный шок, как сказал Кирилл, внутри храма. Я немножко понаблюдала за сестрой и порадовалась за нее. Она стояла одна перед этими древними фресками, улыбалась, водила руками, повторяя движение кисти художника, шептала что-то. Ну да, будущий художник-монументалист.


Бетаниа
Аня и Женя
Аня
Триалетские горы вокруг Бетании
Грунтовая дорога в Бетанию

Фотографии не умещались на свободное место флешки. И из всевозможного музыкального винегрета на антоновской флешке настоятель удалил альбомы Нины Катомадзе. Монах возвращает флешку со словами: «Настоятель сказал, что Нино Катамадзе православная, она не обидится, что ее удалили.» Удалил с флешки папку с песнями Катамадзе и записал папку со съемками фресок Бетании.
Тронулись в обратный путь и лихо въехали в гору. Цепи здорово помогают не только в снегу, но и на камнях, и скалах, и в грязи. Цепи сняли у трассы, «помыли» их в снегу.


Триалетские горы
Триалетские горы
Триалетские горы
Шиповник

Манглиси

Церковь в Манглиси

В городок Манглиси приехали уже в сумерках. Но все же очень интересную церковь успели рассмотреть в лучах заходящего солнца. Манглиси представляет тип почти центричных церквей, который почему-то не нашел распространения в Грузии. А церковь очень хороша! Квадратный постамент барабана надежно стоит на восьмигранном основании храма. Внутри это ловко решено с помощью системы тромпов - арочек, перекинутых со стены на стену. С востока встроен как бы кусок трехнефной базилики, к которому примыкает апсида. Архитектор Манглиси был очень смелый и талантливый человек!

Мы постояли на всенощной до полиелея и помазания, а потом поехали назад в Тбилиси.


Всякие интересные домики в Манглиси

 

Ночной Тбилиси

В Тбилиси вернулись уже в полной темноте. Где-то в незаметном месте навигатор увел нас с основной трассы, идущей к северу города, проложил короткий маршрут к церкви Анчисхати по каким-то заброшенным пустынным разбитым дорогам. В Анчисхати Катя заказала 5 томов нот с дисками грузинских церковных песнопений. Обещали забрать на всенощной. Но мы опоздали даже к концу службы.
Гуляли по Старому городу, заходили в сувенирные лавки, в винный магазин, где меня угостили рюмкой дорогого отличного грузинского коньяка "Старый Кахети", несмотря на то, что я еще не успел выразить желания купить пару канистр кахетинского саперави и ркацетели...


Резеденция Саакашвили и Самеба
Чурчхела

 

Потом шли по улице Леселидзе в поисках ресторана, где можно было бы приятно поужинать.

Приехали к Вадиму уже поздно вечером довольные и усталые. Вадим ждал нас, чтобы поговрить, но мы уже были не в силах. Завалились сразу спать.

 

Часть 2 Часть 4

     

Оглавление

На страницу с путешествиями