(Часть 9)


Стоянка в Ушгули



День 11. (24 июня) Всю ночь слышен был гул реки внизу, приходили собаки. Ночь прошла мирно и спокойно. Не считая того, что я немного перенервничала, мучилась от бессонницы с трех до пяти утра и начала зачем-то читать какие-то бестолковые статьи про предвестники скорых родов и все их, конечно же, сразу у себя нашла. Потом легла валетом к детям и смогла заснуть нормально.


Утро

Первая проснулась около 7:30 Надя, не нашла меня, потому что я перелегла к ней валетом. Тихо играла сама с собой полчаса. А потом я неудачно пошевелилась, она увидела мою голую пятку, засмеялась от радости, обняла ногу и стала комично пробираться вверх от пятки к лицу, радуясь и хихикая. Нашла лицо, обняла, прижалась холодной щекой. Оказалось, она вылезла из пижамы и подмерзла. Я загребла ее в охапку и засунула к себе под спальник. Какое счастье – эти нежные младенцы, которые так беззаветно тебя любят ни за что ни про что. Обнимаешь и замираешь от нежности. Надя лежит, обвив мою шею руками, прижавшись всем телом, и шепчет: «Мамка! Мамка! Мамка!»


Ксеня
Надя
Завтрак

На завтрак манная каша со сливочным маслом и чай/кофе с остатками печенья и шоколада. Заспанный Саня как всегда приходит к столу последним, мямлит свои традиционные шуточки про то, что мы тут все настоящие угары, но улыбается добродушно. Он сегодня спал у нас с Надей, а Нинка с Кириллом. Надька его утром тормошила, показывала, «где у Таты носик» и т.д.
Дети достали еще баночку меда из грузинского монастыря. Долго не рассиживались, потому что Кирилл уводит старших в горы до вечера, им надо поторапливаться.


Надя

А мы с девочками наматываем круги вокруг палаток. Девочки зависают у ручья, кидают камни в запруду. Подходит пожилая сванка с малышом Надиного возраста, она с хворостиной – подгоняет ею своих коров. Мы с ней немножко разговариваем, выясняю, что молоко можно подойти купить в любом доме около 8 вечера, а хлеб есть в магазине. Но туда надо на машине. Мальчик с моими девчонками тоже кидает камушки в ручей, потом сванка его уводит.



Мимо нас нескончаемым потоком идут туристы, группы китайцев, русские, европейцы. Слышна самая разная речь. По склонам справа и слева постоянно движутся коровы и лошади. Собаки-пастухи лежат около нашей машины, сменяя друг друга. Дети с радостью их теребят и гладят, а те все терпят. Мелкие немного скучают без старших, Мума тыкает пальцем в сторону горы и спрашивает: «Папа тям? Тата тям? Катя тям?»



Я ставлю себе на пригорке кресло, сажусь с ноутбуком и веду, наконец, дневник, поглядывая за детьми, собирающими цветы, гоняющими коров от палаток, играющими с собаками. Нинка руководит Надюхой, приносит ей книжки, командует, присматривает. В дороге вести дневник почти не получается, потому что писать можно только на асфальтовой дороге, и желательно не на горной, а тут таких нет. Иногда дождь загоняет нас ненадолго в палатку. Обедали втроем, это так странно, прямо во время еды на нас обрушился настоящий ливень, срочно схватили тарелки и убежали доедать в палатку. Укладываю детей на дневной сон под грохот капель по тенту палатки, ветер дует с такой силой, что сдвигает коробки и валит кухню, стоящую у стенки палатки. Выглядываю в окно – батюшки! Трава белая! Это град! Ничего себе! Как там наши походники спасаются, интересно? Есть ли им, где укрыться? Ужас. Град вкупе с грохотом грома, перекатывающимся между склонами и вершинами гор – это не для слабонервных! После грозы продолжает идти дождь, град тает.


Трекинг к леднику Шхара

Вдали Ламария

Мы со старшими пошли в стандартный трекинг из Ушгули к леднику Шхара. Это очень легкий поход. Большая часть пути идет по грунтовке, по которой в принципе можно было подъехать и на нашем автобусе. Крутой подъем по тропе начинается только на морене.


Шхара

Когда лень перешагивать по камням
Незабудки
Привал
Лилия
На привале
Привал
Продошли к леднику
Ледник
Поднимаемся по морене
Ледник
Исток Ингури
Ледник
Отсюда пойдем назад

Мы поднялись по морене почти до самого низа ледника. Дальше идти смысла не было, виды на долину и горы изменились бы только сильно выше. Все остальные группы, идущие в этот трекинг, поворачивают назад гораздо ниже.


Погода портится

Раз мы не идем дальше, то решили здесь и пообедать бутербродами. Погода начинала портиться, стало ощутимо холоднее, но дождя пока не было.



Ледник
Верховья Ингури
Спускаемся
Мы на фоне ледника
На тропе довольно людно
Привал

 


На обратном пути на нас настигла непогода. Сначала был сильнейший ветер с дождем, а потом стало вдруг очень холодно и пошел град. Фотоаппарат убрали в приготовленный хороший пакет и в рюкзак с накидкой. Под дождем с градом мы все промокли насквозь за несколько минут. Непромокаемые ботинки тоже промокли насквозь, так как вода по ногам стекала в них потоками. Фонарики или гамаши мы не брали, но они отсрочили бы промокание обуви не больше, чем на 5 минут.
Град был очень сильный, и было довольно больно, когда градины попадали по носу или по ушам. Мы шли дальше, и только это помогало нам не замерзнуть на ветру под градом в мокрой одежде. Саня разделся до трусов и так и шел. Он утверждал, что не мерзнет. Потом град и дождь закончились. Мы остановились на ручье, вымыли обувь и постирали носки. Отжались, оделись и пошли дальше.


Завтра этих бабочек в долине будут миллионы
Подходим к нашему лагерю
Непогода

Походники вернулись во время детского дневного сна в 16:30, мокрые до нитки, довольные. Сашка с Ксеней сразу залезли в спальники греться. Наварила кастрюлю картошки с тушенкой, все поели, мелкие встали, дождь прекратился.


после обеда
Сушим обувь на ветру
Лагерь
Ламария

Верхний Чажашский замок

Вид на наш лагерь
 
Шхара
Шхара
Достал, наконец, телевик
Ламария
Виды вокруг лагеря
Ксеня



Вино с сыром
Нинкин букетик

Помыла посуду в ручье

Ушгули

Идем гулять в Ушгули

Чуть отдохнули и пошли гулять в Ушгули. Совершенно случайно подошли к монастырю одновременно с иностранной группой, у которой, видимо, была договоренность, им открыли храм.


Ламария
Храм Ламария
Дверь
Кафедра
Кафедра
Роспись конхи апсиды
Своды
Своды
Константин и Елена

Мы зашли внутрь, храм совершенно необычный, очень древний, крошечный, утварь и иконы соответствуют окружающему антуражу, некоторым может быть и пятьсот лет, и больше. Кирилл рассказывал, что храмы сванов хранят множество редчайших древних вещей, так и есть. Сваны не любят отдавать что-либо в музеи.


 
Храм Ламария
Шхара
Ламария
Надя в бочке
Спрятались от дождя

Опять начался сильный дождь, мы переждали его под навесом около огромной медной бочки. Мелкие попросились внутрь и пережидали дождь там, смешно бегая внутри.


Южная дверь монастыря


Заголовок

Община Ушгули: Жибиани, Чвибиани и Чажаши. Вид от Ламарии
Ламария
Джраг
Ламария
Джраг
Жибиани

После монастыря спустились к храму святого Георгия, стоящему прямо над селом. Там служили часы, в храме были только сванки и служащий монах. Мы переждали на улице, Кирилл зашел внутрь. Очень уж храм крошечный, метра два на три, наверное. После конца часов монах вышел, поулыбался и потрепал за щеки детей, мы выяснили, что завтра, на мой день ангела, тут будет литургия в 9 часов. Это удивительно и прекрасно, можно попасть на службу!



Община Ушгули состоит из четырех сёл – Жибиани, Чвибиани, Чажаши и Муркмели. После церкви св. Георгия, известной в Сванетии как Джраг, мы пошли гулять в верхнее село - Жибиани. После дождей угаженнные коровами улицы села были очень грязные. Перепрыгивая через лужи и перетаскивая через них детей, мы не спеша шли среди каменных стен, домов и заборов Жибиани, рассматривали семейные башни, заглядывали во дворики и любовались видами на остальные села Ушгули.


Дверь

Как все-таки хорошо, что Кирилл вытащил нас всех погулять в этот вечер! Позже, увидев заполоненную туристами Местию, бетонные дома, автобусы и асфальтовые дороги, мы поняли, как ценно, что наше знакомство со Сванетией началось именно с вечернего Ушгули. Старинные дома-крепости с башнями тесно расположены в ложбине между высокими горными кряжами, по затопленным навозом и дождевой водой улочкам бредут коровы по домам на дойку, звеня колокольчиками на все лады, а собаки-пастухи подгоняют их, распределяют потоки, отсеивают бычков, кусают за хвосты и всячески наводят порядок; у многих домов привязаны оседланные кони, за низкими заборами слышны голоса хозяев, бегают дети, много детей, кое-где бродят свиньи. Везде кипит настоящая жизнь, не для туристов и любопытных, не ради них, и это очень ценно и интересно.



Случайно наткнулись на музей, созданный в одном из домов. Музей ценнейший, в нем собраны предметы быта из одного дома, в котором он и находится, там есть резные кресла 15 века, оружие, огромное количество всякой утвари разного возраста. Водит по музею и отвечает на вопросы молодой человек, семья которого и владеет этим домом. Он говорит по-английски, отдельные слова понимает по-русски. Я спросила у него, почему в Сванетии молодое поколение не знает русского языка, если он преподается в Грузии во всех школах, как нам рассказали духоборы. Парень ответил, что уроки-то формально есть, но учителей хороших нет. Вот такая грустная история.


 
Снегоступы
Сванский дом
Сванский дом
Жибиани
На улицах Жибиани
Башни

 
 
Двойная башня
Идет на дойку
Собака гонит корову домой
Туалет на ручье
 

Мы с собой в рюкзаке несем несколько пустых бутылок из-под боржоми и натархари, спрашиваем в домах, где уже подоили коров, где можно купить молока. Везде еще не успели подоить, хозяева через улицу над нашими головами перекидываются вопросом-ответом и нас посылают в один из домов, где дойка уже идет.


Улицы Жибиани
Дойка

Дети прилипают к забору и смотрят на дойку, мы сидим во дворе и смотрим, как мимо нас сначала затихает поток коров с наполненными тугими выменами, а потом с небольшой задержкой по улицам собаки гонят бычков. Село наполнено разнообразными звуками, тут тебе и мычание, и лай, и голоса людей, детский смех, шум работы, звон колокольчиков, ржание. Хозяйкина дочь процедила парное молоко через марлю и разлила по нашим бутылкам, принесла еще две головки своего сыра, мы были очень рады.


Дойка
Чвибиани и Чажаши
Церковь Спасителя в роще между Жибиани и Чвибиани
Жибиани
Жибиани
Ламария на фоне Шхары
Башни
Жибиани
 


Шхара


Возвращаемся к себе уже в начале девятого. Я сразу иду жарить оладьи со сгущенкой, дети носятся. К Кириллу подходит какой-то молодой мужчина, они долго-долго о чем-то разговаривают, а я даже понять не могу, на каком языке, далеко стоят. На стол накрыли, все готово, зовем папу и приглашаем присоединиться к нам этого мужчину. Оказалось, что это русский, зовут Борис, путешествует с женой на джипе. Он отказался от ужина, но предложил прийти вечером на сыр и вино.



Наш сумасшедший дом галдит за ужином: тому не дали нужное количество сгущенки, этому сметаны, тому еще молока налить, этому слишком много, отлейте, Катька мужественно разруливает все проблемы, пока я дожариваю последние оладьи. Отмываем липких детей, рассовываем по палатке, убираемся, на этот раз жалеем промерзших под градом дежурных и моем посуду сами.


Ужин

Ближе к 10 пришел Борис с женой Галей, Кирилл зажег наш газовый фонарь, притащил сыр и вино, пледы. Мы уютно устроились, спрятавшись от ветра за палаткой, попивая насыщенное грузинское красное, заедая местным сыром, пока Саня в одной спальне укладывал Нину, а Ксеня пела колыбельные в другой спальне Наде. Разговор получился интересный, ребята тоже много где побывали, сейчас направляются в Турцию, советовались с Кириллом по поводу маршрута.
Ночь прошла спокойно и тихо, не считая сумасшедшего собачьего лая и уже совсем утром коровьего мычания.

 

Часть 8 Часть 10

     

Оглавление

На страницу с путешествиями