День 10. (23 июня) Встали в 7:30, позавтракали, собрались, разобрали кучу белья после стирки по коробкам. Как все-таки хорошо, что не пришлось стирать все это руками, наличие стиралки очень облегчает жизнь.

Разменяли 200 евро в обменнике перед Сванетией, тут вряд ли будут принимать карточки.

Заправка в Лентехи

Ксеня второй день не может оторваться от Хэрриота, и я ее очень понимаю. Сама недавно перечитывала и кое-какие главы зачитывала детям вслух, Ксенька натыкается на них время от времени и радуется. Сашка сидит в телефоне, читает совсем мало, а у него такой списочек на лето - застрелиться можно! Кое-что скачала в варианте аудиокниг, но мы никак не можем начать их слушать, пока он не дочитал своего «Властелина колец». Мы над ним хихикаем: вышел ли уже Фродо из дома? Встретился ли с Сэмом? Или это, прости, жуткий спойлер? Саша свирепо фырчит в ответ. На самом деле, у него уже Гендальфу отдали кольчугу Фродо, скоро конец. Ужасно, что по некотором книгам Саша успел раньше времени посмотреть фильмы, теперь знает сюжет и не торопится дочитывать.

Перевал Загар

Нижняя Сванетия

Была идея ехать не через Загар, а через Лаптарский перевал. Несмотря на то, что он выше, очевидцы пишут, что там более простая дорога и несравненно красивее. Не доезжая до деревни Луджи, пересекаем Цхенисцкали по мосту. Дорожка узкая и скалистая, мы людей не встретили, поэтому свернули с нее в деревню. Поговорили с жителями, они сказали, что сейчас Лаптарский перевал завален снегом. Разворачиваемся и едем в сторону Загара.

Едем на Ушгули от Кутаиси не по основному сванскому шоссе, это очень большой крюк, а напрямик через перевал по джиперской дороге. Этот путь занял у нас весь день, был выматывающим и очень сложным. Кирилл говорит, никогда не поехал бы, если б знал, что нас ждет. Часов с 12 до 19 преодолевали путь в 40 километров.

Дождь

Сначала была на несколько часов скучная разбитая мокрая грунтовка по лесу под моросящим дождем. Встретили немало джипов в обе стороны, поляков на тяжелых мотоциклах, велосипедистов.

Река Корилдаши
Крутые каменистые подъемы

У встречных джиперов Кирилл выяснял про дорогу. Мнения было два: «so-so, but normal» и «разворачивайтесь скорее, вам не проехать». Очень неприятно высказался один местный грузин, который на джипе ехал за туристами вниз, а мы ему мешали, Кирилл после этого приуныл, собирался разворачиваться. Но это уже было часа 2 дня, много преодоленных препятствий и мерзкой дороги, было очень обидно поворачивать назад. Решили пробовать все-таки прорываться.

Все ли цело?

До летнего хутора Корулдаши дорога шла по дну долины, а потом она резко петлями стала забираться на склон долины. В этом месте было особенно тяжело. В колеях всегда крупные булыжники, ехать приходилось крайне медленно, тщательно выбирая траекторию.

гора Айлама
Закидали яму камнями

Основные сложности для нас были такие: машина очень длинная, перегруженная (низкая посадка), отрывается после каждой кочки задний бампер, а чинить невозможно в грязи, только приставлять обратно и ехать до следующей кочки. Снять нельзя, там провода от парктроников идут. На дороге крупные камни, ямы, много бродов, есть резкие крутые подъемы с глиной.

С третьего раза взяли
Зад сносит в яму
Ставим бампер на место

Я постоянно выпрыгивала из машины, потому что моим порогом систематически скребли, помогала Кириллу, показывая, как маневрировать. Скребли непрерывно всем, чем только можно и нельзя. Детей постоянно выпускали вперед, пока мы продумывали, как брать препятствия и брали их.

Поднялись к альпийским лугам
Брод

Кирилл сильно нервничал, потому что до перевала еще ехать и ехать, а дорога все поганее и поганее. Встречные джиперы с удивлением смотрят на нас, очень много иностранцев на прокатных машинах, большее количество, собственно. Один догадался показать Кириллу видео, как он только что с третьего раза смог на своем крутом джипе взять грязевой подъем. Кирилл помрачнел донельзя. Дети устали и начали бузить.

Главный Кавказский хребет

С грехом пополам добрались до перевала, остановились остудить перегретый двигатель, выдали детям колбасы и сыра для просветления. До этого в машине слопали два килограмма черешни, выплевывая косточки в открытые окна, все равно кондей не тянул толком при таких нагрузках на двигатель.

На перевале

Немного передохнули, но папа, вижу, на взводе. Не отпускает его это видео с джипом. Смотрим на часы, почти пять, дороги еще много километров, небо заволакивает тучами.

Едем потихоньку вниз к Ушгули. И тут натыкаемся на эту самую грязь с видео. Какое счастье, что нам вниз, есть шанс проехать, если поработать хорошенько.

Катя уводит малышей гулять, а Кирилл с Саней и Ксеней на час погружаются в жидкую глину. Сначала спускают по максимуму жидкую грязь из гигантских колей, проделывая лопатой и ногами траншеи, вытаскивая оттуда множество различных оторванных от машин частей. Пугающее зрелище.

Потом Кирилл очень аккуратно выкладывает здоровыми камнями колеи, таская их издалека, тут нормальных камней нет. Цель – выложить эти глубоченные колеи так, чтобы Кирилл на скорости не утонул, а проскочил через них.

К концу наших ассенизаторских  работ подъезжает сверху джип. Он объезжает основную яму по верхней джиперской объездной дороге, нам там не проехать никак, даже он при съезде ударяется обоими бамперами, а мы просто воткнемся носом и останемся там торчать. Добрый дядька-голландец останавливается после грязи и предлагает нас подождать на всякий случай, Кирилл пока готовит трос.

Я с фотиком жду над ямой, дети внизу с Катей, Кирилл мрачнее тучи садится за руль и неожиданно для всех легко и быстро проскакивает всю эту жуткую жуть по своим каменным дорожкам, только со скрежетом цепляя на подскоках обоими бамперами. Ура!

И всего-то оторвали опять задний, но на этой дороге мы уже не раз и не десять даже его отрывали. Жена голландца снимала нас на видео, они тепло попрощались с нами и покатили вниз.

Ксеня нашла проволоку для бампера
Поставили, не закрепив пока, бампер
Отмываемся

А мы еще некоторое время отмывались от грязи, а потом тоже пустились в путь.

Наш "мост" из камней сильно вдавился в грязь, но он все же сработал
Больше серьезных препятствий не было

Ушгули

К Ушгули подъехали около семи вечера. Папу так и не отпустило, улыбаться не начал. Пока неясно, насколько сильно мы повредили машину.  В селе встречаем какого-то мужика, тот расспрашивает, как мы проехали, Кирилл рассказывает ему очень эмоционально, мужик смотрит недоверчиво и удивленно, потом Кирилл спрашивает, где с палатками можно встать у воды, нас посылают на километр в сторону реки, встаем в отличном месте.

Ушгули. Ламария
Ламария

Лагерь в Ушгули

Верховья Ингури. Вид от нашей стоянки
Лагерь

Кирилл разгружает машину, ставит палатку, потом они с Сашей отмывают бампер от грязи и долго чинят его при помощи проволоки, найденной Ксенькой на дороге.

Когда Кирилл убедился, что бампер надежно приделан, кондей работает, все жидкости у машины в норме, новых серьезных вмятин нет, после сытного ужина и доброй чашки хорошего грузинского вина, после душа, в котором отмыл от головы глину, чистый и успокоенный, он выдыхает и начинает улыбаться.

Гуляют
Каньон Ингури

Текст

Ручей

Мы стоим в очень красивом месте, на плоской вершинке небольшого холма над Ингури. В 20 метрах протекает чистейший ручей, из которого мы берем воду. Основной вид на верхнюю часть ущелья Ингури на север на огромную снежную стену Главного Кавказского хребта. В другую сторону видно башню монастыря Ламария на окраине Ингури. Вечером мимо нас проходят туриста, в основном иностранцы, возвращающиеся с трекинга к леднику Ингури. Завтра мы тоже пойдем к леднику.

Ингури

Дети притаскивают парочки, и мы еще долго играем, попивая чай с грузинскими фруктовыми пастилками. Сидеть с видом на затянутые тучами снежные горы очень приятно, особенно, когда ты понимаешь, что за спиной самый трудный участок пути, ты в тепле, все благополучно. Сашка-дежурный, он соорудил на ручье плотину, чтобы было удобнее мыть посуду. Ксеня помогла ему вечером с мытьем по доброй воле. Я ушла укладывать мелких, Кирилл тоже лег, а дети с Катей еще резались в уно на улице.

Наш лагерь
Игры

Кирилл на ночь растянул растяжки палаток, боялся ветра и дождя. Но все было тихо, только пара коротких дождевых зарядов. Часов с 4:30 громко пели птицы совсем у палатки, хотя никаких деревьев в радиусе полукилометра нет.