Ушгули

Утро

День 12. (25 июня) Ночь холодная, 2500 высота же. Утро началось в 7:30 с будильника. План такой: собрать лагерь и без завтрака пойти на службу. Катя с Ниной и Ксеней – к началу, к  9, а мы с Кириллом, Сашей и Надей спокойно дособираем лагерь, досушиваем гору мокрых вещей, обуви и палатки и приходим чуть позже.

Сборы
Мума доедает оладушки и подкармливает очередного пса

Так все и вышло. Девочки ушли, Мума раздобыла новую собаку, огромную и лохматую, с упоением ее обнимала, играла, докормила вчерашними оладьями, потом просто уселась на нее сверху, добрая псина позволила делать все, что угодно, перевернулась на спину и лизала Наде лицо. Собаки тут все как на подбор умные и добрые.

в тени автобагажника
Ушгули
Идем в храм

В храм пришли еще до «Верую», внутри битком, стоят сванки разного возраста, куча детей облепила ступени снаружи храма и забор. Катя внутри, Ксеня выпасает Нинку на травке. Служба на грузинском, конечно, священник удивительной добрый и улыбчивый. Во всем чувствуется простота, радость и спокойствие.

Дети сванов появляются в храме только по «Отче наш», на них никто не шипит, не ругает за звуки. Все улыбаются. Как хорошо. Священник говорит по-русски, мы все подходим сперва к исповеди, а потом и к Чаше. Какая радость! Причастие началось около 10:30.
После службы идем к машине, Катька по дороге покупает в каком-то доме три лаваша к завтраку, молоко у нас еще есть. Отъезжаем от Ушгули с намерением позавтракать где-то на ручье.

Чажаши
Башни Чажаши
Муркмели

Дорога от Ушгули вниз очень красива, но из-за приличного трафика приходится быть внимательным. Постоянно идут встречные машины, разъездов много, но при скоплении двух-трех машин в разные стороны, эти разъезды сильно затрудняются.

Каньон Ингури
Каньон
Дорога в Ушгули

Нинка доводит окружающих, запела свою «длинную песню», полчаса тянет на паре нот что-то типа «вижу древо, а теперь вижу столб, тут много камне-е-е-е-е-ей». Когда уставшие родственники интересуются, скоро ли закончится песня, она объясняет, что «это был только первый куплет, а их всего 16». Все мужественно терпят, Ксеня кипит и пенится.

Каньон Ингури
Давбери
Ипрари. Церковь XI в.
Дом в Ипрари

Завтракать останавливаемся на впадении одной реки в другую, на зеленом пригорке, пьем молоко, едим сыр и лаваш.
Несколько раз останавливаемся у храмов, даем детям побегать и размяться, пока Кирилл их (храмы) исследует.

Нина
На завтраке
Богреши. Так называемая "Башня Любви"
Мулахи
Местиа

Доезжаем до Местии, и радуемся, что не с нее началось наше знакомство со Сванетией. Куча народу, просто толпы, целые улицы новых домов, автобусы. Видно старые башни, но окружение у них совершенно не аутентичное. Заходим в магазин за фруктами и овощами и быстренько ретируемся. Кирилл решает переиграть планы, сразу ехать под Ушбу, где он запланировал пеший маршрут в горы. Мы все легко соглашаемся.  Чуть позже свекор прислал сообщение, чтобы мы обязательно сходили в музей Хиргиани, они были хорошо знакомы, оба альпинисты. Перечислил имена сванов, с которыми поднимался на Ушбу в 2002 году. Но было уже поздно, мы уехали.

Латали

Церковь пророка Ионы в Иенаши
Южная галерея

Кладбище вокруг церкви

Мы спустились в общину Бечо и теперь поднимаемся по долине Долра к селу Мазери. От Мазери начинается популярный альпинистский маршрут на Ушбу. Бечо - это уже не вольная Сванетия, а княжеская. В Мазери была до советской власти башня князей Додешкелиани. В западной Сванетии уже не осталось башен, и села выглядят вполне обычно.

Стоянка в Мазери

Долина Долра
Ксеня

Доезжаем до места, которое нам посоветовали друзья Кротовы, останавливаемся, дети тут же все залезают в холодную речку, Катька читает на берегу, Кирилл с канистрой уходит на поиски нарзанов.

Мы стоим на поляне, вокруг со всех сторон горы, у нас своя речка и множество ручьев, есть немного землянки, к радости малышей. Место явно для дневки. Кирилл спрашивает, как лучше поступить. У него пеший маршрут на 8 часов примерно, можно пойти с утра до вечера, а можно пойти с ночевкой. Мне одной ночевать боязно, поэтому они решают спокойно пожить тут до вечера, переночевать, а в 7 вставать, завтракать и выходить. Я боюсь начать рожать ночью одна без Кирилла.

краска сохнет

Вечер проходит спокойно: народ играет, купается, читает, строит запруды, собирает землянику, гоняет коров, пьет нарзан. Обедаем супом, лавашем и салатом. А ужинаем рисом с консервированной рыбой. Прямо во время нашего ужина подъезжает джип с несколькими молодыми мужчинами, она вытаскивают из машины что-то типа рыболовной сети, идут по нашей реке, забрасывают ее, вытаскивают, достают рыбешку и вешают на прутики. Они ловили в нашей видимости так около получаса, потом подошли к нам, щедро сыпанули горстью мелкую речную форель, попрощались, пожелали доброго вечера и уехали. Кирилл быстренько ее почистил, я пожарила, и мы еще полакомились немного. Очень вкусная штука!

Саня читает

Катя
Вечер
Форель

Ксенька читает на ночь Нине «Эмиля из Леннеберги», мы с Катькой собираем вещи на завтрашний поход (посуду, провизию).