Стоянка в Мазери

Завтрак

День 13. (26 июня) В семь утра звонит будильник у Кирилла, он встает и начинает потихоньку поднимать остальных походников. А мы с мелкими еще спим. Катька варит им завтрак, Кирилл еще перед уходом догадывается натянуть нам тент от солнца (это было очень правильно). К моменту выхода из лагеря Кирилла с детьми просыпаются уже все, Нинка первый раз за не знаю сколько лет утекла, поэтому программа на ближайшее время ясна: у нас стирка.

Днем

Варим кашу, убираемся, затеваем большую стирку. Неожиданная проблема: стираем мы всегда в одной из одежных коробок, но тут оказалось, что у них у всех есть трещины или сколы на углах у дна! Что делать? Освобождаю большую кухонную коробку, других нет. Дети наполняют мне ее из реки мисками, потом я долго стираю кучу скопившегося грязного белья и спальник. А дети полощут все, кроме, конечно, спальника, в реке! Это так удобно! У нас три емкости: большая пластиковая коробка со стиркой, посудный таз с одеждой для полоскания и большая миска, в которую дети кладут одежду, которую уже прополоскали, для отжимания. Таким веселым конвейером за часа полтора справляемся со всем грязным, развешиваем на веревки, растяжки палатки и кресла.

Детские занятия

Ну а дальше нам ждать походников, то купаемся, то сидим под тентом со всякими раскрасками, то вертим на солнце вещи, чтоб быстрее высохли. Нинка верховодит и тащит сестру то «танцевать на бал», то на разведку за земляникой через речку. В два кормлю их обедом и укладываю спать. Час они прыгают по спальне и вопят, но потом усталость побеждает, засыпают. Какая радость! Заглядываю к ним, когда наступает долгожданная тишина и вижу: лежат посередине матраса друг к другу лицами и держатся за руки мои спящие девочки. Надо как-то научиться фиксировать в памяти такие моменты и доставать, когда они начнут опять что-нибудь яростно делить и вопить.

Надя свою раскраску просто всю портит, но не дать невозможно - скандал! У Нины такая, значит, и ей надо.

Трекинг к подножию Ушбы

Переходим через реку

Мы пошли в стандартный трекинговый маршрут к леднику у подножья Ушбы. Этот маршрут довольно популярен, но все же на нем нет таких толп туристов, как на пути к Шхаре. Мы вышли рано, поэтому на пути туда вообще никого не встретили.

Местные строят зимний охотничий домик

До лагеря в развилке ущелья идет мощная широкая тропа. В нижней части она проходимая для подготовленных джипов, а дальше для конных волокуш.

Мост через Долру у альплагеря

Посмотреть более крупную карту
Водопад Штурга

Около водопадов начинается долгий крутой подъем по тропе на травянистом склоне. Это уже выше зоны леса, и на жаре под солнцем этот подъем довольно утомителен даже без рюкзаков.

Долина Мазери
Долина Долра
Саня
Тропа
Решили на обратном пути здесь пообедать

Ушба
Мемориал восходителей на Ушбу

Ушба и морена
Ледник. Дальше решили не идти

Мы дошли до ледника у подножья Ушбы. Дальше тропа терялась в морене. Мы решили не ломать ноги, отдохнуть и идти назад.

Переходим речку по снежному мосту
Катя
Откуда-то взялась собака. Она нас сопровождала до ледника и назад до лагеря
Готовим обед
Периодически моросит мелкий дождик
Спуск
Водопад. Погода портится
Через тедлевик видно нашу палатку и машину

Водопад
Спустились в долину
Непогода догоняет
Аня встречает

Начался дождь, я быстро собрала вещи под тент и села писать дневник. На улице стало так прохладно, что девочки проснулись и попросили пледы, хотя засыпали они в страшной духоте. Накрыла, полежала с ними пять минут, вылезла наружу писать дальше и вдруг услыхала вдалеке голоса старших. Как радостно! Смотрю – бегут под моросящим дождем, я навстречу им пошла. Они вернулись гораздо раньше, чем собирались, хотя прошли весь маршрут до конца и еще готовили себе обед. Радостные, уставшие, с розовыми от солнца лицами. Наш только что мирно спящий тихий лагерь наполнился их голосами, раскиданными вещами, ботинками, куртками. Коротко рассказывают наперебой, как видели с горы наш лагерь, про встреченных на пути немцев, про снежный мост, про чай с чабрецом. Ксенька вытряхивает на стол здоровую горсть чабреца, это для меня большая радость.

В гости пришел ишак

Пришел ишак, доел остатки сухого лаваша, дал покатать на себе малышей, детям от всей этой живности такая радость!

На обед делаем салат и макароны с тушенкой и грибами, принесенными с горы. Пьем чай с чабрецом и едим мед из Ушгули. Набиваемся все от дождя опять в палатку. Сильно дует ветер, хлещет дождь, Кирилл переставляет машину, чтобы хоть как-то загородить палатку от порывов ветра. Внутри шумно, дети прыгают из спальни в спальню, летают спальники, вещи, Катя, Ксеня и Саня читают, а мелкие устраивают шурум-бурум. Пришло сообщение в семейный чат, что брат Митька защитил диплом, теперь он инженер-судомеханик, ура. Долгая учеба в Питере закончена, так за него радуемся! Хотя мы с Ксенькой полюбили ездить в Питер вдвоем к нему в гости во время зимней сессии. Но ничего, съездим в другой раз без повода.
Пока шел дождь, так и сидели в палатке, Катя прочитала Нине еще одну главу из «Эмиля», Кирилл вздремнул. Ксеня до темноты не могла никак помыть посуду, потому что ждала, пока главный герой в книге поженится.

Когда все стихло, мы с Кириллом, Катей и мелкими ушли на нарзаны, а старшие так и остались с книжками. Как же тут хорошо! Около часа гуляли, попили нарзан, заглянули в храм рядом. Мума восторженно вопила при виде пасущихся лошадей, они с Нинкой носились как угорелые, потому что засиделись в палатке.

Нарзан
В храме рядом с нашей стоянкой
вход в храм
защита от животных

На обратном пути Кирилл пошел здороваться с немцами, которые стоят недалеко от нас, а мы с Катькой вернулись вдвоем к лагерю. Саша радостно пересказывает комментарии Каменкович к потере Фродо пальца, у Ксени, наконец, произошла свадьба, все отлично. Беру кресло и ухожу на берег реки дописывать дневник, Ксенька выползает мыть посуду и ворчит, что мы так много перепачкали в ее дежурство. Такие дети наивные, они с Саней всегда так думают, что уж в их дежурство точно больше всего посуды перепачкали! Прощаюсь потихоньку с горами, завтра спускаемся к морю. Нам будет не хватать целый год всего этого величия вершин со снегом на фоне темнеющего неба, журчания холодной горной реки у палатки, луга с разбросанными камнями и пасущимися лошадьми, разнообразия трав, незнакомых ярчайших звезд над головой, какого-то особого настроения, какое бывает только в горах. Я в этом году не поднималась к ледникам со старшими, но слушала их разговоры, потому не чувствую себя обделенной.
Кирилл с малышами вернулся только в половине десятого, рассказывает, какие немцы молодцы. Они успели посидеть и поговорить, наверное, не меньше часа, а мы тут без мелких побыли в относительной тишине.