(Часть 3)

 

День 5. (18 июня)

Собирались встать рано, но не получилось. Все встали с кроватей в 10 утра, организовали очередь в тубзик. Быстрые сборы, каша и вареные яйца с сыром и огурцом на завтрак. У Кирилла, наконец, появилась компания, чтоб пить кофе. Мы с Катькой не любим, а Саша любит. Мелкие очень радуются появлению Сашки, а у Ксени с братом начинаются традиционные подколы и пикировки, плавно переходящие в перебранки. О, без этого нам было прекрасно.




Уезжаем из Тбилиси, Сашка смотрит грустными глазами из окна, он-то не погулял с нами вчера. Но ничего, еще вернется не раз и с нами, и без нас, я уверена.



Асурети ასურეთი Элизабетталь


Этот дом купил и отремонтировал немец Manfred Tikhonov, большую часть жизни проживший в Берлине

Мы едем по Квемо-Картли через районы Тетрицкаро и Цалка. Это путешествие у нас так сказать поверхностное, здесь в планах было посмотреть или Гударехи или Питарети и ехать дальше в сторону озера Паравани.
Шоссе проходит через очень интересное село Асурети. Название говорит о том, что когда-то здесь жили ассирийцы. В 1818 году сюда переселились немецкие сектанты хилиасты, считавшие, что конец света, обещанный в 1836 году, не затронет территорию между Черным и Каспийским морями.


Фахерверковские дома
Немецкий дом

Конец света так и не наступил, немцы решили податься в Иерусалим, но царское правительство не хотело расставаться со столь ценными трудолюбивыми гражданами. Постепенно немецких сектантов удалось вернуть в традиционную Лютеранскую церковь. Чем дальше, тем лучше жили немцы, развивали виноградарство, садоводство, картофелеводство, пчеловодство. В качестве хорошего заработка изготовляли дорогие четырехколесные фургоны для нужд армии.


Лютеранская церковь, 1871 г.
Швабенштрассе
Кирха


Проблемы начались с наступлением Первой мировой войны. Стали разжигаться антинемецкие настроения, переименовали село в настоящее название, у немцев хотели изъять земли и депортировать их. Не успели из-за революции. Немцы сново зажили спокойно, но недолго, до 1921 года, когда Советская Россия присоединила Грузию. Но Асурети выстояло благодаря трудолюбию оставшихся немцев. Осенью 1941 года почти все немцы Советского союза были переселены в Казахстан, эта же участь постигла и немцев Элизабетталя. После развала Советского союза немцы предпочли уехать в Германию возвращению в Грузию.
Теперь в Асурети живут грузины из Рачи. Среди тысячи жителей села всего один немец.
Подробнее про Асурети можно прочитать здесь.



Мы доехали до окраины Тетрицкаро и повернули на грунтовку на север к водохранилищу. Наша цель храм Гударехи. Сначала мы долго трясемся по грейдеру на север от Тетрицкаро до деревни Гударехи. От края деревни, где стоит башня, до храма около трех километров плохой грунтовки.

 

Гударехи გუდარეხი

Дорога к Гударехи

Мужик в селе, у которого мы спрашивали дорогу к монастырю, с удивлением смотрит на нас и спрашивает: вы откуда? Говорим: русские, из Москвы. А он еще больше удивляется и спрашивает: как же вас через границу к нам пустили?



Дорога идет то вверх, то вниз по лесу, преодолевая распадки с ручьями. Много камней и грязи, но пока мы едем. Перед каждым спуском останавливаемся, смотрим, сможем ли мы заехать назад. Потом все же мы вовремя остановились перед очень серьезной и глубокой грязью, сдали назад и оставили машину на склоне рядом с дорогой. До храма осталось метров 300.




Гударехи

Наконец, лесная дорога выводит на большую заросшую высокой травой поляну, над которой возвышается храм с колокольней и остатками каких-то строений. На поляне что-то вроде летовки, какие-то заброшенные вагончики, стол под деревом, вдали в лесу слышно журчание ручья.


Устроили обед
Остатки стен


Церковь, 1222 г.
Храм и колокольня

Гударехи нам с Катей сильно напомнило Тирский монастырь по другую сторону Триалетских гор в Южной Осетии. Напомнило и удаленным расположением и особенно архитектурой. К нашему удивлению и к сожалению, храм оказался закрыт. Самая подробная и качественная информация про Гударехи здесь.


Западный фасад
Вход в церковь
Наличники
Колокольня
Восточный фасад
Вид с колокольни
Остатки зальной церквушки к востоку от храма
Сооружения к западу от храма

С востока

Немного переживали за обратный путь по лесной дороге к деревне Гударехи, там было несколько неприятных мест с глубокими скользкими колеями и большими камнями на подъемах. Но мы легко все это проехали. остановились рядом со сторожевой башней деревни, откуда открывается просторный вид на поросшие лесом отроги Триалетских гор.


Сторожевая башня в деревне Гударехи


На грунтовке из Гударехи в Тетрицкаро через открытое окно услышали характерный свист пробитого колеса. Поставили жгут, но дырка была рваная, жгут не помог.



По дороге из монастыря капитально пробили переднее левое, Кирилл подумал-подумал и решил не ставить запаску, а заделать дырку временной заплаткой. Девочки гадали на ромашках, мужики заклеивали шину, потом дотянули без подкачки до города. В шиномонтаже работает немой старик, а рядом крутится чрезвычайно разговорчивый внук. Заклеили, покатили дальше.

Едем традиционно не как белые люди по трассам, а по каким-то чуднЫм тряским грунтовкам по дикой местности.

Ставим жгут

Мы по глупости доверились навигатору и не проверили маршрут по карте. После Тетрицкаро свернули направо. Сначала дорога была неплохая, даже асфальтовая, но потом пошел грейдер, качество которого постепенно понижалось от довольно хорошего до просто ужасного. Похоже, мы поехали по технической дороге для строительства новой ж/д ветки. Мы поднялись на обширное плоское плато, с почти альпийским климатом.


Кош
Кош

Очень красивые места, напоминающие даже чем-то Тянь-Шань: гористая местность, всюду пасущие стада, на некотором удалении друг от друга что-то типа Киргизских кошей: какие-то сарайки, обтянутые полиэтиленом, рядом с ними характерные вытоптанные животными земляные коричневые круги. Останавливаемся у одного такого уже совсем под вечер во время дойки и покупаем молоко и мацони. Дети с интересом рассматривают животных и наблюдают за дойкой. Надя радуется больше всех и вопит попеременно то «курекук!» (петух), то «го-го» (лошадь), то «му».


Покупаем молоко

Катя

Мы долго трясемся вдоль железной дороги. Это та самая новая дорога, построенная по Грузии в обход Армении для вывоза в Турцию Азербайджанской нефти. Пора искать место для ночевки, но тут везде открытые места, продуваемые ветром. Пока у нас есть еще немного времени, хочется найти какое-нибудь красивое местечко рядом с водой. Присмотрели на карте озеро слева за ж/д в полутора километрах по грязной дороге. Но съездили зря, озеро было спущено какое-то время назад.


Переезд
Саня
Ксеня

Прямо перед последней остановкой на ночлег слышу странный звук из своего переднего правого окна, выглядываю – еще минус колесо. Дороги тут явно не для нашей резины. Кирилл достает ремнабор, я ухожу смотреть брод, проедем ли, и выбирать место для лагеря. Успели засветло починить колесо, поставить лагерь. Ужинали в темноте: картофельное пюре, огурцы, сосиски и сыр. К чаю остатки еще московского шоколада. В 8:30-9:00 закат. После ужина быстро все разбрелись по спальням. Сегодня вечером начали, наконец, с Нинкой читать вслух Эмиля. Эта книга уже ездила с нами в какие-то путешествия.

 

Вечер

Никак не можем подобрать оптимальный вариант расселения по спальням. Сегодня Сашка лег спать с малышами, Ксеня с Катей, а мы с Кириллом. Но Надя очень быстро, часа в два ночи, перебралась к нам. Она так трогательно пищит своё «маааам», что не забрать невозможно. Двум взрослым, младенцу и пузу в одной спальне очень тесно, поэтому выспалась я отвратительно… Зато следила за Мумой, чтоб она не мерзла, из спальника она выползла сразу. Часа в четыре ночи завопила Нинка: «Мне страшно! Саша за мной не следит! Заберите меня!» Тут уж папа отказался двигаться, разбудили Сашку, он обнял Нину и она утихла.


 

Часть 2 Часть 4

     

Оглавление

На страницу с путешествиями