(Часть 4)

 


День 6. (19 июня)

Под утро пошел сильный дождь, мы проигнорировали будильник и остались лежать в палатке, пережидать плохую погоду. К 9:30 все стихло, выползли наружу. Я поставила вариться мятые тбилисские персики на варенье, в другой кастрюле молоко для манки. Коровьи лепешки размокли от дождя, лавировать бесполезно, все равно влезешь, хорошо, у малышей есть сапожки. Пока не было солнца, ходили во флисках, потом тучи ушли, наступила жара, но не испепеляющая, как в Тбилиси, терпимая. Все-таки тут высота 1600. Мелкие после завтрака удрали на ручей, вымокли там, потом купались голышом.



Ручей

Подъехали на грузовике мужики, Кирилл объяснил, что мы сейчас уедем, они сказали: «Не проблем, мы тут коров-маров пасем!»  Такое впечатление, что соседний поселок построен как поселок строителей железной дороги, а сейчас заселен армянами.


Завтрак

Выезжаем в 11:30, колеса держат давление, заплатки надежные. Едем по грунтовке вдоль железной дороги, наблюдаем из окон за жизнью кошей (не знаем, как они называются тут). Постоянно встречаются стада коров, лошади, ослы. Надя сначала кричит: «Гиде каова? Гиде?» А потом с восторгом: «Вонь каова!!!»


Летний кош

Мы продолжаем подниматься вдоль железной дороги и въезжаем в Цалкинский район. Здесь довольно высоко над уровнем моря, 1600 м. В XIX веке в эти места массово переселялись греки и армяне из Арзурумской области Османской империи. Как правило, они были двуязычны. Кроме своего родного языка они говорили на турецком. Поэтому почти все здешние села имеют турецкое название. Переселенцы занимали покинутые и заброшенные грузинские села, их названия иногда все еще можно восстановить. Сейчас греков осталось мало, всего 20%, доминируют армяне 55%, грузин всего около 10%, есть еще азербайджанцы, курды, цыгане.



Цалка

Саня

Недалеко от Цалки есть армянское село Дашбаши с двумя древними грузинскими храмами и каньоном с водопадами. Это популярное место отдыха и пикников для местных жителей. Но у нас сейчас поверхностное путешествие, и мы едем дальше.


Цалкинское водохранилище

В городе Цалка заехали на рынок и накупили фруктов, овощей, в магазине купили сыр. Тут не продается мясо и молочка, у всех, видимо, свое. Сыр был какой-то единственный.
Пока стояли у рынка, к нам подъехали менты и выписали штраф на 10 лари за неправильную парковку. Платить в банке.


Спальник сушится после стирки на торпеде

В селе с греческим названием Тикилиса мы остановились посмотреть греческую Преображенскую церковь. Она очень характерна для этих мест: ее построили греки на фундаментах древней грузинской церкви. Ее остатки легко различаются по кладке из чисто тесанных камней. Почти все церкви греки строили на месте развалин древних грузинских церквей.


Преображенская Церковь в селе Тикилиса
Окрестности Цалки
Река Кция

Мы въезжаем в район Ниноцминда региона Самцхе-Джавахети. Это обширное и довольно ровное высокогорное плато, высота здесь около 2000 метров. Здесь свободно, просторно и совершенно безлюдно. Прохладно и немного сурово. Зимой здесь очень холодно, долгие морозы около 30 градусов. Дорога на Ниноцминду и Ахалкалаки проходит вдоль двух больших озер Паравани и Сагамо, окруженных пологими горами с нерастаявшими снежниками. Основное население сейчас здесь армяне, грузин всего около процента.


Дорога Цалка-Паравани

Едем, Кирилл в который раз за последние дни произносит фразу: "Я думал, здесь будет асфальт…" Мы нервно хихикаем.


Я думал, здесь будет асфальт


Озеро Паравани


Озеро Паравани
Гора Кёроглы. На противоположном берегу Паравани духоборская деревня Тамбовка
Паравани
Село Паравани
Озеро Паравани

Мы хотим пообедать на берегу озера, а заодно и искупаться. Нашли грунтовку, ведущую с "шоссе" к берегу, и по ней подъехали к воде.


 
Паравани
На берегу

Остановились обедать на берегу озера Паравани. Красота неописуемая, но сильный ветер, а чуть позже и дождь. Ксеня, наконец, осуществила свою давнюю мечту и намазалась оттеночным шампунем. Теперь мы с Кириллом стали счастливыми обладателями красноголовой дочери. Одна надежда, что это все быстро смоется. Охота пуще неволи, она так промерзла в голом и мокром виде на ветру, что смотреть жалко. Добрая Катя взяла на себя все эти пляски с бубном, я бы не решилась.


Обед
Обед
Красота требует жертв

Женский монастырь Святой Нины в селе Пока
(ფოკას წმიდა ნინოს მონასტერი)


Монастырская церковь, XI в.

По преданию здесь, на Паравани, была первая остановка св. Нины на ее пути в Мцхету. Вероятно, здесь в античности было какое-то поселение. Храм возник в XI веке в эпоху расцвета грузинской архитектуры. Но, видимо, из-за труднодоступности, малонаселенности и суровости здешних мест он построен в архаичном духе - примитивная зальная базилика.


Надгробия

Потом были персидские набеги, пришли турки. Храм был покинут, пока здесь не поселились армяне. Они восстановили церковь как армянскую. Об этом говорят поздние армянские надгробия вокруг храма.
В 2002 году церкви восстановили своды и крышу и открыли вокруг нее небольшой женский монастырек.


Каменные надгробия в виде баранов, вероятно, армянские
Надпись на асамтаврули над входом

Монастырь производит всякие экзотические сорта сыра, шоколад и конфеты из парагвайского какао. Все это можно купить в монастырском магазине. Но цены весьма высокие.


Сушится навоз для отопления зимой


Гандзани
(განძანი, Գանձա)




На полдороги между озерами Паравани и Сагармо на реке и на шоссе стоит большое армянское село Гандза. Оно известно в первую очередь, как родина армянского поэта Ваана Терьяна. В селе есть еще и поныне действующий старый каменный мост через реку Паравани и армянская церковь XIX века.


Каменный мост через Паравани

Церковь Святого Карапета была построена в 1859 году. Организатором и спонсором строительства храма был дед Ваана Терьяна — священник Григор. Также были пожертвованы большие средства местным населением.


Церковь св. Карапета
Памятник Ваану Терьяну
Гандзани
Одна из двух церквей в Сагамо

Проезжаем мимо озера Сагамо. В сосновой роще на его берегу у нас присмотрены в космоснимках места для ночевки. Один из вариантов вернуться сюда ночевать после того, как посмотрим сегодня Духоборию. Высматриваем качество грунтовых съездов с шоссе в лесок.


Озеро Сагамо и река Паравани
Река Паравани
Шоссе Цалка - Ниноцминда

Одна из основных интересностей Самцхе Джавахети - это Духобория. Духоборы - это исторически русская религиозная группа, отвергающая внешнюю обрядность церкви, идейно близкая к английским квакерам. Дохоборство возникло в конце XVIII века под нынешним Днепропетровском и стало распространяться по соседним губерниям. При Александре I духоборов перестали преследовать, их переселили в Крым с целью освоения пустующих земель и изоляции от православного населения. При Николае I Крым стал безопасным, он быстро осваивался православными крестьянами. И в 1841 году началось переселение духоборов в Грузию и Азербайджан. В Грузии духоборов селили на юге Джавахетии на пустующих в это время землях. Подробно про духоборов Джавахетии можно прочитать здесь.


Катя


Духобория
Гореловка

Один из домов Духоборов. Ныне нежилой

Столицей Духоборов в Грузии стала деревня Гореловка. Здесь, между Гореловкой и Орловкой лютой зимой 1841 года выгрузили первую партию переселенцев. Сейчас это местечко называется Могилочки, и оно особо почитается у Духоборов. Мы хотим найти эти самые Могилочки, а также Сиротский дом.


Армяне на фоне духоборского дома

Сиротский дом

Сиротский дом

Сиротский дом мы нашли в дальней части Гореловки. Это огороженное каменным забором пространство, с несколькими домами с черепичными и дерновыми крышами, центром которого является двухэтажный домик с галереей. Сиротский дом - это место содержания детей, потерявших родителей, и стариков. Сиротский дом был у Духоборов в Крыму, потом он появился и здесь в Гореловке - духоборческой столице. Это "Сион" - своеобразный административный центр Духоборов.


Сиротский дом
Сиротский дом

В Сиротском доме проходят все встречи и события духоборов. Духоборы здесь собираются по праздникам на общую молитву. Мужчины сидят с одой стороны, женщины с другой. Ежегодно они проводят косметический ремонт Сиротского дома.



Сейчас Сиротский дом совершенно пуст, трава не кошена. Духоборы здесь бывают несколько раз в году по большим праздникам. Заглядывая в окна, можно увидеть чистые и опрятные комнаты, но здесь уже давно жить некому.


 
Катя

 
 


Памятная надпись в Сиротском доме

Орловка

Потом мы немного покатались по улочкам Гореловки, посмотрели на заброшенные или заселенные армянами и переселенцами из Аджарии бывшие дома духоборов и поехали в Орловку, чтобы найти Могилочки.


Духоборский дом с верандой
Стена сарая из остатков духоборского дома

Смотрели села духоборов, побывали в гостях в семье Струковых.
В поисках «Могилочек» колесили по Орловке, притормозили у какого-то дома и спросили, как проехать к могилочкам. Подошел совершенно русый светлый мужчина, мы с ним разговорились. Оказалось, что он глава одной из немногих живущих тут в Орловке семей духоборов Струковых.



Нас позвали в дом попить чаю, накормили супом, напоили вкуснейшим чаем с травами с огорода, своим медом, сыром и лавашем. Нам было очень интересно с ними пообщаться, узнали много нового. Например то, что сейчас в Грузии живет около пятидесяти семей духоборов, а мы думали, их уже не осталось, только старики. Но нет.



Мама в этой семье преподает русский язык в орловской грузинской школе, она рассказала, что в наших новостях все врут, русский язык никогда не уходил из грузинской школы, он у них сейчас с 6 по 12 класс по 2 часа в неделю! Это очень много, в нашей школе всего на час в неделю больше. Но дело, видимо, в педагогах. Хороших мало, поэтому молодежь плохо говорит по-русски. Это нам подтвердили потом и сваны.



Наши дети нашли общий язык с детьми Струковых, Ксеня учесала разговаривать к своей ровеснице, Надя с Ниной играли с их сыном Илюшей. Долго сидели, не хотелось уходить, на прощание Сашка сбегал в машину за балалайкой и Ксеня в благодарность сыграла и спела хозяевам.



Вот и польза от инструмента, по поводу которого Кирилл ворчит, разгружая и загружая машину.  Струковы уговаривали нас остаться на ночлег, но мы решили все же ехать дальше, еще было немного времени, да и обременять гостеприимных хозяев не хочется, нас все-таки не двое, а семеро, да еще каких шумных.


зрители

Мы попрощались со Струковыми, они нас проводили до машины и рассказали, как найти Могилочки. Оказалось, все очень просто. Не понимаю, как я их не заметил на спутниковых снимках.


Заброшенный духоборский дом

Могилочки


Могилочки - это небольшое огороженное мощным невысоким каменным забором кладбище, где были похоронены самые первые духоборы, умершие на этой земле. Могилочки находятся в балке Терпение, это то место, где провели зиму первые духоборы в 1841 году. Эту зиму не пережили многие духоборы, ведь здесь до них была непаханая целина и не было вообще ни одного дерева. Их выгрузили и оставили фактически на верную смерть в бескрайнем поле без запаса еды. Выжили далеко не все каким-то чудом в землянках.



Могильные памятники сделаны, видимо, в конце XIX или начале XX века и они очень интересны. По архитектуре это типичные уменьшенные небольшие часовенки, которые можно увидеть в Армении и иногда в Грузии. Тем необычней увидеть на них декорации в духе неоклассицизма и безграмотную кириллицу.


 


Вечер уже был близко, нам пора было искать место для ночевки. Мы решили не рисковать, и поехали немного назад к озеру Сагамо к присмотренному съезду в сосновый лес.



Ночевка очень приятная в сосновом лесу около озера …

Вечером после ужина жгли костер и играли в крокодила. Когда пожгли все дрова, приготовленные Сашкой на вечер, разошлись в темноте спать.

 

Часть 3 Часть 5

     

Оглавление

На страницу с путешествиями