Часть 1

День 1. (13 августа) Утром после завтрака собирались и перепаковывали машину. Едем дальше вниз по Баксанскому ущелью. Нам надо сначала отвезти Мокровых и Степу на автостанцию в Баксан. Благополучно проскочили круг на трассе, нас снова 11 человек в автобусе, не хочется встречаться с ДПС. Выгрузили Мокровых, попрощались и поехали путешествовать.
В Старом Череке мы хотели позавтракать в полюбившемся мне местном ресторане, но он только-только открылся, и нас не готовы были накормить рано утром. Позавтракали мы уже в Северной Осетии в кафешке при въезде в село Мазур. Поели отличнейших осетинских пирогов с мясом и сыром, запивали местным осетинским пивом.



Утром. Лагерь в Баксанском ущелье

Нузал

Мы поднимаемся в горы по Ардонскому ущелью по Траскавказской магистрали. Конечно же мы не могли не остановиться в Нузале ради уникальных фресок Нузальской часовни.
Часовня стоит посреди несколько депрессивного села, к ней ведут с дороги указатели. Местные мужички нам сказали, где живет хранитель часовни.



Прежде всего удивляешься несоответствию между совершенно примитивной архитектурой часовни, напоминающей увеличенный осетинский склеп, и изысканными фресками внутри. Все, что связано с часовней очень интересно. Некую неплохую компиляцию всего, что есть интересного про Нузальскую часовню можно прочитать здесь. Но все, кто пишет про Нузал, цитируют явно или неявно, ссылаясь или не ссылаясь на статью Дениса Белецкого "Заметки о нузальском храме". К сожалению, найти ее в сети не удалось.


Деисус

При первом взгляде эти фрески по колориту и по выражению ликов, по выразительности фигур и поз напомнили мне фрески палелоговского времени, виденные мной в Грузии. Почему-то сразу вспомнилась церковь Убиси.


 

Не так давно при расчистке росписей была найдена подпись художника, из которой следует, что он был местный осетин. Но уровень росписей свидетельствует, что он обучался в Грузии.


Пещерная крепость в скале напротив Нузала
Двор в Нузале

Зарамагское водохранилище

После Нузала проехали поворот на Цей. Цейское ущелье интересно в горно-туристическом плане. Кроме того, там есть горнолыжный курорт.



Дальше проехали Зарамагское водохранилище, на котором был сильнейший ветер, и вскоре уже были на Пограничном пункте. Он расположен задолго до Рокского туннеля и границы.


В Южную Осетию въезжали по российским паспортам, чтоб потом не было проблем в Грузии. Как и при въезде в Абхазию пограничникам не понравилась разрисованная детьми страничка в моем паспорте. Но у меня с собой на этот случай был загранпаспорт. Так что проблемы не возникло.
Проехали Рокский туннель и оказались в Южной Осетии. Вскоре был и КПП с Осетинской стороны. Точнее, это пародия на КПП, ни на въезде, ни на выезде там ничего у нас не проверяли.
Спускаемся по Рукскому ущелью. Серпантины дороги и полузаброшенные деревни. Кое-где торчат развалины осетинских боевых башен.


Нарзан


Нарзан, похоже, искусственного происхождения. Видимо, это скважина, труба которой обросла отложениями солей.
Мы попили нарзана и погуляли, чтобы немного размяться.


 

Едем по Транскаму дальше. Проехали Гуфтинский мост, на котором в 2008 году был сбит, то ли специально сброшен заглохший танк. Ориентируемся по OSM-овской карте и перед стертым с лица земли грузинским селом Чех (Кехви) съезжаем на грунтовку, чтобы попасть в крепость Чех.


Крепость Чех


Переехали вброд ручеек, стали подниматься в горку, но дальше проехать не смогли. Развернули автобус и пошли пешком. Дорогой давно не пользовались, она размыта и проходима только для подготовленного внедорожника.


Поднимаемся на холм с крепостью

Крепость - это средневековая руина довольно скучная и малоинтересная. Построена из мелких камней, видимо, со дна долины. Чисто утилитарное сооружение, которое, похоже, изначально не рассчитывали на долгое время. Стены и круглая башня были разрушены, и в более позднее время возведены заново на старом фундаменте.


Катя читает заметки про крепость

 
 
Катя
Саня

На обратном пути к машине мы обратили внимание в роще на традиционные для Грузии столы, лавки и навесы для застолий на свежем воздухе. Видимо, до войны это было очень популярное место для таких пикников. Сейчас все эти деревянные сооружения пришли в крайнюю ветхость.


В роще места для традиционных грузинских застолий

С Транскама мы сворачивали к крепости в месте, где стояло грузинское село Чех (Кехви). Сейчас ничего уже о нем не напоминает кроме странного ландшафта: пустыри и следы доро - деревенских улиц. На гугльснимках все еще видно остовы домов (стены без крыш) и сады вкруг них, но на более поздних спутниковых снимках уже нет никаких руин. Дело в том, что остатки грузинских сел сносятся подчистую, то есть просто абсолютно, сады тоже уничтожают, оставляют только церковь. Тяжелой техникой разбирают дома и вывозят на камазах. Здесь это произошло уже несколько лет назад, а завтра мы увидим, как это происходит.


Карта

Цхинвал

Церковь Св. Георгия Кавтинского

Уже вечерело. Сегодня в планах было осмотреть Цхинвали и отъехать где-нибудь переночевать. Мы прокатились по невзрачной центральной улице на юг, а потом параллельными улицами возвращались в центр, осматривая всякие интересности, на которые Цхинвал довольно беден.


Церковь Св. Георгия Кавтинского
 
Фрагменты стен
В Цхинвали
Развалины в Цхинвали
Церковь Рождества Богородицы, 1718 г.

Мы погуляли по площадям, улицам и переулкам вокруг центральной церкви и административных зданий города. Нашли по адресу ту контору, куда нам надо завтра обращаться за согласованием маршрута для пропуска в ппогранзону..


Дома в Цхинвали
Подпруженныя Большая Лиахви в цетре Цхинвали
Кавказские домики
Недалеко от центра
Старый дом
Крыльца и террасы

Цхинвали - малоинтересный город. По большому счету здесь смотреть не на что. Городская застройка неоднородная, старые дома перемешаны с домами 1930-х, годов и послевоенных. Часто встречаются, как и везде на Кавказе, большие деревянные застекленные террасы на втором этаже. На домах столетней давности много где отвалилась штукатурка и обнажила каменную кладку. Строили здесь из мелкого речного булыжника, клали его на раствор рядами, каждый ряд с наклоном в разные стороны. Часто несколько рядов камней перемежаются для прочности слоем из тонкой плинфы. Не заштукатуренная такая кладка сама по себе смотрится красиво.


Парламент

Новый Осетинский музей, а старый грузинский руинирован и заброшен

В Цхинвали мы накупили продуктов для ужина и завтрака, купили местного "домашнего" вина. "Домашнее" вино - это малосъедобная брага, которая, может быть, вообще опасна в больших количествах. Как мы поняли, здесь только такое вино. Осетины, конечно, не умеют делать нормальное вино. Все-таки виноделие - это традиционная культура. Правда, в Грузии все же тоже можно нарваться на такую же брагу.


Театр, 1930-е гг.
Стандартная кладка из речного булыжника

В сумерках поехали вверх по Транскаму искать место для ночевки. Но сегодня воскресенье, время пикников. На всех съездах к реке стоят машины, играет музыка, готовят шашлык. Пришлось отъехать километров на 15. Встали на краю поля над обрывом рядом со строящимся домом. Дом, надо сказать, будет очень красиво расположен. От нашего места можно было минуты за три спуститься по крутой тропе к Большой Лиахве. Вода была теплая, и мы все после того, как поставили лагерь искупались, а точнее, помылись в быстрой реке.


Ужин на скорую руку

 

Поход вокруг Эльбруса. Часть 10 Часть 2

Оглавление

На страницу с путешествиями