Подъем на перевал Кюкюртлю

Утром сушим мокрые вещи

День 10. (10 августа) Восточный склон нашего ущелья довольно крутой и высокий, и солнце утром до нас добралось поздно. Но на ветерке и горном солнце все сохнет очень быстро. Так что мы высушили все промокшие вчера вещи и даже ботинки.

Завтрак, сушка и сборы
Ждут, пока соберутся остальные
Катя и Филя
Начали подъем. На плато внизу был наш лагерь

Подъем начали по косой длинной полке сразу от лагеря. Подъем шел по осыпи и камням, но все равно иногда встречались фрагменты тропы и турики. Утром перед нами прошла одна группа. Они ночевали чуть ниже нас, но утром встали и вышли сильно раньше нас.
Нам все же кажется наш режим (все свстают в 6:30 или 7:00, в зависимости от сложности предстоящего дня) самым оптимальным. Лишний час с утра мало что решает, но зато теплее и комфортнее утром собираться, да и можно высушить запотевшие за ночь тенты палаток и не тащить на себе лишний вес.

Последняя стоянка под перевалом и примерная линия движения

Все-таки выше была еще одна достаточно удобная стоянка. Но здесь как-то плохо с водой. Конечно, рядом снежник, и с него что-то капает, но все же это не ручей. Идем дальше просто по сыпухе, иногда встречаем туриков, но толку от них мало, общее направление мы и так знаем.

Очередной привал
Подъем по сыпухе
Вид вниз. Видно место нашей стоянки, хорошо видно перевал Кольцовый и тропу с него

Подъем по сыпухе был очень тяжелый. Каждый шаг давался как два, ибо ноги съезжали вниз сместе с камнями. Кроме того, надо было внимательно следить, чтобы траектория движения была такой, чтобы не пускать камни на тех, кто ниже тебя. Но все равно иногда приходилось идти друг под другом.
Здесь, на сыпухе, догнали остатки наших соседей по стоянке. Несколько человек еле еле ползли по камням. Потом они просто сели и бесконечно долго отдыхали. А остальные из их группы ушли далеко вперед.

Привал на сыпухе

Траверс сыпухи

По сыпухе мы шли вертикально вверх, это было очень тяжело. Потом мы уперлись в скалы и стали траверсом забирать под ними вправо в сторону перевала. Под нами тоже были скальные сбросы, на которые легко можно было съехать по сыпухе.
Из под ног постоянно съезжали большие камни, некоторые с грохотом катились вниз. Хорошо, что при траверсе под нами никого нет.
Ну вот мы вышли из под скал. До перевала остался крутой подъем по среднему курумнику. Уже лучше, во всяком случае, ничего не едет из-под ног при каждом шаге.

Жизнь
Перевал близк, видно место для экстренной стоянки
Ксеня. До перевала рукой подать. Вдали видно перевал Кольцовый, тропу, и даже наше вчерашнее озеро
Катя. Долина Улу-Хурзук

Перевал Кюкюртлю, 3669 м

Саня и Главный Кавказский хребет. Внизу перевальчик Акбаши, 3364 м
Вид с перевала сквозь перевал Акбаши. Внизу висячая долина Актерек, по которой мы будем спускаться

На перевале было несколько человек из той странной группы. Их руководители или инструктора убежали вперед и уже второй час ждали на перевале остальных. А остальным там очень-очень плохо. Дай Бог они до сюда доползут через пару часов.

Вид с перевала на долину Акбаши, мы в нее не пойдем

На перевале все были в легкой эйфории. Подъем был очень тяжелым и сложным, но вид отсюда вознагрждал нас за все трудности. На перевали все отдыхали, фотографировались и любовались видами на Кавказкий хребет и райскую долину Кубани у нас под ногами.

На перевале
Сестры
Ушба, наверное. Непрвычный ракурс

По плану с этого перевала Кюкюртлю мы должны были не спускаться, а траверсом пойти налево, на восток, траверснуть стену долины Актерек и слегка спуститься на перевал ЭКТ. А дальше с перевала ЭКТ мы должны были спуститься в ущелье Хотютау и оттуда уже идти через перевал на ледник Азау.

Панорама крутится мышкой
Команда на перевале

Но у нас был один полный день в запасе. Устраивать дневку в ущелье Хотютау неинтересно, это достаточно высоко. А внизу притягивает взгляд райская долина Кубани. Посмотрели внимательно на карту, и план сложился сам собой. С нашего перевала мы немного траверсируя налево спускаемся на перевальчик Акбаши и уходим в соседнюю висячую долину Актерек. По ней спускаемся к Кубани и завтра там устриваем полудневку. Сходим в кош или просто расслабимся в очень красивом месте. Можно было спускаться с превала прямо вниз по долине Акбаши, но тогда на Кубань мы попадаем сильно ниже, туда, где уже есть люди. Нам бы хотелось более диких мест.

Только Гетмановы
Только Мокровы.
Яночкиных меньше всего
Спуск

Начали спуск. Сначала просто вниз по тропе. Но главное не увлечься и вовремя уйти траверсом направо. Но там даже нашлись какие-то намеки на тропу. Или просто в этом году прошла по сыпухе какая-то группа.

Фото Мокровых. Траверс на перевал Акбаши
Вид на перевал Акбаши
На гребне. Внизу висячая долина Акбаши

Спуск с перевала Кюкюртлю через перевал Акбаши
и долину Актерек

Ждем остальных

Мы вышли на хребет чуть выше перевала. На хребте дождались остальных (не у всех получается быстро бежать вниз по сыпухе) и устроили привал. С перевала приметили внизу плоские зеленые полянки между ручьями и решили устроить там обед. На перевал не стали спускаться, а пошли по склону долины прямо вниз.

На хребте. Перевал Акбаши чуть ниже
Спуск в долину Актерек
Незабудки
Висячая долина Актерек
Здесь, на ровной травке устроим обед

Обед
Дележ
Спуск

Дальше вниз спускались по левому борту долины, постепенно поднимаясь относительно ручья, поскольку надо было пройти над скальными сбросами. На osm-овской карте был трек по этой долине. Мы иногда на него выходили, но никаких намеков на тропу не было.

Нам туда, в долину Кубани
На козей тропке
Траверс над каньоном

Подходя к выходу висячей долины мест для маневра оставалось все меньше. Мы шли по очень крутому травянистому склону между скалой слева и скальными сбросами немного ниже нас над каньоном. В самых узких и трудных местах проступала то ли человеческая, то ли козья тропка, обнадеживая нас, что мы не упремся в скальный сброс.

Райская долина Кубани
Уллу-Кам сливается с Уллу-Езень и получается Кубань

Вышли из нашей висячей долины на крутой склон основного ущелья. Теперь линия движения хотябы ясно читается до конца. Но на пути еще много неприятностей и небольшой кусок простого лазания.
Спускаться по очень крутому травянистому склону тяжело. Можно на каждом шаге подскользнуться на траве и покатиться вниз. Ноги и колени быстро устают, ступни сбиваются в ботинках.

Уллу-Езень
Панорама крутится мышкой
Крутой травянистый склон
Санек
Долина все ближе

Долина Кубани

Внизу у этого леска хотим заночевать
Саня
Уллу-Езень

Наконец, мы спустились в основную долину. В леске мест для лагеря не нашлось, но мы зато надолго зависли в большом малиннике. Кроме малины иногда попадалась и земляника.
Лагерь поставили у ручья, текущего из нашей долины. Плоских мест было очень мало, поэтому палатки стояли очень далеко друг от друга. Нашли отличную удобную ложбинку, в которой устроили кухню и "столовую". А недалеко от нашей палатки ручей образовал естественную ванну, в которой было очень здорово купаться. На следующий день мальчишки сделали апгрейд этой ванны, превратив ее в бассейн.

Спустились. Долина Кубани
Катя
Лагерь
Райское место

Самое начало Кубани всем очень понравилось. Здесь настоящее райское место для стационарного лагеря. Ручей, дров завались, ягоды, а, главное, красивейшие виды. Да и сходить в радиалки здесь есть куда.

Из этой висячей долины Актерек мы спустились