День 13. (18 июля) Войти в нормальный режим опять не удается, что ж такое!? Мы с Кириллом встали в 8 утра, устроили стирку и переборку вещей после вчерашнего плавания. Погода располагала к долгой хозяйственной возне, потому как светило солнце, но вообще не было никакой летающей гнуси. Оба приняли душ, хорошо, что озерная вода не ледяная. Для стирки воду грели в котелке. Полоскать Кирилл ходил на перекат.

Утро

Потом встала Ксенька, убежала опять играть в лодку, а Саню поднимали с большим трудом уже прямо перед завтраком. Мыли его чуть не насильно, совсем одичал. Такие душераздирающее вопли местным коровам слушать, наверное, еще не приходилось. Никто так неохотно не расстается с грязью, как Санька. Чистюля Кирилл воспринимает это почти как личное оскорбление, на этой почве у них в поездке бывает не одна перепалка.

Мостки рядом с нашем лагерем

После завтрака дети ушли мыть посуду, а мы начали собирать лагерь. Когда закидывала вещи в машину, увидела, что у детей жуткий беспорядок и песочница под ногами. Спросила Кирилла, он дал добро на уборку, раз уж все равно копаемся столько времени. Хорошо, что у нас с собой есть маленький пылесос, работающий от прикуривателя. Врубила его и минут за 20 убралась у детей и у нас, потом подошли Саня с Ксеней и мытой посудой и помогли мне допылесосить и помыть полы. Как же приятно в чистой машине. Только влажно в ней очень от развешенного сушиться белья.

В машине после стирки
Причесывание на пароме

Выезжаем в 12, быстро докатываем до парома. Встаем в очередь и минут 40 ждем его. Мальчики ловят рыбу, вернее, пытаются, я причесываю Ксеньку и читаю.
Первый паром 95 крон, второй 276. Первый контролер не посчитал детей, а второй посчитал, за них двоих взяли как за взрослого 54 кроны.

Первый паром на 17-й дороге
Фьорд Arhaugfjorden и гора Rismålstinden

После первого короткого парома объехали Тьонгсфьорд и, почти не ожидая, загрузились на паром на второй более длинной переправе по Мелфьорду и Сёрфьорду.

Værangfjorden. Гора Værangstinden

Горло Мелфьорда
Водопад
Сёрфьорд
Пересекаем Полярный круг
Серфьорд

После второго парома не спеша едем вдоль пролива Aldersudnet и останавливаемся в отличной видовой точке. Решаем здесь устроить полноценный обед с готовкой супа. Пока Аня возилась на кухне, дети гоняли на великах по большой парковке и гуляли по плоским скалам над морем...

Пролив Sjona и остров Tomma
Средняя точка - место обеда
Пролив Aldersudnet
Обед
На пароме

Потом снова паром, теперь через узкое горло длиннющего Санфьорда.

Несна

После этого, третьего за сегодня парома едем по более населенным местам. Впереди городок Sandnessjøen. Перед городком проезжаем по большому красивому мосту через Лейрфьорд. Мост, кажется, упирается в огромный горный массив Alsta, но, попав на мелкий островок, дорога резко сворачивает в сторону города.

Мост и массив 7 сестер

Этот горный массив чаще называют "7 сестер", поскольку в нем четко выделяются семь вершин, каждая из которых имеет свое имя. По 7 сестрам проложено множество маршрутов разной сложности.

Алстенфьорд
Семь Сестер

Сейчас вершины Семи Сестер полностью скрыты облаками. В планах максимум у нас значился трекинг по этому массиву, но сейчас с некоторым сожаление проезжаем мимо.

Alstahaugfjorden

После городка дорога извивается по интересной цепочке мелких островков до деревеньки Tjøtta, откуда нас забирает последний на сегодня паром. Корабль долго петляет между островов, пока, наконец не причаливает в деревне Fotvik.

До следующего парома ехать совсем немного, но паром будет теперь только завтра. Нам надо на этом коротком куске дороги найти местечко для стоянки. Но как назло все съезды тщательно перегорожены веревочками. Думается, хозяева местного кемпинга развесили веревочки с табличками, чтобы собрать все кемперы к себе. Это были обычные съезды, открытые в других подобных местах.

Мы вынуждены были тоже заехать в этот кемпинг самообслуживания и остаться там на ночь. Это не кемпинг, а стоянка для кемперов, там не было даже туалета. Так что наша жизнь ничем не отличалась от стоянки в лесу, никакими сервисами (сливом/заправкой воды для кемперов) мы не пользовались.

Поставили под дождиком палатку
Закат

Вечером за ужином Кирилл читает норвежские сказки, дети слушают и удивляются. Древние сказки непохожи на наши, отмороженные какие-то, совсем простые, все похожи на упрощенные мифы, все объясняют то или иное явление в жизни. А поздние явно похожи на наши, то ли сюжеты бродячие были, то ли еще что. Дети комментируют: в какой нашей сказке были те же повороты сюжета.

День 14. (19 июля) Сегодня у нас в планах посмотреть "гору с дыркой" Torghatten и продолжать двигаться по 17-й дороге дальше на юг.

Не все любят молочный рис :)

Первого парома ждали очень долго, наверное, час. Гуляли, пытались ловить рыбу, читали, сливали на макбук фотки...

Велфьорд
Велфьорд. Гора Inerhatten

Гора с дыркой - Torghatten

Виды с дороги вдоль Торгфьорда

После этой первой короткой переправы мы сворачиваем с дороги 17 на 54-ю и въезжаем в курортный городок Brønnøysund. Город занимает длинный узенький полуостров, дорога проходит прямо через центр городка насквозь. Потом мы по красивому высокому мосту с плавным поворотом в вершине выезжаем на островки, которые связаны ниткой шоссе с большим островом Торгет.
Наша цель - гора с дыркой, она находится на самом юге этого острова.
Паркуемся на большой переполненной парковке (сегодня ведь воскресенье), надеваем трекинговую обувь и выходим на оживленный маршрут.

Мороженое любят все!
Готовимся к трекингу
Гора с дыркой - Torghatten. Фото с турсайта региона. Мы поленились ехать фоткать на другой берег
Восточный вход в дырку
Вид сквозь дырку на запад

Идти совсем близко, мы с привалами поднялись до дырки за полчаса. Восточный вход - маленький, пещера уходит с большим наклоном вниз и расширяется к западному входу.

Внутри дыры. Спускаемся к западному входу
Дыра на восток направлена в небо
Дыра с запада на восток

Внутри дыры ощутимый сквозняк, сверху с горы постоянно что-то капает. Некоторые туристы проходят сквозь дыру насквозь и спускаются с другой стороны. Назад к парковке возвращаются по живописному южному берегу острова.

Вид из дыры на запад
Вид из дыры. Справа остров Хилёй
Дыра с запада
Спускаемся к машине
Среди островков к югу от горы во время отлива

После легкого похода мы поехали на самый юг острова, чтобы найти место для обеда. Проехали насквозь через кемпинг и оказались на грунтовке, которая через небольшой ухабистый участок с мелкими кустами в колеях вывела на литораль. Я вышел из машины и походил по обнажившемуся дну. Почва была очень плотная, и мы смело выехали на песок.

Отлив
Нехитрый обед

На небольшом островке устроили обед из пармезана, местной колбасы, помидоров, хлеба и плавленого сыра. Пока Аня нарезала все это, дети возились в песке, строили какие-то трассы и дорожки...
Начинался прилив, вода подступила уже близко, мы собрались и поехали путешествовать дальше...

Вид с моста на Торгфьорд
Мост на 54-й дороге в городке Brønnøysund

Возвращаемся через город назад на 17-ю и держим путь дальше на юг. После примыкания 76-й дороги 17-я стала совсем забытой. 76-я соединяет ее с Е-6, и, видимо, выводит основной трафик на нее. Может, и нам стоило уйти на Е-6 здесь, а не как запланировано немного южнее.

Снова паром

После короткого парома через Биндалсфьорд 17-я стала совсем заброшенная. Но тем интересней было по ней ехать. Шоссе превратилось в обычную южнонорвежскую однополоску с карманами для разъездов. Покрытие испортилось.

В районе Сорфьорда дорога снова стала обычной. Здесь 17-я особо хороша. Шоссе вьется вдоль изрезанных берегов фьордов, повторяя все их очертания. Иногда в узких местах пересекает горла боковых фьордов или туннелями протыкает крутые прибрежные скалы...

Очень красивое место Kollstraumen, где большой залив Kollbotnet соединяется узким проливом, зажатым с двух сторон скальными стенками, с Сёрфьордом. Но там непонятно, как все это сфоткать...

Вода

В конце этого самого залива мы съехали на грунтовку в поисках места для палатки. Но дорога не дошла до берега. А здесь хотелось найти красивое место. Пришлось вернуться. На карте видно наши попытки найти красивые места для лагеря.

На грунтовке. В поисках дикого кемпинга
Грунтовка с отбойником

Сделали еще одну попытку: уехали далеко по разбитой грунтовке в горы. По карте грунтовка заканчивалась у лесного горного озера, но реально до берега она не дошла...

В итоге встали на заурядном месте рядом с местной тупиковой дорожкой к этому озеру. Стояли на ручье Лангбогэльва, впадающем во фьорд Иннерфолда, глубоко врезающийся в материк. На ручье в заводях можно было хорошо искупаться в пресной воде.
За вечер мимо нас не проехала ни одна машина.

Ждем ужина, папа читает сказки

День 15. (20 июля) Мальчики встали на час раньше нас, Кирилл перенес спящую Ксеньку мне в спальню, вынул проколотый детский матрас, и они у Саней ушли на речку проверять, где в нем дырка. Нашли две дыры в классическом месте, заклеили. Как потом оказалось, дырка заклеилась идеально, больше матрас не спускал.
Я утром искупалась в заводи, которую нашел Кирилл чуть выше по течению.

Мытье посуды

Уходим на 775-ю налево в сторону Е6, потом уже по Е6 немного возвращаемся на север до 64° 32' 28.95" N  12° 27' 18.85" E водопад Fiskumfossen. Остановились у первого водопада. Пока дети застегивали сандалии, к нам подошла пожилая немецкая пара и стала возмущенно объяснять на английском, что с них при входе взяли по 10 евро, а показали только четырех рыбок в аквариуме. Водопад до нуля разобрала электростанция. Они решили предупредить нас, чтобы мы впустую не тратились. Кирилл поблагодарил, мы поехали дальше.

Водопад Formofossen

Потом едем на юг по Е6 до водопада 64° 24' 1.96" N  12° 20' 18.69" E Formofossen. У второго водопада никакой электростанции не было, мы еще с моста видели бушующую воду, красота. Где-то внизу Кирилл разглядел кого-то в купальнике, радостно сообщил, что мы все купаемся под водопадом.

На парковке вынули купальные принадлежности и бодро пошагали вниз к воде. Очень красивая река с небольшим расходом воды, но крутыми берегами и узким горлышком, через которое проходит вода, чтобы потом упасть с высоты метров десять.

Спуск в каньон к водопаду
Водопад

Течение в реке образуется такое, что подплыть к водопаду Кириллу не удалось, зато все вдоволь напрыгались в воду и накупались. Удивительно, что все норвежские реки, стекающие с гор в море, успевают прогреться, купаться в них совершенно комфортно.

Напрыгались и наплавались. Переоделись и вернулись в машину. Теперь будем долго долго ехать до Тронхейма.

Тронхейм

Сначала мы заехали в крепость Кристиансен, построенную в XVII-XVIII веках. Здесь по большому счету нет ничего интересного. Большая отреставрированная башня XVII века, пушки, парочки, загорающие на травке и вид на город...

Пушки
Вид на город от крепости
Колодец
Нидаросский собор. Западный фасад

Нидаросский собор нас разочаровал. Мы думали увидеть, что-то настоящее средневековое, но разглядывая сухие угловатые фигуры западного фасада, полезли листать путеводитель. И правда, все скульптуры западного фасада - продукт "реставрации" 1900-х годов. Такая обычная модерновая ледюковщина, как на соборе Парижской Богоматери и других "зареставрированных" готических памятниках.

Идеологи недавно основанного Норвежского королевства, кроме обычных принятых скульптур распятия с предстоящими и апостолов, изобразили на западном фасаде королей и местных святых. Автор-скульптор сделал что-то среднее между фигурами реймсского собора и модерновыми изображениями древних норвежских героев.

Распятие
Роза

Мы надеялись увидеть скандинавское средневековье, а увидели стандартный европейский взглдяд эпохи модерна на средневековую старину...

Местные святые
Ирод
Западный фасад
Хор собора

Собор строили мастера из Англии, поэтому исследователи видят в его архитектуре много общего с известными английскими аналогами. Собор сильно восстанавливали после пожаров, последний раз во второй половине XIX века.

Главный неф
горгульи
горгульи - водосливы

Мы очень любим рассматривать у средневековых церквей водосливы-горгульи. Обычно мало кто их замечает, но они стоят того, чтобы обратить на них пристальное внимание. Здесь каменщики не были связаны каноническими сюжетами и, поэтому, "отрывались по полной".

Кого здесь только нет: всевозможные чудища, множество всяческих уродцев, обезьяны и люди в среднвековых одеждах. Конечно, у всех открыт рот, все что-то истошно кричат, ведь вода должна через что-то сливаться.

Этот, и те, которые ниже, похоже, продукты реставрации XIX - XX веков
Паром через Халсафьорд

Подъезжая к Кристиансунду, мы пытались найти место для стоянки. Ну здесь как-то совсем с этим худо. Места слишком заселены. Все съезды куда-нибудь ведут, все старые дороги превращены в велодорожки, подъезды к рекам и озерам перекрыты. В итоге мы встали в метрах 50 от дороги на чей-то грунтовой парковке для дачного домика. От парковки до него еще надо идти метров 200. Домик был пустой, и было уже поздно, поэтому мы решили занять эту парковку.