Лофотены

Тролльфьорд

День 10. (15 июля) Встали в 8, хотя проснулись и того раньше, солнце нагрело воздух в палатке так, что там трудно было находиться, хотя мы ни на одну из палаток не натягивали темные тенты. Кирилл первый вылез, чтобы искупаться, на него накинулись мошка и слепни разом. Мы посмотрели на все это и решили срочно делать ноги без завтрака, пока нас окончательно не сожрали. За минут 20 все сложили, оделись и понесли вещи к лодке. Нам не повезло, опять отлив, опять до воды топать по скользкой капусте. Все приноровились, кроме Ксени, она совсем на капусте беспомощная. Быстренько уложились и отчалили.

Выплываем из Тролльфьорда в пролив Raftsundet

Сначала отплыли от берега, перебили увязавшихся за нами слепней, а потом уже спокойно погребли. Солнце, красивейший фьорд, скалы во мхе – красота. Дала детям приготовленное в качестве завтрака баловство – печенье и сгущенку. Они, конечно, были только рады есть сладкое вместо манки. Плыли, отдыхали, смотрели по сторонам.

Довольно резко начала меняться погода, набежали тучи, начался ветер. Через какое-то время пошел дождь, Кирилл быстро достал из гермы куртки, все оделись и спокойно погребли дальше. Видели отливные водовороты, резвящуюся рыбу, семейство черно-белых красноклювых птиц (не тупиков, их сейчас тут нет), орла (видимо). Кораблей и лодок утром нет.

Здесь мы причалили. Горы Тролльфьордватн на острове Ауствагойя

Переплыли открытую воду, где налево был океан, а направо через сотню километров материк. Без труда нашли те лодочные сараи, у которых стоит наша машина, воткнулись в песок перед капустой, вышли на берег и начали под дождем таскать вещи из лодки к машине.

Мы с Саней носили гермы, Кирилл разбирался с надувным багажником на крышу для лодки, потом подтащили и байдарку к машине. Саня, когда у него хорошее настроение, отлично помогает наравне со взрослыми.
Ксенька спряталась от дождя в машину и смотрела на всех из окна.

Дальше началось забавное, все перемешалось: дождь, гора герм, какие-то пакеты, мокрые жилеты, фартук и юбки, немного усталые и замерзшие люди, байдарка, машина и велосипеды. Кирилл пытается привязать надувной багажник к крыше, понимает, что лопнули какие-то металлические пряжки на нем, задумывается и начинает вязать узлы руками. Потом надувает баллоны багажника и мы поднимаем лодку на крышу.

Пока крепим велосипеды, смеемся, психи, что тут скажешь. Положили пятисполовинойметровую лодку на какие-то надувные колбаски на крышу. С лодками по Норвегии народ ездит, но вот с лодкой и четырьмя великами пока никого не видели. Я в такие моменты всегда сразу прикидываю, что самое страшное может случиться, понимаю, что жизням нашим ничто ни в коей мере не угрожает и расслабляюсь. Поломать машину или потерять лодку не страшно.

Дети тоже в тихом шоке, они улыбаются и вылезают из окон поглазеть, папа шикает на них. Обходим машину вокруг, понимаем, что хорошо бы закрепить нос лодки и подкачать задние колеса. Все это быстро осуществляем, раскидываем по багажнику мокрое барахло, чтобы сохло, и Кирилл медленно-медленно неуверенно стартует.

Пролив Raftsundet

Снова едем по 868 дороге назад в сторону Е10. Вчера было солнечно, но ветренно, сегодня почти полный штиль, но небо затянуто мрачными низкими тучами. В тихой воде фьорда отражаются остроконечные снежные вершины лофотенских гор...

Проверяем, как поведет себя машина с лодкой на разных скоростях, поворотах и т.д. Все ничего, как ни странно. Изнутри машины стропа, идущая от бампера к носу, и красный нос лодки кажутся воздушным шариком на веревочке. Говорю это вслух, Кирилл смеется, он тоже так подумал. Чем более дурацкие и рискованные предприятия устраивает Кирилл, тем все радостнее и сплоченнее.

Такие дела...
Слёверфьорд

Едем дальше по Лофотенам с острова на остров то по мостикам, то по туннелям, смотрим в окна. Я немного поспала, Саня дочитал «Голуби улетели» Мэккина, отличная книга. Вчера вечером мы дочитали вслух «Добываек», сегодня будем открывать новые книги, это всегда радостно.

Аустнесфьорд
Е10 идет вдоль Аустнесфьорда
Høla. "Залив" и острова к югу от Сволвер

Доезжаем до города Сволвер, Кирилл объясняет, что это центр Лофотен, тут куча магазинов, народу, и вообще ощущается общая движуха. Выгружаемся такие нарядные в супермаркет «Coop», у меня еще мокрый весь верх после дождя, у нас с Ксенькой заляпанные треники, в которых сидели вчера и сегодня в лодке и ползали по скалам. Я пытаюсь что-то возразить и попробовать попросить Кирилла найти в багажнике мою коробку, но Саша бурно возмущается: «А я что, должен в маркет пиджак и бабочку надеть???? Пошли быстро!» Эх… Ну и семейка. Покупаем продуктов, Ксеньке коробочку под ее сокровища (ракушки, части от съеденного чайками краба, морского ежа и т.д.), фруктов и самую дешевую пластиковую коробку ванильного мороженого и идем к машине, а папа идет на поиски рыболовного магазина. Пока мы на парковке уминали мороженое (хорошо, что у Сани есть складные ложка и вилка в кармане), Кирилл купил за 90 крон новую блесну взамен упущенной вчера. Прибежал он уже на самые остатки мороженого и долго возмущался нашей к нему несправедливостью.

Хеннингсвер - Henningsvær

Острова и море вокруг деревни

После Сволвера сворачиваем на 816 дорожку и едем на самый юг острова в рыбную деревушку Henningsvær. Все обочины заставлены припаркованными машинами, дорога очень оживленная. ближе к деревне сразу после первого большого моста мы бросаем автобус и снимаем с багажника велики.

Гора Вёгакаллен

Едем дальше, останавливаемся в селе Хеннингсвер, вернее, не доезжаем до него полтора километра, паркуемся, отстегиваем велики и едем кататься. Дети в полном восторге, Кирилл с Саней едут впереди, мы с Ксенькой позади. Я постоянно говорю ей, что делать, какую передачу ставить, какой рукой тормозить, какой стороны держаться и т.д. Она беспрекословно слушается, умничка, все горки преодолеваем, машины пропускаем, все спокойно.

Пролив Гимсой

Мост в деревню

Деревня устроена точно так же как та, что мы видели позавчера. Но здесь она превращена в модный туристический курорт. По улицам ходят толпы туристов, так что на велосипеде приходится лавировать между ними. Все рорбу идеально выкрашены или покрыты пластиком, у причалов болтаются дорогие яхты и катера...

Henningsvær

Само село мало похоже на их традиционные, видно, что оно раскручено для туристов, стоит море современных парусников, ходят толпы людей, а для Норвегии это вообще-то совершенно нетипично, во всяком случае для той, которую видели мы. Симпатично, красиво, покатались отлично, но это не то место, куда тянет вернуться.

Здесь в сезон сушат треску
Вернулись к машине
Мост через Дьюпфьорд на 816 дороге
Лофотены
Мост на остров Гимсей на Е10

Остров Гимсей

Гимсейпролив

Мы вернулись на Е10 и по длинному мосту переехали на небольшой остров Гимсей. Шоссе проходит 3 км по южному берегу острова и уходит на Вествагойю. Сразу после моста мы свернули на мелкую 861-ю дорожку, обходящую Гимсей по периметру. Сначала дорога идет по горному берегу острова, с него открываются отличные виды на пролив и на горы острова Лангей.

Мост через Гимсейпролив
На дороге 861
Дорога 861

Западная часть острова отделена от восточной большой зеленой заболоченной низиной. Здесь мы покинули 861 и продолжаем объезжать остров по 862 дороге, которая снова выходит на 861.

Eggum

На острове Вествагойя сворачиваем на 994 дорожку на север к местечку Эггум. Здесь нам обещают хорошее место для велосипедной и пешей прогулки.

А вот следующее место раскручено гораздо меньше, но понравилось нам больше. Местечко Eggum. Дорога к нему долго петляет вдоль моря мимо идиллических норвежских усадебок на островках и берегах пресных озер. Дорога узкая, разъезжаемся со встречными машинами на небольшой скорости.

Паркуемся в самом селе и едем дальше на великах. На выезде из деревни в сторону мыса стоит табличка: заплатите 20 крон за въезд на машине или 100 крон за ночную стоянку. Мы проезжаем бесплатно на великах. Закатное солнце, ярчайшее зеленое пастбище, скалы, открытый океан – красота.

На велосипедах мы едем мимо разрушенного форта дальше вдоль моря по грунтовой дороге. Здесь на ней ночуют кемперы, заплатившие 100 крон в конце села.

Нижнеее Хеймредалс озеро

На великах тут удобно ехать до следующего заграждения от овец. Нас встречает какая-то сумасшедшая овца, которая как сторожевой пес бросается на велики и непрерывно блеет, дети решают, что это овца-контролер, которая требует 20 крон за проезд. Смеемся, катимся дальше, наслаждаемся океанским ветром и запахами. После загородки идем пешком, дети гоняют овец, рассматривают камни, придумываем вместе, какой камень на что похож.

Гоняют овец

Потом мальчишки бросают нас отдыхать на тропе, а сами идут до вершины холма. Мы с Ксенькой играем в доктора и больного, лежа на огромном теплом камне, играем в «Я вижу»,  болтаем о чем-то, поджидая наших мальчиков.

Озеро Утдалс

Мы с Саней прогулялись дальше по тропе, сходили к пресному озеру и искупались в прохладной воде. Потом вернулись к Ксене с Аней, которые отдыхали, лежа на теплых камнях...

Аня и Ксеня
Семейка
Овцы, за ними форт
Вернулись назад к брошеным велосипедам и доехали до машины
Эггум

Ночевка рядом с Eggum

Ставим палатку

Выехали из Эггума, пора искать место для ночевки. И вот, проехав буквально двести метров от края села, видим еле заметные заросшие травой колеи, уходящие от дороги в сторону моря. Ехать сходу на автобусе не хочется, вдруг там будет непроезжая дорога, а развернуться негде. Я сбегал, оказалось, эта незаметная заросшая дорожка заканчивается небольшой отличнейшей плоской площадкой как раз на машину и палатку. Сразу же за площадкой начинаются прибрежные камни и спуск к морю.

Наш лагерь

Сто лет перебираем вещи, убираем гермы, шмотки раскидываем по коробкам. После похода на байдарке мы накидали в машину под дождем весла, фартук, сиденья и гермы как попало. Теперь надо восстановить привычный порядок вещей в машине. Потом мальчики свинчивают грильницу, мы с Ксенькой орудуем на кухне.

Вид от нашей машины на марину Mjåsundet. Видно соседский кемпер

Наша стоянка совсем рядом с мариной Эггума Mjåsundet. Через некоторое время по дороге на марину встал кемпер недалеко от нас. А чуть попозже приехали еще двое путешественников, бросили машину недалеко от кемпера и поставили небольшую палатку рядом с мариной. Но у нас самое уединенное и замечательное место!

Наш лагерь

Уже часов в 9, наконец, ужинаем салатом, картофельным пюре на сливочном масле и сметане и котлетами с гриля с луком и помидорами. Очень-очень вкусно. Особенно хорошо, что все это на берегу океана.

Между ужином и чаем идем гулять по отливным пляжам.  Саня следит за отпечатками руки и ног и пытается сделать образцовое прямое колесо.

Над Аниной головой видно наш лагерь
Звезда!

Потом дети нашли здоровую живую морскую звезду, которую выбросило на берег, и потребовали, чтобы я ее «спасла». За первой последовала вторая, потом медузы и т.д. Мы с Кириллом махнули на этой рукой, ушли ставить чай и мыть посуду, а дети остались «спасать» всевозможную живность.

спасательная операция

Погода по-прежнему прекрасная, солнце низко висит над кромкой воды, ничто не предвещает ночной бури…